Самоходное артиллерийское орудие (САО) 2С42 «Лотос»
Самоходное артиллерийское орудие (САО) 2С42 «Лотос» было разработано специалистами Центрального НИИ точного машиностроения (ЦНИИТОЧМАШ) в рамках продолжения проекта САУ 2С36 «Зауралец-Д» с 152-мм гаубицей 2А89 (в 2015 году проект закрыт).
САО 2С42 предназначена для замены советской 120-мм авиадесантной самоходной артиллерийско-минометной установки 2С9 «Нона», которыми с 1980-х годов вооружены Воздушно-десантные войска и Морская пехота.
«Нона» перестала «поспевать» за новейшими быстроходными образцами бронетехники, которыми последние годы оснащаются Воздушно-десантные войска. В результате снижается скорость продвижения батальона «голубых беретов». По этой причине командование ВДВ приняло решение, что вся перспективная техника должна разрабатываться на единых узлах и агрегатах боевой машины десанта нового поколения БМД-4М «Садовница».
Установлена автоматизированная башня с 120-миллиметровым орудием, которое совместимо с широкой номенклатурой 120-миллиметровых боеприпасов, в том числе перспективных. Экипаж состоит из 4 человек. САО 2С42 может десантироваться в полностью боеготовом состоянии с военно-транспортных самолетов типа Ил-76 с помощью десантных парашютных систем.
Параллельно с 2С42 «Лотос» в ЦНИИТОЧМАШ разрабатывается новая машина управления артиллерийским огнем «Завет-Д».
В связи с необходимостью установки на 2С42 новых крупных агрегатов, оригинальный корпус БМД-4М был удлинен, при сохранении компоновки и уровня защиты. Общая масса САО 18 тонн. Все члены экипажа имеют собственные люки и смотровые приборы. Места командира и наводчика оборудованы новыми оптико-электронными прицельными устройствами.
В связи с удлинением корпуса и возросшей общей массой машины, оригинальное шасси БМД-4М было удлинено до 7 опорных катков — добавлены дополнительно 2 пары. Максимальная скорость САО составляет до 70 км/ч по дорогам общего назначения, и до 40 км/ч на пересеченной местности. Запас хода рассчитан на 500 км. Установлен дизельный двигатель 2В-06-2, мощностью 450 л. с. Регулируемая гидропневматическая подвеска «Лотоса» позволила увеличить клиренс до 400 мм. Это облегчает десантирование с военно-транспортного самолёта Ил-76 и маскировку на местности.
На орудии установлен соответствующий комплекс, который включает индикаторы лазерного облучения. Фиксируется направление, откуда производится атака, и пусковые установки наводятся практически синхронно. Цель уничтожается специальными аэрозолеобразующими боеприпасами (АОБ-5). Обстрел может вестись в автоматическом или ручном режиме.
Артиллерийский комплекс способен получать целеуказание от машин управления и беспилотников. Кроме того, на САО установлена новая пятиметровая пушка (ствол «Ноны» — 3 м) с дульным тормозом, который уменьшает отдачу от выстрела. Он был разработан в рамках НИР (научно-исследовательских работ) «Нона-2». Сейчас такой же тормоз можно увидеть на самоходке 2С34 «Хоста».
Время перевода из походного состояния в боевое — 30 секунд. Расчетная скорострельность достигает от 6 до 8 выстрелов в минуту, при максимальной эффективной дальности до 13 км. Важным моментом является то, что универсальное орудие будет использовать новейший боеприпас, который обладает большим модернизационным потенциалом. Башня может обеспечить горизонтальную наводку в любом направлении (360°), при этом углы возвышения остаются в пределах от ?4° до +80°. Возможна установка пулемета ПКТ или ПКТМ в качестве дополнительного вооружения.
Важной новацией, реализованной в «Лотосе», стало дистанционное управление орудием. Наводчик находится не в башне, а в передней части машины вместе с водителем-механиком, командир и заряжающий — в боевом отделении. САО спроектировано таким образом, что десантироваться могут все члены экипажа. Конструкция «Ноны» при приземлении позволяет находиться внутри машины только командиру и водителю.
Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/2С42
https://russian.rt.com/russia/article/638745-lotos-artilleriiskaya-ustanovka-vdv