КрАЗ Спартан украинской сборки
Первый демонстрационный образец бронемашины Streit Group Spartan («Спартанец») был изготовлен на заводе «Streit Group’s Canadian Manufacturing Facility» (штат Онтарио, Канада) и представлен на оружейной выставке «IAV 2013» в феврале 2013 года.
В 2014 году компания Streit Group предложила странам-клиентам компании возможность сборки бронемашин на предприятиях, расположенных на территории стран-клиентов и с использованием местной рабочей силы.
В июне 2014 годана выставке «Eurosatory-2014» главный исполнительный директор компании Streit Group Герман Гуторов сообщил, что в ближайшее время компания планирует провести на Украине демонстрацию своих бронемашин и рассчитывает на создание совместного с «АвтоКрАЗ» производства бронемашин компании. Кроме того, он сообщил, что компания планирует поставлять на Украину ремкомплекты для выпущенных машин.
В 2014 году производство бронемашин было начато на Украине, по состоянию на начало августа 2014 стоимость одной бронемашины составляла 5,35 млн. гривен.
В январе 2015 года по результатам эксплуатации 15 первых бронемашин «Спартан» в украинской армии были выявлены 17 конструктивных недостатков.
Одним из наиболее серьезных недостатков оказалась недостаточная прочность ходовой части Ford F550, не выдерживавшей нагрузок, увеличившихся после установки тяжелого бронекорпуса — первый «Спартан», поступивший в подразделения украинской армии в конце декабря 2014 года, вышел из строя спустя месяц после начала эксплуатации, а к 30 января 2015 вышли из строя 12 из 14 бронемашин 95-й отдельной аэромобильной бригады.
28 января 2015 года ОАО «АвтоКрАЗ» объявило, что предприятие получило три уведомления, касающихся амортизаторов и выхода из строя редуктора у бронемашин «Спартан» и в конструкцию броневика уже вносят усовершенствования.
15 декабря 2014 года генеральный директор «АвтоКрАЗ» Р.Е. Черняк сообщил, что в бронеавтомобиле KrAZ Spartan доля украинской составляющей не превышает 10-15 %.
9 февраля 2015 года Р.Е. Черняк добавил, что в бронеавтомобиле «KrAZ Spartan» доля украинской составляющей достигает 20 %.
22 - 23 мая 2015 года на выставке «Волонтерский военпром — 2» в Киеве ХК «АвтоКрАЗ» был представлен модернизированный вариант бронемашины «Спартан» (в котором прямоугольное лобовое стекло большой площади заменено на составное: из двух стеклоблоков меньшей площади, взаимозаменяемых при ремонте).
К началу июня 2015 года, по результатам эксплуатации бронемашин «Спартан» Вооруженных сил и Национальной гвардии Украины в условиях боевых действий были выявлены дополнительные недостатки конструкции (неподходящие тормоза, недостаточная прочность ступиц задней оси, недостаточная проходимость вне дорог с твердым покрытием, слишком слабое сцепление колес с грунтом) (до 5 апреля 2016 по результатам эксплуатации 30 бронемашин «Спартан» было выявлено 180 поломок «Спартанов»).
9 сентября 2015 года на сборах командиров и технических специалистов пограничной службы Украины в Национальной Академии ГПСУ им. Богдана Хмельницкого были представлены новые варианты бронемашин КрАЗ (в том числе, модернизированный вариант бронемашины «Спартан» - помимо разделенного лобового стекла оснащенный электрической лебедкой и новыми широкими шинами производства украинской компании «Росава»).
30 марта 2016 года Кременчугский автозавод передал украинской армии отремонтированный «Спартан», в конструкцию которого при ремонте были внесены изменения в соответствии с пожеланиями военных по усилению конструкции: наращена поворотная башня, усилены балка переднего моста и кронштейны амортизаторов передней подвески, установлены воздушный фильтр новой конструкции, новые диски производства Кременчугского колесного завода, более широкие украинские шины производства компании «Росава», пневмосистема производства Полтавского автоагрегатного завода, серийные фары к грузовикам КрАЗ и другие новые детали.
Бронемашина имеет обычную компоновку с передним расположением двигателя, отделением управления в средней части машины, в кормовой части машины расположено десантное отделение.
В бортах боевого отделения имеется четыре двери, в верхней части которых установлен пуленепробиваемый стеклоблок (две двери — для водителя и командира машины, две — для десанта). Лобовое стекло пуленепробиваемое. В корме корпуса расположена дверь для посадки и высадки десанта. Также имеется люк на крыше.
В верхней части бортов десантного отделения расположены амбразуры для ведения огня из стрелкового оружия (по две с каждой стороны).
Кресла десантного отделения в стандартном варианте исполнения выполнены складными вверх, что позволяет использовать десантное отделение в качестве грузового отсека для перевозки крупногабаритных грузов.
Передний бампер бронемашины усиленный, рассчитан на возможность тарана препятствий.
На крыше боевого отделения может быть установлена башня, в которую может быть установлен:
- 7,62-мм пулемет;
- 12,7-мм пулемет;
В декабре 2014 года были представлены бронемашины украинской армии, вооруженные пулемётом НСВТ, а в феврале 2015 года оснащенные пулеметом ДШК.
- 40-мм автоматический гранатомет.
На бронемашину установлены дизельный двигатель FORD V8-6.7L Turbo Diesel и трансмиссия OEMD FORD F550. По информации разработчика, бронекорпус машины Spartan обеспечивает защиту уровня B6 по европейскому стандарту CEN 1063 и выдерживает попадание пуль винтовочного патрона 7,62х51 мм НАТО. Кроме того, броневик имеет противоминную защиту, соответствующую уровню 2 стандарта НАТО STANAG 4569 и позволяющую спасти экипаж от взрыва мины весом до 6 кг.
Броневик Spartan имеет длину чуть более 6 м, ширину 2,43 м и высоту по крыше 2,37 м. Снаряженная масса машины достигает 7,87 т. При этом бронеавтомобиль способен перевозить до 1100 кг полезной нагрузки, включая десант или какие-либо грузы.
В 2012 году силы Переходного национального совета Ливия получили партию бронемашин Streit Group Spartan, закупленных на деньги, которые предоставили США и ОАЭ.
В июне 2014 года несколько бронемашин Streit Group Spartan Mk.III были поставлены нигерийской армии.
В 2014 году на Украину импортировано из ОАЭ 36 единиц, еще 39 единиц в 2014 - 2015 годах из Канады.
Тактико-технические характеристики:
Осенью 2022 года автозавод КрАЗ провел испытание бронеавтомобиля «Спартан», созданного в рамках проекта «Беспилотный автомобиль».
Украинский автопроизводитель КрАЗ ранее уже проводил на заводском полигоне ходовые испытания дистанционно управляемого бронеавтомобиля «Спартан». Машина создавалась в рамках проекта «Беспилотный автомобиль КрАЗ» совместно с инжиниринговой компанией «Инфоком Лтд».
Беспилотный вариант КрАЗ «Спартан» оснащен набором различных датчиков. Кроме того, есть камера с круговым обзором на 360 градусов и дальномер. Машина также укомплектована емкостным датчиком, позволяющим увидеть человека на расстоянии до 18 метров.
Система Pilotdrive позволяет бронеавтомобилю легко ориентироваться на дороге и распознавать разные препятствия – как мобильные, так и стационарные. Очень важно, что рулить бронеавтомобилем КрАЗ можно дистанционно с помощью планшета, используя цифровые радиоканалы WiFi/Wimax. При этом дальность работы может достигать от 10 до 50 км.
Для запоминания конкретного маршрута беспилотник оборудован программным комплексом SmartDrive c режимом обучения в режиме онлайн Teach – inDrive. Все координаты соблюдения сообщаются в базу данных через GPS.
Источники:
- https://topwar.ru/67364-bronevik-kraz-spartan-ozhidaniya-i-problemy.html
- https://building-tech.org/Сообщество/ukraynskyy-avtozavod-kraz-predstavyl-bespylotniy-broneavtomobyl-«spartan»
- https://banga.ua/pages/avtomobili-kraz/voennaya-tekhnika/kraz-spartan