Топ-100

Подготовка офицеров в армиях зарубежных стран (1926-1940 гг.)

Опубликовал: zampolit, 12-12-2022, 07:10, Путешествие в историю, 240, 0

Советские офицеры и солдаты у клуба военного училища в Карлсхорсте

В 1926 – 1940-е годы продолжалось совершенствование организации и подготовки офицерских кадров в западных армиях.

Шведская военная школа
Подготовка офицеров в Швеции осуществлялась следующим образом. Для получения офицерского звания необходимо пройти подготовку в течение 10 месяцев в качестве аспиранта, затем 10 месяцев прослужить в воинской части и 10 месяцев проучиться в военной школе. Для подготовки офицеров высшего звена имелась военная академия с 2-х летним сроком обучения.

Американская военная школа
Для подготовки старших офицеров в США имелась «Школа высших командиров и генштаба». Курс обучения в этой школе начинался решением пробной тактической задачи. Каждое решение тщательно изучалось и оценивалось. Затем в течение 6-ти недель читался курс тактики и техники отдельных родов оружия. Построение занятий осуществлялось по так называемому «прикладному методу».

Суть последнего заключалась в том, чтобы вооружить обучаемых знанием основных принципов военного дела, проиллюстрировать их примерами и закрепить с помощью упражнений, тактических поездок и решения задач.

Чехословацкая военная школа
Подготовка офицеров в данной школе состояла из двух этапов:
- первоначальная подготовка в военном училище и
- повторное обучение.

Продолжительность обучения в военном училище —3 года: на первом году курсанты изучали все необходимое для солдата, на втором—технику и тактику, а на третьем уклон делался в сторону инструкторского обучения и общего развития курсанта.

По окончании военного училища выпускник прикомандировывался на 8 месяцев к войсковым частям, после чего командировался в школу своего рода войск, где в течение 10 месяцев заканчивал свою первоначальную подготовку.
Повторное 4-х месячное военное обучение было необходимо для получения чинов штабс-капитана, подполковника и полковника. Для подготовки высших военных руководителей имелась военная академия со сроком-обучения 3 года.

Французская военная школа
Высшая военная школа (военная академия) предназначена для пополнения офицерам генерального штаба. Кроме военных училищ, во Франции имелось несколько центров, предназначенных для повышения квалификации офицеров.

Основными из них являлись:
центр высших военных наук, который имел задачей изучения ведения операций в звене армия и выше. Одновременно он исследовал политические, экономические и социальные проблемы, имеющие влияние на ведение войны. Курс обучения в этом центре длился 6 месяцев;
центр тактических знаний артиллерии; здесь популяризировались среди офицеров теории применения артиллерии в бою и операции; срок обучения также был установлен в 6 месяцев;
центр тактических знаний инженерии; задача этого центра -вооружение офицеров знаниями по использованию в бою и операции технических войск.

Немецкая военная школа
Германский империализм сумел даже в условиях Версальского договора возродить мощную армию. Уже в годы Веймарской республики (1919-1933) армия стала государством в государстве.

Особое внимание уделялось подбору и подготовки офицерского состава. Грубо нарушая ст.160 Версальского договора, предписывающую Германии иметь не более 4 тыс. офицеров, она уже в 1929 году имела на каждую тысячу солдат 100 офицеров, а в генеральном штабе числилось на 303 офицера больше, чем в генеральном штабе кайзеровской армии.

Возрождение милитаризма в Германии началось прежде всего с воссоздания и широкого распространения его идеологии и традиций в государственном аппарате и школе. Значительная часть работников культуры и науки (прежде всего — исторической) сыграла крайне неблаговидную роль по отношению к своему и другим народам. Если о прусском учителе говорили, что он выиграл сражение за создание германской империи при Бисмарке, то работники культуры, науки, учителя Веймарской республики несут ответственность за то, что они идеологически подготовили молодежь для агрессии против других народов.

От самой глухой деревенской школы до университета немцу твердили: «Все величайшее в истории военные подвиги — прусские, все величайшие творения искусства — германские, самые великие изобретения и самые выдающиеся ученые-немецкие, самые сильные гимнасты -немецкие, самая лучшая промышленность -германская, а самые толковые рабочие -немцы».

В Германии была создана обширная система общественных и государственных учреждений, с помощью которых велось воспитание молодежи.

Сначала ребенок попадал в организацию «Юнгфольк». Достигший возраста 15 лет зачислялся в «Гитлерюгенд». Важной задачей этой организации, насчитывающей к началу второй мировой войны 8 млн. юношей, являлась военная подготовка молодежи и воспитание ее в фашистском духе. Построенная по военному образцу, она имела свои воинские части и подразделения, члены ее носили униформу, имели ранги и звания, обучались стрелковому делу, изучали военную технику, проводили военные игры. Особо отличившихся членов «Гитлерюгенда» направляли в «Школы Адольфа Гитлера», где по специальной программе готовились кадры для партийного и государственного аппарата.

Подготовку кадров для танковых и моторизованных войск вел автомобильный корпус, который охватывал до 400 тыс. автомобилистов и имел мощную учебно-техническую базу: 26 автошкол и 23 отдельных мотогрупп. Личный состав ВВС готовился в школах гражданской авиации и многочисленных спортивных союзах. К 1933 году только общество «Спортфлюг» и его филиалы подготовили 3200 летчиков и 17 тыс. планеристов.

С приходом фашистов к власти в Германии быстро развернулась сеть различных военизированных обществ. К ним относились «Стальной шлем», «Союз немецких офицеров», «Национальное объединение немецких офицеров» и другие. Члены этих союзов выступали с проповедью реваншизма, вовлекая в свои ряды молодежь.

С объявлением в марте 1935 года о создании рейхсвера началось создание военно-учебных заведений, опытно-испытательных полигонов и учебных частей. Только в сухопутной армии за короткий срок стали действовать 3 военные академии (Военная академия, Военно-медицинская академия и Военно-ветеринарная академия), 5 военных училищ и 30 различных военных школ (пехотная, по подготовке унтер-офицеров, кавалерийская, артиллерийская, танковая, инженерные, связи, автомобильная и др.).

Развертывание массовой армии потребовало нахождения путей пополнения офицерского корпуса (для армии военного времени Германии нужно было 100 тыс. офицеров, а к моменту развертывания она имела всего 4 тыс. сухопутных и 1,5 тыс. морских офицеров). С этой целью были проведены такие мероприятия:
1. Было отобрано из числа молодых солдат максимально возможное количество кандидатов в офицеры (о масштабах подобной акции говорят такие цифры: если в 1933 году кандидатами в офицеры зачислялось 180-200 молодых людей, то в 1938 — до 2 тыс.);
2. Кандидатами в офицеры были зачислены около 300 студентов юридических, вузов.
3. На офицерские должности было допущено около 1500 унтер- офицеров сухопутной армии рейхсвера.
4. Из полиции было взято около 2500 офицеров.
5. Вновь были призваны на службу около 1800 офицеров, уволенных ранее в запас.
6. Включение австрийской армии в состав рейхсвера дало 1600 офицеров.
7. Были значительно снижены требования об увольнении офицеров в связи с несоответствием.

Принятие в марте 1939 года нового мобилизационного плана, связанного с непосредственной подготовкой войны и переходом на штаты военного времени, привело к ликвидации военных академий и военных училищ. Лишь для подготовки офицеров генерального штаба с января 1940 года были сформированы 8-10-ти недельные курсы. С 1 марта 1940 года были также открыты унтер-офицерские школы.

Этот факт говорит о том, что политическое и военное командование фашистской Германии стало ориентироваться на практическую подготовку своего офицерского состава, обеспечивая пополнение за счет унтер-офицерского состава.

Вся система обучения и воспитания солдат, унтер-офицеров и офицеров была построена на доктрине «молниеносной войны» (блицкрига). Еще в 1935 году один из ее активных сторонников Г.В. Гудериан (1888-1954) так расписывал ее преимущества:

«В одну из ночей откроются двери авиационных ангаров, завоют моторы и части устремятся вперед. Первым неожиданным ударом с воздуха будут разрушены и захвачены важнейшие промышленные и сырьевые районы, что выключит их из военного производства. Правительство и военные центры противника окажутся парализованными, а его транспортная система нарушена. В первом же внезапном стратегическом наступлении войска проникнут более или менее далеко вглубь территории противника… За первой волной авиации и механизированных войск последуют пехотные дивизии с целью удержать захваченные территории и высвободить подвижные соединения для очередного удара».

Другими словами, расчет был на использование благоприятной ситуации, ставка делалась на временные факторы (опережение противника в подготовке к войне, внезапность нападения и т.п.), балансирование на грани риска. В то же время не принималось в расчет другое: возможность затяжной войны, способность противника оправиться от внезапного удара и мобилизоваться для отпора врагу и др. Формула борьбы представлялась такой: «боевой порыв и мощный натиск» - «боевой успех» - «поражение противника» - «победа над ним»!

Как видим, в этой формуле нет места позиционной борьбе, противодействия противника и многого другого, что сопровождает вооруженный борьбу. Только победа, только движение вперед (никаких попятных движений), только поражение противника («германская армия непобедима») - таковы стереотипы, которые постоянно вдалбливались в сознание и солдат и офицеров фашистской армии.

Надо ли говорить о том, как пагубен авантюризм, как опасны рискованные действия, как неразумна большая ставка на успех, если этот успех не подготовлен соответствующим образом? Да, дом на песке построить можно. Какое-то время он будет стоять. Но стоит потревожить песок (фундамент) и дом завалится. Не так ли случилось и с гитлеровской армией во Второй мировой войне?

Источник: Каменев А. И. «История подготовки офицерских кадров в СССР (1917—1984 гг.)». —Новосибирск: НВВПУ, 1991. —261 с.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Май 2025 (13)
Апрель 2025 (18)
Март 2025 (56)
Февраль 2025 (41)
Январь 2025 (16)
Декабрь 2024 (26)
Календарь
«    Май 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов с сайта ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.