Топ-100

Село Эдиган - центр археологического заповедника

Опубликовал: zampolit, 18-05-2022, 18:48, Путешествие в историю, 729, 0

Эдиган — село в Чемальском муниципальном районе Республики Алтай , входит в Куюсское сельское поселение. Эjeгaн – старшая сестра, тетка; алт. каан — хан, царь; каан является также составным элементом в наименовании лиц ханского сословия. Буквально «старшая сестра (тетка) хана».

Село с 1804 по 1918 годы входило в состав Бийского уезда (в 1822—1898 годах в составе Бийского округа) Томской губернии. С 1918 по 1923 годы Эдиган — центр Салдамской волости Горно-Алтайского уезда, с 1922 по 1948 годы в составе Ойротской автономной области, с 7 января 1948 года до 25 октября 1990 года в составе Горно-Алтайской АО.

17 июня 1900 года в селе Эдиган Эликманарского аймака в крестьянской семье русских переселенцев родился Иван Васильевич Пьянков, председатель Ойротского облисполкома (январь-декабрь 1936 г.).

Местность вокруг села богата археологическими памятниками. В приустьевой части реки Эдиган учеными исследовано несколько археологических памятников от эпохи палеолита до первых веков нашей эры.

На правом берегу реки Катунь в 3 километрах к югу от устья реки Эдиган расположен могильник Усть-Эдиган. В ходе раскопок археологами были исследованы погребения взрослых мужчин, женщин, подростков и детей. Насыпи курганов имели диаметр от 2 до 9 м, высоту от 0,1 до 0,3 м.

Мужчины погребены в деревянных рамах из жердей или в каменных ящиках. Ящики перекрывались жердями и закладывались каменными плитами. Большинство мужчин захоронено с лошадьми. Женщин, подростков и детей хоронили в каменных ящиках без коня, среди сопроводительного инвентаря были украшения и посуда. Мужчин хоронили с оружием, сбруей, украшениями, посудой.

Среди предметов сопроводительного инвентаря встречаются луки с длинными роговыми накладками, наконечники стрел различной формы, мечи и кинжалы с прямым клинком и рукоятью. Мужчины того времени носили разнообразные украшения: золотые серьги, бусы, на одежду нашивались золотые бляшки. В набор женских украшений входили серьги, бусы, фалары, нашивные бляшки, гривны. Встречаются бронзовые зеркала, костяные гребни, головные уборы, шелковые халаты. В детском захоронении найден бронзовый бубенчик. В инвентаре немало вещей, свидетельствующих о влиянии хуннской культуры, встречаются вещи, восходящие к предметам пазырыкской культуры. Археологи предполагают, что могильник Усть-Эдиган сооружался в первые века н.э.

У Эдигана река Катунь образует ряд живописных порогов. Один из самых крупных катунских порогов находится близ села Эдиган. Вода здесь врывается в резкое сужение и по теснине несется около полукилометра среди множества громадных каменных глыб, с внушительным шумом вздымая зеленовато-белые, пенистые круги и бесчисленное множество брызг.


В 20 километрах от села Эдиган в устье речки Бельтырьок находится водопад, образующийся из двух каскадов. Первый из них - верхний - имеет высоту падения 29 метров, второй - нижний - 11 метров.

Первые русские побывали в этих местах в 1760 году. Годом ранее правительство России в интересах безопасности границ считало нужным присоединить земли алтайцев к России. Было вынесено решение занять от Усть-Каменогорской крепости по р. Бухтурме и далее до Телецкого озера «угодные к населению места и на них построить крепости в удобных местах». В июне из Бийска двинулась к Телецкому озеру экспедиция во главе с майором Энденом и инженер-капитаном Плутовым. Экспедиции предстояло обогнуть озеро и, двигаясь вдоль р. Чулышмана, выйти к истокам Бухтармы.

Однако участники экспедиции, не найдя опытных и знающих дорогу проводников, дойдя до речки Иджиган (Эдиган) повернули обратно.

Основание новому селению новокрещенных на реке Эдиган, в пределах Чемальского отделения миссии, положено в 1870 году «попечением и под личным надзором начальника Алтайской Духовной миссии настоятелем и строителем миссионерского Благовещенского монастыря в Алтайских горах архимандритом Владимиром…». Первым крестился калмык Урускай Чеоков и увлек за собой человек 20 калмык с. Аноса и некоторых других.

В 1882 году в Едигане устроено два жилых строения, в которых проживали 6 мужчин и 4 женщины.

В 1885 году сибирский публицист, писатель и общественный деятель Николай Михайлович Ядринцев отмечает, что «от Чемала идет тропа на юг вверх по правому берегу Катуни до Эджигана».

В 1889 году в Едигане Чемальского отделения, в 75 верстах на юг от Чопоша, вверх по р. Катуни проживает 50 жителей, в том числе инородцев кочевых 40, русских 10. Народонаселение за 10 лет увеличилось на 3 души. Грамотных нет.

В 1889 году в Эдиган прибыл солдат из крестьян Алтайской волости д. Шебалиной (на Чуйском тракте) Шадрин и поселился здесь по благословению Чемальского священника. Общество приняло и выдало ему обычный приговор.

В 1890 году «большинство жителей Едигана – новокрещеные инородцы. В этом году сюда приехали три семьи русских крестьян. Составляя меньшинство русские живут пока скромно и не наносят обид туземному населению. Некоторые из новокрещеных уже оставляют свои дымные аилы и строят избы и, глядя на русских, засевают понемногу еще разного хлеба, начинают устраивать огороды. Общими усильями русских и инородцев построена даже мукомольная мельница… Жаль, что нет ни одного грамотного в этом селении. Но жителями сознаётся необходимость иметь в своей среде хотя одного грамотного и, вероятно, в недалёком будущем найдётся хотя один ученик для начала этой школы. Сильно озабочены также обитатели этого отдалённого уголка постройкой в своём селении молитвенного дома. В настоящее время молитвенным домом в Едигане служит небольшая избушка, приобретённая на средства миссии, но она уже очень ветха и тесна. Лес для молитвенного дома хотя наполовину уже и приготовлен, однако напрасно гниёт на дожде, так как нет ещё пока средств начать постройку».


В 1893 году в Эдигане насчитывается уже 40 дворов, в которых проживают 118 мужчин и 89 женщин. В этом году закончена постройка и освящён молитвенный дом Святого Михаила Архангела.

По переписи 1897 года в Эдегане было 27 хозяйств (3 дома, 20 изб, 17 юрт), в которых проживало 63 мужчины и 53 женщины. Грамотных было 2 мужчин и одна женщина.

В Эдигане крестьяне употребляли соху, так как алтайцы – андазын, но уже некоторые хозяева приобретали и сохи, которыми 5-6 домохозяев сообща и пользовались, к андазыну обращаются в тех случаях, когда каменистость почвы делало употребление сохи затруднительным. Всего у алтайцев этого селения иметься две сохи, а также две крестьянские бороны, приобретённые ими всего года три назад. Андазыном пахали четыре раза: два вдоль и два поперёк. Пахали лет 6-10, при отдыхе в 3 года; затем вновь пахали лет 5 и вновь оставляли на отдых на тот же срок.

В Эдигане доение продолжалось до начала и даже половины октября, а в отдельных случаях и ноября месяца.

В 1898 году действительный член Русского географического общества Василий Васильевич Сапожников так описывал это селение: «В 20 верстах от Бельтыр-оёка, миновав сужение долины со скалами, тропа приводит к устью притока Эджиган, где долина опять расширяется, приобретая степной характер. Прозрачный Эджиган в пять сажен ширины течет по мелкой гальке в заросли тальников и очень оживляет сухую долину.

Недалеко от Катуни на берегу Эджигана есть пасека. По словам хозяина пасеки, деревня Эджиган находится верстах в семи отсюда вверх по реке, при впадении в Эджиган речки Каин-сара.

Селение расположено в довольно широкой долине; оно состоит из 8 дворов русских и 30 инородческих; есть церковь. Занимаются преимущественно хлебопашеством (рожь, ярица, пшеница, овёс, ячмень, гречиха, просо, лен); своего хлеба всегда хватает. Сеют как около деревни, где почва чёрная, так на Катуни, где песчаная почва иногда требует полива, но вообще к искусственному орошению прибегают редко. На Катуни пшеница удаётся лучше, чем близкие селения, хотя на первой сеют сплошь, а в Эджигане оставляют землю под паром. С десятины убирают до 120 пудов. Скотоводство развито слабей, чем в центральном Алтае; лошадей приходится 5-10 на двор, коров до 10, а овец совсем не держат. Пчеловодство в хорошем состоянии; есть 4 пасеки; в каждой 30-50 ульев.
Близ Эджигана лес состоит из лиственницы и березы, а в верховьях рек есть пихтачи и кедр, куда и отправляются "в орехи". Есть гари, но они засаживаются кедрачом. По вершинам Эджигана и Сумульты промышляли медведей, каменных козлов (теке); водится изредка и марал».

В 1899 году в Эдегане насчитывается 9 крестьянских и 10 некрестьянских дворов, 50 мужчин и 47 женщин. Есть молитвенный дом, школа, учителем в которую в этом году определён из Пешпельтирской школы Чемальского отделения Андрей Тозыяков.

К концу XIX века в бассейне среднего течения Катуни от Эдигана до Маймы, у алтайцев, под влиянием постоянного общения с местным русским населением, получили распространение многие крестьянские земледельческие орудия и способы уборки урожая. Из них отметим соху, однолемешный плуг, бороны с деревянными и железными зубьями, жатву серпом и обмолот зерна лошадьми, цепом и т. д.


Собранный урожай ссыпали в кожаные сумины и хранили в юрте. Ячмень шел на приготовление толокна (талкан) и размельчался на крупу, из которой варили похлебку (кочо). Талкан и кочо были почти единственной хлебной пищей рядовых скотоводов. Лепешки из пшеничной муки были редкостью. Для размельчения ячменя в муку или крупу применялись два орудия: каменная зернотерка (паспак) и деревянная ступа (соко). На зернотерке, состоявшей из двух каменных плит, длиною 45—55 см и шириною 20—25 см, с нанесенными на них несколькими мелкими поперечными зазубринами, поджаренное зерно ячменя превращали в талкан.

Работа на зернотерке требовала большого физического напряжения, поэтому производительность труда на ней не превышала 2—2.5 кг в день. Для получения из ячменя крупы зерно насыпали в большую деревянную ступу и толкли деревянным толстым пестом.

В 1902 году Едиганская школа была исключительно с алтайским языком. В 1909 году Эдеганская школа грамоты насчитывала 16 мальчиков и 7 девочек. Православных 23. Крестьян 8. Инородцев: 15. От православного миссионерского общества выделялось на школу 120 рублей.

В 1911 году в Эдиганском инородческом приходе Чемальского отделения 41 двор, 143 мужчин и 145 женщин, церковь, одноклассная миссионерская школа Чемальского прихода 1-й Алтайской дючины с 21 учащимся, кузница, кожевенный завод, две мукомольных мельницы.

В этом году Эдиганский стан выделился из обширного Чемальского отделения. К Эдиганскому стану отошли: селение Эдиган и аилы: Каянча, Еланды и Семульты: речки между Еландой и Семультой также вошли в состав Эдиганского стана. Еланды явился границей между вышеозначенными станами.

В 1914 году утверждено открытие нового Едиганского стана Алтайской духовной миссии. В 1916 году Эдиганская одноклассная школа Таштинского стана обучала 10 мальчиков и 12 девочек. Учителем был Иван Савельев Алагтузов, из 4 класса Бийского Катехизаторского училища, имевший свидетельство.

В феврале 1922 года рота лыжников под командованием коммуниста Захарова и политрука Огородникова из Ынырги, перевалив через Сумультинские белки в Эдиган, зашла в глубокий тыл банде Семенека и ускорила ее разгром. Этот «снежный» переход через высокий горный хребет стал легендарным.

В 1926 году в селе Эдеган расположен сельский совет, 61 хозяйство. Проживают 128 мужчин и 153 женщины.

1 января 1938 года к Эдиганскому сельсовету Эликмонарского аймака относились следующие сельхозартели: «Кызыл Аичи» (17 дворов, площадь посевов озимых и яровых – 47 га, поголовье: КРС – 26, овец и коз 104, лошадей – 6, денежный доход 5069 рублей, стоимость общественных средств производства – 5913 рублей), «Чаначи» (24 двора, площадь посевов озимых и яровых – 39 га, поголовье: КРС – 47, овец и коз 159, лошадей – 71, денежный доход 9.359 рублей, стоимость ОСП – 16.008 рублей), «Ойрот—Анчи» (29 дворов, площадь посевов озимых и яровых – 67 га, поголовье: КРС – 71, овец и коз 136, лошадей – 20, денежный доход 15090 рублей, стоимость ОСП – 26287 рублей), «Кызыл Черю» (59 дворов, площадь посевов озимых и яровых – 252 га, поголовье: КРС – 84, овец и коз 832, лошадей – 104, денежный доход 57532 рублей, стоимость ОСП – 103519 рублей), «Искра» (54 двора, площадь посевов озимых и яровых – 243 га, поголовье: КРС – 239, свиней – 27, овец и коз 398, лошадей – 92, денежный доход 39178 рублей, стоимость ОСП – 51323 рубля).

В 1950 году село Чоба Шебалинского района административно соединили с селом Эдиган. В 1966 году построен клуб, девятилетняя школа.

В 1968 году перестал работать Эдиганский маслосырзавод. Во времена колхоза «Искра» работал свинарник и лисятник.

28 декабря 1970 года принято постановление: «О преобразовании колхоза Шебалинского района «Эдиганский» в совхоз». Совхоз «Эдиганский» включал пять ферм: Эдиган, Куюс, Ороктой, Чемал (центральная ферма) и Еланда. В совхозе было около 15.000 овец и столько же коз, 1500 лошадей, 2500 голов крупного рогатого скота. Всего на территории Эдиганского совхоза находилось более 50 стоянок, трудилось более 600 рабочих. В совхозе было три больших пасеки на три с лишним сотни ульев. Мёд рабочим выдавался на трудодни, а оставшееся - государству. В совхозе выращивали кур, гусей, свиней, чернобурку.

В 1973 году отсыпана гравием дорога, ведущая в село. В 1977 году с. Эдиган относится к Куюсскому району.


С 1988 года Катунским, а затем Южно-Сибирским отрядами Северо-Азиатской комплексной экспедиции Института археологии и этнографии СО РАН (под руководством Ю.С. Худякова) совместно с Новосибирским госуниверситетом проводились археологические исследования на могильниках скифского времени, расположенных в долине реки Эдиган. Наряду с общим достаточно высоким положением погребенных женщин, по-видимому, в данном коллективе признавалось их право на некую половозрастную замкнутость. Отмечалось наличие памятников с преобладанием женских и детских погребений. Возможно, такая замкнутость была связана со «жреческими» функциями погребенных. Могильник Кок-Эдиган является своего рода женским кладбищем той кочевой этнической группы (рода), которая населяла эту часть долины Катуни с прилегающими территориями. Этой же этнической группе видимо принадлежат и могильники, расположенные в долине Эдигана и прилегающей части долины Катуни, отличающиеся определенным сходством погребальной обрядности и инвентаря.

Среди погребений выделили как вполне обычные по своему составу и инвентарю, принадлежавшие «простым» женщинам, так и довольно богатые, с конскими сопроводительными захоронениями и разнообразными украшениями и инвентарем, которые принадлежали «знатным» женщинам. Последние могли относиться либо к жреческим кругам, либо к родовой аристократии или, по крайней мере, к верхушке «рядового» населения. Здесь уместно вспомнить топонимику селения, которая как раз и может объясниться этими находками.

В 1996 по 1998 годы проводилось массовое крещение сельчан современного Эдигана батюшкой из Новосибирска. В 2012 году проведен капитальный ремонт Эдиганской школы.

В селе 7 улиц, общая общеобразовательная школа, библиотека, клуб, почта, фельдшерский пункт, магазин. В Эдигане расположен обелиск с фамилиями 54 погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. жителей.



Сотовой связи нет. Епархией ведется работа по созданию в Эдигане часовни. Население живет подсобным хозяйством, разведением коней для туристов, промыслами. Отсюда начинаются пешие и конные походы в верховья Куминского хребта. Один из популярных маршрутов ведет к Тогускольским озерам через урочище Кызылгак и перевал Таманьел. От устья реки Эдиган начинаются популярные сплавы по Катуни через Тельдекпенские и Еландинский пороги.

На 1 января 2016 года население составило 246 жителей.

Чтобы добраться до села Эдиган, следует от Чемала двигаться по гравийной дороге в сторону Куюса, на 80 километре будет указатель налево на Эдиган – «Эдиган, 7 км». В Эдигане гравийка заканчивается, дальше можно проехать на ГАЗ-66 или на лошадях. Это первый населенный пункт для водных туристов, сплавляющихся по рекам Большая и Малая Сумульта. Здесь прекрасный чистый воздух — горы за Эдиганом сплошь покрыты кедровыми лесами. В этих местах неплохая рыбалка.

В 15 км от Куюса находится маралья ферма, доехать до нее можно по грунтовой дороге по правому берегу ручья Кайзар (приток р. Эдиган) на ГАЗ- 66 или полноприводных машинах.

Источник: https://www.vtourisme.com/altaj/infrastruktura/respublika-altaj/spisok-sel/508-s-edigan

Адрес: село Эдиган Чемальский район, Республика Алтай. Координаты: 51.109617, 86.261174

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.