К Полярному кругу по Иртышу и Оби на теплоходе "Тобол"
«Кто желает сам приятностями наслаждаться, тот пускай туда сам съездит, тогда увидит и мне поверит, сколь прелестно летнее тамошней страны состояние...» 3. Зуев, путешественник XVIII века, исследователь Западной Сибири.
За Уральскими горами лежит Тюменская земля. Бескрайни ее просторы. Тюменская область самая большая в нашей стране. Она раскинулась от Заполярья до степей Казахстана. Тайга, реки, озера, болота, тундра и Южные степи — таково богатство области.
Тюменская земля славилась пушниной, рыбой, лесом, позже — хлебом и маслом. А сейчас стали неразделимы слова «Тюмень» и «нефть». В 1953 году в Тюменской земле был обнаружен газ, в 1960 году — нефть. Посреди нехоженой тайги, на голом месте выросли новые города и поселки, проложены автомобильные и железные дороги, построены аэродромы и речные порты.
Более десятка нефте- и газопроводов во все стороны света подают из тюменских недр нефть и газ, преображающие жизнь за тысячи километров от Сибири. Область стала главной базой страны по добыче нефти и газа.
Могучие реки Обь и Иртыш пересекают Тюменскую область с юга на север. С весны до глубокой осени спешат по ним суда, доставляя на Север необходимые для нефтяных и газовых промыслов грузы. И еще по этим красавицам рекам плывут белоснежные туристские теплоходы. Давайте отправимся и мы по главным рекам Тюменской области, посмотрим и сами убедимся, сколь славна сибирская земля.
Тюмень — начальный пункт нашего путешествия по Сибири. И начинается оно в первом русском городе Сибири. Им была Тюмень. В 1986 году город отметил свое четырехсотлетие. Тюмень была основана на реке Туре как город- крепость через четыре года после знаменитого похода Ермака. Город должен был закрепить «вновь приобретенную сибирскую землицу». Затем Тюмень становится торговым центром Сибири.
Все четыре века Тюмень была воротами в Сибирь. Через нее проходили все пути на восток: тысячеверстный Сибирский тракт, железная дорога, здесь начинался великий речной путь до самого Байкала.
Через Тюмень шли осваивать дальние земли первопроходцы, купцы, переселенцы. Такой же путь в Сибирь лежал и для лучших сынов России, гонимых самодержавием — декабристов, народников, социал-демократов.
Еще недавно, лет 20—25 назад, Тюмень была небольшим сибирским городом, ничем особо не выделявшимся из десятков подобных городов. Новая, кипучая жизнь началась на берегах Туры с 60-х годов, когда на севере области начали разрабатываться богатейшие месторождения нефти и газа. В Тюмени появились десятки учреждений, заводов, фабрик, научных и проектных институтов, обеспечивающих запросы и потребности нефтяного и газового Севера. Теперь в Тюмени 5 вузов, в том числе университет, 2 театра, филармония, 5 кинотеатров, несколько Дворцов культуры, музеев, научная областная библиотека.
Туристы знакомятся с городом на обзорной экскурсии «Тюмень — ворота Сибири». И еще одна интересная экскурсия предстоит туристам — в город Ялуторовск. Здесь они посетят музей Памяти декабристов. Он открыт в доме, где жил после каторги М. И. Муравьев-Апостол. В Ялуторовске отбывали ссылку И. И. Пущин, В. И. Враницкий, И. Д. Якушкин, Н. И. Басаргин, В. К. Тизенгаузен, Е. П. Оболенский, А. В. Ентальцев.
Ссыльные декабристы основали здесь первую в Сибири женскую всесословную школу, устраивали музыкальные и литературные вечера, активно участвовали в общественной жизни города.
Из Тюмени туристы уезжают поездом в Тобольск по недавно построенной железной дороге, которая протянулась на север более чем на 1300 км и достигла Полярного круга у города Новый Уренгой. Более половины расстояния от Тюмени до Тобольска дорога проходит по болотам и сильно увлажненным местам.
Скоро Тобольск появляется на правом берегу Иртыша. Поезд пересекает реку по почти километровому мосту и останавливается у перрона вокзала. В Тобольске туристы поселяются на теплоходе «Тобол», который на 17 дней будет для них плавучим домом.
Теплоход «Тобол»,
Но прежде, чем отправиться в дальнее путешествие к Полярному кругу, туристы познакомятся с Тобольском. И этому знакомству можно позавидовать. Бывшая столица Сибири, ее главный город, он долго главенствовал на громадной территории от Урала до Дальнего Востока.
Тобольск был построен через год после Тюмени — в 1587 году — неподалеку от того места, где осенью 1581 года немногочисленная дружина Ермака разбила войско хана Кучума и тем положила начало присоединению Сибири к Российскому государству. 50 городов торговали с Тобольском. Единственный в Сибири каменный кремль видел послов многих стран.
Однако со временем от Тобольска стали отпадать Восточная Сибирь с Иркутском, Томская губерния. Значение города падало. К тому же его обошла железная дорога и к концу XIX века он превратился в заштатный сибирский город.
Тобольск веками был местом политической ссылки. Через него и его каторжную тюрьму прошли все поколения российских революционеров. Здесь были Ф. М. Достоевский, Н. Г. Чернышевский, М. И. Михайлов, В. Г. Короленко и многие другие. После окончания срока каторги на поселении в Тобольске жили декабристы, некоторые здесь умерли и похоронены на Завальном кладбище.
Тобольск — родина многих замечательных людей, принесших славу России: великого химика Д. И. Менделеева, композитора А. А. Алябьева, художников М. С. Знаменского, В. Г. Перова; писателя Н. И. Наумова, декабриста Г. С. Батенькова, ученого-ботаника Б.Н. Городкова.
В Тобольске долго жили и работали знаменитые далеко за пределами Сибири люди: историк и картограф С. У. Ремизов, поэт П. П. Ершов (написавший чудесную сказку «Конек-Горбунок»), историк П. А. Словцов, ученый-агроном Н. Л. Скалозубов.
Когда на севере области начали разработку нефтяных и газовых месторождений, Тобольск стал одним из опорных пунктов широкого освоения тюменского севера. Сюда была построена железная дорога, о которой тоболяки мечтали 100 лет, новый речной порт, аэропорт, заканчивается строительство крупнейшего в СССР нефтехимического комбината. Нефть к нему будет поступать с месторождений Среднего Приобья.
Древний город перестраивается, растет вширь и ввысь. Уже построено несколько микрорайонов многоэтажных домов для строителей нового Тобольска, нефтехимического комбината, энергетиков.
Между тем туристы разместились в уютных каютах своего плавучего дома, теплохода «Тобол», осмотрели его просторные палубы, салоны, холлы, уютные уголки. На верхней палубе — солярий: тюменское солнце летом бывает весьма щедрым и из путешествия к Полярному кругу можно привезти загар не хуже южного. Здесь же — спортивные снаряды для утренней зарядки: турист должен быть здоровым и крепким.
Быстро завязываются новые знакомства, ведь туристы народ общительный, а путь к Полярному кругу не близкий. Приятно беседуют «старые друзья», знакомые еще с экскурсии в Тюмени. Самые юные путешественники — дети, освоившись в новой обстановке, знакомят своих родителей. На корме уже звенит гитара, молодежь собирается петь туристские песни, танцевать.
В ресторане, сверкающем белизной скатертей и салфеток, туристов ожидает ужин. Повара и официанты стараются сделать все возможное, чтобы туристы были довольны разнообразными и вкусными блюдами корабельной кухни «Тобола».
Но вот «Тобол» дает прощальный гудок и берет курс на север. Путешествие началось.
Вдоль правого берега Иртыша поднимаются многометровые песчано-глинистые кручи, поросшие лесом, изрезанные оврагами, — они называются Иртышскими горами и тянутся на сотни километров вдоль реки, производя на путешественника неизгладимое впечатление.
Вот как описывал эти горы русский посол в Китай Н. Спафарий в XVII веке: «И этот яр начинается из далека степи, из пустого и неведомого места, и потом приближается к реке Иртышу и иногда при береге реки, а иногда отдаляется... и идет все по правую сторону реки Иртыша... А сибиряне сказывают, что идет этот яр по всей земле, а именуют тот яр кряж... И поистине тот яр есть будто гора, поскольку во многих местах есть превеликий»...
Длина Иртыша от озера Зайсан в восточном Казахстане до устья — 3500 км. Это одна из крупнейших рек страны. Берега Иртыша покрыты густым таежным лесом. Из глубины лесов в него впадают тихие широкие таежные реки: Носка, Алымка, Тюма, Демьянка, Туртас, Бобровка с темной от торфа водой — все они рождены в болотах и питаются ими. По левому низменному берегу тянутся заливные луга, где весной в теплой полой воде нерестятся рыбы, а летом трава вымахивает выше человеческого роста.
Теплоход набирает ход. Мимо проплывают крупные сибирские села Бронниково, Алымка, Уват, Демьянское, Осинники, Першино. Все они стоят на высоком правом берегу Иртыша и расположены далеко друг от друга.
Туристы на теплоходе не скучают. Им просто некогда скучать. Культмассовики во главе с начальником маршрута могут растормошить, вовлечь в общий коллективный досуг любого. В первый же день после общего собрания туристов избирается староста. Староста и его помощники по культмассовой работе выявляют таланты, организуют группы для подготовки концертов художественной самодеятельности.
Первый вечер «Мы вас ждали, мы вам рады» проводят начальник маршрута, методист и баянист. Затем организаторов и активных помощников в проведении вечера отдыха становится все больше и больше. Вечера «Будем знакомы», «Перекличка городов», вечер песни «Споемте, друзья», разучивание туристских песен, танцевальные вечера, «огоньки», клубы по возрастам и интересам — все это ждет речных путешественников на долгом, но интересном маршруте.
Команда судна, начиная от горничной и матроса до штурмана и капитана, — каждый предупредителен, вежлив, четко выполняет свои обязанности. Судовой радист удовлетворяет заявки туристов, передает «музыкальные приветы» именинникам. А отдельные «счастливчики» удостаиваются разрешения капитана осмотреть служебную рубку, полюбоваться с капитанского мостика открывающимися водными просторами.
Но вот на берегу появляется крупный поселок — Горноправдинск. «Тобол» подходит к причалу и встает на первую стоянку. На этом месте издавна стояло старое сибирское село Горнофилинское, окруженное тайгой и болотами. В 1964 году здесь обосновались геологи Правдинской экспедиции, построили поселок и назвали его Горноправдинском. Он красиво спланирован и застроен добротными домами, в поселке есть все для нормальной жизни людей.
И снова в путь. Вскоре после Горноправдинска на левом берегу Иртыша, напротив высокой горы лежит село Цингалы. В древности тут находился хантыйский городок. Село интересно тем, что в его окрестностях еще в 1911 году предприимчивые дельцы пытались безуспешно искать нефть.
Могуч Иртыш. Его питают многие реки. Слева впадает в него крупная таежная река Конда, берущая начало на восточном склоне Урала. Иртыш то разливается широкими плесами, окаймленными густым ивняком, то суживается, стиснутый берегами. Теплоход иногда приближается к самому берегу. Оттуда доносится стрекотание кузнечиков, залетают любопытные трясогузки и крупные полосатые мухи-кровососы, которых в тайге немало. В середине лета с берегов пряно пахнет свежим сеном: в пойме идет сенокос. Станы косарей часто встречаются на крутых обрывах левого, лугового берега Иртыша.
Первый город на пути — Ханты-Мансийск. Высоко в небо поднимаются лысые горы, поросшие в распадках хвойным лесом. Внизу, у пристани, деревянные дома пригорода Ханты-Мансийска — старинного села Самарово, построенного в 1637 году на тракте, связывавшем Тобольск с северными городами Березовом, Сургутом, Обдорском (Салехардом).
Сам Ханты-Мансийск находится за Самаровской горой, одним из отрогов Иртышских гор, что тянулись вдоль реки справа. В город ведет крутая асфальтированная улица. Начали строить его в 1931 году на месте глухой тайги. Теперь в городе работают национальное педучилище, медицинское, кооперативное училища, межокружной институт усовершенствования учителей, научно-методический центр народного творчества, опытная сельскохозяйственная станция НИИСХ Северного Зауралья, Обь-Тазовское отделение НИИ озерного и речного рыбного хозяйства, рыбоконсервный и деревообрабатывающий комбинаты, мебельная фабрика и другие предприятия. Работают краеведческий музей и Дом народного творчества.
В 20-ти км ниже Ханты-Мансийска Иртыш впадает в Обь. Место слияния великих рек Сибири грандиозно и производит глубокое впечатление на путешественника бескрайними просторами голубого неба и воды, обрамленных на горизонте темной кромкой тайги, зеленых лугов и белых песчаных отмелей.
«Тобол» круто поворачивает вправо и берет курс к городам нефтяного Приобья: Сургуту и Нижневартовску. Уже обская высокая волна плещет в борта теплохода.
Могучая Обь начинается в Алтайских горах, длина ее 3650 км, по Тюменской земле она течет на протяжении 1776 км. Обь — это мощный теплый поток, пронизывающий Западную Сибирь с юга на север. Река несет в океан с юга громадное количество воды, а с нею огромное количество тепла, которое значительно обогревает берега реки и соседнюю территорию. Вдоль Оби далеко на Север проникают и живут там южные виды зверей и птиц.
Долина реки в среднем течении — от Ханты-Мансийска до Нижневартовска— имеет ширину от 15 до 20 км. Весной уровень воды поднимается на 9 м и более, заливая широкую пойму и удобряя ее илом. После схода воды в приобских лугах буйно растут травы, за короткий период достигая высоты человеческого роста. Этому способствует также длинный северный день: ведь среднее течение Оби находится севернее Ленинграда, на широте Петрозаводска и здесь в июне—июле день длится более 20 часов в сутки.
От Ханты-Мансийска до Нижневартовска Обь течет в невысоких берегах. Она дробится на множество рукавов, проток, стариц. Река часто меняет русло, легко размывая мягкие песчаные и глинистые берега. Особенно сильно меняется река после половодья, когда вода и льдины наносят целые острова, срезают десятки метров крутых берегов, обрушивают их вместе с вековыми деревьями.
Летом течение Оби величавое и спокойное. Она разделяется на протоки, по ширине не уступающие главной реке и текущие параллельно ей: Большая Салымская, Большая Юганская и другие. Крупные таежные реки Салым и Юган (слева), Назым, Ляпин, Пим (справа) вливают свои бурые воды, собранные с бескрайних болот, в Обь.
Населенные пункты встречаются редко. Часами плывут справа и слева низкие берега, поросшие то лесом, то луговыми травами, окаймленные на излучинах пляжами из чистейшего песка и зелеными зарослями ивы и тополя. Сытомино, Лямино, Тундрино — вот, пожалуй, и все села, что встречаются по пути к Сургуту. Возле них «Тобол» делает «зеленые стоянки». За три часа туристы успевают искупаться, позагорать, сыграть в футбол и волейбол, принять участие в различных играх и конкурсах на воздухе, пособирать дары тайги: грибы, ягоды, которых тут в сезон бывает видимо-невидимо.
Ближе к Сургуту по берегам появляются нефтяные вышки. Впереди над тайгой видно кружево двухкилометрового моста через Обь на железной дороге Тюмень-Сургут, вскоре он проплывает над палубой «Тобола».
Слева появляется Сургут. Он вытянулся вдоль Оби более чем на 20 км. Это центр нефтяного Среднего Приобья, недавно отметивший свое 390-летие. Начали строить Сургут воеводы Ф. Борятинский и В. Аничков в 1594 году как опорный пункт на пути продвижения русских в глубь Сибири. Его влияние простиралось далеко на север и восток. Постепенно военное значение Сургута утратилось, главное занятие его жителей составили охота, рыболовство, сбор ягод, грибов, кедровых орехов. Был он местом ссылки, здесь на поселении находились декабристы В. К. Тизенгаузен и А. И. Шихарев, руководитель восстания обдорских ненцев Ваули Пиеттомин, народники, большевики.
Новая жизнь пришла в Сургут в начале 60-х годов, когда здесь была найдена большая сибирская нефть. Сюда со всей страны съехались геологи, нефтяники, строители, люди многих других специальностей. На месте небольшого таежного села, заброшенного на берегу Оби, они воздвигли многоэтажный город, число жителей которого превысило 160 тысяч, построили заводы, насосные станции, проложили нефтепроводы на «большую землю», сюда провели линии электропередач, железную дорогу, соорудили аэродромы, крупный речной порт. И все это за короткий срок — всего за 20 лет.
Нефть преобразила этот край с такой невиданной быстротой и такими масштабами, которых не могла вообразить самая буйная фантазия. В 1965 году Сургуту был возвращен статус города, который он получил еще в 1782 году, но о котором постепенно забыли, так как «город» ничем не отличался от других приобских сел.
Ознакомившись с Сургутом, туристы отправляются далее на восток в город Нижневартовск, также возникший и выросший благодаря нефти, благодаря всемирно известному Самотлорскому месторождению, самому крупному в СССР. Город построен буквально на болоте. Раньше здесь на невысоком берегу стояло небольшое село с таким же названием. Ему хватало клочка суши между берегом реки и болотом, а город рос быстро и, в отличие от Сургута, больше ввысь, чем вширь. Московские строители возвели 16-этажные дома. И хотя в Нижневартовске жителей чуть больше, чем в Сургуте, он занимает совсем немного места.
Туристы осматривают город и на автобусах отправляются посмотреть знаменитое озеро Самотлор, первую скважину, пробуренную здесь. Отличная дорога проложена через гиблые бездонные болота. Гнилая вода мерцает у самой насыпи. Сухие невысокие сосенки догнивают на кочках, где ветер расчесывает белью султанчики болотной травы пушицы. На Самотлоре хорошо видно, в каких невероятно тяжелых условиях добывается знаменитая тюменская нефть.
От Нижневартовска «Тобол» поворачивает на запад и ходко бежит, подгоняемый обскими струями, к устью Иртыша, где круто поворачивает на север. Опять по правому берегу поднимаются уже обские кручи высотой 50—70 м, поросшие тайгой, покрытые осыпями, во многих местах видны следы мощного оползня.
Участок Оби от устья Иртыша до Обской губы называют Нижней Обью. Длина ее более 1100 км. Здесь река течет в северном направлении и имеет ширину в отдельных местах 3 - 5 км. Левый луговой берег низок, здесь находится обширная обская пойма, изрезанная протоками, речушками, озерами-старицами, поросшая лесом, кустарниками, покрытая необозримыми лугами. Ширина поймы достигает 30—60 км.
Низовья Иртыша и Оби — уникальный водный бассейн, естественный рыбный питомник. Здесь водятся многочисленные породы осетровых и сиговых рыб, имеющих промысловое значение: обский осетр, стерлядь, муксун, нельма, пелядь, щекур, тугун (сосвинская сельдь) и другие.
На берегах нижней Оби находилась древняя Югорская земля, или Югра, о которой на Руси знали еще в XI веке, о ней ходили легенды, будто бы здесь прямо с неба падают белки и соболи, только собирай. На левом низком берегу стоят села Белогорье, Луговское, Троицкое, Елизарово, Сухоруково, на высоком правом — поселки Кедровый, Урманный, Красноленинский, Карымнары, Малый и Большой Атлым. Жители этих сел занимаются сельским хозяйством, рыболовством, охотой, добывают лес в тайге, перерабатывают его и отправляют на стройки страны.
Одну из стоянок «Тобол» делает в районном центре — поселке Октябрьском, на этом месте в XV—XVI веках находилась столица хантыйского княжества Кода (Кодского), включавшего в себя более десятка «городков». В 1657 году русские христианские миссионеры построили Кондинский Троицкий монастырь, вокруг которого сформировалось село. Оно, как и многие приобские села, использовалось для заточения ссыльных. Тюрьма здесь была без стен, но убежать из нее было невозможно из-за безлюдья, дикости, отсутствия путей сообщения.
В селе Кондинском отбывали ссылку декабристы В. Н. Лихарев и А. Ф. Фурман. Старый монастырь разрушен временем и людьми, от него осталась одна башенка, в которой находится местный узел связи.
В поселке работают леспромхоз, рыбозавод, пище- и промкомбинат, есть народный музей. На левом берегу Оби находится пристань Сергино — конечный пункт железной дороги Ивдель—Обь, построенной сюда через нехоженые болота с Урала. Благодаря дороге были освоены огромные массивы перестойных таежных лесов между Уралом и Обью.
Еще два крупных населенных пункта — Шеркалы и Перегребное — встречаются на правом берегу Оби. На месте Шеркалов в XV—XVI веках стоял кодский городок Шаркар. У села Перегребного магистральные газопроводы пересекают Обь на пути в европейскую часть СССР.
Возле Перегребного Обь разделяется на два рукава: восточный Большая Обь и западный — Малая Обь, расстояние между ними от 5 до 50 км. Все это пространство изрезано густой сетью больших и малых проток, образующих многочисленные острова, поросшие ивняком, черемухой, осиной, березой. Хотя оба рукава реки судоходны, «Тобол» идет по Малой Оби, чтобы попасть в поселок Березово. Берега Малой Оби невысокие, крутой приобский берег продолжается вдоль Большой Оби. В тех местах, где обе Оби близко подходят друг к другу, его можно увидеть в бинокль. Ширина Малой Оби от 1,5 до 3 км. Берега ее пустынные. Лишь изредка на отлогих берегах («песках») видны работающие бригады рыбаков, добывающих знаменитую обскую рыбу, сушатся сети на вешалах, стоят чумы — в них живут во время летней путины рыбаки-ханты.
Вскоре «Тобол» круто поворачивается влево, входит в Вайсову протоку, а по ней в реку Северную Сосьву, на которой стоит поселок Березово. Он знаменит как прошлым, так и настоящим. Ведь именно отсюда началась газовая промышленность Западной Сибири: осенью 1953 года на окраине Березова открыли первый тюменский газ. Здесь в 1963 году был построен первый в области газопровод местного значения длиной 4 км от месторождения до рыбокомбината, а потом газ Березова пошел на Урал по газопроводу Пунга—Серов. Это был первый крупный газопровод в Тюменской области, по которому природный газ пришел на Урал.
Березово построили в 1593 году русские казаки на месте древнего хантыйского городка как опорный пункт на Оби для сбора ясака и обращения местных жителей в христианство. Позже Березово стало местом ссылки неугодных царских сановников (А. Д. Меншикова и др.), революционеров, многие большевики отбывали здесь многолетнюю ссылку.
Березово стоит на реке Северной Сосьве, текущей с отрогов Северного Урала. Эта река — древний путь, по которому в Юргу проникали русские промышленники и купцы задолго до Ермака— еще в XI—XII веках. В 60 км к северу от Березова «Тобол» пересекает границу Ямало-Ненецкого автономного округа. На берегах Оби встречаются крупные села Азовы, где в основном живут ханты, и Мужи, населенные преимущественно коми, перекочевавшими сюда в XIX веке из-за Урала. Мужи — районный центр крупного Шурышкарского района, самого южного в Ямало-Ненецком округе. Жители района, занимаются рыболовством, оленеводством, клеточным звероводством, охотой, разводят крупный рогатый скот, работают на лесоразработках.
Между Березовом и Салехардом слева в Обь впадают быстрые крупные реки Сыня, Собь, Войкар, текущие с близкого отсюда восточного склона Урала. По Соби проходил один из древних путей, по которому русские купцы проникали в низовья Оби еще во времена Новгородской Руси. За селом Шурышкары слева в ясный день видны заснеженные вершины гор Полярного Урала.
Вскоре Малая и Большая Обь сливаются воедино, образуя необозримую водную дорогу. Берега отступают к самому горизонту. Ширина реки достигает 5 км. Впереди появляется высокая, вытянутая по горизонту гора. Это один из отрогов правобережной приобской возвышенности — Ангальский мыс. Обь огибает его с запада и величественно движется к Карскому морю. На левом берегу ее видны строения города Лабытнанги, откуда по железной дороге можно уехать в Москву.
«Тобол» круто поворачивает вправо, входит в реку Полуй, приток Оби, и через 5 км швартуется у пристани Салехарда, центра Ямало-Ненецкого автономного округа, единственного в мире города, имеющего удивительное местонахождение... на Полярном круге.
Салехард начинался с небольшой временной заставы, которую русские стрельцы построили в 1595 году на месте древнего ненецкого города Носового. Постепенно на заставе сформировалось постоянное поселение, названное Обдорском («речной мыс»). В первой половине XVIII века Обдорск получил герб — лисицу со стрелой, что означало причисление его к городам, но официально городом он объявлен не был.
В бескрайней тундре крошечный Обдорск был важным опорным пунктом освоения Крайнего Севера. Здесь почти четыре века базировались и часто зимовали многочисленные экспедиции, изучавшие полярные моря, тундру, горы Урала. В конце XIX века в Обдорск начали ссылать большевиков.
В 1930 году Обдорск стал центром вновь образованного Ямало-Ненецкого округа и был переименован в Салехард («поселение, город на мысу»), в 1938 году он получил статус города. За годы Советской власти в Салехарде построены рыбоконсервный комбинат, речной и аэропорт, культурно-просветительное, медицинское, кооперативноторговое, педагогическое училища, опытная сельскохозяйственная станция НИИСХ Северного Зауралья, зооветеринарный техникум, есть интересный краеведческий музей. С 50-х годов Салехард стал базой геологического изучения ямальской тундры, где открыты богатейшие в мире кладовые газа: Уренгойское, Ямбургское, Русское. На крутом берегу реки Полуя установлен памятник тем, кто погиб в боях за установление Советской власти в этом суровом северном крае. Таких памятников немало в городах, поселках и селах вдоль Оби.
Осмотрев Салехард, побывав в тундре, туристы отправляются в обратный путь — на юг, в Тобольск и Тюмень. За три летних месяца «Тобол» делает шесть рейсов по Иртышу и Оби. Каждый из них по-своему интересен.
Рейсы в июне и июле совпадают со временем белых ночей. Поездки конца июля, августа, начала сентября интересны тем, что приходятся на период созревания северных ягод: брусники, черники, морошки, клюквы, дикой красной и черной смородины, различных грибов. Рыбалка, притом удачная, обеспечена любителям в любом рейсе.
В путешествиях туристам не дают скучать жизнерадостный и общительный руководитель и его помощники — культорганизатор и баянист. Под их руководством проводятся концерты художественной самодеятельности, танцевальные вечера, выбор «королевы бала», различные игры, спортивные соревнования на «зеленых» стоянках, литературные викторины, выпуск стенных газет, всевозможные шуточные состязания.
Библиотека предлагает туристам художественную литературу, книги о Тюменском крае, свежие газеты и журналы. В музыкальном салоне можно послушать любимые мелодии, сыграть на пианино. Путешествие заканчивается веселым шумным костром с песнями, танцами, играми. Туристы прощаются с новыми друзьями.
Прощай, теплоход «Тобол»! Прощай, Сибирь, прекрасная земля! Навсегда останется в памяти твоя величавая красота.
Маршрут на теплоходе «Тобол» организуется тюменским областным советом по туризму и экскурсиям. Время действия маршрута: конец мая — середина сентября, продолжительность — 19 дней.
Стоимость путевки:
В I классе (каюты двухместные, мягкие, на верхней палубе) — 327 руб.; во II классе (каюты двухместные, мягкие, на верхней палубе) — 300 руб.; в III классе (каюты двухместные, жесткие, на главной палубе) — 270 руб.; в III классе А (каюты четырехместные, жесткие, на главной палубе) — 212 руб.;
В III классе Б (каюты четырехместные, жесткие, на нижней палубе) — 188 руб.
За путевками обращаться по адресу: 623035, г. Тюмень, ул. Республики, 162.
Источник: «К Полярному кругу по Иртышу и Оби на теплоходе «Тобол» Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», Москва – 1986 г.