Боевая бронированная машина "Казак - 2"
Бронемашина Казак – 2 была разработана на шасси грузовика Iveco Eurocargo 150 E28 при содействии компании IVECO. Первый демонстрационный образец бронемашины был представлен 30 ноября 2014 года на полигоне учебного центра Национальной гвардии под селом Новые Петровцы в Киевской области.
7 марта 2015 года стало известно, что начата подготовка к серийному производству бронемашин «Казак - 2».
14 марта 2015 года две бронемашины «Казак - 2» (с установленным на крыше 12,7-мм пулеметом НСВТ) представили на полигоне учебного центра НГУ под селом Новые Петровцы. Сообщалось, что противоминная защита днища машины усилена за счет установки противоосколочного покрытия из прессованного кевлара.
11 мая 2015 года на полигоне 169-го учебного центра «Десна» был представлен образец бронемашины «Казак - 2», оснащенный ПТРК.
В июне 2015 года один «Казак - 2» был дооборудован: он получил крепления для установки на борта решетчатых противокумулятивных экранов и был направлен на полигонные испытания.
6 ноября 2015 года министерство обороны Украины сообщило, что в ходе эксплуатации бронемашины «Казак-2» в войсках в их конструкцию вносят улучшения (укреплены запорные устройства на дверях и крышках люков, облегчен доступ к колесным дискам и системе подкачки колес, изменены крепления для размещения личного оружия и др.).
17 февраля 2016 года одна бронемашина была направлена на практические испытания по противоминной стойкости, проведенные в соответствии с методикой Центрального НИИ МВД Украины на полигоне учебного центра Национальной гвардии Украины. В ходе испытаний под дном и под передним колесом машины были взорваны заряды массой 6 кг тротила, также был произведен обстрел бронемашины из 5,45-мм автомата Калашникова, 7,62-мм снайперской винтовки СВД и пулемета ПКМ. Сообщается, что бронемашина получила повреждения, но успешно прошла испытания и подтвердила заявленные показатели противоминной стойкости.
3 ноября 2016 года приказом министерства обороны Украины № 588 бронемашины «Казак-2» были официально допущены к эксплуатации в ВСУ. Также, в 2016 году бронемашина была включена в каталог продукции государственного концерна «Укроборонпром» в качестве образца бронетехники, которая может быть изготовлена и поставлена на экспорт. Бронемашина имеет обычную компоновку с передним расположением двигателя, отделением управления в средней части машины, в кормовой части машины расположено десантное отделение.
Корпус бронемашины сварной, изготовлен из стальных броневых листов, расположенных под углом (производства финской компании «Miilux»). Бронирование обеспечивает защиту от огня из стрелкового оружия в соответствии со стандартом STANAG 4569 Level 2.
Стекла пуленепробиваемые, с противоосколочным слоем. Лобовое стекло и передние боковые стекла имеют электроподогрев.
Бронемашина оснащена фильтровентиляционной установкой турецкого производства и радиостанцией производства тернопольского радиозавода «Орион». По отдельному заказу бронемашина может быть оснащена прибором спутниковой навигации. Грузоподъемность составляет 4 тонны. Также «Казак - 2» способен буксировать прицеп массой 6 тонн.
На первый демонстрационный образец бронемашины «Казак - 2» был установлен дизельный двигатель Iveco мощностью 250 л. с., однако на следующие машины устанавливается турбодизель Iveco объемом 5,9 л и мощностью 279 л. с. Трансмиссия механическая. Вместимость топливного бака составляет 180 литров.
На бронемашину может быть установлено стрелковое вооружение, крепление для которого предусмотрено в поворотном люке на крыше:
- 7,62-мм пулемет ПКМС с боекомплектом 2500 патронов;
- 12,7-мм крупнокалиберный пулемет (НСВТ или КТ-12.7) с боекомплектом 450 или 500 патронов;
- 30-мм автоматический гранатомет (АГС-17 или КБА-117) с боекомплектом 100 выстрелов;
- 40-мм автоматический гранатомёт УАГ-40 с боекомплектом 87 выстрелов.
Позднее была предусмотрена возможность установки на крышу бронемашины боевого модуля с дистанционно управляемым вооружением, оператор которого находится в салоне.
Тактико-технические характеристики:
Первый «Козак» образца 2009 года был намного легче – всего 5,5 тонн, с двигателем 176 л.с. – Tector-4, объемом 3,9 литра. Преодолеваемый склон не был таким крутым: до 35 градусов. Броня была импортная, шведская, более легкая, чем теперь.
Варианты и модификации:
ББМ «Казак 2» (2014) или «Казак-2014» - предсерийный прототип ББМ «Казак 2» представлен в 2014 году.
ББМ «Казак 2» (2015) или «Казак-001» - серийная модель бронеавтомобиля «Казак-2» представлена в 2015 году.
ББМ «Казак 2М.1» - тактический бронеавтомобиль с несущим бронекорпусом и независимой передней подвеской, представлен в 2016 году.
ББМ «Казак 2М.2» - модификация «Казак-2М.1», внешне отличается отсутствием второй пары дверей, представлена в 2016 году.
Данный автомобиль был поврежден расчетом орудия 2А65 "Мста-Б" 120-й гвардейской артиллерийской Сталинградской Краснознаменной, ордена Суворова бригады 41-й гвардейской общевойсковой Краснознаменной армии.
Расчет артиллерийского орудия под командованием младшего сержанта Любченко И.Н. выполнял огневые задачи по поражению техники и живой силы противника на тактическом направлении. На участке фронта находился мощный оборонительный район с хорошо подготовленным комплексом фортификационных сооружений, который сковывал действия наших войск. В ходе выполнения задач по артиллерийской поддержке действий наших войск, расчету младшего сержанта Любченко И.Н. была поставлена задача на поражение бронегруппы противника. Расчет, действуя профессионально и слаженно выставил наводку и произвел выстрел по назначенной точке встречи, в результате чего был уничтожен бронеавтомобиль "Казак". Это способствовало рассеиванию его бронегруппы и привело к овладению опорным пунктом нашим подразделением.
Командир орудия гвардии младший сержант Любченко Игорь Николаевич уроженец г. Юрга Кемеровской области; старший наводчик гвардии сержант Солнышков Алексей Сергеевич, уроженец г. Юрга; номер расчета гвардии сержант Владимиров Семен Борисович уроженец г. Юрга; номер расчета гвардии рядовой Ильиных Илья Андреевич уроженец г. Юрга; номер расчета гвардии рядовой Потылицын Алексей Викторович уроженец г. Юрга.