Топ-100

Реорганизация военно-учебных заведений в годы военной реформы (1921- 1925 гг.)

Опубликовал: zampolit, 2-12-2022, 16:57, Путешествие в историю, 326, 0

Ликвидация фронтов гражданской войны выдвинула на первый план проблемы перехода на рельсы мирного строительства всей страны и ее Вооруженных Сил. В этой обстановке необходимо было внести серьезные коррективы в подготовку командных и политических кадров, т.е. в систему военно-учебного строительства.

Как показывает анализ направлений деятельности в названной области, основное внимание работников военно-учебных заведений и аппарата ГУВУЗа было сосредоточено на следующем:
1) осмыслении опыта подготовки командных кадров в годы гражданской войны;
2) выработке взглядов на вопросы советского военно-учебного строительства;
3) решении судьбы командных курсов;
4) создании системы советских военно-учебных заведений;
5) выработке новой методической системы обучения и воспитания слушателей и курсантов военно-учебных заведений;
6) решении кадровых вопросов;
7) создании учебно-методической базы подготовки командно—начальствующего состава Красной Армии и др.

Еще весной 1920 года встал вопрос о создании нормальных военных школ. Некоторые комкурсы были реорганизованы в нормальные военные школы. Но это было лишь началом большой и трудной работы. Знаменательным событием в военно-учебном строительстве было создание в конце 1920 года Высшего академического военно-педагогического совета (ВАВПС). Согласно приказа РВСР от 19 августа 1920 г. №1591 ВАВПС начал заниматься, главным образом объединением и согласованием работы военных академий. Но впоследствии он распространил свою деятельность на все военно-учебные заведения.

Председателем ВАВПС являлся начальник ГУВУЗа, а членами состояли Главком Вооруженных Сил Республики, начальники некоторых центральных управлений Наркомвоена, начальники академий и лица, персонально назначаемые РВСР.

Для разработки всех директив ВАВПС при нем был учрежден Малый академический совет (МАС) в составе председателя и членов-представителей ГУВУЗа, Полевого штаба, Всероглавштаба, академий и высших школ.

При MAC работали следующие секции:
1) для психофизиологического исследования юношества, обучающегося в военно-учебных заведениях (учреждена приказом РВСР от 19 мая 1922 г. за №1231);
2) военной маскировки (июнь 1923 г.)—для обсуждения вопросов военно-учебного характера в подготовке слушателей и курсантов;
3) военно-химическая (ее задачи были аналогичны предыдущей секции).

Система военного образования Результатом работы MAC явился доклад о системе военного образования, который после его обсуждения ВАВПС был утвержден. Согласно этому докладу, все военно-учебные заведения делились на три ступени.

Школы 1-ой ступени. Их задачи заключались в том, чтобы дать обучаемым:
а) общую теоретическую военную подготовку;
б) основательное знакомство со своим родом войск и службы;
в) полную практическую подготовку для занятий ими первой командной должности (взводного командира), а также практическое знакомство со следующей в порядке постепенности командной должностью.

Школы 2-ой ступени. Они имели задачей:
а) усовершенствование во всех областях военных знаний, не обходимое для самостоятельного руководства техническим соединением из трех родов оружия;
б) практическое умение руководить их действиями;
в) усовершенствование в специальности своего рода войск или службы с целью наилучшего использования их свойств и наиболее совершенной их подготовки.

Школы 2-ой ступени были разбиты на две категории: школы усовершенствования в специальности своего рода войск и школы усовершенствования во всех областях военного знания.

Школы 3-ей ступени. Их задача заключалась в том, чтобы:
а) дать высшую военную подготовку для руководства войсковыми массами на театре военных действий и на поле сражения;
б) дать высшую специализацию в технических знаниях специальных родов войск и служб;
в) вести научную разработку военных и военно-технических вопросов и подготовлять кадр ученых всех специальностей.

При внимательном изучении этой схемы видно, что в нее не «вписаны» командные курсы. Тем не менее эти курсы просуществовали до конца 1924 года. Затем те из них, которые имели большой опыт в подготовке краскомов, были реорганизованы в нормальные школы, а другие стали полковыми школами.

Следует отметить, что реализация намеченного осуществлялась с трудом. К началу 1922 года ГУВУЗ насчитывал 224 военно-учебных заведения, что значительно превосходило потребность Красной Армии. Дело сокращения сети военно-учебных заведений наталкивалось на ряд препятствий:
1) серьезное внимание к младшему командиру, имевшее место в то время, зародило мысль о необходимости использования нормальных военных школ для подготовки отделенных командиров (если бы эта точка зрения победила, то пришлось бы не сокращать, а увеличивать число военно-учебных заведений);
2) местные партийные и советские органы привыкли смотреть на комкурсы не только как на воинские части, но и как на серьезные идейные центры (вот почему они активно сопротивлялись ликвидации курсов).

Создание новой сети военно-учебных заведений также встало перед рядом проблем: нехваткой преподавателей, сложностью укомплектования их переменным составом, сложностью решения учебно-методических вопросов новой военной школы.

Как известно, в годы гражданской войны функции преподавателей выполняли разные категории людей: старый профессорско-преподавательский состав, бывшие офицеры, а также советские и партийные работники. Своих преподавателей военная школа не имела, годы гражданской войны было создано ряд военно-педагогических школ (Москва, Петроград, Киев), которые в короткие сроки готовили преподавательский состав. Конечно же, уровень их подготовки был недостаточен. Малочисленность нужного кадра преподавателей остро ощущалась.

Тем не менее военно-педагогические школы были поставлены перед необходимостью готовить преподавателей военных, общеобразовательных предметов и политграмоты для школ 1-ой ступени. В соответствии с поставленной целью в них устанавливались следующие предметы:
1. Военные: а) тактика, б) артиллерия, в) военно-инженерная, г) военно-топографическая, д) военной администрации.
2. Общеобразовательные: а) русского языка, б) математики, в) географии, г) истории.
3. Политическая группа.

Срок обучения устанавливался 1 год. Учебный план школы слагался из: а) детального изучения предмета избранной специальности и его методики; б) овладения предметами педагогического цикла (педагогики, психологии, логики, физиологии, гигиены); в) повышения политической культуры (посредством изучения политической экономии, исторического материализма и советского строительства) и г) практических работ учащихся.

Слушатели, успешно сдавшие все репетиции и зачеты, выполнившие все практические работы, сдавшие выпускные экзамены и получившие педагогические навыки, выпускались, со званием штатного преподавателя школ 1-ой ступени военно-учебных заведений. Все окончившие военно-педагогические школы были обязаны отслужить в военно-учебных заведениях не менее полутора лет.

Сложнее положение дел обстояло в высшей военной школе. «Военные академии через несколько лет могут очутиться перед серьезным профессорским кризисом, —говорилось в «Военном знании». —Старая немногочисленная профессура день за днем понемногу тает, новые пополнения ощутимо незаметны. Необходимы какие-то меры, чтобы сгладить остроту этого серьезного вопроса, и, конечно, прежде всего наметить тот путь, которым следует идти каждому, кто желал бы собой пополнить кадры военных ученых».

Отметим: такая постановка вопроса разделялась не всеми. В том же «Военном знании» появились статьи, ставящие под сомнение необходимость решения названной проблемы. Аргументация при этом сводилась к следующему: «Военное дело, говорят, —дело чисто практическое; в практическом же деле лучший учитель—опыт. А поэтому, у кого налицо соответствующий опыт (конечно, хороший по результатам), тот пусть и будет тем, что понимается под именем профессора».

Как бы там ни было, вскоре появляется «Положение о профессорах и преподавателях военных академий». В нем говорится:


Изучение данного «Положения» позволяет сделать такие обобщения:
во-первых, позитивен тот факт, что «Положение» открывало возможность талантливым людям к получению звания «профессор; негативным же является, на наш взгляд, то обстоятельство, что в «Положении» не устанавливался образовательный ценз для получения профессорского звания, что открывало лазейку для людей недостойных;
во-вторых, многоступенчатость, дифференцированность профессорского звания, на наш взгляд, позволяла стимулировать дальнейшее творчество профессора.

Новым шагом по пути создания нового научно-педагогического кадра для военно-учебных заведений было образование в 1924 году института адъюнктов при военных академиях.

В целом же, важнейшие педагогические проблемы рассматриваемого периода решались посредством проведения съездов, совещаний и конференций представителей военно-учебных заведений. Исследуемый период богат такими представительными совещаниями. Придерживаясь хронологии их проведения, покажем те вопросы, которые они решали. Одним из первых такое совещание прошло в период с 18 по 22 августа в Москве. На него были приглашены начальники и комиссары окружных управлений военно-учебных заведений.


Совещание, на котором присутствовал Главком Республики С. С. Каменев, начальник ГУВУЗа Д. А. Петровский, комиссар штаба РККА Данилов, приняло постановление, определившее очередные задачи военно-учебных заведений:


Следует отметить, что в данном постановлении четко прослеживается идея развития самостоятельности и творчества обучаемых, ориентация на их самостоятельную работу по добыванию знаний и формированию навыков и умений. Идеи, высказанные на совещании, стали предметом заинтересованной дискуссии на страницах военной печати.

Очередной съезд начальников и комиссаров военно-учебных заведений состоялся 30 августа—4 сентября 1922 г. На съезде отмечалось, что решения предыдущего съезда реализовывались более успешно в отношении школ 1-ой ступени. В отношении других школ было сделано значительно меньше. Да и в отношении школ 1-ой ступени дела продвигались не совсем так, как хотелось.

В отличие от военных училищ царской России и военно-учебных заведений Запада, наша нормальная военная школа предъявляла минимум требований в области общеобразовательной подготовки. Этим самым школа брала на себя заботу и об общем образовании воспитанников. Кроме того, на плечи военной школы ложилась сложная задача политического воспитания курсантов.

Перед школой, таким образом, стояли три сложные задачи:
1) вооружить курсанта общими знаниями и расширить его кругозор;
2) подготовить в военно-техническом отношении;
3) развить политически.

Достаточно даже этой общей формулировки, чтобы понять, насколько сложны были задачи подготовки курсантов. Съезд разбился на пять секций:
1) общая, или как она называлась «секция современных факторов войны»; 2) организационная; 3) педагогическая; 4) политическая и 5) секция высших школ.

Обязанность первой секции была сформулировать те задачи, которые стоят перед школой, учитывая влияние современного бойца и современного оружия на тактику и стратегию будущих войн. На вторую секцию легла обязанность заняться уточнением и упрощением военно-учебного аппарата. Третья и четвертая секции занимались разрешением всех вопросов воспитания и обучения юношества.

Организация пятой секции была вызвана необходимостью провести в жизнь нормализацию школ второй ступени. В отношении задач, стоящих перед военной школой, съезд принял резолюцию, в которой она нацеливалась на решение следующих задач:



Следует отметить, что, конечно же, это была программа- максимум, скорее мечта, чем реально выполнимая задача. Этот вывод подтверждается результатами работы педагогической секции. На заседании этой секции было констатировано, что целый ряд педагогических вопросов по-настоящему не изучен: мало было исследований юношества, недостаточно ясности было и с методической системой обучения. Серьезные споры вызвало предложение об уничтожении балльной системы оценки знаний курсантов. В конечном счете была принята такая резолюция:
«1. B виду того, что оценка при помощи бальной системы не может служить действительной характеристикой приобретенных познаний и необходимых для командира качеств, балльную систему отменить.
2. Наиболее рациональной мерой оценки успехов в науках и способностей к занятию командной должности признать характеристику курсанта, даваемую преподавателями и командирами.
З. В целях конкретизации и однообразия составления таких характеристик, лица аттестующие должны давать определенные ответы. Ответы эти должны кратко выражать действительную оценку главнейших сторон волевой и интеллектуальной природы аттестуемого».

Впоследствии (1923 г.) была создана «Инструкция о способах оценки курсантов в военно-учебных заведениях 1-ой ступени». Эта инструкция определяла главнейшие предметы обучения для каждой группы военных школ. Так такими предметами стали:


На тех курсантов, коих начальник школы и комиссар признали достойными звания красного командира, составлялся список старшинства. Этот список составлялся педагогическим комитетом. При этом все курсанты разбивались на несколько категорий:
—к 1-ой категории относились те, у кого на все вопросы «листов оценки» были получены положительные ответы;
—ко 2-ой категории относились те, у кого на один из вопросов «листа оценки» был получен отрицательный ответ;
—к 3-ей категории причислялись те, у кого в «листе оценки» было получено два отрицательных ответа (и т. д.)

«Лист оценки» содержал 6 вопросов:
1. Обнаруживает ли знания и понимание пройденной дисциплины (общее развитие)?
2. Может ли применять усвоенные знания на практике и как разбирается в обстановке?
3. Сможет ли активно работать по политпросвет работе в армии?
4. Обладает ли достаточной для командира волей?
б. Обладает ли самостоятельностью и инициативой?
6. Может ли быть выпущен командиром?

Указанные «листы оценки» заполняли преподаватели ведущих дисциплин и непосредственные начальники курсантов. Другими словами, здесь срабатывал метод оценки по принципу независимых характеристик, что, думается, повышало объективность оценки подготовленности курсанта к решению практических задач. Другой вопрос заключается в том, насколько объективны и достаточны были критерии оценки, выверены ли были показатели того или иного критерия? Думается, здесь не все было благополучно.

На съезде и в военной прессе, помимо названных вопросов, поднималась проблема комплектования военно-учебных заведений. Отсутствие тяги в военную школу было обусловлено целым рядом причин, среди которых тяжелое материальное положение курсанта и командира занимали не последнее место. ЦК РКП (б) направил 15 июня 1922 г. в партийные организации письмо «О кампании вербовки в военно-учебные заведения». ГУВУЗ установил тесный контакт с РКСМ (первый секретарь П. Смородин 1897-1937), что обусловило приток комсомольцев в военные школы, создание там комсомольских организаций. Как отмечает начальник ГУВУЗа Д. А. Петровский, «все лето... 1922 года мы провели под знаком усиленной вербовочной кампании, пользуясь опытом минувших годов в деле организации «дней» и «недель» красного курсанта».

В военной печати поднимается вопрос о целесообразности использования опыта бывших военно-учебных заведений царской России. Возникает идея о необходимости возрождения кадетских корпусов. Какая аргументация высказывалась за возрождение кадетских корпусов? С этой идеей на страницах печати выступил начальник ГУВУЗа Д. А. Петровский. В одной из своих публикаций по этой теме он писал: «Большинство работников военно-учебного дела склоняются к мысли о необходимости построения всего военно-учебного дела на добровольческих началах. С точки зрения теоретической, конечно, трудно спорить против этого положения... Нельзя заставить людей посвящать себя крайне сложной и крайне трудной профессии командира».

Идея кадетских корпусов, указывает далее он, базируется на правильной мысли о том, что желательно с детского возраста развивать у будущего офицера качества, необходимые воину и вооружать его соответствующими познаниями. Автор ссылается на опыт работы советских кадетских корпусов, образованных в Азербайджане.

Предложение о возрождении кадетских корпусов вызвало острую дискуссию. Наркомпрос даже принял резолюцию следующего содержания:

«Принимая во внимание, с одной стороны, что соображения, вынудившие ГУВУЗ придти к мысли об организации красных кадетских корпусов, как-то необходимостью выработать в подрастающем поколении физическую крепость и закалить волю..., а, с другой стороны—что ранняя профессионализация представляется... крайне вредной в педагогическом отношении, самое же восстановление «кадетских корпусов» в том или ином виде недопустимым педагогически и нецелесообразным политически, — предложение ГУВУЗа отклонить. Вместе с тем, предложить ГУВУЗу прийти на помощь Главсоцвосу и Главпрофобру в деле организации подготовки физического воспитания детства и юношества».

В конечном итоге идея возрождения кадетских корпусов была отклонена. Думается, что такое решение не следует считать оптимальным. Опыт военного строительства свидетельствует о том, что есть необходимость готовить часть молодых людей к военной профессии с возможно раннего возраста.

Определившись по ряду принципиальных вопросов подготовки среднего начальствующего тсостава. ГУВУЗ, военно-педагогическая мысль сосредоточилась на проблемах высшего военного образования. Еще в марте 1921 года ВАВПС высказал свои соображения по этому поводу:


Этим решением были определены общие задачи военных академий. В марте этого же вода во исполнение приказа РВСР о реорганизации Академии генерального штаба в Военную академию РККА были определены ее новые цель и задачи:

I. Задача и цель академии.
Академия Генерального штаба, являясь высшим учебным и ученым учреждением, имеет целью давать не только высшее военное исчерпывающее специальное по службе Генерального Штаба, но и по возможности широкое общее образование, дабы лица, окончившие ее, могли занять штабные и командные должности и являлись бы людьми, способными откликнуться на все вопросы политической, общественной и международной жизни....

II. Предметы, изучаемые в АГШ.


Кроме перечисленных, в академии должен преподаваться цикл социально-политических наук, согласно декрету Совнаркома от 4 марта с. г.:


Конференция академии предоставляется право устанавливать преподавание и других наук или временно урезывать вышеприведенный перечень, если по условиям состояния военного дела или переживаемого страной момента, или уровня образовательной подготовки поступившего в академию контингента слушателей, это будет ею признано необходимым.

V. СРОК обучения в АГШ.
Курс АГШ должен быть пройден в срок не больше 3, 5 лет, причем не менее 6 месяцев должны быть предоставлены для самостоятельной творческой военно-научной работы, долженствующей установить вместе с тем зрелость прошедших курс АГШ для дальнейшей самостоятельной военно-научной и практической деятельности; все остальное время предоставляется для изучения военного дела в двух первых основных классах академии. Кроме того, для подготовки лиц, желательных для приема в академию, но недостаточно научно подготовленных, должна быть создана особая подготовительная школа.

VI. Метод преподавания в АГШ.
В основу преподавания в АГШ необходимо положить признание жизненности обучения и самостоятельности работы слушателей, что может быть достигнуто применением прикладного метода преподавания, т.е. чтобы при теоретическом выяснении принципиальной стороны он иллюстрировался на практике прикладным путем».

25 июля 1921 года на объединенном заседании РВСР и ВАВПС под председательством Л. Д. Троцкого было постановлено переименовать Академию Генерального Штаба в Военную академию РККА и приступить к разработке положения о Единой Военной академии (ЕВА). Уже 22 октября названного года было разработано положение о Единой военной академии было обсуждено на заседании ВАВПС. В нем определялся состав EBA,. ee назначение, условия функционирования:

I. Состав:
В состав ЕВА входят, как совершенно самостоятельные военно-учебные и научные учреждения, ниже ел едущие военные академии:
а) Военная академия с восточным отделом; б) Артиллерийская академия; в) Инженерная академия; г) Морская академия; д) Академия Красного воздушного флота; д) Электротехническая академия; ж) Военно-хозяйственная академия; з) Военно-медицинская академия.

II. Назначение:
ЕВА имеет назначением: а) давать высшее общее военное образование, а также высшее специальное образование комсоставу РККА и флота; б) осуществлять объединение военно-научной мысли, содействуя единому пониманию военных явлений; в) находясь в курсе всех достижений военного дела как в Республике, так и в иностранных армиях, проводить эти достижения в высшее военное образованием; г) устанавливать методы использования опыта ближайших войн в приложении к высшему военному образованию; д) озабочиваясь прогрессом в области военной науки, способствовать трудам специалистам по различным вопросам военного дела; е) издавать военно-научные труды и специальные военно-научные журналы; ж) подготовлять лиц, могущих занимать преподавательские кафедры по различным военным специальностям во всех высших военно-учебных заведениях. …

IV. О главных руководителях:
ВАВПС руководит военно-учебной деятельностью всех военных академий через институт главных руководителей, на которых лежит обязанность по достижению единства направления Как мы видим, в проекте ЕВА заложен принцип единоначалия, призванный не законодательствовать, заниматься мелочной опекой, а добиться единства взглядов на войну, военное дело и подготовку командных кадров. Это было той попыткой, которая должна была сломать ненужные и вредные перегородки, стоящие перед разными видами и родами войск, порождающие однобокость в подготовке военных кадров.

Особая надежна в решении названной задачи возлагалась на институт главных руководителей. Кто же, по мысли авторов ЕВА, должен был быть главным руководителем?

Самые общие позиции таковы: это должен быть компетентный, авторитетный в данном деле (отрасли военного знания) человек. Его задача заключалась в том, чтобы направлять деятельность других руководителей (преподавателей) по своему предмету. Чтобы не было субъективизма в подборе главруков, предлагался известный способ—представление и зашита диссертации по предмету соискания.

Институт главных руководителей касался только ведущих дисциплин. Причем, ведущим главным руководителем считался тот, где эта дисциплина имела первенствующее значение по сравнению с другими (к примеру, по артиллерии таким ведущим руководителем мог быть представитель Артиллерийской академии, по стратегии и тактике—Военной академии РККА, по инженерному делу—Военно-инженерной академии).

Новым шагом вперед по развитию военного образования было осуществление специализации слушателей на базе создания факультетов в академиях. Система факультетов разгружала слушателей от излишней информации, позволяла более углубленно заниматься избранной специальностью.

Так, к примеру, учебный план Артиллерийской академии был разработан, исходя из подразделения академии на три факультета баллистический, механический и химический. Этот план предусматривал общий для всех слушателей курс в течение первых двух лет и специализацию в течение двух последующих лет.

Все предметы, проходимые в академии, были подразделены на 6 групп (циклов):
1. Цикл физико-математических наук: включал 19 наименований, из которых 20% проходилось различно на разных факультетах.
2. Цикл артиллерийских наук (соответственно: 10 наименований, из которых 90% проходили слушатели различно на разных факультетах).
3. Цикл прикладных технических наук (16 наименований, 50% варьирования).
4. Цикл технологии (10 наименований; 80% варьирования).
5. Цикл военных наук (7 наименований; все науки в равной степени изучались слушателями).
6. Цикл общественно-экономических наук (обязательны для всех).

В среднем получалось, что до 50% изучаемых наук в разной степени изучались слушателями, что определяло специфику факультета.

Таким образом, в военном образовании в рассматриваемый период, были как положительные так и отрицательные компоненты. Позитивным, следует признать тот факт, что удалось создать систему военно-учебных заведений, способную воспроизводить офицерские кадры разного уровня квалификации.

Период исканий в педагогической области дал много плодотворных идей, часть из которых была реализована. В то же время, часть идей несколько опережала время и в сложившихся условиях не могла быть реализована из-за «человеческого фактора», несовершенства учебно-методической базы, низкого уровня финансирования военно-учебного дела и т. д.

Тормозом в подготовке командно-начальствующих кадров была низкая общеобразовательная подготовка слушателей и курсантов, резкое снижение образовательного ценза поступающих в военные школы и академии. Сложности укомплектования военно-учебных заведений объяснимы и вполне понятны: базой нового командного состава не могла оставаться дворянская среда и другие имущие классы (группы). Страна лишилась и такого стабильного источника пополнения офицерских рядов, как кадетские корпуса.

Трудность возврата к старому объяснима и психологически: все, что напоминало людям о прежнем режиме, вызывало чуть ли не аллергию. Эмоциональный всплеск, вызванный революцией, ставил все прежнее достояние, как бы вне закона. Эмоции победили разум: отрицание всего «старого» было возведено в ранг всеобщего и безусловного отрицания всего, что было накоплено за долгие годы подготовки офицерских кадров. Думается, в этом была серьезнейшая ошибка, ибо нельзя жить по закону отрицания, тем более отрицания всеобщего. Нельзя рвать нити, связующие поколения.

Самой серьезной ошибкой, на наш взгляд, была ликвидация Академии генерального штаба, как учебного и научного учреждения, поставляющего в святую святых армии—Генеральный штаб— офицеров, способных со знанием дела решать вопросы строительства Вооруженных Сил и подготовки армии и флота к решению боевых задач. С этого времени Генеральный штаб, да и другие центральные военные учреждения, стали пополняться людьми без системного образования.

Источник: Каменев А. И. «История подготовки офицерских кадров в СССР (1917—1984 гг.)». —Новосибирск: НВВПУ, 1991. —261 с.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (40)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.