Школы и училища Абатской волости
Население с. Абатского по сравнению с другими селами уезда было гораздо лучше обеспечено учебными заведениями. В селе находилось два училища Министерства народного просвещения. Одно из них было мужским, другое женским.
Согласно данным Календаря Тобольской губернии на 1889 г., Абатское мужское училище было открыто в 1837 г. и являлось старейшим не только среди подобных училищ в Ишимском уезде, но и во всей Тобольской губернии. Подобная информация, однако, вызывает сомнения, поскольку по данным того же календаря, открытие начальных училищ в губернии началось только с 1852 г. Училище было двуклассным. К 1904 г. в Ишимском уезде было только три двуклассных училища: в сс. Абатском, Голышмановском и Петуховском. К 1911 г. к ним добавились училища в сс. Юдинском, Ларихинском, Шаблыкинском и Беловском.
На 1 января 1889 г. в училище числилось 26 учеников, а на 1 января 1892 года его учащимися были уже 40 человек. Пятеро молодых людей к тому времени окончили курс, выдержали выпускные испытания и получили льготные свидетельства по воинской повинности 4 разряда. То есть, при назначении в сухопутные войска, действительная служба для них составляла четыре года, a время нахождения в запасе - 14 лет, соответственно (вместо пяти и 13 лет без образования).
По данным 1915 г. Абатское двухклассное училище значилось уже как смешанное, то есть в нем учились не только мальчики, но и девочки.
Женское сельское училище в с. Абатском было одноклассным, оно было открыто в 1866 г. В 1888 г. его посещало 17 учениц, а к 1892 г. их количество увеличилось до 23. Пять учениц к этому времени окончили курс обучения.
Начальные народные училища содержались, как правило, за счет частных волостных повинностей и частично на средства сельских обществ. В 1888 г. оба училища содержались на 412 р. в год, к 1892 г. средства на их содержание сократились и, как и другие сельские училища в Ишимском округе, они содержались на 310 р. Эти деньги выделялись из средств земского сбора.
К 1 января 1909 г. в ведении тобольской дирекции находилось 543 начальных народных училища (не считая частных училищ и воскресных школ). 32 из них находились в городах, а 511 в селах и деревнях. Из 543 училищ, подчинявшихся Министерству народного просвещения, 416 имели собственные здания, а 127 училищ располагались в наемных квартирах. В 1908 г. преподавательской деятельностью в училищах занималось 440 законоучителей и 700 учителей. К 1 января 1909 г. в начальных училищах обучалось 17832 мальчика и 6253 девочки.
Обязательными к преподаванию предметами по Положению 1874 г. были: Закон Божий (включавший краткий Катехизис и Священную историю) и Священное писание, чтение, письмо и первые четыре действия арифметики, там, где это было возможно, рекомендовалось обучать учеников церковному пению.
При девяти сельских двухклассных училищах Министерства народного просвещения Тобольской губ., осуществлявших свою деятельность на основании Инструкции 1875 г., имелись ремесленные отделения. Они содержались частично за счет денег, выделяемых из казны, частично - на средства губернского земского сбора. Эти ремесленные отделения находились при училищах: Кодском - Ялуторовского уезда, Абатском - Ишимского уезда, Крутинском, Баженовском и Куликовском - Тюкалинского уезда, Лебяжьевском и Шмаковском - Курганского узда, Муромцевском - Тарского уезда и Самаровском - Тобольского уезда. Во всех этих училищах преподавалось столярное мастерство, а в Кодском, Куликовском, Лебяжьевском, Шмаковском, Муромцевском и Самаровском еще и кузнечно-слесарное мастерство. Во всех училищах преподаванием ремесла занимались мастера и подмастерья, общее число которых составляло 18 человек.
Столярным ремеслом во всех училищах (кроме Самаровского) занималось 136 учеников, кузнечно-слесарным – 72 ученика. Отношение населения к преподаванию ремесел в целом было достаточно благоприятным, хотя в отдельных случаях родители учеников из зажиточных крестьян пытались запретить своим детям учится ремеслу, считая такое занятие зазорным. Однако такие случаи были единичны и возникали только в начале обучения. Польза от преподавания ремесла виделась в том, что южная, земледельческая часть Тобольской губ. страдала от недостатка ремесленников-механиков, в то время как нужда в них была большая в связи с все большим распространением сельскохозяйственных машин, требующих мастеров при их починке и сборке.
Инспектор пятого учебного района Тобольской губ. (с центром в г. Ишиме) В. Куминов отмечал, что многие учительницы сельских училищ, проживавшие в г. Ишиме, под разными предлогами обращались к нему с просьбой о переносе окончания отпуска до 15 сентября и даже до 1 октября. Одни говорили, что в училище не окончен ремонт, другие ссылались на домашние обстоятельства, а некоторые и вовсе заявляли, им не зачем ехать, так как обучение начнется все равно не ранее 1 октября. В связи с этим, инспектор напоминал, что учебный год начинается с 1 сентября. Он допускал, что к этому времени к обучению могут собраться не все ученики, поэтому учителю необходимо сконцентрировать свое внимание на младшем, первом отделении учеников, состоящем из 7-8 летних детей, которые меньше задействованы в работах по хозяйству.
Не отвлекаясь на занятия со старшими группами, за 2-3 недели пока их нет, учитель мог дать значительно больше знаний и уделить намного больше внимания младшей группе. Но даже, если по какой-то причине не удастся собрать первое отделение, то и без учащихся, для учителя имеется немало работы. Это и подготовка к началу занятий, и приведение в порядок библиотеки и каталогов (заниматься которыми во время обучения уже будет некогда), и обдумывание и составление плана занятий на предстоящий учебный год. В том же случае, когда ремонт помещения училища еще не закончен, присутствие учителя, по мнению В. Куминова, было также желательным, так как под его наблюдением дело пойдет лучше и скорее.
Первым учителем, сведения о котором удалось найти, был Петр Афанасьевич Белов. В 1869 г. он был учителем Абатского народного приходского училища. В 1885 г. сельской учительницей была Евгения Александровна Серебренникова. Как минимум в 1887-1888 гг. учительницей Абатского женского училища была Раиса Александровна Тутолихина. Учителем мужского училища, по крайней мере, в 1889- 1891 гг. был Михаил Петрович Яшков. В 1890 г. учителем Абатской церковной школы был Андриан Андрианов.
Как минимум с 1891 по 1897 гг. учительницей в Абатском женском училище была Людмила Николаевна Грехова (ок. 1867 г.р.). Людмила Николаевна была личной дворянкой, уроженкой г. Кургана. Образование она получила в женской прогимназии. Примерно в это же время учительницей Абатского мужского училища была Анастасия Иванова. В 1898 г. учительницей женского училища была Александра Аристарховна Крылова.
Людмила Грехова и Анастасия Иванова неоднократно были отмечены благодарностями за примерное исполнение своих служебных обязанностей. За постоянное усердие, внимательное отношение к детям и успехи в преподавании Л. Грехова отмечалась благодарностью в 1891, 1893, 1894, 1895, 1896,1897 гг., а А. Иванова в 1891, 1893,1894,1895 и 1896 гг. 26 октября 1895 г. Людмила Грехова и Анастасия Иванова были награждены серебряными медалями на Александровской ленте для ношения на груди с надписью «за усердие». В 1893 г., исполняющий должность губернатора Тобольской губ. Николай Модестович Богданович выражал свою признательность следующими словами: «Имею случай и лично убедиться в правильной постановке учебного дела в некоторых из поименованных школ, при моем их посещении, в особенности же обеих Абатских и Бердюжской школ Ишимского округа, учительницы которых Грехова, Иванова и Федулова могут служить образцом усердия и любви к делу, я с особенным удовольствием выражаю всем вышепоименованным учителям и учительницам мою благодарность, госпожам же Греховой, Ивановой и Федуловой особенную мою признательность… …Вместе с этим я не могу не выразить также моей искренней признательности попечительнице Абатского сельского училища, усердные заботы коей об этой школе, во многом содействуют ея процветанию».
С 7 мая по 3 июня 1894 г. в ходе объезда округов Тобольской губ. Н.М. Богданович посетил и с. Абатское. Он вновь отметил образцовую постановку обучения в обоих училищах и обратил внимание на необходимость в расширении здания женского училища, в котором не хватало помещения для занятия рукоделием, преподавание которого ввела Л.Н. Грехова. Предполагалось переместить женское училище в здание мужского училища, а мужское - построить новое. За зиму планировалось заготовить лес, а само строительство произвести и 1895 г.
Около 1895-1897 гг. Абатское двухклассное училище было перестроено. Частично для его строительства использовался лес, заготовленный для планируемого к постройке здания местной лечебницы, которое было отложено в связи с возникшими финансовыми затруднениями. Однако уже 19 апреля 1901 г. в результате пожара Абатское двухклассное училище сгорело. Еще одним пожаром, случившимся в ночь на 14 декабря 1911 г., были уничтожены надворные постройки ремесленной школы. Ущерб от пожара был оценен в 400 р.
В 1897 г. преподавателем Абатского мужского училища стал Василий Иванович Коряковский. В.И. Коряковский был родом из Тоболовской волости. Он окончил курсы в Омской учительской семинарии. В с. Абатском у него имелся работник - Кондратий Ильич Охотников из д. Еремина. 11 января 1898 г. Василий Иванович женился на учительнице Абатского женского училища Александре Аристарховне Крыловой. В 1897, 1898 гг. В.И. Коряковский также был отмечен благодарностью губернатора за свое усердие и успехи и преподавательской деятельности.
С 1 сентября 1899 г. учителей в Абатском мужском училище стало два: первым учителем был назначен учитель Тобольского Благовещенского приходского училища Петр Михайлович Вдовченко, а вторым остался Василий Иванович Коряковский. С этого же времени ко временным обязанностям законоучителя был допущен священник Александр Николаевич Вахнин. В разное время законоучителями при абатских училищах были также Я.С. Ерлексов, А.С. Протасов, И.К. Лапшин, З.М. Копылов и другие священники.
Петр Михайлович Вдовченко умер от туберкулеза в возрасте 29 лет 10 января 1902 г. В этом же году учителем двухклассного училища стал Николай Васильевич Сердюков. Учителем в с. Абатском он проработал как минимум до 1909 г. В 1904 г. одним абатских учителей был Андрей Орлов. В начале XX века учительницей Абатского одноклассного училища была Анна Николаевна Кичигина. В 1906 г. учителем двухклассного училища был Василий Трофимович Старосельцев.
В течение какого-то времени, до 1 ноября 1907 г., вторым учителем Абатского двухклассного училища был Николай Александрович Попов, которого с 1 ноября перевели на должность заведующего Омутинским двухклассным училищем. В 1908 г. помощницей учителя того же училища (Омутинского) была назначена была назначена бывшая учительница Абатского женского училища Анна Попова, урожденная Кичигина. С 1 декабря 1907 г. на место Н.А. Попова была определена бывшая помощница учителя Абатского двухклассного училища Антонина Попова, а должность помощника учителя стал исполнять имеющий звание учителя начальных училищ Андрей Николаевич Лемахин, также с 1 декабря. В 1907 г. некоторое время должность помощницы в Абатском двухклассном училище исполняла окончившая курс ишимской женской прогимназии Феоктиста Тюрина.
В какое-то время, вплоть до 1910 г., Андрей Лемахин был третьим учителем Абатского двухклассного училища - к этому времени штат учителей в училище уже был увеличен до трех. 1 января 1910 г. его назначили заведующим Ново-Покровским одноклассным училищем.
На место заведующего Абатским двухклассным училищем с 1 сентября 1909 г. был утвержден бывший заведующий Голышмановским двухклассным училищем Александр Лапин. На этой должности в с. Абатском Лапин проработал до 1 октября 1911 г., после чего был переведен учителем в Омское четырехклассное городское училище. На его место с 1 ноября был назначен заведующий Крутинским двухклассным училищем Василий Иванович Коряковский, ранее уже преподававший в с. Абатском.
С 1 сентября 1910 г. на должность второй учительницы Абатского двухклассного училища была назначена Елизавета Александровна Степанова, имевшая звание домашней учительницы. Е.А. Степанова проработала, как минимум до 1913 г. На должность третьей учительницы с этого же дня назначили окончившую курс Тобольского епархиального училища Елену Вахнину. В 1911 г. учительницей Абатского женского училища была Любовь Георгиевна Никонович (ур. Виноградова).
К 1913 г. заведующим Абатским двухклассным училищем был Михаил Михайлович Елисеев. Эту должность он занимал как минимум до 1918 г. Учительницей Абатского двухклассного училища в 1918 г. была Анна Болеславовна Оленская.
В конце XIX века Абатские сельские училища обслуживали 19 населенных пунктов с населением 3174 жителя мужского пола и 3299- женского. Кроме этих училищ, на территории волости были открыты церковно-приходские школы и школы грамоты.
Церковно - приходские школы и школы грамоты существовали на основании высочайше утвержденного положения от 13 июня 1884 г. В Тобольской губернии они стали открываться с 1885 г. С призванием духовенства к церковно-школьному делу, причт церкви с. Абатского стал просвещать население в деревнях прихода. В церковно-приходские школы и школы грамоты принимались дети всех сословий в возрасте 8 до 11 лет. Преподавали в таких школах как учителя, имеющие свидетельство на преподавание, так и лица, не имеющие необходимого диплома. Курс обучения в одноклассных церковно-приходских школах длился два года.
Как правило, в них поступали дети из наименее обеспеченных слоев населения. Предметами обучения в школах грамоты были те же, что и в одноклассных церковно-приходских школах, а именно: Закон Божий, славянская и русская грамота, церковное пение, счисление и чистописание. В школах грамоты был принят трехгодичный курс обучения.
В 1890 г. целью просвещения населения в д. Кокуе была открыта приходская школа, которая впоследствии была преобразована в школу грамоты. Школа содержалась на церковные средства и находилась в наемной квартире. Школы имелись также в Речкуновой и Вяткиной. В 1912 г. эти школы относились к образцовым - по качеству выполнения программы обучения они были близки к одноклассным школам. Их выпускники давали уверенные и грамотные устные ответы по всем предметам и хорошо справлялись с письменными заданиями. Они были признаны достойными принятия в четвертое отделение Абатского двухклассного министерского училища, без осеннего поверочного испытания.
Обе школы располагались в наемных квартирах. Помещении Вяткинской школы грамоты состояло из двух чистых, светлых и теплых комнат, которые были более удобными даже в сравнении со школами, имевшими собственные помещения. Школа была хорошо мебелирована. Ученики занимались за удобными двухместными партами, в школе имелась классная доска, арифметический ящик, географические карты, картины по священной истории, не хватало только книг для внеклассного чтения.
Надзор за церковно-приходскими школами по Тобольской губернии находился в ведении восьми уездных наблюдателей - по одному на каждый уезд в Тобольской епархии и два наблюдателя в Омской епархии. Все наблюдатели Тобольской епархии проживали и своих уездных городах, кроме наблюдателя Ишимского уезда, квартира которого находилась в с. Устьламенском (того же уезда). Из двух наблюдателей Омской епархии один заведовал школами Тюкалинского уезда (квартира в г. Тюкалинске), а другой Тарского и Ишимского уездов. Его квартира находилась в с. Абатском. В 1900 г. таким уездным наблюдателем был абатский священник Александр Вахнин.
Источник: Еланцев Е.В. «Село Абатское и Абатская волость в начале XVIII – начале XX века». – Ишим: ООО «Ишимская типография», 2020. – 496 с.