Дореволюционная история села Зубково

Опубликовал: zampolit, 25-01-2022, 19:35, Путешествие в историю, 186, 0

Деревня Зубкова, как и другие в этой округе, основана митрополичьими крестьянами, выходцами из Устьницынской слободы.

В 1625 году среди крестьян слободы появился оброчный крестьянин Микитка Моисеев. В этом же году он засеял одну десятину ярового, используя для посева землю мирской роспаши. Осенью был собран урожай: 80 снопов ячменя и 50 снопов овса. К осени же было распахано и засеяно озимой рожью под урожай 1626 года еще полдесятины. В своем хозяйстве семья имела две лошади и одну корову. За это время семья успела обстроиться. На дворе, как указывается в архивном источнике, у этого крестьянина были построены: изба, клеть из соснового леса. Указание на постройки из соснового леса говорит о решительных намерениях и обстоятельности хозяина. Другое указание на то, что все постройки, лошади и корова приобретены «своими животы» подчеркивает экономическую состоятельность семьи. Все выполненное за эти годы убеждает в том, что семья достаточно населена и трудоспособна.

В 1636 году в слободе проживают уже три семьи крестьян Лубягиных. Первым из них показан, уже известный нам по ранее сказанному, Микитка Моисеев Лубягин. В других двух дворах показаны Яков Моисеев Лубягин с сыном Абрамком и Ларька Моисеев Лубягин. Таким образом, семья Никиты Моисеевича к 1636 году разделилась на три братских семьи. В дозорной книге 1636 года сохранена и последовательность крестьянских дворов. Все это убеждает в том, что три двора Лубягиных - естественное развитие семьи оброчного крестьянина Микитки Моисеева (1625 г.).

По дозорной книге 1651 года прослеживается дальнейшее развитие крестьянского рода. В слободе по - прежнему проживают указанные семьи. В семье Никиты два сына, у Якова тоже два сына, есть сын и у младшего брата. За двадцатипятилетний срок проживания в слободе старший из братьев приобрел прозвище Аслама. Прозвище это мог получить человек, занимающийся торговлей. Слово Асламчей (Осламчей) означало торговец, барышник. С этого времени и появились на сибирской земле крестьяне Асламины. Это было первое отслоение от Лубягиных.

Писцовая книга, составленная стольником и писцом Л.М. Поскочиным, в 1684 году учитывает крестьян под фамилиями Асламин и Любякин. В слободе четыре семьи Любякиных и одна Асламиных: тринадцать душ мужского пола (дмп).

Пашню свою крестьяне пашут наездом. Пашня Любякиных и Асламиных находится в двадцати пяти верстах от Устьницынской слободы. С этой пашни выплачивается «выдельной хлеб» - каждый пятый сноп.

Такое положение было оправдано, когда только шло освоение новых земель. Мирного хлебопашца пугали встречи с кочевниками южных степей. Построенная в 1685 году Исетская укрепленная линия прикрыла обширный земледельческий район. Крестьянские поселения к этому времени продвинулись к югу. Стали селиться на своих заимках и архиепископские хлебопашцы Устьницынской слободы.

В 1719 году отмечено крестьянское поселение - деревня Зубкова. Четыре двора составили эту деревню: два двора Зубковых, по одному Любякиных и Асламиных. Причем, старшим по возрасту из жителей был Дмитрий Абрамович Зубок. По его фамилии - прозвищу и названа эта деревня. Архивные материалы приводят только имена мужчин. Их в деревне двенадцать человек. Ранее мы уже встречались с некоторыми жителями, но жили они еще в Устьницынской слободе, носили фамилии Лубягиных (Любякиных). Так и произошло третье разделение Любякиных. С этого момента и до наших дней фамилии Любякин, Зубков и Асламин сопутствуют трем ветвям обширного крестьянского рода.

Крестьянские дворы в д. Зубковой, в это время, возглавляли представитель четвертого поколения Лубягиных, считая Моисея (умершего на Руси) первым поколением. Первым назван двор Ивана Абрамовича Зубкова, у него сын Иван, 20 лет.
Вторым - двор Дмитрия Абрамовича Зубка, 70 лет; его сына Абрама, 40 лет; внука Якова, 3-х лет.
Третьим - двор Василия Трофимовича Асламина с сыновьями: Михаилом - 12, Дмитрий - 10 лет.
Четвертый - двор Остапа Любимовича Любякина с сыновьями: Степаном - 19, Осипом - 13, Константином - 9 лет. Всего 12 человек.


В 1763 году в д. Зубковой проживали семьи: Зубковых - 2, Асламиных - 5, Любякиных - 3. После III-й ревизии (1763 г.) переселились «для хлебопашества» в деревню из Устьницынской слободы семьи: Серебряниковых - 1 (1764 г.), 2 (1765 г.); Сарычевых - 1 (1769 г.), Асламиных - 1 (1763 г.).

В 1782 году в Зубковой было уже 13 дворов, что соответствует числу крестьянских семей.
Все семьи моногамны, а брачные союзы - экзогамии. Возраст молодоженов ниже семнадцати лет не встречается. Семьи, созданные в начале столетия, отличаются более старшими по возрасту супругами. Причем нередко невесты старше женихов.

В 1834 году в д. Зубковой уже 25 дворов. В них проживают: Зубковы - 5, Асламины - 5, Любякины - 5, Серебряниковы - 8, Сарычевы – 1, двадцать пятый двор принадлежит государственному крестьянину Т.А. Брянцеву, причисленный по указу Тобольской казенной палаты от 18 ноября 1831 года из Байкаловской волости. Деревню населяют 211 жителей. Все жители деревни числятся, по - прежнему, экономическими крестьянами.

Ревизскими сказками, составленными 30 октября 1850 года, в деревне учтено 30 дворов. Среди них: Зубковых - 6, Асламиных - 5, Любякиных - 5, Серебряниковых - 10, Сарычевых - 3 и семья государственного крестьянина Брянцова. Смертность и рекрутчина увели из деревни 36 мужчин.

В деревне (1858 г.) нет внешнего притока населения, если не считать причисление к сельскому обществу семьи штатнослужителя Тюменского Софийско-Троицкого монастыря, бывшего солдата, уроженца этой же деревни В. В. Зубкова. В 1858 году среди жителей деревни нет грамотных.

Переписные листы составленные по состоянию на 23 января 1897 года учли в деревне 69 дворов, в них проживало 295 человек обоего пола (150 мужчин и 145 женщин). Проживают в деревне потомки первопоселенцев: Зубковы - 18, Асламины - 18, Любякины - 11, Серебряниковы - 15, Сарычевы - 3 семьи. Появились в деревне жители, носящие другие фамилии: Батагазин Ф.А. учтен, как владелец бакалейной лавки, его семья состоит из 6-ти человек; семья А.Ф. Асламина после его смерти осталась без мужчин и старшая дочь выдана замуж за Д.А. Печуркина - жителя с. Фоминского, который вошел в дом полновластным хозяином; живут своим двором супруги Мальцовы, каждому из них по 70 л.; семья Коноваловых живет на дворе Любякина Н.М. и обрабатывает его землю, это первая семья занимающаяся работой по найму.

Новые веяния времени не обошли и д. Зубкову. В деревне появилась бакалейная лавка - факт немаловажный для крестьянского натурального хозяйства. Но еще более разительный факт - в деревне появились 39 человек умеющих читать. Это первые крестьянские грамотеи деревни. Среди умеющих читать 3 женщины. Многие из мужчин на вопрос переписного листа: «Где учился?» - ответили: «Учился в полку». Новые веяния коснулись и опоры царизма - армии.

Расслоение крестьянского населения захватило и деревню Зубкову. Батагазин - владелец бакалейной лавки, все члены его семьи указаны состоящими при муже и отце. Печуркин - человек мастеровой, наряду с хлебопашеством он со своим сыном занимается изготовлением саней. Занятие Мальцевых не указано в Переписном листе, но учитывая, что супругам по 70-ти лет и они бездетны, можно представить: судьба им уготовила печальную участь «кормиться христовым именем». Фамилия Мальцов не сохранилась среди современных жителей деревни.

Семьи Фомина и Коновалова занимаются хлебопашеством. Фомины имеют свой надел, а Коноваловы работают на земле крестьянина Любякина, живут у него же на квартире. Семья Коновалова состоит из четырех человек: жена и две дочери - малолетки. Семья Любякина престарелая. Здесь налицо использование наемного труда.


На примере жителей деревни удалось проследить образование крестьянских фамилий. Установившись эти фамилии переходят из поколения в поколение, от отца к сыну. Образование крестьянских фамилий относится к первой половине XVII в. установились фамилии в конце XVII в. и сохраняются до настоящего времени. Крестьянские имена довольно разнообразны. Наиболее часто встречаются у мужчин имена: Алексей, Фёдор, Михайло (Михаил), Иван; у женщин: Авдотья. Матрёна, Татьяна, Анна, Марина, и т. д. Встречаются и довольно редкие в наши дни имена у мужчин: Евин, Пуд, Марк; у женщин: Пенила, Домна, Маремьяна, Харитина. Все эти имена соответствуют церковным канонам.

Исследование архивных материалов показало, что сегодняшние старожилы в местах первоначального заселения являются прямыми потомками первопоселенцев. Пример жителей д. Зубковой подтверждает ошибочность мнения некоторых исследователей, утверждающих наличие многочисленных браков первопоселенцев с местным населением Сибири. Документы показывают, что абсолютное большинство переселенцев из черносошного крестьянства Поморья приходило в Сибирь с семьями. В переписных книгах XVII века вопросы семейственности всегда находятся под пристальным вниманием переписчика. Пришедшие одиночки в каждом случае о месте заключения брака заявляли особо. Браки, как правило, заключались между лицами не связанными между собой даже дальними родственными связями. Это положительно сказывается на нравственном и физическом здоровье всех последующих поколений сибиряков.

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июнь 2022 (22)
Май 2022 (34)
Апрель 2022 (22)
Март 2022 (40)
Февраль 2022 (46)
Январь 2022 (47)
Календарь
«    Июнь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.