Топ-100

Санитарный автобус ГАЗ-55

Опубликовал: dokaspez, 6-03-2023, 18:42, Техника и вооружение , 142, 0

ГАЗ-55 в Музее автомобильной техники УГМК в Верхней Пышме

К середине 1930 годов накопленный в РККА опыт эксплуатации грузовых автомобилей ГАЗ-АА и ЗИС-5 выявил их полную непригодность для вывоза с поля боя раненых, особенно в тяжелой форме.

К 1938 году на ГАЗе под руководством конструктора Ю.Н. Сорочкина, была завершена разработка конструкции специального санитарного автомобиля. Его задняя ось была подвешена на более мягких удлиненных рессорах и четырех гидроамортизаторах рычажного типа.

Машина получила индекс ГАЗ-55-55, первая пара чисел версию шасси, вторая – кузова. От длинного обозначения вскоре отказались, в пользу простого ГАЗ-55 (армейский индекс М-55 или Молотовец - 55).

В ее салоне можно было перевозить либо четырех лежачих на носилках и двух сидевших на откидных сидениях, либо двоих на подвешенных носилках и пятерых на откидных сидениях. В санитарном отделении был установлен калорифер для обогрева и смонтирована система вентиляции, задние колеса получили крылья с отбортовкой по арке.

Кузов ГАЗ-55, состоящий из деревянного каркаса с металлической обшивкой, имеет сниженную высоту, что явилось следствием требования армейских служб. Внутренняя поверхность кузова обшивалась листами фанеры. Для подачи свежего воздуха на крыше ГАЗ-55 выполнены 2 приточных канала, расположенных по ходу движения.

Дополнительный кормовой раструб отвечает за отвод воздуха из внутреннего объема кузова. Регулировка интенсивности потока воздуха осуществлялась поворотной заслонкой. Для хранения различного оборудования использовались 2 ящика, установленных за подножками. Контейнеры оснащены съемными крышками.

Над ветровым стеклом отсутствовал козырек, что позволило установить сигнальный фонарь санитарной машины. Для погрузки раненых использовались распашные дверцы, находящиеся в кормовой части машины. На части довоенных машин в задних дверях выполнены окна. Для облегчения доступа имеется откидная подножка.

Два запасных колеса симметрично монтировались в нишах, выполненных в передних крыльях. В конце 1940 года правое запасное колесо ставить перестали, на крыле убрали нишу.

Серийное производство началось в 1938 году на Горьковском автосборочном заводе (с 1940 года — автобусный филиал ГАЗ). Кроме того, подключили кузовной завод в Казани, куда отправляли шасси ГАЗ-55. Эти машины поставлялись только гражданским заказчикам и отличались худшим качеством сборки. Всего в Казани собрали около 1 тысячи санитарных автобусов ГАЗ-55, которые окрашивали в белый, кремовый, серый или песочные цвета. На борта или боковых окнах санитарного отсека наносили крупные кресты красного цвета. Армейские грузовики красились в защитный цвет, красные кресты наносились редко.

В 1939 году, в ходе советско-финской войны, были впервые в боевой обстановке опробованы ГАЗ-55. Часть техники была захвачены финнами. К началу 1941 года в войска было поставлено до 3 тысяч автомобилей ГАЗ-55, большая часть из которых была утрачена в ходе летних боев. Санитарные автобусы эксплуатировались немцами, получая новые номерные знаки и символику.

Технические характеристики:


В 1942 году конструкцию машины значительно упростили. Передние крылья делали уже не методом глубокой штамповки, а также как на ГАЗ-ММ-В гнули из плоского листа, аналогично выполняли и задние брызговики. На ГАЗ-55 выпуска 1943 года устанавливалась только левая фара, передние тормоза отсутствовали, на некоторых экземплярах устанавливали деревянные дверцы.

Автомобиль хорошо зарекомендовал себя на фронтовых дорогах. В отличие от стандартных грузовиков, также применявшихся для вывоза раненных, ГАЗ-55 плавно, без подскоков и виляний преодолевал разбитые фронтовые дороги. Его не так сильно трясло на кочках и ямах, значительно меньше раскачивало на ухабах. При помощи ГАЗ-55 с полей сражений в госпитали было эвакуировано значительное количество раненых военнослужащих, тем самым спасено много жизней. У фронтовиков ГАЗ-55 заслужил прозвище «фронтовая неотложка».

До мая 1945 года в действующую армию было поставлено около 8 тысяч автобусов ГАЗ-55. Производство ГАЗ-55 продолжалось и после войны (с 1946 года — на ставшем самостоятельным Горьковском автобусном заводе — ГЗА). Снят с производства в конце 1950 года, уступив место аналогичному санитарному автомобилю ГЗА-653, но уже на базе ГАЗ-51.

Источники:
https://warbook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/gaz-55/
https://nashi-avto.ru/ru/gza/s/газ-55.html

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.