Топ-100

Из истории организационно - мобилизационных органов Вооруженных сил России

Опубликовал: zampolit, 24-01-2023, 20:03, Путешествие в историю, 801, 0

Предыстория зарождения отечественных Организационно-мобилизационных органов (ОМО) относится к периоду царствования Ивана Грозного и проведения им военных реформ.

Непосредственное руководство строительством и подготовкой российского войска сосредотачивалось в Приказах. Высшим органом военного управления с 1535 г. (по другим данным с 1531 года) был Разрядный приказ. Он ведал всеми ратными людьми государства: вел учет поместного войска, по указанию царя и Боярской думы назначал главного воеводу и воевод полков, доводил до них планы военных действий.

Впервые в истории Вооруженных Сил России распределение (организация) войск упорядочившее их сборы произошли по именному Указу царя Федора Алексеевича от 12 ноября 1680 года.

В 1680 году в результате составленных новых полковых списков люди распределялись по девяти разрядам - округам: Московский, Северский (Севский), Владимирский, Новгородский, Казанский, Смоленский, Рязанский, Тамбовский, Белгородский. Их управление сосредотачивалось в трех приказах: Разрядном, Рейтарском (конном), и Иноземском (солдатские полки «нового строя»).

Управление тремя приказами осуществлялось одним лицом: с 7 ноября 1680 года ими ведал думный боярин В.В. Голицын. Численность разрядов колебалось в зависимости от предполагаемой внешней военной опасности. Так, Севский разряд (южное направление - защита и охрана государства от набегов крымских татар) насчитывал 34 тысячи человек, в некоторых других разрядах было по 8 тысяч человек и более. Всего же в девяти разрядах на 1681 год числилось более 208 тысячи человек.

Понятие мобилизации возникло на рубеже XVIII- XIX столетий, когда европейские государства стали переходить от постоянных армий, комплектуемых путем найма и вербовки, к массовым армиям, комплектуемых на основе всеобщей воинской повинности. Постепенно складывалась кадровая система организации Вооруженных Сил, которая позволяла в случае войны увеличивать армии мирного времени в несколько раз.

В России до второй половины XIX века основу комплектования армии составляла рекрутская система, введенная Петром I. Для своего времени она была прогрессивной, но к середине XIX века устарела. Эта система с длительными сроками службы не могла обеспечить подготовку военно-обученных контингентов запаса для развертывания массовых армий и пополнения ее в ходе войны.

Поражение России в Крымской войне 1853- 1856 года показала неспособность рекрутской военной системы. Все это поставило на повестку проведение радикальной военной реформы. Творцом ее стал генерал- лейтенант Д.А. Милютин, впоследствии генерал-фельдмаршал, возглавивший в 1861 году русское военное ведомство.

15 января 1862 года Д.А. Милютин представил царю Александру II доклад, в котором изложил основной круг будущих военных реформ. В числе важнейших был поставлен вопрос о мобилизации резервов и устройстве кадров, т.е. о полном переходе к кадровой системе организации армии. Тогда же ставился вопрос о пересмотре рекрутского устройства и переходе к всеобщей воинской повинности.



В 1865 году в результате реформ центрального военного управления был образован новый орган военного министерства - Главный штаб. Одной из функций этого органа являлся учет личного состава и комплектование войск. Однако полнокровного мобилизационного органа создано пока еще не было.

В 1866 году по указанию Д.А. Милютина при Главном штабе образована специальная комиссия во главе с генералом А.Т. Баумгартеном, в задачу которого входило изучение вопроса о степени готовности русской армии к переходу с мирного на военное положение.

Итогом четырехлетней работы комиссии стало издание «Положения о призыве отпускных» и составление «Расписания № 1 пополнения армии людьми» (утверждено 22 сентября 1870 года).

Военные реформы Д.А. Милютина увенчало введение в 1874 году Устава о всеобщей воинской повинности.

До середины 70-х годов XIX века в Военном Министерстве не было учреждения, в котором были бы объединены все подготовительные мобилизационные работы. Часть из них выполнялись в Главном штабе (до 1865 года - в Инспекторском департаменте), а часть - в других главных управления Военного Министерства. 23 июня 1865 года в составе Главного штаба был учрежден Комитет для подготовки данных к мобилизации войск. Председателем Комитета являлся начальник Главного штаба, члены - помощники начальника Главного штаба, по одному из начальников Главного управления Военного ведомства. Несколько позже он стал называться Комитетом по мобилизации войск. В комитете были сосредоточены данные по переводу войск на военное положение.

Для ведения делопроизводства была создана канцелярия комитета во главе с управляющим делами (пользовался правами помощника начальника Главного штаба). Канцелярия являлась исполнительным органом Комитета.

В апреле 1903 года в связи с реформированием Главного штаба канцелярия Комитета по мобилизации была ликвидирована. Взамен ее в составе 2 управления генерал - квартирмейстера Главного штаба был образован мобилизационный (2-й) отдел.

Комитет по мобилизации войск, с 1903 года - Мобилизационный комитет, остался в составе Главного штаба на правах совещательного органа.

В 1906 году по новому «Положению о Главном штабе» мобилизационный отдел получил статус управления Главного штаба, а его начальник пользовался правами помощника начальника Главного управления. Он состоял из 5 делопроизводств и секретной части.

22 апреля 1906 года был объявлен штат Главного управления Главного штаба, в структуре которого предусматривалось в части 1 - го генерал - квартирмейстера иметь мобилизационно - организационное делопроизводство. На него возлагались задачи по осуществлению боевой и мобилизационной готовности войск, разработке мобилизационного расписания и подготовке частных мобилизаций.

Осенью 1908 года Главное управление Генерального штаба, бывшее до того самостоятельным, вошло в состав Военного министерства. В марте 1909 года Мобилизационный отдел в полном его составе был передан из Главного штаба в Главное управление Генерального штаба. Кроме того, было решено иметь Мобилизационный комитет не при Главном штабе, а при Главном управлении Генерального штаба под председательством начальника Генерального штаба.

Организационно – мобилизационное делопроизводство, Мобилизационный отдел и Мобилизационный комитет, по существу, дублировали друг друга. В связи с этим в 1909 году Мобилизационный комитет, а в 1910 году, Организационно - мобилизационное делопроизводство были упразднены.

С начала I-й мировой войны объем работ Мобилизационного отдела возрос, поэтому в составе отдела были созданы: 5- е управление – по делам о государственном ополчении (ноябрь 1914) и 5 – е управление по учету и распределению технических сил страны (май 1917). В таком составе Мобилизационный отдел Главного управление Генерального штаба просуществовал до 1918 года.

15 (28) января 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декреты о создании Рабоче-крестьянской Красной Армии, а 28 января 1918 годаРабоче-крестьянского Красного Флота, а также Всероссийской Коллегии – органа руководства созданием массовой, регулярной армии. В составе рабочего аппарата Всероссийской Коллегии предусматривалось создание отделов: формирования и обучения, мобилизационного, вооружения, снабжения и других (всего восемь отделов).

20 июня 1918 года был создан штаб Высшего Военного совета (органа управления войсками, ведущими боевые действия), в составе которого были сформированы органы управления с функциями совершенствования структуры вооруженных сил, их развития и укомплектования.

Организационно-мобилизационными органами в 1918 - 1920 годах были, в основном, успешно решены такие крупные проблемы как: разработка структур (и штатов) центрального и местных органов военного управления, разработка типовых штатов штабов, соединений, воинских частей и военных учреждений и перевод на эти штаты массовой армии, осуществление непрерывного пополнения армии личным составом (за 1918 – 1920 годы в РККА и РККФ было призвано 4,5 млн. человек).

В целях централизации управления Вооруженными силами приказом Революционного военного Совета Республики № 336/41 от 10 февраля 1921 года был создан единый Штаб РККА. На него возлагалось ведение работы по организационному строительству вооруженных сил, подготовке и проведению мобилизации, комплектование армии личным составом, лошадьми и т.д.



В соответствии с возложенными на штаб обязанностями в его системе были сформированы Организационное и Мобилизационное управления численностью 162 и 175 человек соответственно. Оба управления подчинялись 2-му помощнику начальника штаба РККА, в обязанности которого входили вопросы организационного строительства армии, мобилизации и учета.
31 октября 1924 года Организационное и Мобилизационное управления по приказу РВС СССР были объединены в одно управление - Организационно-мобилизационное.

22 июля 1926 года по приказу РВС СССР № 390 Организационно-мобилизационное управление было реорганизовано во 2-е (Организационно-мобилизационное) управление штаба РККА в составе: комиссии управления и пяти отделов: Организационно-мобилизационного, Военно-воздушных Сил, Сухопутных войск, Морских сил, центрального аппарата и тыла и секретного сектора.

В феврале 1931 года 2-е управление было разделено на 3 самостоятельных управления: организационное (2-е); материально- плановое (5-е); по войсковой мобилизации (9-е).

22 сентября 1935 года Постановлением Совета Народных Комиссаров № 2134 (приказ НКО № 146 от 26 сентября 1935 года) Штаб РККА был переименован в Генеральный штаб РККА с одновременным расширением его функций в отношении других структур центрального аппарата НКО. На Генеральный штаб РККА возлагалось руководство мобилизационной работой в полном объеме.

С 15 августа 1940 года приказом НКО № 0038 от 26 июля 1940 года Генеральный штаб переведен на новый штат (№1/1), которым предусматривалось создание в нем самостоятельных управлений: мобилизационного, организационного, по комплектованию войск, управлению по устройству тыла и снабжения. В этой структуре организационно- мобилизационные органы центра работали во время Великой Отечественной войны.

За годы Великой Отечественной войны, организационно- мобилизационными органами была проделана большая работа. Они принимали участие в реорганизации центрального аппарата НКО, организационно - штатного устройства войск и сил флота.

Только организация и штаты стрелковой дивизии в ходе войны менялись шесть раз, трижды реорганизовались бронетанковые и механизированные войска. Большие изменения проведены в других видах, родах войск и специальных войсках.

С окончанием Великой Отечественной войны перед военным руководством встала огромная по сложности и важности задача - демобилизация личного состава армии и флота, сокращение их при сохранении ядра, достаточного для обеспечения кадром обороноспособности страны.

Основным органом в реализации этой задачи явилось ГОУ ГШ, которое возглавили в тот период генерал-лейтенант А.Г. Карпоносов (до 6 мая 1946 г.) и генерал-полковник И.В. Смородинов (с 6 мая 1946 г. по 18 сентября 1948 г.).

25 февраля 1946 года был создан аппарат Главного командования Сухопутных войск, в структуру которого входило мобилизационное управление. Одновременно в составе ГОУ ГШ было создано мобилизационно - плановое управление, которое летом 1947 года было объединено с Мобилизационным управлением Главного штаба Сухопутных войск и в таком составе вошло в мобилизационное управление ГОУ ГШ.

В марте 1959 года из ГШ было передано во вновь создаваемый Главный штаб Сухопутных войск, а в апреле того же года упразднено ГОУ ГШ и была введена должность помощника начальника ГШ по организационно - мобилизационным вопросам с подчинением ему самостоятельных управлений: организационного, мобилизационного, мобилизационного планирования, вооружения и материально - технического обеспечения и отделов планирования комплектования и учета численности Вооруженных Сил.

В такой структуре с незначительными изменениями в низовых отделениях организационно - мобилизационные органы просуществовали до 1964 года.



Вся предшествующая практика решения вопросов строительства Вооруженных Сил, их развития, комплектования, мобилизационного развертывания, разработки планирующих и нормативных документов по этим вопросам свидетельствовала о крайней необходимости сосредоточения организаторов и исполнителей этих мероприятий в одной структуре Генерального штаба. Имевшее место на то время деление функций по руководству мобилизационной работой в Вооруженных Силах между Главным штабом Сухопутных войск и Генеральным штабом порождало параллелизм в работе и двойную подчиненность военных округов по выполнению мобилизационных задач и за распределение людских и материальных ресурсов.

В связи с этим, и в целях улучшения организации структуры центрального аппарата МО СССР, был разработан и 22 апреля 1964 года утвержден штат Главного организационно-мобилизационного управления. Начальником Главного организационно-мобилизационного управления – заместителем начальника Генерального штаба был назначен генерал -полковник (с 17 февраля 1968 г.) генерал армии Сергей Матвеевич Штеменко, до этого назначения исполнявший обязанности (с 21 февраля 1964 г.) должность помощника начальника Генерального штаба по организационно -мобилизационным вопросам.

В ходе дальнейших реорганизаций центрального аппарата, с 1969 года мобилизационной работе придавался определенный, наравне с оперативной, приоритетный характер не только в нем, но и в войсках.

Содержание мобилизационной работы с началом создания ГОМУ (7 марта 1964 г.), определялось характером внешнеполитических событий и процессами внутри страны и Вооруженных Сил.

Наиболее характерной и объемной для этого периода задачей являлось обеспечение массового перевооружения войск на новые виды и образцы вооружения и техники. Например, к середине 1980-х годов на перевооружение армии поступало ежегодно: танков в количестве, достаточным для перевооружения 15 дивизий; новых артиллерийских орудий – на 58 дивизионов; в войсках ПВО – новых ЗРК для перевооружения 12 зрбр и 8 зрп; самолетов в 4 иап; в ВВС – новых самолетов на перевооружение 13 бап, 1 тбап, 2 иап и 1 тап; в ВМФ потребовалось 17 экипажей для вводимых в строй подводных лодок, 76 экипажей для вводимых в строй надводных кораблей и судов обеспечения.

В трудный период распада СССР и создания ВС РФ возникла необходимость пересмотра численного состава и вооружения армии и флота, а вместе с этим - возрождение мобилизационной работы на новом качественном уровне, соответствующем требованиям современности.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (32)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.