Санитарный автобус ГАЗ-55
К середине 1930 годов накопленный в РККА опыт эксплуатации грузовых автомобилей ГАЗ-АА и ЗИС-5 выявил их полную непригодность для вывоза с поля боя раненых, особенно в тяжелой форме.
К 1938 году на ГАЗе под руководством конструктора Ю.Н. Сорочкина, была завершена разработка конструкции специального санитарного автомобиля. Его задняя ось была подвешена на более мягких удлиненных рессорах и четырех гидроамортизаторах рычажного типа.
Машина получила индекс ГАЗ-55-55, первая пара чисел версию шасси, вторая – кузова. От длинного обозначения вскоре отказались, в пользу простого ГАЗ-55 (армейский индекс М-55 или Молотовец - 55).
В ее салоне можно было перевозить либо четырех лежачих на носилках и двух сидевших на откидных сидениях, либо двоих на подвешенных носилках и пятерых на откидных сидениях. В санитарном отделении был установлен калорифер для обогрева и смонтирована система вентиляции, задние колеса получили крылья с отбортовкой по арке.
Кузов ГАЗ-55, состоящий из деревянного каркаса с металлической обшивкой, имеет сниженную высоту, что явилось следствием требования армейских служб. Внутренняя поверхность кузова обшивалась листами фанеры. Для подачи свежего воздуха на крыше ГАЗ-55 выполнены 2 приточных канала, расположенных по ходу движения.
Дополнительный кормовой раструб отвечает за отвод воздуха из внутреннего объема кузова. Регулировка интенсивности потока воздуха осуществлялась поворотной заслонкой. Для хранения различного оборудования использовались 2 ящика, установленных за подножками. Контейнеры оснащены съемными крышками.
Над ветровым стеклом отсутствовал козырек, что позволило установить сигнальный фонарь санитарной машины. Для погрузки раненых использовались распашные дверцы, находящиеся в кормовой части машины. На части довоенных машин в задних дверях выполнены окна. Для облегчения доступа имеется откидная подножка.
Два запасных колеса симметрично монтировались в нишах, выполненных в передних крыльях. В конце 1940 года правое запасное колесо ставить перестали, на крыле убрали нишу.
Серийное производство началось в 1938 году на Горьковском автосборочном заводе (с 1940 года — автобусный филиал ГАЗ). Кроме того, подключили кузовной завод в Казани, куда отправляли шасси ГАЗ-55. Эти машины поставлялись только гражданским заказчикам и отличались худшим качеством сборки. Всего в Казани собрали около 1 тысячи санитарных автобусов ГАЗ-55, которые окрашивали в белый, кремовый, серый или песочные цвета. На борта или боковых окнах санитарного отсека наносили крупные кресты красного цвета. Армейские грузовики красились в защитный цвет, красные кресты наносились редко.
В 1939 году, в ходе советско-финской войны, были впервые в боевой обстановке опробованы ГАЗ-55. Часть техники была захвачены финнами. К началу 1941 года в войска было поставлено до 3 тысяч автомобилей ГАЗ-55, большая часть из которых была утрачена в ходе летних боев. Санитарные автобусы эксплуатировались немцами, получая новые номерные знаки и символику.
Технические характеристики:
В 1942 году конструкцию машины значительно упростили. Передние крылья делали уже не методом глубокой штамповки, а также как на ГАЗ-ММ-В гнули из плоского листа, аналогично выполняли и задние брызговики. На ГАЗ-55 выпуска 1943 года устанавливалась только левая фара, передние тормоза отсутствовали, на некоторых экземплярах устанавливали деревянные дверцы.
Автомобиль хорошо зарекомендовал себя на фронтовых дорогах. В отличие от стандартных грузовиков, также применявшихся для вывоза раненных, ГАЗ-55 плавно, без подскоков и виляний преодолевал разбитые фронтовые дороги. Его не так сильно трясло на кочках и ямах, значительно меньше раскачивало на ухабах. При помощи ГАЗ-55 с полей сражений в госпитали было эвакуировано значительное количество раненых военнослужащих, тем самым спасено много жизней. У фронтовиков ГАЗ-55 заслужил прозвище «фронтовая неотложка».
До мая 1945 года в действующую армию было поставлено около 8 тысяч автобусов ГАЗ-55. Производство ГАЗ-55 продолжалось и после войны (с 1946 года — на ставшем самостоятельным Горьковском автобусном заводе — ГЗА). Снят с производства в конце 1950 года, уступив место аналогичному санитарному автомобилю ГЗА-653, но уже на базе ГАЗ-51.
Источники:
https://warbook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/gaz-55/
https://nashi-avto.ru/ru/gza/s/газ-55.html