История становления местной промышленности Голышмановского района

Опубликовал: zampolit, 17-01-2022, 14:59, Путешествие в историю, 77, 0

Судя по архивным документам ко времени своего образования, Голышмановский район не располагал промышленностью кроме отдельных кустарных и полукустарных производств.

«...Государственной промышленности и торговли в районе не имеется, за исключением паровой мельницы при станции Голышманово, каковая работает удовлетворительно - докладывал в своем отчете за период с 17 ноября по 31 декабря 1924 г. Ишимскому окружному РКП(б) ответственный секретарь Голышмановского райкома РКП(б) А. Селиков, - в районе имеется следующее: один кожевенный завод, один маслобойный и 22 ветряные мельницы с общим полугодовым оборотом 20 тысяч рублей. В последнее время часть из них закрывается, часть переходит в ведение кооперативных объединений, как., например, кожзавод на станции Голышманово и мельница в с. Ражево...».

К 1930 г. в Катышке работало 20 различных организаций. Родоначальником промышленных предприятий в Катышке можно считать основанный в 1928 г. элеватор. К 1931 г., по данным отчета исполкома райсовета элеватор «Союзхлеба» имел емкости для хранения 6170 т зерна и склады на 8190 ц сена.

В 1935 г. завершилось строительство основного корпуса элеватора с пропускной способностью 35 т зерна в сутки, сушилки со среднесуточной производительностью 50 тонн. Паровую мельницу заменила мельница обойного помола с техническими возможностями вырабатывать 40 т муки в сутки. В 1937 г. был собран небывалый урожай зерновых, начали разрабатывать планы расширения и реконструкции хлебоприемных пунктов. Но война на долгие годы отодвинула их осуществление. Технологическое оборудование ветшало. О механизации, как вспоминала ветеран труда Е.Г. Тюстина, и мечтать не могли, все работы с зерном велись вручную.

В 1952 г. «Почтовый ящик – 25», так до этого времени назывался переименованный в годы войны элеватор, был передан в ведение «Заготзерно». С этого времени начинается новый этап в развитии предприятия. В середине пятидесятых его хозяйство пополнилось механической мастерской, оснащенной необходимым оборудованием.?

В 1954 г. недалеко от старого, под руководством инженера Кондратьева была заложена основа нового элеватора в железобетонном исполнении емкостью 12,5 тысячи т зерна, с механической сушилкой и подачей зерна к складам. В 1962 г. элеватор был сдан в эксплуатацию. Двумя годами раньше начал выпускать продукцию комбикормовый завод производительностью 200 т в сутки. В 1968 г. на предприятии завершилось строительство мельницы трехсортового помола производительностью 140 т в сутки.

В конце семидесятых годов комбинат хлебопродуктов, так предприятие стало называться с 1979 г., возглавил Т.А. Маршания. За два десятилетия его работы директором КХП здесь изменилось многое. Со сдачей в эксплуатацию в 1980 г. нового элеватора можно было принять и переработать 87 тысяч тонн зерна. К 1997 г. на предприятии работало свыше 300 человек, вырабатывалось в сутки по 125 тонн муки и до 425 тонн комбикормов. Ежедневно комбинат отправлял потребителям несколько вагонов своей продукции. Основными потребителями муки были тогда помимо Голышмановского района северные хлебозаводы, предприятия Нижневартовска, Карачаево, Нефтеюганска, Сургута. Главным потребителем птичьего комбикорма стал «Тюменский бройлер». В те годы было создано свое подсобное хозяйство, насчитывающее 200 голов крупного рогатого скота, 700 свиней и 190 баранов, запустили свою пекарню, открылся пивной бар-столовая. Большие изменения произошли и в социальной сфере, были построены спортзал и детский сад, административное здание, интенсивно велось жилищное строительство.

За десятилетия на комбинате хлебопродуктов сложились прочные традиции и трудовые династии Бабиных, Злоян, Глухаревых, Шароха, Плесовских, Трегубовых, Молодых, Непейковых, Земляных, Носковых, Курзаевых, Лилитко, Игнатьевых.

Основу местной промышленности в районе заложила артель «Свободный труд» (позже артель им. Молотова) с портновским и сапожным цехами, образованная в 1926 г. С этой артелью связано образование в 1935 г. райпромкомбината. До 1938 г. он занимался лесным хозяйством и назывался «Леспромхозом», где частично изготовлялись столы и стулья. Потом были другие названия, виды деятельности, включая заготовки и сферу бытового обслуживания.

Документы архива свидетельствуют, что, к примеру, в предвоенном 1940 г. столярный цех промкомбината выпускал телеги, брички, столы, шкафы, гардеробы, диваны, кушетки, ученические парты, рамы, ульи, табуретки и реализовал эту продукцию на 67535 рублей. В 1941 г. была построена пимокатная мастерская с планируемым выпуском 170 пар валенок. В 1949 г. при промкомбинате начал работать кузнечный, слесарный и колбасный цеха.

В 1954 г. предприятие обрело свое окончательное имя «Промкомбинат», стало выпускать кирпич и бондарные изделия, заработал пошивочный цех. В середине 60-х гг. из промкомбината в самостоятельное производство выделилась служба быта.

В 1969 г. директором РПК был назначен Ф.Ф. Козлов. Федор Федорович рассказывал, что принял он тогда маленький столярный цех с печным отоплением, некоторые другие ветхие производственные помещения, «транспортный цех» из четырех лошадей с конюхом, разваленную пилораму, 200 кубометров леса и 200 тысяч рублей долгов. Сделав ставку на заготовку леса и пиломатериалов, в первую очередь построили две пилорамы, обзавелись кое-какой техникой. Сосновый лес заготавливали в Вагайском леспромхозе, березовый лес стали отгружать в Ростовскую область, через три года, рассчитавшись с долгами, занялись строительством производственной базы. Построили печь для обжига кирпича, потом выросли добротный столярный и механический цеха, гаражи и склады. Предприятие крепло год от года, в районе в восьмидесятые годы развернулось широкомасштабное жилищное строительство, в связи, с чем увеличилась и потребность в продукции, выпускаемой промкомбинатом. Столярные изделия и пиломатериал были востребованы не только строительными организациями, но пользовались большим спросом у населения.?

- Интереснее стало работать. - говорил Федор Федорович о тех годах. - Начали мы выпускать фанерованную мебель, школьное оборудование. Ученические парты с металлическими каркасами делали не только для себя, а и для других районов, в Сургут вагонами отправляли. Создали две бригады по изготовлению срубов жилых домов. От покупателей отбоя не было из Курганской и Северо-Казахстанской областей.

В восьмидесятые годы производственная база РНК шагнула за пределы поселка, куда были вынесены две пилорамы, завершалось строительство кирпичного завода проектной мощностью десять миллионов штук кирпича в год с туннельной печью для обжига. Рядом для рабочих построили четыре двухквартирных жилых дома, два общежития. К поселку, именованному «Лесной», построили асфальтированную дорогу. Все работающие на предприятии в то время были обеспечены жильем, была и своя теплица, где для собственных нужд выращивались овощи. Два десятилетия до девяностых годов, без преувеличения можно сказать, были лучшим периодом в жизни райпромкомбината. В 1990 г. наступила разруха, кирпичный завод 10-миллионник разграбили.

Населению района невозможно было жить без бытовых услуг. Особенно они стали необходимы в период, когда люди стали хорошо зарабатывать деньги, приобретать бытовые приборы, телевизоры, автомобили и пр. Появилась необходимость в заказах на пошив одежды, обуви и других вещей. В 60-х гг. создана служба быта (директор - В.М. Елфимов). Построено 2-этажное здание по улице Советской и парикмахерская на ул. Ленина, главный инженер - Л.И. Кадочникова. Уже в те годы было обычным появление парикмахера, фотографа в селах согласно расписанию. Расцвет бытовых услуг пришелся на 80-е гг. - коллектив бытовиков возглавлял А.В. Власов «Заслуженный работник бытового обслуживания РСФСР». Была создана грамотная система удовлетворения нужд населения с минимумом затрат времени заказчика - все заявки принимали в селах, где были организованы пункты бытового обслуживания. Сюда сдавали электроприборы для ремонта, заявки на ремонт и пошив обуви, одежды и т.д. Заявка быстро исполнялась и доставлялась в деревню за соответствующую плату. Для ускорения оборота товаров и услуг была создана активно действовавшая диспетчерская служба во главе с А.Е. Михеевой. Все работники были обеспечены квартирами.

Уровень бытовых услуг был не ниже городов, а по части и выше, способствовала этому весьма развитая производственная база. К середине 1994 г. система бытовых услуг оказалась разрушенной, не по вине работников быта и руководителя. А.В. Власов еще оставил значимый след - вместе с администрацией претворил в жизнь мечту ветеранов: ввел в строй 2-этажный дом для одиноких пенсионеров.

В области многие сельские районы не имеют на своей территории железнодорожных станций. Это серьезно осложняет решение хозяйственных проблем, особенно вывозку минеральных удобрений, щебня, строительных материалов, отправку картофеля покупателям и т.д

Голышмановская железнодорожная станция хорошо помогала району. Имелся деловой контакт с начальником станции М.И. Крестьянниковым, который много лет трудился в этой должности. Предприятия принимали сыпучие грузы на своих ж/д ветках, оснащенных условиями для механической разгрузки удобрений, щебня, угля и т.д., а это не одна сотня тысяч тонн в год.

Именно эти условия позволили «Сельхозхимии» широко и эффективно использовать свою технику для внесения удобрений на поля района, иметь возможность дорожникам строить асфальтобетонные- заводы прямо возле железной дороги и своевременно вывозить дорожные строительные материалы в зимнее время на запасные склады, чтобы иметь летом короткое плечо доставки щебня, песка и строить дороги с твердым покрытием.

Голышмановская территория изобилует низкими местами, солонцами и болотами - в ненастье без трактора не проехать. В 1975 г. протяженность автобусных маршрутов составляла 1050 км, в асфальте было всего 28 км. В период уборки вывозка зерна становилась сложнейшей задачей. В «Доротделе» один трактор С-80 старенький и грейдер (начальник - М.В. Пономарев). С начала 80-х гг. обстановка стала меняться в лучшую сторону - через район «Тюменьавтодор» начал строить дорогу Тюмень-Ишим. Району, крайне нужны были свои дорожные строители. В 1983 г. разрешили формировать свою строительную организацию и оставили автопредприятие, пополнив его новыми КамАЗ. Работа закипела - руководитель А.И. Шнейдер, молодые инженеры В.И. Смолин, В.С. Дергунов, начальник автопредприятия И.В. Щеглов - взялись за дело.

23 ноября 1985 г. на партийной конференции поставлены 2 важнейшие задачи - 20 квартир в год сдает каждое хозяйство, и 30 км дорог с твердым покрытием строят все дорожные предприятия. Район поддержало руководство области - заместитель председателя облисполкома В.Г. Халявко и начальник «Тюменавтодора» Ю.В. Куренков. Результат - в 1989 г. не осталось ни одного человека в районе без квартиры, все центральные усадьбы хозяйств, кроме Хмелей и Ламенки (дорога сюда была отсыпана грунтом и защебенена) были связаны с райцентром дорогой с твердым покрытием. Темпы набрали в строительстве дорог, жилья, социальных и производственных объектов очень хорошие. В районе около 400 км асфальтированных дорог.

Район обеспечен электроэнергией для производства и бытового обслуживания населения. В 1965 г. во многих хозяйствах и в рабочем поселке электроток вырабатывали дизеля. Подавали его населению вечером на несколько часов. В 1968 г. эту проблему решили довольно быстро.

В начале 80-х гг. проблемой газа для района руководство занималось почти ежедневно. Сегодня сотни километров газовых сетей работают на человека, тысячи квартир благоустроены теплом и бытовыми услугами, десятки котельных работают на газе.

Рабочий поселок Голышманово за счет своих предприятий (в 1985 г. их было 111) оказывал неоценимую помощь сельскому населению в деревнях. Такие мощные организации, как сельхозтехника, сельхозхимия, ММС, ПМК Сельстрой, мясокомбинат, молзавод, ДРСу, КХП, РСПу, РСуБО, межрайбаза, КБО, ДТП, сельэнерго, РЭС, заготконтора, райпотребсоюз и многие другие жили, выполняя заявки селян, а совхозы не могли решать свои задачи безучастия предприятий поселка. Уважая нужды селян и помогая их решать, предприятия успешно развивались.

С приходом на должность начальника РЭС А.Е. Веренчука, в 1975 г. введен встрой 8-квартирный дом, гараж с мастерской. С 1980 г. были построены 10 1 -квартирных и 2-квартирных домов, 2-этажная контора, ремонтная база, 2 капитальных гаража для 12-ти автомобилей, новая подстанция на 220/110/10 Кв. и новая РДП.

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Май 2022 (27)
Апрель 2022 (22)
Март 2022 (40)
Февраль 2022 (46)
Январь 2022 (47)
Декабрь 2021 (24)
Календарь
«    Май 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.