ДТ-20 — колесный трактор, выпускавшийся Харьковским тракторным заводом
ДТ-20 — колесный трактор, выпускавшийся Харьковским тракторным заводом имени Серго Орджоникидзе с 1958 по 1969 год. Всего было выпущено 248400 тракторов.
Трактор предназначен для работы в овощеводстве и садоводстве с прицепными и навесными сельскохозяйственными орудиями, на транспортировке и различных вспомогательных работах, а также для привода стационарных машин.
Трактор являлся дальнейшим развитием конструкции трактора ДТ-14Б. Мощность дизельного двигателя Д-20 составляла 18 л. с. По сравнению с предшественником у трактора были увеличены крылья и изменены стойки тента, предусмотрена педаль для одновременного включения обоих тормозов, изменены конструкции картера главной передачи и число зубьев шестерен бортовых передач.
Важная в работе конструктивная особенность трактора – это возможность изменения его колеи. Чтобы изменить колею заднего моста, нужно было переставлять диски и обод колеса. С управляемыми колесами проще: конструкторы «ДТ-20» предусмотрели для этой цели телескопическую переднюю ось.
Технические характеристики:
Универсальность трактора повышал приводной шкив, применяющийся при работе со стационарными агрегатами, а также элементы для навешивания скоростной сенокосилки типа «КСХ-2ЛБ». Без каких-либо дополнительных приспособлений навесной механизм трактора «ДТ-20» агрегатировался со следующими типами сельхозмашин и устройств: бороны и культиваторы для сплошной и междурядной прополки; опрыскиватели-опылители «ОНК-Б» и «ОШУ-50»; льноподборщики-молотилки «ЛМН-1»; волокуши типа «АВН-0,5»; подборщики лозы «ЛНВ-1,5»; транспортировщики лозы «ПАВ»; платформы для погрузки и транспортировки винограда «ПВФ-0,5».
За двенадцать лет производства был разработан и внедрен ряд модификаций трактора «ДТ-20». Они отличаются друг от друга размером шин задних колес, особенностями электрического оборудования, незначительно – навесными механизмами.
«ДТ-20-С1» – с размером шин «8-32», применялся для культивации междурядий.
«ДТ-20-С2» – с размером шин «10-28», универсальная модель для сельхозработ общего назначения и транспортных перевозок на близкие расстояния.
«ДТ-20-С3», «ДТ-20-С4» и «ДТ-20-С5» – с размером шин «10-28», и крыльями расширенной площади – это специальные модели для экспорта в другие страны. В них в значительной степени доработано и дополнено электрооборудование; имеются фары, стоп-сигналы, фонарь для освещения заднего направления, розетка для подключения сигнализации прицепного оборудования. В модификации «ДТ-20-С5» был даже предусмотрен вентилятор для механизатора.
«ДТ-20 С-6». Вариация с расширенными возможностями работы с навесным и прицепным оборудованием. Усовершенствованию подверглась и электрическая схема трактора.
«ДТ-20В» – гусеничный вариант трактора. Дифференциал поворотного механизма в данной модификации заменили на две многодисковые муфты, смонтировав их на полуосях основных колес. Данная сельхозмашина также нашла широкое применение в виноградарстве и на овощеводческих плантациях.
«ДТ-20К» Модель, отличающаяся высоким клиренсом (полтора метра) и широкой дорожной колеей (2,1 метра). Данный трактор применялся специально для обработки высокорослых сельскохозяйственных культур.
«ДТ-20У» (узкий). Специальная маневренная модель трактора «ДТ-20» с зауженным профилем. Предназначался для работы в теплицах, на животноводческих фермах и в прочих ограниченных пространствах.
В настоящее время «ДТ-20» является раритетной моделью; экспонатом, выставленным в музеях России, ближнего и дальнего зарубежья. Учитывая почтенный возраст модели, оставшихся на ходу тракторов данной марки немного.
Тракторы ДТ-20 сохранились:
- в Саратове в экспозиции под открытым небом на Соколовой горе,
- в экспозиции сельхозтехники в «Музее хлеба» в городе Болгар,
- в экспозиции сельскохозяйственного музея в Тарту,
- в экспозиции Музея народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья (Переяслав),
- в Музее истории трактора (Чебоксары),
- экземпляр трактора ДТ-20 стоит у ТЦ Баррикада в городе Орехово-Зуево Московской области,
- в экспозиции истории села Семьяны (Нижегородская область),
- трактор ДТ 20 стоит в городе Глубоком (Беларусь) и агрогородке Подкраичи Березовского района для всеобщего обозрения,
- трактор ДТ-20 установлен на территории Тульского сельскохозяйственного колледжа имени И.С. Ефанова.
Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/ДТ-20
https://tractorreview.ru/traktory/htz/traktor-dt-20-tehnicheskie-harakteristiki.html