Топ-100

Абатские церкви в XVIII - начале XX века

Опубликовал: zampolit, 26-11-2022, 15:52, Путешествие в историю, 379, 0

Церковь Богоявления Господня (ныне освещена как святых апостолов Петра и Павла). (3 января 2015 г.)

Время постройки церкви в Абацкой слободе достоверно неизвестно. К.Ф. Скальский, а позднее И. С. Голошубин в своих работах писали, что согласно существовавшему в приходе преданию, записанному в церковную летопись, церковь была построена в 1709 г. Однако на картах С. У. Ремезова, которые датируются 1701 г. и 1697- 1711 гг., условное изображение Абацкой слободы имеет крест, что, вероятно, указывает на наличие в селении церкви. В то же время по переписи 1710 г. в Абацкой слободе, в отличие от Коркиной, Орлова Городища и Усть-Ламенской слобод, священнослужителей не переписано.

Первоначально абатская Петропавловская церковь была построена в «нижней» части слободы, в 17 верстах от современного положения села, вниз по течению р. Ишим. Так как в 1754 г. в церкви уже требовалась замена обветшавшего антиминса, можно предположить о ее длительном существовании. Церковь была деревянная и небольшая. Такой увидел ее проезжавший в 1771 г. через слободу П. С. Паллас. ?

В 1773 г. в приход Петропавловской церкви Абацкой слободы попросились крестьяне д. Камышенки Тюкалинской слободы Тарского ведомства. Причиной прошения было слишком большое расстояние от д. Камышенки до Тюкалинской слободы, где была церковь - более 100 верст, в то время как до Абацкой слободы было 25 верст. Крестьяне жаловались, что из-за большого расстояния священник приезжает к ним очень редко, а абацкие священники ехать в чужой приход отказываются, и уже умерла одна девочка без крещения и один человек без исповеди божьей. По указу от 26 февраля 1773 г. прошение крестьян было удовлетворено.

В мае 1776 г. по доношению из Абацкой приказной конторы в Ишимское духовное правление и далее к епископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму, крестьянский староста Клишев «с товарищи» просил дозволения построить при церкви «во украшение оной» деревянную колокольню, на которую уже был заготовлен круглый и тесаный лес. На что и получил разрешение по указу от 27 октября 1776 г.

Время переноса церкви в «верхнюю» часть слободы К. Ф. Скальский и И. С. Голошубин относят к 1784 г., ссылаясь на грамоту на устройство храма от 9 октября 1784 г. за № 1273, подписанную епископом Варлаамом.

Однако абацкий священник Иван Терентьевич Мамин, принимавший активное участие в строительстве церкви на новом месте, утверждал, что в 1785 г. с согласия священно- и церковнослужителей прихожане еще только намеревались начать постройку. Причина, по которой решили перестраивать церковь, заключалась в том, что она стояла на высоком, ежегодно подмываемом берегу р. Ишима и существовала угроза ее обрушения, к тому же церковь уже обветшала. Для строительства в бору было заготовлено необходимое количество соснового леса, который должен был вывозиться самими прихожанами. Но в следующую зиму леса вывезено было только на семь рядов, а оставшийся лес весной сгорел.

Церковь была построена двумя разными мастерами. В 1787 г. церковным строителям Федору Козьмину и его товарищу Григорию были отданы первые 12 р., а 28 июня 1788 г. еще 14 р. Однако уже осенью новым строителем церкви стал плотник Василий Константинов, которому в постройке помогали местные крестьяне Мирон Завьялов, Иван Шмаков и Дементий Лебедев. С 12 ноября 1788 г. по октябрь 1791 г. по записям Мамина плотнику было выплачено 116 р. 50 к, в том числе 30 р. за 200 ломовых плах и 300 плах для крыши, которые из леса вывозил сам священник Мамин на своих лошадях, и 1 р. 50 к. - за хранение леса.

Сосновые бревна для постройки церкви закупались в д. Резановой, находившейся в 130 верстах от Абацкой слободы у Аммоса Софонова, которому за 47 бревен было заплачено 41 р. 75 к., ему также заплатили 2 р. за вывоз из леса 6 плах. Еще 40 бревен было привезено из д. Волынкиной, находившейся в 76 верстах, крестьянином д. Спириной Прокопием Глазуновым, за доставку которых он получил 28 р., затем привезли еще 10 бревен за 8 р. 80 к.

Изготовлением кирпичей для церковной печи занимался абацкий посельщик Петр Калметев, а помогал ему Мирон Завьялов. За работу П. Калметев получил 6 р.

Большое внимание уделялось также и приобретению для церкви необходимых предметов и утвари. Еще в 1788 г. в Тобольске были закуплены свечи и материал для пошива стихаря на 20 р. 10 к. Стихарь был сшит из зеленого грезентина с оплечьем из белого штофа и белыми лентами. 20 ноября того же года за 40 р. у тобольского купца Василия Яковлева Корнильева были куплены серебряные сосуды. 10 р. было заплачено тобольскому медяку Захарову за переливку колокола. В марте 1791 г. в Ирбите были куплены месяцеслов в киоте, «ведро с осьминой» красного вина, 2 фунта меда, 1 фунт елея, 6 фунтов ладана и 15 фунтов белых свечей, на общую сумму 15 р. 50 к., а также - медное кадило и два подсвечника на сумму 3 р. 35 к.

1 октября 1791 г. дьякон Иван Мамин заключил договор на 350 р. с тобольским цеховым Алексеем Савостеевым Порсиным (Будриным?). Согласно договору, тот обязался изготовить из собственного леса для церкви Абацкой слободы иконостас со столбиками и карнизом, который должен был быть позолоченным, а другие части - посеребренными. Кроме того, он обязался написать четыре местные иконы: Спасителя, Матери Божьей, Петра и Павла и Чудотворца Николая. Росписью иконостаса занимался ученик Алексея Савостеевича - Михаил Мыльников, в будущем священник абацкой Петропавловской церкви. К 1792 г. церковь была построена и освящена.

5 сентября 1793 г. ишимский мещанин Кондратий Аникин дал обязательное письмо церковному старосте Петропавловской церкви Абацкой слободы Андрею Шмакову, священникам Петру Малахову и Ивану Иконникову и дьякону Ивану Мамину, в котором обещал, используя материалы старой церкви, построить вокруг новой церкви ограду, высотой в два с половиной аршина и трое ворот: с западной стороны - створные ворота, а северной и полуденной (т. е. южной) - одинарные. Также Аникин должен был пристроить к церкви два крыльца, одно с западной стороны, другое с северной стороны. Всего за постройку ограды Аникин получил 75 р. деньгами и 12 четвертей ржи. Еще 15 р. 20 к. было выплачено крестьянину Алексею Барабанщикову за 38 тесин, которые также были использованы для постройки. После возведения ограды, Кондратий пристроил к церкви из материалов старого алтаря кладовую ризницу. Тесанием старого алтаря занимались посельщик Аника Никонов и плотник, которым за работу выплатили 2 р. 50 к., а за постройку кладовой плотнику - 13 р. Трапезнику Мирону Завьялову за мох и подъем земли (вероятно, для утепления крыши) заплатили 80 к.

24 мая 1794 г. на обивку церковных глав было куплено 18 листов белого листового железа, которое обошлось в 3 р. 24 к. 20 июля 1794 г. Кондратий Аникин установил стойки для ворот, за что ему заплатили еще 2 р., а 1 августа на 3 р. было закуплено железо для них. В 1795 г. Иван Мамин снова ездил в г. Ирбит, где купил для церкви четыре книги за 18 р.

К 1796 г. церковь была практически достроена: снаружи обита покрашенным сосновым тесом, приобретены иконостас, ризница, серебряные сосуды, расширена библиотека. За 500 р. куплен благовестный колокол. Кроме этого, к 1806 г. было накоплено более 1000 р., которые Иван Мамин планировал в будущем потратить на постройку в селе каменной церкви. ?

В непосредственной близости от церкви находилось еще несколько строений: дом крестьянина Мирона Завьялова, бывшего на протяжении многих лет церковным сторожем, здание волостного правления, дома посельщика Елизара Лазарева и солдатки Зубаревой, провиантный магазин. Кроме того, в 1804 г. к югу от церкви был построен дом для частного комиссара Скорнякова. Все эти строения (за исключением дома комиссара) были построены раньше церкви, еще до ее заложения.

К 1831 г. крыша церкви обветшала и протекала. Окладные бревна (находившиеся ближе всего к земле) сгнили, в связи с чем, церковь имела наклон к северной стороне. В церкви к этому времени не хватало некоторой утвари, в частности «на престольных» не хватало второго Креста Господня и серебряной дарохранительницы. В связи со сложившейся ситуацией, в 1829 г. в Абатской слободе началась постройка каменной церкви, которая изначально планировалась как двухпрестольная. (Холодная во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, теплая - во имя святого Василия Великого архиепископа Каппадокийского). План церкви и чертеж ее фасада были выполнены губернским архитектором Петром Проманом (?) и 10 сентября 1829 г. утверждены архиепископом Евгением.

Церковь строилась на церковные суммы при содействии прихожан. Здание церкви и ее колокольня были выложены из камня (кирпича). К 1836 г. церковь была сложена, оштукатурена, покрыта «до самых глав» железом, окрашенным зеленой краской, обнесена каменной оградой с железными решетками. В двух западных углах ограды были устроены каменные будки с холодными внутренними помещениями. На следующий год были вызолочены главы и кресты церкви. Петропавловская церковь была освящена в 1839 г. Но престол в ней был один. К началу XX в. каменная Петропавловская церковь по-прежнему считалась крепкой.

В связи с тем, что каменная церковь была холодной, ее стали использовать только в теплое время года, старую деревянную церковь планировали использовать как зимнюю, перестроив ее для этого на каменном фундаменте, с переименованием в честь праздника Богоявления Господня. В 1850 г. каменная Петропавловская церковь по- прежнему использовалась только в летнее время, а зимой для богослужения использовалась старая деревянная церковь, которая к тому времени была уже недостаточно прочна.

С 1846 г., для службы в зимнее время в селе началась постройка еще одной каменной церкви в честь праздника Богоявления Господня. План здания и чертеж фасада были выполнены Тобольской строительной комиссией к 23 мая 1845 г. и утверждены архиепископом Георгием 28 марта 1846 г. Церковь строилась на церковные средства, пожертвования прихожан и проживавшего в Абатской слободе ишимского 2 гильдии купца Степана Гавриловича Мещерякова. На его средства был устроен иконостас. К осени 1848 г. церковь была выложена до полов, к 1850 г. здание было уже сложено до сводов и заготавливались материалы, необходимые для окончания строительства. Однако строительство ее затянулось. Абатская Богоявленская церковь была освящена лишь 1 июля 1873 г. (по другим данным 28 июня 1875 г.), причем колокольни при ней по-прежнему не было. Каменная колокольня и железная ограда в каменных столбах были построены в 1878-1879 гг. на средства Юлиании Мещеряковой, вдовы купца Степана Гавриловича Мещерякова. На постройку их Юлиания пожертвовала 3155 р. 93 к. За заслуги перед духовным ведомством по определению Святейшего Правительствующего Синода указом № 1234 от 12 апреля 1882 г. вдова ишимского купца Юлиания Мещерякова, проживавшая в с. Абатском, была награждена грамотой.


Старая деревянная Петропавловская церковь по данным Клировых ведомостей за 1875 г. якобы была построена в 1784 г. по плану и фасаду, составленному Тобольским губернским архитектором Гуларовским (?) и 2 декабря 1783 г. утвержденному архиепископом Афанасием, что противоречит более ранним сведениям. К 1875 г. усердием прихожан церковь была перенесена на приходское кладбище, где была поставлена на лиственных стойках, без фундамента и 21 июля того же года освящена. Богослужение в ней отправлялось только в дни поминовения усопших и 29 июня в престольный праздник Петра и Павла. В 1913 г. деревянная церковь была вновь перенесена, на этот раз в д. Речкунову.

Каждая из церквей имела по одному престолу: летняя и кладбищенская - во имя святых апостолов Петра и Павла, а зимняя - в честь Богоявления Господня на водах Иорданских. Утварью церкви были достаточны.

Церковь не имела усадебной земли, а 33 десятины пахотной земли и сенокосов сдавала в аренду местным жителям, за что получала с них ругу (плату) - «с каждого венца по две пудовки ржаного хлеба в год». К 1850 г. половина этой земли была застроена и засорена. В 1855 г. церкви было отведено 180 десятин пахотной земли и 18 десятин сенокосной. Причт пахотную землю сам не обрабатывал, отдавая ее в аренду прихожанам, за что, по соглашению от 25 сентября 1866 г., собирал с них (исключая жителей Абатской слободы) с каждого брачного венца (семьи) до 50 лет по 1 пуду 10 фунтов ржаного или пшеничного хлеба в зерне. К 1915 г. в пользовании причта имелось 270 десятин пахотной земли и 27 десятин сенокосных угодий на заливных лугах. Леса и усадебной земли не имелось. Вся земля считалась удобной и использовалась беспрепятственно. В годы с дождливым летом сенокосные участки давали достаточное для корма скота количество сена. В засушливые годы сено приходилось докупать. Если сенокосной землей причт пользовался сам, то пахотную по-прежнему сдавал в аренду местным крестьянам по рублю и менее за десятину в год. Отопление церквей с. Абатского, принадлежавшего к богатому Абатскому приходу, осуществлялось из церковных сумм, в то время как в других приходах Ишимского округа эта обязанность лежала на прихожанах в виде особой повинности. Для отопления церковных домов причт покупал березовые дрова. В то время на базаре они стоили по 3-4 р. за сажень.

В 1831 г. церкви принадлежало 65 деревянных лавок, за которые во время двух ежегодных торжков выручалось до 1000 р. Через десять лет прибыль от торговых лавок, количество которых осталось прежним, возросла до 1500-2000 р. в год. За проезд по церковной плотине к 1830 г. ежегодно собиралось от 300 до 500 р. По крайней мере, с 1837 г. плотина и построенный при ней мост через р. Ишим находились в аренде у ишимского 3 гильдии купеческого сына Алексея Постникова, за которую к 1840 г. он ежегодно выплачивал 1050 р. В 1850 г., кроме 65 лавок, церкви принадлежало также 24 деревянных балагана, которые за 571 р. 421/2 к. в год арендовал все тот же купец А. Постников. Плотина и деревянный мост при ней по-прежнему находились у него в аренде. Арендная плата составляла 314 р. 281/2 к. ежегодно. В 1875 г. 79 деревянных лавок, принадлежавших церкви, по распоряжению епархиального начальства были проданы на аукционе за 760 р.

28 июня 1870 г. по пути в г. Тобольск через Абатскую слободу проезжал бывший епископ Енисейский и Красноярский Никодим (в миру Никита Иванович Казанцев (05.09.1803 - 11.06.1874 г.)). 6 апреля 1870 г. он был уволен на покой и направлялся в Перервинский монастырь. В своих заметках он привел очень спорные сведения об абатских церквях. Если бы эти заметки оставил не иерарх Православной церкви, можно было бы ими просто пренебречь, списав на невежество писавшего, однако свидетельства столь высокого чина духовенства, несмотря на их ошибочность, невозможно оставить без внимания.

Епископ Никодим писал: «2 станция Абацкое село. Я думаю: Аббацкое, отъ Аббатъ. Католическое и церковь, во имя Петра и Павла (папы Римскаго). Большое, торговое. На реке Ишим. Чрезъ реку хороший, почти городской мость, но есть и паромы. В селе ярмарка, сосредоточенная наипаче около церквей (их две), но и расходящаяся по улицам села и по обоим берегамъ реки Ишима.

Станция близь церкви. Я здесь остановился пообедать. Церковь растворена (11 часов). Служать, или просто молятся богомольцы. Завтра храмовый праздник. Священники у меня не были. Одна церковь деревянная, ветхая, другая каменная, еще недостроена. Рисунок, как в селе Крутом. Преогромный купол, равный всему корпусу церкви.»

Таким образом, по представлениям епископа Никодима, в селе, название которого произошло от слова аббат, имелись только две православные церкви (одна ветхая, а другая каменная, недостроенная) и католическая церковь, во имя Петра и Павла (вероятно, речь идет о каменной Петропавловской церкви). На основании чего были сделаны такие выводы, с учетом того, что все три церкви находились в непосредственной близости друг от друга, не ясно.


Храм 3 октября 2020 г.

Опись имущества Петропавловской церкви проводилась 16 июля 1803 г., 23 января 1823 г., 9 октября 1840 г., 10 мая 1847 г., в 1866 г., 1868 г. С 1868 г. начала вестись церковная летопись.

В селе не имелось особо чтимых икон. При церкви была создана библиотека, располагавшая большим количеством книг, приобретенных по рекомендации митрополита Филарета. Ризницей и богослужебными книгами все абатские храмы были снабжены в достаточном количестве.

Хождения со святыми иконами на Пасху бывало только по приглашению и проходило далеко не по всем дворам. Но, начиная с середины мая и до Петрова дня, крестные ходы свершались на полях всех деревень прихода. Часто с иконами проходили по деревням и по два раза за этот период. Общественные «мирские» молебны служили, как правило, на ближайших полях, выгонах и водопоях, а частные молебны проводились у каждого хозяина в его собственном дворе или доме. «Съезжие» праздники в большинстве деревень проходили в Петров день и в Крещение Господне. В некоторых же деревнях такие праздники бывали 25 декабря, Троицын день, неделю Всех Святых и 14 ноября. Хождения со святым Крестом по домам и богослужения в деревнях в эти праздники не проводились.
Ближайшей к абатской Петропавловской церкви была церковь с. Камышенского, находившаяся в 23 верстах.

По сведениям 1875 г. местный благочинный находился при церкви с. Абатского. В 1877 г. в Абатское благочиние священника Протасова входили: Петропавловская церковь Абатской слободы, Троицкая - с. Маслянского, Георгиевская - с. Фирсовского, Вознесенская - с. Тушнолобовского, Христорождественская - с. Челноковского, Ильинская - с. Готопутовского, Введенская - с. Больше-Сорокинского, Христорождественская - с. Прокуткинского, Иоанно-Предтеченская - с. Черемшанского, Покровская - с. Тоболовского с приписанной к ней церковью в с. Безруковском, Богородская - с. Боровского.

По штату абатской церкви «издревле» полагалось три священника, два дьякона, три дьячка и три пономаря.

В 1831 г. один из священников курировал Абацкую слободу и деревни: Каткову, Кокуй, Котину, Молокову (Шевырину), Королеву, Узлову, Лихачеву, Осинцеву, Камышенку, Лапину, Колодцы, Рыжкову, Караульную, Реткую. Второй священник - деревни: Панову, Орлову, Верх-Яманскую, Рассказову, Поротникову, Гуселетову, (Шалашину, Ировскую, Сараеву, Коневу, Боровкову, Чумашкину, Бобыльскую, Кровоглазову, Симанову, Таборы, Тельцову. Третий священник - деревни: Сысоеву, Речкунову, Шипунову, Шмакову, Вяткину, Заозерную, Еремину, Челнокову, Рогалиху, Ощепкову, Спирину, Чупину, Быструху, Знаменщикову.

К середине XIX века в деревнях Камышенке, Челноковой и Пановой были построены церкви. Абатский приход значительно уменьшился, так как часть деревень отошла ко вновь образованным приходам.

В 1845 г. в ведении первого священника находились слобода Абатская и деревни: Тельцова, Таборы, Симанова, Бобыльск, Королева, Речкунова. В ведении второго священника: Заозерная, Котина, Молокова, Узлова, Шипунова, Каткова, Вяткина. В ведении третьего священника: Еремина, Кривоглазова (Кареглазова), Кокуй, Шмакова, Сысоева, Лихачева, Осинцева.

В связи с разделением первоначального прихода на четыре части, количества прихожан, оставшихся в Абатском приходе, было недостаточно для сохранения такого большого штата священно- и церковнослужителей, поэтому к середине XIX века причт церкви был сокращен. В 1850 г. при церкви Петра и Павла значилось два священника, два дьякона, один дьячок, два пономаря и один дьячок находился вне штата. По плану, утвержденному в 1851 г., причт состоял из двух священников, дьякона, двух дьячков и пономаря, а по вновь предложенному в 1873 г. - из настоятеля, двух его помощников и двух псаломщиков. По расписанию приходов и причтов, утвержденному 30 апреля 1877 г., в Абатском приходе положено было состоять настоятелю, двум его помощникам и трем псаломщикам. К 1913 г. по штату в Петропавловской церкви должен был состоять священник, дьякон и два псаломщика.

В 1913 г. прихожанами абатских церквей были 787 душ обоего пола из с. Абатского, а также жители еще 21 деревни. Деревни, относившиеся к Абатскому приходу, располагались на расстоянии от 2 до 18 верст от села. Ближе всего находилась д. Кривоглазова, а дальше всего д. Тельцова и д. Молокова. Все деревни Абатского прихода относились к Абатской волости, лишь д. Сысоева относилась к Фирсовской волости.

В зимнее время дальние расстояния между деревнями значительно сокращались в силу того, что реки замерзали, и можно было проложить прямой путь от деревни до церкви. В летнее же время ситуация усложнялась. Деревни Лихачева, Узлова, Осинцева, Королева, Котина (Татарская) и Молокова располагались на противоположном от с. Абатского берегу р. Ишима и во время его разлива населению этих деревень было сложно попасть в церковь. С возведением церкви в с. Боковском, во вновь созданный самостоятельный Боковский приход из Абатского прихода перешли дд. Лихачева, Узлова и Осинцева.

К 1913 г. число прихожан составило 3615 человек мужского пола и 3683 - женского. К этому времени за год, в среднем, проводилось 525 крещений, 70 браков, 420 погребений.

В 1881 г. для священников имелось два церковных дома. Первый из четырех комнат, без пристроек, был куплен для настоятеля, второй - 5-комнатный - для помощника настоятеля. При этом доме имелись амбар, погреб, завозня, баня, малушка и скотный двор. По данным 1900 г. большая часть причтовых построек уже была достаточно ветхой. В 1913 г. причту принадлежало четыре дома, приобретенные на церковно-попечительскую сумму. В трех (?) домах помещались священники, а в четвертом жил псаломщик. Остальные псаломщики нанимали частные квартиры, а дьякон имел собственный дом. Все дома имели достаточное количество комнат и надворные постройки. Два дома были застрахованы на 4000 р. Ветхим в то время был лишь дом 2-го священника. Ремонт и уход за причтовыми домами осуществлялся на церковные суммы. Прихожане же брали на себя расходы по найму сторожей при всех храмах и на необходимый ремонт храмов.

На протяжении долгого времени священно- и церковнослужители не получали жалования, а жили за счет руги и вольного подаяния прихожан. К 1875 г. на содержание причта по-прежнему не выделялось никаких средств, кроме 150 р. в год старшему священнику, 128 р. - младшему, 70 р. - дьякону, 36 р. - дьячку, 30 р. - пономарю. Содержание причта считалось посредственным. В 1895 г. священники получали по 120 р„ псаломщики по 40 р. К 1913 г. заработок служителей церкви складывался из нескольких частей. Они получали жалование от казны: священники по 150 р. в год, дьяконы - по 86 р., псаломщики - по 50 р. Кроме того, причт получал пособие из епархиальных сумм. Для священников оно было равно 120 р. в год, для псаломщиков - 40 р., дьякон же пособия не получал. Значительной статьей доходов для священников было преподавание. Так священник 3. Копылов, преподававший в женской министерской школе Закон Божий, получал по 60 р. в год. Священник А. Вахнин, занимавший должность законоучителя двухклассной министерской школы, получал 150 р. в год. Он же был уездным наблюдателем за церковными школами в Тарском и Ишимском уезде. По этой должности он получал весьма внушительную сумму - 900 р. в год.

В 1900 г. церкви принадлежал капитал в 7324 р. 53 к. Он хранился в Государственных банках и сберегательных кассах при казначействе и Абатском почтово-телеграфном отделении. Кроме того, в Государственном банке и сберегательных кассах у причта имелся капитал в 692 р. Процентами от этой суммы, составлявшими 27 р., пользовался наличный состав причта. К 1910 г. капитал церкви уменьшился до 2630 р. 50 к. Капитал причта в это время составлял 919 р. 50 к., с этой суммы причт по-прежнему получал проценты, составлявшие 26 р. в год. Братские доходы церкви в начале XX века доходили до 2200 р. в год.


Восточный фасад храма (25 августа 2013 г.)

Таким образом, со второй половины XIX века в с. Абатском действовало три церкви, две из которых были каменными, что резко выделяло его на фоне других сел уезда. Во многом это заслуга Ивана Терентьевича Мамина, вероятно, одного из наиболее выдающихся жителей Абацкой слободы. И. Т. Мамин имел не только практически безупречную репутацию священнослужителя и заслуженное признание прихожан, но и неординарные способности организатора и управленца. Еще будучи дьячком (!), Иван Терентьевич в сложившейся непростой ситуации - острой нехватке денег на постройку нового здания церкви - не только нашел выход из нее, но и успешно реализовал свой план, убедив бывших тогда при церкви священников в необходимости постройки большого парома, за счет сбора денег с которого и были найдены необходимые средства. Кроме паромов, И. Т. Маминым, практически на собственные средства, была построена плотна через р. Ишим, служившая в качестве переезда во время маловодья, за проезд по которой также собирались деньги. Позднее на этой плотине, для привлечения еще большей выгоды, им же была построена водяная мельница.

Деятельность Ивана Мамина сыграла важнейшую роль в развитии и становлении Абацкой слободы как одного из крупнейших торговых сел Тобольской губернии. Именно Иваном Терентьевичем был накоплен первичный, стартовый капитал (около 1000 р.), для постройки в селе каменной церкви.

Существенен вклад и священника Симеона Матвеевича Кудреватых, при котором планы И. Т. Мамина были воплощены - в селе были построены две каменные церкви: Петропавловская и Богоявленская.

С. Абатское на протяжении многих лет было центром одноименного Благочиния, а благочинными священниками, служившими в разное время при абатских церквях, были Ф. И. Софонов, С. М. Кудреватых, А. Г. Софонов, А. С. Протасов, Ф. С. Калугин. Федор Семенович Калугин, а также Павел Иванович Фокин за долголетнюю добросовестную службу были удостоены титула протоиерея.

Стоит также отметить священников И. И. Труфанова, П. Г. Малахова, Н. А. Серебренникова, А. В. Дерягина, Я. С. Ерлексова, И. К. Лапшина, 3. М. Копылова, А. Н. Вахнина, которые на протяжении многих лет усердно и достойно служили при Абатском приходе.

Источник: Еланцев Е.В. «Село Абатское и Абатская волость в начале XVIII – начале XX века». – Ишим: ООО «Ишимская типография», 2020. – 496 с.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (40)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.