Топ-100

Военное образование в некоторых европейских странах (1921-1925 гг.)

Опубликовал: zampolit, 2-12-2022, 18:25, Путешествие в историю, 321, 0

Английская военная школа
Комплектование британской армии офицерским корпусом обеспечивалось таким образом: 85% офицеров давали военные училища, 10%—университеты (главным образом, Оксфордский и Кембриджский) и 5%—войска (из рядовых). Кандидаты из рядовых должны быть не старше 22 лет, прослужить не менее 6-ти месяцев в чине младшего унтер-офицера и получить специальный аттестат военного обучения. Курс обучения в военных училищах для рядовых был один год, а для прочих—два года.

Офицерский состав готовился для пехоты, кавалерии, артиллерии и инженерных войск. Англия одна из первых пришла к необходимости подготовки офицерского состава для военно-воздушного флота. 4 апреля 1922 года было объявлено о создании «Военно-воздушной академии королевского воздушного флота».

Учебная программа академии требовала от ее слушателей больших предварительных знаний, опыта и гибкости ума. Краткий перечень предметов этой академии дает представление о том, что изучалось слушателями. Так, в учебную программу были поставлены такие предметы:
1. Имперская стратегия.
2. Отношение гражданской экономики, коммерции и научного прогресса к проблемам Королевского воздушного флота.
3. Природа войны и ее основные принципы.
4. Морская стратегия и тактика.
5. Сухопутная стратегия и тактика.
6. Организация воздушных сил.
7. Снабжение и пути сообщения (пароходство, железные дороги, воздушный транспорт).
8. Штабные обязанности (корреспондирование, доклады, информация о военной обстановке, организация канцелярии, тайная служба, информация из прессы, инспирирование прессы).
9. Мирные договоры и т. д.

Для подготовки старшего командного состава в Англии имелась Академия генерального штаба. Прием в академию —производился по экзамену согласно установленной программы. Программа вступительного экзамена делилась: 1) на обязательные предметы и 2) на предметы по выбору поступающего.

К первой группе относились такие предметы: а) военная подготовка (полевой устав, строевая и тактическая подготовка войск, штабная и гарнизонная служба, моральная подготовка и гигиена армии); б) организация и администрация (основные принципы организации вооруженных сил Великобритании, начиная с 1868 г.; принципы организации главных иностранных государств); в) государственное устройство Британской Империи (история империи, система управления и т.п.).

Ко второй группе принадлежали иностранные языки (всего они насчитывали 24 языка; примечательно, что к числу основных языков были отнесены французский, немецкий и русский); основы организации и администрации портов политическая экономия; инженерное дело; химия; физика; история Европы и США; история Британской Индии; передвижение по железным дорогам, грунтовым и водным путям и по воздуху; математика.

Снижение балла кандидатам в академию могло быть сделано за неряшливый почерк, грамматические ошибки, явную несообразительность, неправильность речи и отсутствие здравого смысла.

Академический курс обучения был рассчитан на два года. Первый семестр начинался с 22 января и продолжался до 15 апреля, затем следовали весенние каникулы (до 15 мая). торой семестр продолжался до 31 июля, после чего следовали двухмесячные каникулы (до 30 сентября). Третий семестр длился с 1 октября по 21 декабря. По окончании его следовали зимние каникулы и распределение в войска.

Во время прохождения академического курса слушатели прикомандировывались к воинским частям для практической проверки приобретенных знаний. Обучение разбивалось на две части: теоретическую (лекции, доклады. специальные занятия) и практическую (занятия в поле). На общих и групповых собраниях делались доклады на темы стратегического и специального характера, а также по общим вопросам. При этом обращалось внимание на подготовку слушателей к ведению дискуссий на разные темы и уменье составлять доклады по стратегии, тактике, администрации и др.

Результаты успешности обучения в первом и втором семестрах первого года учитывались начальником академии для определения их пригодности к переводу на старший курс. Слушатели, получившие неудовлетворительные баллы, заблаговременно предупреждались начальником академии об отчислении. О них списком доносилось армейскому совету. На старшем курсе слушатели приступали к чтению лекций на различные темы под руководством профессоров.

Важно отметить, что данная система высшего военного образования во многом сходна с той, которая существовала в системе подготовки офицеров генерального штаба царской России. В этой системе, на наш взгляд, было немало позитивного:
1) жесткие требования к поступающим позволяли отобрать для учебы наиболее подготовленных офицеров;
2) разносторонность подготовки активно способствовала развитию личности;
3) гибкая система обучения позволяла во время избавляться от тех, кто не проявил себя во время учебы;
4) прикладной характер обучения, повышенное внимание к индивидуальности каждого позволяли избегать ненужного теоретизирования и ориентироваться на актуальные задачи, стоящие перед войсками.

Румынская военная школа
Изучая опыт мировой войны и исследуя причины неудач своей армии в ней, румынское: командование пришло к выводу, что, наряду с технической отсталостью, ее слабая подготовка была причиной тех жестоких потрясений, которые выпали на ее долю. В военной прессе утвердились взгляды на то, что надлежащей подготовкой офицеров на 75% о разрешается вопрос о подготовке всей армии.
Учитывая последнее, военное командование Румынии развернуло работу по обновлению военно-учебного дела. Комплектование кадровыми офицерами в румынской армии осуществлялось:
а) выпускниками из военных училищ;
б) выдержавшими офицерский экзамен подпоручиками резерва;
в) выдержавшими офицерский экзамен унтер-офицерами сверхсрочной службы, про служившими в строю не менее 2-х лет;
г) чинами административной службы, окончившими интендантское училище;
д) в военное время—лицами, прошедшими ускоренную подготовку в нормальных школах.

Все военные школы Румынии были сведены к следующим типам: военные лицеи; подготовительные школы—военные училища по родам войск; специальные школы для офицеров и нижних чинов по родам войск; школы для подготовки офицеров резерва, унтер-офицеров по родам войск, нижних чинов к разным специальностям; военная академия.

Военные лицеи (их было —5) готовили кандидатов для поступления в подготовительные школы—военные училища всех родов войск. Программа лицея соответствовала программе русских кадетских корпусов. Принимались в лицеи преимущественно дети военнослужащих.

Подготовительные школы—военные училища готовили молодых людей к производству в первый офицерский чин—подпоручики. Срок обучения рассчитан на 2 года (а в морском училище—на 5 лет). Что касается программы военного училища, то она также соответствовала программе русских военных училищ. Исключение составляла лишь школа администрации, которая давала образование в области тактики, службы снабжения войск, военной корреспонденции, организации и мобилизации, военной истории и другим наукам.

Специальные школы имели целью освежение и усовершенствование знаний офицеров, полученных ими в подготовительных школах, а также ознакомление их с основными приемами тактики, методами борьбы, для чего, по мере надобности, этим школам придавались соответствующие войсковые единицы и необходимая материальная часть. Другим типом указанных школ являлись школы, готовящие армии разных специалистов.

Высшая военная школа представлена Военной академией в Бухаресте. Для получения высшего образования румынские офицеры также командировались за границу, преимущественно во Францию. Румынская Военная академия подчинялась начальнику Большого Генерального Штаба и комплектовала корпус офицеров Генерального Штаба.

Все обучающиеся в академии офицеры, прослушав 2-х летний курс, получали свидетельства и возвращались в свои части. Те из них, которые были причислены к Генеральному Штабу, через год вызывались для прохождения дополнительного курса. Успешно окончившие этот курс на год прикомандировывались в часть другого (не своего) рода войск и только после этой стажировки назначались на должность по службе Генерального Штаба в большой или войсковые штабы. В академию к конкурсному экзамену допускались поручики и капитаны и, в виде исключения, майоры всех родов войск, в возрасте не старше 36 лет.

Все румынские военные школы выпускали ежегодно 1000 офицеров, что составляло всего 8% общего числа офицеров, состоящих на действительной службе.

Германская военная школа
Согласно Версальскому мирному договору (28 июня 1919 г.) Германия была вынуждена отменить всеобщую воинскую повинность, распустить генеральный штаб, ограничить численность вооруженных сил 100-тысячной сухопутной армией и т. д.
Пришлось упразднить Военную академию и создать вместо нее в каждом военном округе курсы, программа которых совпадала с программой упраздненной академии. Этим самым Германия пыталась сохранить кадровый контингент для последующего развертывания массовой армии.


Польская военная школа

Вопрос о подготовке командного состава польской армии получил широкое освещение на страницах советской и польской военной печати.

Система военного образования, согласно этим источникам, имела следующий вид. Для подготовки к офицерскому званию кандидаты должны пройти годичный курс общей школы подхорунжих, а затем—двухлетний курс избранной специальной школы, после чего они выпускались в армию подпоручиками. Считаясь с необходимостью обеспечить армию достаточным числом кандидатов в военные школы, польское военное министерство создало постоянный и верный источник пополнения этих школ в виде учреждения кадетских корпусов.

Вся система подготовки к офицерскому званию в польской армии была построена на принципе конкуренции и отбора путем многочисленных экзаменов и испытаний наиболее подготовленных и офицера трактовалось довольно широко: он рассматривался не только как узкий специалист военного дела, но и как политический руководитель и воспитатель своих подчиненных. Поэтому втягивание всего офицерского корпуса в политическую обработку личного состава считалось совершенно необходимым.
Окончание школы не давало офицеру права считать свое обучение законченным. В течение всей службы он должен был неоднократно привлекаться на курсы и в школы для усовершенствования своих познаний. Не удовлетворяясь этим, военное министерство установило ряд командировок офицеров всех родов оружия за границу с целью совершенствования военной подготовки, особенно часто направляя офицеров в военные школы Франции.

Система военных школ польской армии представлена следующими типами военно-учебных заведений:
1. Средние школы— пехотные, воздухофлота, кавалерийская, морские, артиллерийские, инженерные, технические и войск связи. Сюда же относятся школа автомобильных войск, жандармской службы, военных топографов, офицеров обоза и т.п.
2. Кадетские корпуса (имелись в Варшаве, Кракове, Познани, Лобзове, Модлине).
3. Школа французского обучения офицеров, командующих высшими тактическими единицами (комполков, начдивы и комбриги). По своему назначению эта школа соответствовала советским военно-академическим курсам.
4. Школа генерального штаба. Для поступления в школу требовались следующие условия:
а) отличная служебная аттестация;
б) 3-х летний стаж офицерской службы, из коих два года на фронте;
в) возраст не старше 35 лет;
г) полная физическая пригодность к фронтовой службе;
д) сдача вступительного экзамена, состоявшего из 2-х письменных сочинений: одного—дающего кандидату возможность показать свое общее образование, умение логически мыслить и знание польского языка; другого—свидетельствующего о знакомстве кандидата с общими принципами тактики, уменье принимать решения и способности решать отдельные тактические задачи.

Латвийская военная школа
Для подготовки офицеров в 1920 году в Латвии было создано военное училище с 2-х годичным сроком обучения, в которое принимались латыши в возрасте от 17 до 28 лет. В училище имелись четыре отделения: пехотное, кавалерийское, артиллерийское и инженерное. Каждое отделение делилось на два курса, а с переходом в 1923 году на 3-х годичный курс—на три отделения.

Первый год обучения кадеты должны были провести в войсках в качестве солдата. Впоследствии эта практика была отменена. Для подготовки специалистов высшей квалификации в Латвии высших военных школ не было, а подготовка таких специалистов осуществлялась на факультетах Государственного университета.

Офицеры, командируемые в университет, должны были выдержать особый вступительный экзамен. Университет готовил офицеров следующих специальностей инженерно-строительной, автомеханической, авиационной, электротехнической, химико-артиллерийской, интендантской и юридической.

Подготовка офицеров генерального штаба осуществлялась через французскую военную школу (ежегодно туда направлялись по два офицера).

Осенью 1924 г. в Латвии было решено открыть высшие офицерские курсы с 2-х годичным сроком обучения. Курсы имели двоякую цель: во-первых, подготовить квалифицированных штабных и строевых начальников, и, во-вторых, подготовить надлежащих кандидатов для командирования в высшие военные заграничные школы.

Эстонская военная школа
Гражданская война застала эстонскую армию с крайне ничтожным офицерским составом, главным образом, из числа бывших русских офицеров военного времени. Уже в эти годы начали действовать краткосрочные курсы по подготовке офицеров. После войны была создана система военно-учебных заведений, включающая:
1) основные военно-учебные заведения: военное училище республики, военно-техническое училище, школа летчиков и военно-морское училище;
2) курсы усовершенствования офицеров;
3) высшая военная школа: она представлена 2-х годичными академическими курсами. На курсы периодически командировались (по 15—18 человек) все начальники отделений частей и офицеры крупных штабов и управлений. Для подготовки офицеров-специалистов высшей квалификации практиковались заграничные командировки, главным образом, во Францию.

Высшие строевые начальники (начальники дивизий, их помощники и командиры полков), а также начальники штабов дивизий и высшие административные чины, привлекались на краткосрочные информационные курсы. По окончании курсов проводилась 10-ти дневная военная игра.

Учитывая быстрое развитие военного дела, эстонское командование строго следило за осуществлением теоретической и практической подготовки командного состава. Так, к примеру, в течение зимнего периода обучения (сентябрь-апрель) офицеры обязаны выполнить ряд теоретических и практических работ:
— теоретические занятия офицеров призваны были возбудить интерес к военно-научным вопросам и расширить кругозор всего офицерского состава данной воинской части; с этой целью офицерам давались письменные работы (она должна быть выполнена в течение 2-х месяцев; по результатам работы открывались прения: лучшие работы офицеров шли в печать) заслушивались рефераты и лекции;
— практические занятия включали: изучение планов и карт вероятного театра военных действий данной воинской части, задач, проведение военных игр, полевых тактических поездок.

Финская военная школа
Корпус офицеров финской армии был представлен русскими, германскими, шведскими и финскими офицерами. Корпус офицеров генерального штаба пополнялся за счет офицеров, кончивших одну из иностранных военных академий и прослуживших некоторое время в войсках. Сеть военно-учебных заведений Финляндии включала:
1. Академию генерального штаба
2. Топографическое училище
3. Кадетское училище
4. Морское кадетское училище
5. Артиллерийские дополнительные курсы, школу авиации, школу летчиков, школу оружейных мастеров. курсы для подготовки офицеров резерва и кадра, офицерские школы охранных дружин, радиотелеграфические курсы (т.е. всего 12 военно-учебных заведений).

Одним из основных военно-учебных заведений являлось Финское кадетское училище. От поступающих туда требовалось иметь среднее образование и 1,5 года службы в воинской части. Срок обучение устанавливался в 1,5 года. За обучение следовало внести 4500 марок.

Преподавание подразделялось на теоретическое и практическое. Два летних месяца посвящались работам по топографии и тактике, а 2 других месяца—службе в полку. По сдаче экзамена кадеты получали звание активного офицера и обязаны прослужить не менее 3-х лет.

Источник: Каменев А. И. «История подготовки офицерских кадров в СССР (1917—1984 гг.)». —Новосибирск: НВВПУ, 1991. —261 с.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.