Ороктойская история
Согласно топонимическому словарю Молчановой О.Т. Орыкту-Ой (Ороктой) — рытвина; яма; котловина; впадина с тропкой диких зверей.
В качестве основания современного поселения можно сослаться на приемный приговор, принятый алтайцами разных дючин урочища Ороктой, от 18 января 1886 года. На прошение крестьян Алтайской волости Семена Третьякова и Тимофея Слободчикова поселиться в алтайском урочище его обитатели дали положительный ответ, мотивируя свое решение тем, что «мы как люди новокрещеные... не привыкшие к русским обрядам... и делам, а чтобы нам преобразовать себя ко всему, мы с удовольствием определили принять Третьякова и Слободчикова в среду своего селения».
В 1893 году Ороктой насчитывал три крестьянских и четыре некрестьянских дворов, 22 мужчин и 24 женщины. По речке, в урочище Ороктой жили алтайцы, которых насчитывалось девять крестьянских и три некрестьянских двора, с населением 44 мужчины и 37 женщин.
В 1899 году в селении Ороктой зарегистрировано два крестьянских и шесть некрестьянских дворов. В них проживало 18 мужчин и 23 женщины. В 1904 году в Ороктое было 7 дворов, 21 мужчина и 27 женщин.
Летом 1910 года урочище Ороктуй исследовали начальник Алтайского округа, действительный статский советник В.П. Михайлов, старший производитель работ землеустроительных партий Алтайского округа Н.Я. Овчинников, лесничий 1-го разряда Г.В. Орлов, статистик Д.И. Зверев, топографы землеустройства Р.Ф. Лещиловский и П.М. Бочкарев и несколько студентов.
«По урочищу проходит торговая вьючная тропа с перевозом через Катунь у устья Ороктуоя. По ней проезжают на таратайках из Большой Черни в Шебалино и Онгудай».
На разломе между Ороктуоем и Буушланом в 1910 году была тропа, которая разветвлялась и спускалась с Чуйской линии в долину Катуни по первой и в долину Урсула по второй реке. Около впадения Ороктуоя в Катунь (ОТФ) существовала лодочная переправа через р. Катунь. Дальше тропа шла на Эдиган, лежащий уже по правую сторону Катуни.
Переписью 1910 года в урочище Ороктуой было зарегистрировано 31 хозяйство с 89 душами мужского пола, в том числе 6 посторонних семей с 16 душами мужского пола. Из инородцев оказалось крещеных 9 семейств и некрещеных 16 семейств. Большинство инородцев, 14 семей, принадлежали к 1-й Алтайской дючине, 5 семей к 5-й Алтайской дючине и по 2 и 1-й семьи принадлежали к 6, 7, 2 и 4 дючинам; русских три семьи Шебалинской волости и три семьи оседлых инородцев Сарасинской управы. Из 25 домохозяев инородцев здесь родилось 14 домохозяев, в соседней долине три и далеко 8 домохозяев.
«Жители урочища занимаются хлебопашеством. Пашни их расположены в долине Ороктуоя, и в Катунской долине—около поскотины и в логу Коргобы. Часть пашен орошается двумя арыками. Один из арыков берёт своё начало ниже Карасу и идёт левой стороной до лога Коргобы на расстояние 1? вёрст, а другой, с правой стороны, начинается ниже лота Коргобы и идёт до Катуни на расстояние 3 вёрст, орошая пашни и по Катунской долине. Оба арыка обслуживают сравнительно незначительную площадь. Средняя и верхняя части долины не орошаются, хотя в этих местах и расположена большая часть пашен.
Когда-то и кем-то по долине Ороктоуя был проведён большой арык. Он начинался почти от устья Айгары и проходил по высоким частям долины подле самых крутых подъёмов. Остатки этого сооружения отчетливо видны и теперь.
Орошаемые поля можно засевать ежегодно, причём пахать достаточно только один раз, а орошаемые нужно парить. Пользуются арыками по очереди, которую устанавливают между собой те, кто участвует в ремонте арыка. Начиная со средины мая до июля арыком приходится пользоваться, смотря по лету, от 3 до 5 раз. Когда бывает засуха, каждый домохозяин получает воду только на один день или ночь. В течение дня на косогорах можно подлить арыком около 2-х десятин, на ровном же месте, где вода идет медленно, на одну десятину нужно сутки. При поливке хозяину поля нужно быть на пашне постоянно и глядеть за исправностью арыка.
Ореховым промыслом из 31 семейства занимаются 19, зарабатывая по 27 руб. на работника. За орехом ходят главным образом в Большую Чернь.
Зверовой промысел развит меньше, им занимаются 12 человек, зарабатывая по 14 рублей».
В аилах по Оруктою новые земледельческие орудия употреблялись вперемежку с андазыном и оргужем. К подобным смешанным приемам и орудиям земледельцы прибегали из-за сложного горного рельефа и ограниченных возможностей большинства алтайских хозяйств.
В 1911 году в селении Ороктой, 9 дворов, 30 мужчин и 46 женщин.
На 3 апреля 1920 года Ороктойское сельское общество, в которое входили кроме села Ороктой и урочища Корбак и Карасу, насчитывало 163 жителей, из них 79 мужчин и 84 женщины.
4 марта 1920 года из ячейки сочувствующих в селах Эдиган, Ороктой Салдамской волости 15 человек приняты в члены партии большевиков. В числе принятых находились И.С. Алагызов, И. М. Малков, И. Г. Шадрин и др.
В 1921 году в Ороктое бандиты подвергли зверским пыткам милиционера 2-го ранга Шанина и сотрудника политбюро Носкова. Их пытали каленым железом, кололи штыками, делали надрезы ножом на пальцах рук и присыпали ядовитым порошком. После нечеловеческих издевательств их зверски убили.
В 1925 году по решению общего собрания открыт ликпункт для взрослых, изба-читальня, сельхозкружок, организована коневодческая артель, начался сбор пожертвований для устройства яслей.
В 1926 году в селение Ороктой, насчитывающим 63 хозяйства, располагался Сельский совет, лечебный пункт, школа первой ступени. Первая школа была открыта в доме Василия Артищева на 25 человек. Из них русских было 5 мальчиков и 6 девочек, из алтайцев - 11 мальчиков и три девочки. Население выросло до 158 мужчин и 163 женщин, основу составляли алтайцы.
В 1927 году бийский краевед И.П. Комаров обнаружил в змеевиках Ороктоя, в виде самостоятельной, обособленной, мощностью до 1 м жилы, хромит.
В 1928 году в Ороктое появился кулак Гуляев. Путем навязывания небескорыстной помощи он стремился завоевать авторитет и доверие крестьянской бедноты. В известной степени ему это удалось. Когда сельсовет обложил Гуляева повышенным налогом, бедняцкое собрание постановило просить сельский Совет освободить его от уплаты индивидуального налога.
Группа раскулаченных во главе с братьями Саниными жестоко расправились с секретарем Ороктойского сельсовета Николаем Хомутовым, который неуклонно проводил линию Советской власти по выявлению и ликвидации кулацко-байских хозяйств.
В апреле 1930 года был организован колхоз «Завет Ильича». В 1930 году кулак Г.М. Шадрин требовал от бедняков подписать «протокол» о восстановлении его в избирательных правах, обещая за это бесплатно молоть хлеб. В противном случае грозил отказать в мельнице.
В 1931 году, согласно «Именного списка кулаков и их семей», из Ороктойского сельсовета были высланы: Шадрин Гавриил Мартынович (68 лет) и четверо членов его семьи, Васильев Захар (85 лет) с женой (80 лет), Сапина Томканчи, Сапина Була (82 года) и двое детей. Ороктойской сельхозартели из конфискованного имущества кулаков Каянчинского сельсовета была передана сенокосилка.
С 1932 году началось строительство маслозавода. В июле 1935 года был проведен геологический поход имени 15-летия сибирского комсомола. Экспедицией под руководством практиканта-геолога Черняковского было осмотрено 38 пунктов, в том числе Ороктойское месторождение.
3 февраля 1937 года на заседании Ойротского облисполкома было принято решение о форсировании строительства и ввода в эксплуатацию мраморной фабрики в Ороктое.
Среди многочисленных месторождений мрамора своими запасами и высоким качеством ороктойский мрамор
1 января 1938 года к Ороктойскому сельсовету Онгудайского аймака относилась сельхозартель «Завет Ильича» (54 двора, площадь посевов озимых и яровых – 164 га, поголовье: КРС – 149, свиней – 28, овец и коз 519, лошадей – 103, денежный доход 21.066 рублей, стоимость ОСП – 33.547 рублей).
В 1941 году в связи с нарастающей угрозой войны свернута разработка Ороктойского месторождения мрамора.
В 1954 году построена 4-классная начальная школа общей площадью 150 м2, с тремя классными комнатами и специальным домом для учителей.
В 1956 году закрыта Ойротская мраморная фабрика. Продукция мраморной фабрики сыграла значительную роль в облицовке значимых зданий в Москве и некоторых станций Московского метрополитена. Стены между пилястрами станции «Таганской» облицованы ороктойским мрамором.
В 1963 году в селе торжественно открыт памятник землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, в 2018 году он был капитально реконструирован.
В 1995-1996 году был введен в эксплуатацию современный Ороктойский мост, что заметно облегчило жизнедеятельность селян левобережья Катуни.
На 1 января 2013 года население села Ороктой составляло 213 человек.
В районе р. Ороктой отмечены следующие виды птиц: горный конек, черноголовая гаичка, пеночка – зарничка, краснозобый дрозд, чернозобый дрозд, чекан черноголовый, даурская бледная завирушка.
По наблюдениям В. Г. Гептнера, в альпийской зоне верховьев р. Ороктой медведь часто разрывает норы узкочерепной полевки. Летом 1934 г. в долине р. Ороктой им были отмечены барсук, мышовка, довольно светло окрашенная и без темной полосы на хребте.
В вершине p. Ороктой на горных вершинах встречался сибирский горный козел (бун, тау-текэ или джим). В верховьях Ороктой горные козлы неоднократно были отмечены экспедицией проф. С.С. Турова летом 1934 г. В притоках Ороктоя раньше встречался марал. Иногда летом в верховья Ороктоя заходил сохатый.
Близ села расположена Ороктойская ледяная пещера, в скальном откосе мраморизованных известняков, 1-й категории сложности, общая глубина не более 25 метров. Рекомендация для посещения – инструктор или проводник.
На 77 километре Чемальского тракта располагается современный автомобильный мост, именуемый Ороктойским. Здесь находится самое узкое место горной реки – ее ширина сужается порой до 20 м, а глубина доходит до 70 м. Река бурлит водоворотами и мощными подводными течениями. Длительное время здесь действовала паромная переправа. Она располагалась выше современного моста и Тельдекпенских порогов. На левом берегу у моста стоит раскидистая сосна — это, так называемое, шаман-дерево, где повязываются белые ленты в знак преклонения перед грозными силами природы. С Ороктойского моста хорошо просматривается Тельдекпенский порог, который является самым мощным на Средней Катуни.
На средней Катуни изучается на основе археологического материала из многочисленных могильников неподалеку от с. Ороктой культура гуннов. На высокой террасе левого берега Катуни, в 150 м к юго-западу от устья р. Ороктой, на его левом берегу и в 100 м от дороги Еланда-Ороктой расположен могильник Ороктой, который представляет собой ряд курганных цепочек и поминальных выкладок к западу от курганов. Неподалеку, на высокой террасе-полке левого берега Катуни, в 3 км от проселочной дороги, идущей по левому берегу р. Ороктой, находился могильник Ороктой-эке, который датируется III-II вв. до н.э.
Адрес: село Ороктой Чемальский район, Республика Алтай, Россия. Координаты: 51.054336, 86.111964
Источники: - Е. Гаврилов. https://www.vtourisme.com/altaj/infrastruktura/respublika-altaj/spisok-sel/460-s-oroktoj