История возникновения тюменского радио
Как и советские связисты - российские 7 мая отмечают свой профессиональный праздник — День радио. Отмечают эту дату и в Тюмени.
7 мая 1895 года на заседании Русского физико-химического общества российский физик Александр Попов выступил с докладом и демонстрацией созданного им первого в мире радиоприемника, осуществив сеанс радиосвязи. Великий изобретатель не обошел вниманием и Тюмень – на здании, в котором он останавливался в 1887 году, установлена памятная доска.
История радио в Тюмени началась с антенны, установленной крестьянином из деревни Зырянка Тюменского района В. Михайловым на здании Центроклуба профсоюзов, на месте современной филармонии, в 1925 году.
Радиосвязь в Самарово, Кондинске, Березово стала работать в 1925 году, когда там были построены искровые радиостанции. Сегодня технические здания этих радиостанций хорошо сохранились и используются как резервные электростанции.
В книге «Тюменское радио. Век XX - XXI» сообщается, что радиолюбитель на собственные средства оборудовал первую в городе любительскую радиостанцию и принял первую передачу из Москвы.
В 1927 году в Тюмени было создано Общество друзей радио. Интерес к радио был настолько велик, что встал вопрос о том, чтобы принимать московские передачи для трансляции в городе. «Друзья радио» стали инициаторами строительства Тюменского радиоузла. В 1927 году мощность первого радиоузла составляла 2 ватта, длина радиолинии – 1 км, количество радиоточек – 11. Владельцы радиоточек впервые слушали репортаж с московского первомайского праздничного парада и демонстрации.
1928 год прошел для тюменских радиолюбителей под знаком строительства широковещательной радиостанции. Для этих целей в Москве была закуплена специальная аппаратура. Общество друзей радио под руководством Михайлова В.Я. сообщило тюменцам в марте 1928 года о том, что к строительству радиопередающего узла на 350 громкоговорителей и 2500 двуухих телефонов приступят уже в апреле.
В сообщении «Друзей радио» подробно описывался процесс передачи радиосигналов: «При станции будет оборудована специальная микрофонная студия для местных передач. Местная передача речи или концертов будет происходить в те дни, когда прием из-за атмосферных условий будет невозможен. Питание новой станции будет происходить от городского переменного тока. Для местной передачи имеется переносной микрофон, который можно будет поставить в театре или в здании, где происходит какой-либо съезд, и передавать происходящее там. Пользование абонентами станцией очень просто: на квартиру абонента проводится два провода, оканчивающиеся штепсельной розеткой, в которую уже включается громкоговоритель или телефон. В эксплуатацию станция будет сдана к августу. Абонементная плата на пользование передачи в течение месяца будет приблизительно следующая: с отдельных граждан за громкоговоритель – 1 р., телефон – 50 коп., с профорганизаций за громкоговоритель – 3 рубля».
Создание местного радиовещания было обусловлено невероятным интересом самих граждан. Об этом свидетельствуют и публикации в газетах того времени. Так, например, крестьяне деревни Б. Тихвиной Ялуторовского района раскупили облигации займа на 1100 рублей и выступили с призывом в газете: «Соседние общества Ивановна и М. Тихвина, равняйтесь по нам! Тогда получим радио! Даешь радио!»
Сельские кооперативы и райисполкомы активно приобретают и устанавливают в поселках коллективные радиоприемники, сетуя при этом на дороговизну аппаратов – от 270 до 327 рублей. Группа инженеров Общества друзей радио, посчитав претензии будущих деревенских радиослушателей справедливыми, разработала и изготовила образец простого радиоприемника с телефонными трубками.
«Наши заводы взялись изготовить такой аппарат по цене 7 руб. 50 коп.», – сообщается в газете «Красное знамя» 1 апреля 1928 года.
В марте 1928 года начинает работать радиопередвижка по районам Тюменского округа, не имеющим собственных радиоустановок. А в горсовет поступают новые обращения с просьбой установить радиоточки. Сохранилось письмо от больных нервного отделения Тюменской окружной больницы, в котором они просят горсовет изыскать средства на приобретение радиоустановки для больницы. «По мнению заведующего нервным отделением доктора т. Файбушевич, это создаст благоприятные условия для времяпрепровождения этого рода врачевания», – пишется в обращении. Больные выразили надежду, что горсовет не откажет в их просьбе.
О том, что радио в канун 30-х годов в Тюмени было популярным и распространенным явлением, говорит и тот факт, что люди с интересом и нетерпением ждали каждый выпуск городской радиогазеты «Стройка».
Ее транслировала газета «Красное знамя» по проводам в клубы, кинотеатры «Октябрь» и «Художественный», в Дом крестьянина, конвойную роту, школу 2-й ступени и на улицу около здания окружкома ВКП(б).
В программе передач – новости от рабкоров, новости союзной и международной жизни, фельетоны, юмор, загадки, музыкальные номера. Любопытно, что уже тогда радио пользовалось популярностью у «рекламодателей». В каждом выпуске «Стройки» звучали объявления о распродаже обуви со скидкой в Текстильторге, о новых кинофильмах, об услугах фотостудии, о продаже зонтиков.
В начале 1928 года в центральном журнале «Радио – всем» появилось сообщение, что «Тюменская радиостанция живет и возмущает эфир». На что в местной газете «Красное знамя» напечатана ответная публикация. Радиостанция не только возмущала эфир, но и тюменских граждан своей весьма плохой техникой радиопередачи. Возмущенные радиослушатели писали в газету: «Пущенная со станции радиогазета «Стройка» № 8 со своими музыкальными номерами превратилась перед многочисленной аудиторией, на удивление старым и малым, в такую сильную непонятную говорильню, в такой паршивенький граммофончик, в такую простуженную шарманку, что даже праздные любители всяких звуков безнадежно махнули рукой и пошли восвояси. Поэтому мы сегодня говорим: алло! Алло! Алло! Михайлову и Окрпрофбюро! Примите меры немедленно к улучшению работы трансляционной станции, не подрывайте своей плохой работой и не тормозите развитие радио».
Но развитие радио в те годы притормозить было уже невозможно. В 1929 году принято постановление о достройке радиотрансляционного узла «всем миром». 17 предприятий Тюмени должны были выделить 2900 рублей. Местных дикторов еще не было, но около 600 радиоточек в Тюмени уже сделано.
Одновременно организованы курсы радиомонтеров. Тогда же было решено радиофицировать все школы, Красные уголки предприятий, сельсоветы и места массового отдыха. Сохранился документ, который сообщает о том, что в селе Ламенское радиоустановка заработала без местного радиовещания. Она размещалась в избе-читальне, куда могло вместиться 100 человек. Три раза в неделю устраивались трансляции из Москвы, и люди собирались послушать голос столицы.
В апреле 1930 года начинается постоянное ежедневное радиовещание в Тюмени. Темы выступлений специалистов на радио разнообразны, за каждой из них закреплен специальный товарищ, как правило, работник горкома партии, горисполкома, организатор производства. Любопытно, что уже в августе 1930 года на Тюменском радио появилась нефтяная тема». В одном из выпусков радиогазеты звучало: «В груди седого Урала закипела нефть. На утлой, до сих пор малоизвестной станции – свеженамалеванная вывеска: «Уралнефть». Щетинятся вышки, гудят машины, суетятся тысячи рабочих. 1500 строителей ставят все новые и новые вышки, бараки, проводят желдорогу. Сотни бурильщиков бурят упрямые недра седого Урала. С 20 мая 1929 г. здесь начались огромные работы: из тысячеметровых скважин стала просачиваться темная густая нефть. Молодая вышка уже дает 60 тонн нефти в сутки. В мае отсюда направлены разведки в Кунгур, Красноуфимск, где предполагается вскрыть главную жилу Уральской нефти».
Тогда еще не предполагали, какой значимой, какой главной для нас станет эта тема в 60 -70 годы. Как зазвучит на всю страну ее величество тюменская нефть.
В 1933 году появляются новые формы работы на радио, увеличивается штат сотрудников. Мы знаем фамилию ответственного редактора, заведующего вещанием. Злобин. Имя-отчество не указаны. В штате редакции – пианист, мандолист, домбрист, баянист, два диктора, а также массовик, секретарь-машинистка, музыкальный руководитель. По городу – 1250 радиоточек. Выпуск передачи решили проводить не только из радиостудии, но и с заводов.
Организовали двухсторонние собрания и переклички заводов. Вещание начиналось в 7 часов вечера. Не в 19, как мы привыкли говорить, а в 7 часов вечера. «Говорит Тюмень» – эти слова привлекали к радиоприемникам сотни радиослушателей, а само радио стало еще одним средством пропаганды. Темы радиоэфира хорошо раскрывают жизнь того периода. Говорили, например, об искривлении партийной линии в колхозном строительстве (это как раз после статьи т. Сталина «Головокружение от успехов»). Говорили и о строительстве города, о сборе утильсырья, подготовке и проведении антипасхальной недели, ликвидации неграмотности, организации огородничества, лозунгах к первомайским праздникам.
В начале 30 годов появились в тюменском эфире свои радиозвезды. На слуху были фамилии выступающих от горкома партии, горисполкома, заводских правлений. Такие, как Помазкин, Савина, а также директор музея, интереснейшая личность – Павел Афанасьевич Рассомахин. Известно, что он, например, выступал на радио с темой «Как происходит дождь, гром и молния».
Москву в эти годы сильно беспокоил тот факт, что местные парторганизации недооценивают политического значения радиовещания, не интересуются работой радиоузлов. «В большинстве узлов полными хозяевами всего радиовещания являются, зачастую, политически неграмотные радиотехники, монтеры, а то и просто радиолюбители», – читаем в газете «Красное знамя». – Кое-где местный микрофон используется не для проведения ударных политических кампаний (ликвидация прорывов на производстве, подготовка к весеннему севу и т.п.), а для исполнения сомнительно-художественных, а иногда и логически-вредных песен. Необходимо создать решительный перелом в деле улучшения использования радио» (апрель 1930 г.)
В этих целях областное бюро по радиовещанию организует смотр работы всех радиоузлов Урала и Башкирии. (Напомним, тогда Тюмень входила в состав Уральской области). Не сообщалось, чем закончился смотр радиовещания, но доподлинно известно, что дальнейшее развитие радио в Тюменском округе находилось под контролем горисполкома. Было принято решение – протянуть в короткие сроки радиолинии на рабочие окраины Тюмени – от клуба Водников и пристани до судоверфи. Тогда же начали устанавливать радиоточки в квартирах лучших рабочих. А туда, где лучше прошла коллективизация сельского хозяйства (а это оказался Емуртлинский район), радиоприемники были направлены в первую очередь.
В Доме крестьянина в Тюмени также была установлена радиоточка, расходы на ее содержание составляли до 1500 рублей в квартал. Личный радиоприемник в то время мало кто мог себе позволить, поэтому отсутствие коллективной радиоточки вызывало беспокойство граждан. «На лесозаводе «Красный Октябрь» уже год рабочие не слышат радио, замолчал громкоговоритель в столовой. Был на заводе приемник, установка которого обошлась в 900 с лишним рублей. Но приемника не стало, он оказался в квартире механика завода Рогозинникова, а 300 рабочих остаются по-прежнему необслуженными», – пишут комсомольцы в обращении.
Городской комитет партии рекомендовал всем клубам устраивать коллективные прослушивания и на месяц вперед публиковал в газете «Красное знамя» программу радиопередач. Зачастую в эфире устраивались заводские радиопереклички по соцсоревнованию. В них участвовали «Угольник», «Пламя», «Механик», «Конезавод», «Желдорога». В эфире местного радиоузла звучали и концерты музыкальных коллективов. С ансамблем струнных народных инструментов на радио попал и один из первых дикторов и руководителей Тюменского радио Борис Гуревич. Впоследствии он стал уполномоченным радиовещания. В 1932 году в штате местного радиовещания были: заведующий вещания (оклад 275 руб.), его заместитель (оклад 225 руб.), четыре музыкальных руководителя, 2 диктора, которые получали по 100 руб. в месяц, и машинистка, за печатание материалов которой платили 50 рублей.
Источники:
- https://newsprom.ru/news/Obschestvo/182752.html
- https://t-l.ru/i/smi/t2/19_tom2_radio.pdf