YPR-765 - глубокая модернизация американского БТР M113
YPR-765 представляет собой глубокую модернизацию американского БТР M113. Первый вариант такой бронемашины, обозначенный как XM765, был создан американской компанией FMC в конце шестидесятых годов. Следующие несколько лет ушли на доработку проекта и поиск покупателей.
Новый проект FMC не заинтересовал Пентагон, но привлек внимание нескольких зарубежных армий. Первыми в этом ряду стали Нидерланды. В 1974 г. они провели испытания опытной техники, и годом позже появился первый контракт на поставку бронемашин. В дальнейшем подписали дополнительные соглашения, в т.ч. касавшиеся лицензионной сборки на местных предприятиях. В общей сложности приобрели ок. 2100 машин, получивших обозначение YPR-765.
Вторым крупным заказчиком стала Бельгия. С конца семидесятых она закупила и собрала по лицензии более 1000 машин под обозначением AIF-B. В конце восьмидесятых закупку YPR-765 начала Турция, желавшая получить почти 1700 бронемашин. Менее 300 изделий приобрели в готовом виде, остальные собрали самостоятельно.
YPR-765 выпускались в разных версиях. Наиболее массовыми были бронетранспортеры и боевые машины пехоты, способные перевозить солдат и поддерживать их огнем. Также на имеющемся шасси изготавливали разведывательные, командно-штабные, санитарные и иные машины – в зависимости от потребностей конкретного заказчика.
США, Нидерланды и Бельгия выпускали YPR-765 не только для своих нужд, но и для экспорта. В разных количествах эта техника поставлялась в страны Азии, Африки и Южной Америки. При этом к настоящему времени первые эксплуатанты стали отказываться от старых бронемашин. Так, Нидерланды списали и частично распродали свои YPR-765. Аналогичные процессы продолжаются в Бельгии.
YPR-765 была разработана на основе БТР M113 и сохранила основные его черты. При этом использовались новые решения и компоненты. Корпус машины изготовлен из сварного алюминия, с разнесенной стальной многослойной броней, прикрепленной болтами сбоку и спереди. Пустоты в броне заполнены пенополиуретаном, что придает автомобилю дополнительную плавучесть при движении по воде. Оригинальные серийные AIFV могут плавать без установки плавательных завес, используя только большую переднюю регулировочную лопасть; они приводятся в движение в воде гусеницами.
Двигатель расположен в передней правой части корпуса, за люком, который можно использовать для снятия всего силового агрегата. Силовой агрегат похож на M113A1, за исключением большей мощности радиатора и турбонагнетателя. Трансмиссия также оснащена тяжелыми компонентами от гусеничного грузового автомобиля M548. Слева от двигателя находится водитель, над которым находится люк, открывающийся вправо. У водителя есть четыре дневных перископа M27. Центральный перископ водителя может быть заменен пассивным инфракрасным перископом для ночного вождения. Командир сидит за водителем и имеет купол. Купол имеет пять перископов, четыре из которых являются дневными перископами M17, пятый имеет переменное увеличение от 1 до 6 раз.
Башня установлена на правой стороне корпуса позади двигателя. Револьверная головка с электрогидравлической траверсой может подниматься от -10 до +50 ° и может перемещаться и подниматься со скоростью 60 °/сек. В башне установлена 25-мм пушка B02 Oerlikon KBA с двойным боекомплектом и 180 патронами к ней, а еще 144 патрона хранятся в корпусе. Слева от этого орудия установлен 7,62-мм пулемет FN MAG с боекомплектом 230 патронов и еще 1610 в корпусе.
Десантное отделение находится в задней части корпуса; большая рампа с электроприводом обеспечивает доступ через заднюю часть транспортного средства, в рампе также предусмотрена дверь. Кроме того, цельный люк закрывает верхнюю часть десантного отделения. В голландском варианте отсек содержит семь военнослужащих, шесть из которых сидят спиной к спине лицом наружу, а один пассажир сидит между командным пунктом и башней лицом назад. На каждой стороне корпуса имеется по два огневых отверстия и одно огневое отверстие в задней части. Боковые огневые порты снабжены перископами M17, задний - перископом M27.
Тактико-технические характеристики БМП YPR-765PRI:
На момент своего появления БТР/БМП YPR-765 был вполне современной боевой машиной с достаточно высокими тактико-техническими характеристиками. Однако с тех пор прошло почти полвека, и за это время требования к бронетехнике пехоты серьезно изменились. Несмотря на все попытки модернизации и обновления, машины YPR-765, как и исходный M113, таким требованиям уже не соответствуют.
Согласно зарубежным источникам, нидерландская армия в апреле 2022 года могла предоставить ВСУ 40-50 машин.
Как показала практика, подвижность нидерландского БТР недостаточна для украинского ландшафта – и в таких условиях машина может застрять. Уровень защиты не соответствует актуальным угрозам. Собственная броня и навесные блоки защиты способны выдержать только пули и некоторые типы малокалиберных снарядов. Современные бронебойные боеприпасы или системы больших калибров представляют самую серьезную угрозу. При этом YPR-765 в виде бронетранспортера может нести только крупнокалиберный пулемет, что ограничивает возможности по самозащите и поддержке пехоты.
Источники:
https://topwar.ru/201097-bronetransportery-ypr-765-na-ukraine.html
https://en.m.wikipedia.org/wiki/AIFV