Топ-100

Вокзал и станция Тура в Тюмени

Опубликовал: lomsecret, 20-12-2021, 22:27, Железнодорожная история, 689, 0

Железнодорожная ветка Екатеринбург - Тюмень была построена по проекту инженера-железнодорожника, члена совета Министерства внутренних дел Российской Империи Евгения Богдановича.

В марте 1883 года Комитет Министров Российской Империи разрешил строительство дороги. Ее сооружение началось немедленно, продолжалось более двух лет и обошлось казне в 41 тысячу рублей за каждую версту. На всем протяжении были уложены стальные рельсы с Нижне-Салдинского завода Демидова.



Успешно было осуществлено и строительство поселений на станциях, причем обращалось внимание на удобство проживания и доступность развлечений для населения. На каждой станции строители разбили парк с площадкой для танцев, перроны сделали крытыми, и каждые выходные на них играл духовой оркестр. Одна из станций новой дороги получила имяЕвгения Богдановича (город Богданович).

Движение поездов началось в конце 1885 года. Первичным назначением дороги был вывоз хлеба из Сибири для обеспечения продовольствием районы Поволжья, страдавшие от неурожая.



Здание вокзала конечной станции Тура было построено в 1885 году, это была перевалочная железнодорожная станция. Здесь заканчивалась железная дорога из Екатеринбурга, грузы перегружали на пароходы и далее отправляли в Тобольск и другие города Сибири. Здесь же проходил и участок Великого чайного пути, из Китая по воде прибывал знаменитый китайский чай, который отправляли дальше в Европу.

Местом расположения станции была выбрана, в то время оживленная, городская пристань и порт.

Тюменский речной порт сам по себе интересный промышленный объект. И он всегда работал в тесной связке с перевалочной станцией, находившейся у него под боком. Железнодорожные пути подходили к ней через всю его территорию, а вагоны зачастую разгружали в самом порту с помощью кранов.



Проходя станцию Тюмень, составы сворачивали влево там, где сейчас расположенаавтомобильная развязка «Стрела». Одни пути заканчивались отстойником на месте, где теперь стоит торговый центр «Вояж», другие - проходя по противоположной стороне улицы Мориса Тореза, пересекали улицу Республикии уходили дальше к реке между улицей Профсоюзная и территориейТюменского станкостроительного завода. Оставляя позади улицу 50 лет Октября, железнодорожная ветка окольцовывала Загородный сад и плавно заворачивала в сторону речного порта.

Вокзал станции Тура - одноэтажный деревянный дом средних размеров с покатой железной крышей и печной трубой. Четыре основные комнаты для персонала и зал ожидания пассажиров. Официально станция числилась как грузовая, но людей, тем не менее, периодически обслуживала. Одно время между двумя тюменскими станциями ходили специальные пассажирские вагоны.



Первым начальником станции был назначен тюменский мещанин Михаил Семенович Керженцев. В 1886 году вскоре после назначения на эту должность он переселился в только что построенный для него дом с адресом улица Пристанская, 1– поближе к месту службы. При нем на станции всегда было ухожено и чисто, а само здание содержалось в идеальном состоянии.

Здесь в 1899 году по дороге на родину в Тобольск останавливался Дмитрий Менделеев. Ранее, в 1886 году, в Тюмени проездом был журналист из США Джордж Кеннан, изучавший состояние российских тюрем. Есть упоминания о том, что в 1887 году в гостинице при станции останавливался изобретатель радио Александр Попов. Известно, что в сентябре 1897 года в Тюмень из Тобольска на пароходе «Тобольск» прибыл адмирал Степан Макаров.

Сюда в августе 1917 года доставили поездом из Санкт-Петербурга ссыльную Временным правительством семью Николая II. С этого места Романовых отправили по реке на пароходе «Русь» в Тобольск, о чем император сделал запись в своем дневнике. Недалеко от станции в августе 2020 года установили Памятник святой Царской семье.



Сегодня дом с табличкой «Ст. Тура» на фасаде представляет ценность как единственное в Тюмени станционное здание подобного типа с уникальным резным декором. Здание стоит условно заброшенным с начала 2000 годов. Перевалочная станция была расформирована еще раньше, вскоре после того, как разобрали железнодорожную ветку, соединявшую станцию Тура с станцией Тюмень. Перегон разобрали в 1986 году в связи с загруженностью городских улиц, через которые он проходил. История тюменского железнодорожного вокзала на берегу Туры завершилась.

В 2013 году здание уже было заброшенным. В мае 2018 года в памятнике, принятом на государственную охрану в 1987 году, произошел пожар.

По информации пресс-службы ГУ МЧС России по Тюменской области, информация о возгорании в неэксплуатируемом нежилом здании поступила утром в 9.10 часов. Пожарные прибыли на место через шесть минут. Пожар тушили 14 человек в том числе с помощью спецтехники. К 9.50 им удалось локализовать пожар, а в 10.10 полностью ликвидировать. Ущерб нанесен площади в 30 квадратных метров.



Адрес: г. Тюмень, улица Пристанская, д. 13

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (32)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.