Многоцелевой бронеавтомобиль К4386 «Тайфун-ВДВ»
«Тайфун» — семейство бронеавтомобилей повышенной защищенности, разработанное кооперацией, в которую входят Уральский автомобильный завод, КамАЗ, Ярославский моторный завод, НИИ стали, Федеральный ядерный центр в Сарове, «Магистраль» (бронестекла), МГТУ им. Баумана (подвеска).
Впервые были продемонстрированы в 2011 году на полигоне, 9 мая 2014 года — на военном параде в Москве (Тайфун-К) и на параде 9 мая 2015 года (Тайфун-К, Тайфун-У).
Новый колесный броневик для ВДВ разрабатывался с 2015 года. Целью проекта являлось создание многоцелевой бронемашины, способной перевозить людей и грузы, а также нести разнообразное вооружение. Броневик должен был соответствовать требованиям парашютного десантирования.
Опытный броневик под названием К4386 «Тайфун-ВДВ» впервые показали в 2017 г. В дальнейшем техника проходила необходимые испытания.
«Тайфун-ВДВ» получил однообъемный бронекорпус с комбинированной защитой, соответствующей 5 классу ГОСТ Р 50963-96. Обеспечена защита от взрыва 6 кг тротила под колесом или 4 кг под днищем. В конструкции предусматриваются все основные средства и методы защиты экипажа от негативного влияния взрыва. В частности, экипаж и десант размещаются в энергопоглощающих креслах.
«Тайфун-ВДВ» создан для езды по всем типам дорог, а если нужно, то может ехать и по бездорожью. Броневик оснащен двигателем КамАЗ-650.10-350 мощностью 350 л.с. и автоматической коробкой передач. Подвеска выполнена на основе гидропневматических амортизаторов. Максимальная скорость машины достигает 100 км/ч, запас хода – 1200 км. Боевая масса броневика в базовой конфигурации – 13,5 т.
«Тайфун-ВДВ» может преодолевать подъем или спуск под углом не менее 30 градусов, ров шириной около 0,5 м, а также водные препятствия глубиной не менее 1,5 м (если машина была соответствующим образом подготовлена, то она может проходить также брод глубиной 1,75 м).
Основной объем корпуса может оснащаться требуемыми агрегатами – креслами для десанта, укладками боекомплекта или специальной аппаратурой. На крыше предусмотрен люк, который также может использоваться как посадочное место для боевого модуля. Таким образом, архитектура броневика имеет некоторые элементы модульности, что соответствует современным взглядам на цели и задачи бронетехники.
В базовой комплектации «Тайфун-ВДВ» представляет собой бронеавтомобиль транспортного назначения, способный перевозить людей и некоторые грузы. В таком случае обитаемый отсек оснащается восемью креслами, включая места водителя и командира. Доступ внутрь машины обеспечивается тремя дверями на бортах и в корме. «Тайфун-ВДВ» сделан по модульной схеме. Можно устанавливать любой модуль, который необходим для решения конкретных задач.
В 2019 году завершились испытания перспективного многоцелевого бронеавтомобиля К4386 «Тайфун-ВДВ».
Платформа «Тайфуна» послужила базой для целой линейки бронемашин. В 2021 году в российские войска поступила первая партия бронеавтомобилей «Напарник». Они предназначены для сопровождения автомобильных колонн, перевозящих специальную технику, доставки личного состава и документации, а также размещения пункта управления в местах проведения работ со спецтехникой. По сравнению с оригинальным «Тайфуном» «Напарник» отличается упрощенной пружинной подвеской и меньшей стоимостью эксплуатации.
На базе «Тайфуна» был создан 82-мм самоходный миномет «Дрок». Он предназначен для поражения живой силы, огневых средств и легкобронированной техники, а также ослепления наблюдательных пунктов и задымления освещённой местности.
Миномет стреляет как обычными 82-мм боеприпасами, так и новыми минами повышенного могущества и дальности. Также в состав системы входит дополнительный 82-мм миномёт с сошками и опорной плитой. Он может применяться расчетом вне машины.
«Дрок» также оснащен дистанционно управляемым модулем с 7,62-мм пулеметом, который позволяет расчету поражать цели независимо от минометной установки. В дополнение к этому на крыше автомобиля с обеих сторон устанавливаются по шесть дымовых гранат, которые используются для защиты машины от систем наведения ракет противника.
«Дрок» может перевозить боекомплект из 64 снарядов для миномета и 500 пулеметных патронов.
На платформе «Тайфуна» был также разработан санитарный бронеавтомобиль «Линза», который предназначается для поиска и вывоза раненых с поля боя. Снаряженная масса автомашины составляет более 15 т, его бронирование обеспечивает защиту экипажа и перевозимых раненых от бронебойных пуль. «Линза» имеет три сиденья для экипажа и шесть откидных сидений для раненых, а также крепления для размещения от двух до четырех носилок.
Еще одной версией «Тайфуна» стал бронеавтомобиль минирования «Клещ», предназначенный для постановки минных заграждений. Автомобиль «Тайфун-ПВО» обеспечивает прикрытие войсковых частей как на марше, так и в маневренных видах боя. «Тайфун-ПВО» и «Тайфун-ВДВ» действуют совместно, обеспечивая выполнение боевых задач в интересах подразделений сухопутных войск и воздушных десантных войск.
В марте 2023 года Минобороны России впервые показало работу бронеавтомобиля «Тайфун-ВДВ» в зоне СВО. Подойдя на минимально близкое расстояние к противнику, десантники открывают стрельбу по огневым точкам ВСУ. Для этого используются 30-миллиметровые автоматические пушки в составе комплекса вооружений, установленного на бронеавтомобиле. Затем из машины десантируется «крылатая пехота», которая завершает разгром противника.
Источники:
https://topwar.ru/162286-mnogolikij-tajfun-vdv-bronevik-v-kachestve-bazy-dlja-tehniki.html
https://iz.ru/1484524/2023-03-17/minoborony-vpervye-pokazalo-rabotu-broneavtomobilia-taifun-vdv-na-svo
https://russian.rt.com/russia/article/1124437-minoborony-taifun-vdv-broneavtomobil