Топ-100

Рижский ОМОН обживает Тюмень

Опубликовал: zampolit, 23-05-2022, 20:34, Путешествие в историю, 315, 0

Съехав из «Юного дзержинца», ОМОН занял здание старой пожарной части с невысокой башней на улице Осипенко, где ранее дислоцировался батальон патрульно-постовой службы. «Пожарка» была мало пригодна для размещения бойцов — дырявые полы, облупленные стены и прогнившая канализация.

Первое, что тогда сделали руководитель области Юрий Константинович Шафраник, мэр города Геннадий Иванович Райков и генерал Вениамин Михайлович Башарин, нашли территорию под базу.

Рассматривались площади в районе деревни Метелева, бывшей бригады железнодорожных войск (мкр Лесной) и территория, оставленная военными строителями в поселке ММС.

Исходя из тактических и стратегических соображений, милицейское руководство остановилось на воинской части в поселке Мелиораторов.

Чтобы получить согласие на размещение ОМОНа в поселке, руководство УВД встречалось с местными жителями и смогло их убедить в том, что милиция в соседях лучше, чем в перспективе водочный завод.

Казарма полностью была разграблена и зияла пустыми глазницами окон, а десяток солдат-мелиораторов доживали до «дембеля» в уцелевшей столовой. В первую очередь бойцы ОМОНа и бригады ОКСа областного УВД отремонтировали здание штаба.


Отряду очень помогли губернаторы Леонид Рокецкий, Сергей Собянин, Владимир Якушев, экс-мэры Тюмени Геннадий Райков, Степан Киричук и нынешнее городское руководство.

На выделенные средства сделали капитальный ремонт казармы, штаба, реконструировали столовую, полосу препятствий, построили стрелковый тир и ангар, в котором разместился спортивно-оздоровительный комплекс. Там отряд отлично устроился, мог нормально нести службу и совершенствовать боевое мастерство.

С арестом Парфенова заместителем командира отряда по воспитательной работе был назначен майор милиции Станислав Сахаров, ранее командовавший милицейской ротой охраны советских и партийных органов УВД Тюменской области. Его подчиненным была доверена безопасность всех партийных объектов — обкома, облисполкома компартии, дома печати, квартир и дач партийных работников и санаторий «Сибирь», где они поправляли здоровье.


«После собеседования с командиром Валерием Бровкиным и начальником оперативного отделения Артуром Тимачевым меня, как знающего специфику работы с личным составом, из нескольких кандидатов утвердили на должность заместителя командира отряда, — вспоминает Станислав Анатольевич. Первой моей задачей стал отбор кандидатов на службу — с приездом в Тюмень штат отряда был увеличен до 220 человек, и его надо было заполнить.

«Рижане» (к декабрю 1991 года около 90 человек) слились со спецротой областного УВД. Часть бойцов ушла из отряда, и образовались вакансии. Кандидатов в ОМОН мы отбирали по личным делам. А потом конкретно каждого отправляли на аттестационные комиссии в УВД. Знакомили их с условиями и требованиями службы. Интересовались проблемами, семейным положением. Иногородним бойцам искали места в городских общежитиях».

В то время значительно осложнилась криминогенная обстановка на севере, тогда еще единой Тюменской области. В конце апреля 1992 года начальник УВД Сургутских горрайисполкомов Тюменской области полковник Василий Хисматуллин обратился к начальнику областного УВД генералу Вениамину Башарину с просьбой выделить ему группу тюменского ОМОНа для наведения порядка в городе и районе.

Пятьдесят бойцов и офицеров должны были «зачистить» город в течение двух недель до начала майских праздников, но с заданием парни справились очень быстро. Дней за пять. После массированных мероприятий Сургут и район освободился от интервенции криминала. Жулики прижали уши. Бойцы целыми автобусами вывозили в местную милицию нелегалов из ближнего зарубежья, пытавшихся на рынках диктовать условия местным властям.


Работали парни споро и жестко. Да так, что сам Хисматуллин взмолился и попросил Башарина прервать командировку и вернуть ОМОН в Тюмень. Второго мая бойцы были дома. С той же миссией группы ОМОНа чуть позже посетили Нефтеюганский район и поселок Пойковский. Там бесчинствовал криминал и практически ежедневно устраивал вооруженные разборки.
«Два раза я с отрядом был в Сургуте, где бойцы обеспечивали безопасность правительственной делегации и просто, как ППС, несли службу на улицах городов и поселков», — вспоминает Станислав Анатольевич.

Чтобы упредить возможную утечку информации о приезде группы ОМОНа для наведения порядка в поселок Пойковский, руководство местной милиции пошло на хитрость. Бойцы приехали в гражданской одежде и под видом московских геологов-вахтовиков поселились в местной гостинице.

Переодевшись, они по наводке оперативных работников уже через полчаса принялись за работу и буквально вывернули весь поселковый криминал.

В одни сутки группа ОМОН сделала столько, сколько местная милиция за год — ей не хватало силовой поддержки и дерзких исполнителей. Конспирация и оперативность пошли на пользу — никто не успел предупредить местное жулье о грозящем «шмоне». Тогда бойцы на адресах изъяли «море» огнестрельного оружия и задержали множество подозрительных личностей.

Чуть позже группа ОМОНа выезжала и в Нефтеюганск, где от случайного выстрела сотрудника милиции погиб подросток. По этому случаю резко возросло негативное отношение к правоохранительным органам. Чтобы упредить возможные эксцессы во время похорон, бойцы ОМОНа охраняли процессию и через двое суток вернулись домой.

Работал тюменский ОМОН и по югу Тюменской области. В середине девяностых руководство тюменского госохотнадзора часто обращалось к руководству областного УВД для того, чтобы «почистить» угодья от распоясавшихся браконьеров. Небольшие группы ОМОНа выезжали на борьбу с браконьерством в Ялуторовский, Упоровский и Заводоуковский районы.

На гражданской «Ниве» Станислав Сахаров, прекрасно знающий все озерки и тропы в охотничьих угодьях Ялуторовского района, во время только одного рейда изымал у браконьеров до десяти стволов незарегистрированного охотничьего оружия. По словам первого заместителя командира ОМОНа Виктора Корнилова, начало девяностых годов «славилось» криминальными войнами, и ему с группами бойцов также приходилось выезжать для наведения порядка в северные города и поселки Тюменской области: Нефтеюганск, Когалым, Ямбург, Радужный, Нягань, Тобольск.

В Нягань было командировано даже три взвода бойцов — там в 93-м спортсмены и кавказцы с оружием в руках делили сферы влияния. Дело доходило до стрельбы в автобусах. В Радужном взвод ОМОНа быстро навел порядок на «диком» городском рынке, нейтрализовав ситуацию с кавказцами, подмявших под себя всю местную торговлю. Бойцы «фильтровали» притоны, балки, участвовали в засадах на жуликов, а с рыбинспекцией наркоторговцев — на браконьеров.

Источник: «Черные береты в истории страны», почти вся правда о рижско-тюменском ОМОНе. Тюмень 2011. Главный редактор Виталий Лазарев.

О событиях предшествующих появлению Рижского ОМОНа на тюменской земле можно прочитать в статье.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (40)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.