Топ-100

История становления и развития системы образования Голышмановского района

Опубликовал: zampolit, 26-10-2021, 10:58, Путешествие в историю, 893, 0

В XIX веке правительство стало уделять больше внимания проблемам народного образования. Либеральные реформы 1860-х гг. коснулись и школы. 14 июля 1864 г. было принято «Положение о начальных народных училищах», в котором говорилось о необходимости расширения государственной сети школ.

Школа обязана была «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания». Министерство народного просвещения стало открывать школы и на селе. В 1867 г. министерская двухклассная школа была открыта в с. Голышманово, годом раньше подобное учебное заведение появилось в Усть-Ламенке. В 1876 г. были открыты начальные школы, находившиеся в ведении Министерства народного просвещения, в селах Ражево и Малышенском.

После убийства в 1881 г. Александра II его сын Александр III проводит целую серию контрреформ. В области народного образования это проявилось в активном насаждении в России церковного образования, росли ассигнования на церковно-приходские школы, стремительно увеличивалось число этих школ. Если в 1887 г. в России было 5517 таких школ, то в 1889 г. - 17715. В 1886 г. была открыта такая школа в с. Медведевском, в 1887 г. в с. Малышенском, в 1888 г. в с. Средне-Чирковском, несколько позднее появились такие же школы в с. Земляновском (1889 г.), с. Евсино, д. Усово, д. Скаредной и т.д.

В 1890-е гг. в передовых кругах русского общества и в министерских кабинетах велось обсуждение вопроса о введении всеобщего начального обучения, необходимость распространения элементарной грамотности осознавали все. В 90-е гг. наряду с церковно-приходскими школами на селе начинают активно образовываться школы грамоты, в которых учащимся давали самые элементарные знания. Необходимость образования теперь осознавали и многие крестьяне, крестьянские сходы выступали с инициативой организации в их селе школ.

В 90-е гг. были открыты школы грамоты в с. Свистовском (1893 г.), д. Лапушной (1894 г.), с. Ситниковском (1896 г.), с. Дранково (1898 г.). Учителей не хватало, учащихся было мало, не хватало письменных принадлежностей, учебников, но работа началась, и это постепенно меняло привычный уклад жизни на селе.

В 1925-1927 гг. на нужды образования в районе выделялось до 36% от районного бюджета, в феврале 1927 г. на заседании президиума райисполкома была создана комиссия по всеобщему обучению населения.

В марте 1927 г. утвержден план школьного строительства на 1928-1929 гг., в начале 30-х гг. было введено обязательное начальное образование. В 1930 г. в начальных школах района обучалось 4024 учащихся, 1931 г. - 5135 учащихся.

После ликвидации округов 23 июля 1930 г. из культурно-социальной и здравоохранительной части райисполкома был выделен отдел народного образования. Отдел был подотчетен исполкому райсовета и одновременно вышестоящему областному отделу народного образования.


В 1932 г. в районе было 63 школы, из них 61 начальная и 2 семилетних, где работало 137 учителей, из них имел высшее образование 1 учитель, со средним образованием 46 учителей, с семилетним образованием 48 учителей и ниже семилетнего 42 учителя.

В 1934 г. в районе из 63 школ было 57 начальных, 5 семилетних и 1 средняя, где уже работало 157 учителей, из них имеющих высшее и неполное высшее образование - 3 учителя, среднее - 62 учителя, семилетнее - 86 учителей и ниже семилетнего - 6 учителей.

В целях обеспечения учащихся школ горячим питанием райисполком утвердил 21 апреля 1932 г., представленный РОНО план организации пришкольных хозяйств, предусматривающий наличие при школах земельных участков общей площадью 600 га. К 1 сентября при школах находилось 290 свиней, 1200 кроликов, 275 гол. птицы.

В 1936-1937 учебном году в 56 начальных, 6 семилетних и 1 средней школе обучалось 5854 учащихся и работало 188 учителей.

2 июня 1939 г. президиум райисполкома принял решение о переводе 2 начальных школ в семилетние в Земляной и Дранково, в сентябре этого года при Голышмановской и Малышенской семилетних школах было открыто по одному 8 классу, так как Катышенская средняя школа не могла охватить всех желающих учиться в 8 классе. В 1940 г. в районе работало 72 школы, из них: 62 начальные, 6 семилетних и 4 средние, где обучалось 7581 учащихся.


Решением исполкома райсовета от 6 марта 1940 г. учительница 1 класса Катышенской средней школы В.Е. Терентьева была занесена на районную доску Почета за успехи в обучении. Из 32 учащихся класса 22 ученика имели только хорошие и отличные оценки.

На начало 1945-1946 учебного года в районе было 78 школ Министерства просвещения, из них: 68 начальных, 9 семилетних и 1 средняя, и 3 школы Министерства путей сообщения. В школах работало 287 учителей и обучалось 6643 учащихся, из них в 1 классе - 1858 учеников и в 10 классе - 22 ученика. В 1956 г. было завершено обязательное семилетнее всеобщее образование, а в 1958 г. введено всеобщее восьмилетнее образование. В 1959 г. в поселке Голышманово открыта музыкальная школа. На 1968 г. в школе обучалось 99 учащихся. 16 июля 1960 г. решением райисполкома семилетние школы реорганизованы в восьмилетние.


На заседании исполкома райсовета 9 июня 1960 г. рассматривался вопрос об окончании строительства школ: Робчуковской, Кузнецовской, Усть-Мало-Чирковской и школы № 1. В 1965 г. в поселке были 1 средняя школа, 2 восьмилетние и 1 школа рабочей молодежи.

В 1971 г. в районе работали 71 школа, из них 7 средних, 12 восьмилетних и 52 начальных. В школах обучается 7305 учащихся. В системе народного образования работали 518 человек. Из них с высшим образованием -185, незаконченным высшим - 41, специальным средним - 263.

13 января 1972 г. Голышмановский РК КПСС и райисполком приняли постановление о пятилетнем плане перехода к всеобщему среднему образованию на 1971-1975 учебные годы.

В 1972 г. закончено строительство Малышенской средней школы на 536 мест и Боровлянской восьмилетней школы. Все средние школы района кроме школы №1 имеют свою сельскохозяйственную технику. В районе при школах имеется 15 школьных интернатов, в которых проживает 1350 учащихся. 11 мая 1972 года принято решение райисполкома о строительстве районного пионерского лагеря «Березка» на 200 мест.

В 1972 г. Боровлянская начальная школа преобразована в восьмилетнюю, а Свистовская восьмилетняя в начальную. В 1974 г. Королевская восьмилетняя школа преобразована в среднею и были закрыты начальные школы в д. Темная, Луковка, Свинино.

В 1976-1977 учебном году были закрыты Русаковская, Андреевская, Одино-Михайловская, Подмалиновская, Быстринская, Плотинская начальные школы. Боровлянская и Ламенская школы из восьмилетних переведены в средние.

На начало 1978-1979 учебного года за парты сели 4839 школьников, 366 учащихся из 8 классов пошли учиться в 9-й. В этом году решением исполкома закрыты Гришинская и Степашинская начальные школы. Построены интернаты в Малышенской средней и Земляновской восьмилетней школах. Набор учащихся в школы рабочей молодежи составил 600 человек. 14 мая 1981 г. Средне-Чирковская восьмилетняя школа реорганизована в среднюю.

На 1 сентября 1981 г. в районе работают 52 школы в.т.ч. 11 средних, 8 восьмилетних и 33 малокомплектных школ. В школах обучается 4269 учащихся. Организовано 60 групп продленного дня и в них обучается 1929 человек. После 8 классов продолжают обучение в средних школах 316 учащихся - в ССПТУ - 114, в ГПТУ - 43, техникумах - 19 учащихся, 8 выпускников 8-х классов не охвачены обучением.

С этого года перешли на бесплатное пользование учебниками учащиеся 1-7 классов. В интернатах проживает 585 человек при плане 540. Не готовы принять детей интернаты Усть-Ламенской, Средне- Чирковской и Ражевской школ. Педагогическими кадрами школы в основном укомплектованы. В этом году в район прибыло 44 молодых специалиста.

На сессии исполкома райсовета 22 августа 1985 г. рассматривался вопрос об охвате средним образованием трудящихся района. Был принят план-задание по направлению производственников на учебу в очно-заочную школу, по которому предусматривалось укомплектование школы 554 учащимися.

Начиная с 1986-1987 учебных годов, школы района работают по новому учебному плану и усовершенствованным программам. Введены новые предметы: «Ознакомление с окружающим миром», «Основы производства», «Выбор профессии», «Основы информатики». В школах района работают 2 заслуженных учителя, 15 отличников народного образования, более 40 работников школ награждены правительственными наградами, из них Пономарева Галина Анатольевна - орденом Трудовой Славы III степени, Козлова Ирина Владимировна - медалью «За трудовое отличие».

18 июля 1985 г. Хмелевская, Бескозобовская и Земляновская восьмилетние школы были переведены в средние, а 1 сентября 1986 г. была переведена в среднюю Медведевская восьмилетняя школа.

В этом году общеобразовательные школы района были переведены на обучение детей с шестилетнего возраста. В районе в 1988-1989 учебных годах действуют общеобразовательные школы, из них 15 средние,4 восьмилетние, 1 вспомогательная, и 34 начальных, а также 39 дошкольных учреждений. В школах обучается 4525 учащихся. В 7 школах района занятия ведутся в 2 смены.

Решением районного Совета от 25 июня 1992 г. было утверждено Положение об именных стипендиях районного Совета в целях поощрения стремления молодежи к знаниям. Ее размер составлял для учащихся педучилища и ПТУ 500 рублей в месяц.

1 сентября 1990 г. восьмилетняя, школа № 4 была реорганизована в среднюю, и была открыта школа I ступени, на базе которой была открыта школа с продленным днем.

На 1 сентября 1993 г. в районе находится 55 государственных учебных заведений, в которых работают 540 педагогов. В школах обучается 4648 человек, 90% учителей имеют высшее образование. В школах проходят аттестации. На аттестации 1993-1994 уч. года имеют высшую категорию 3 учителя, 1 категорию 20 учителей и 2 категорию 56 учителей. Третий раз в районе проводится конкурс «Учитель года». Победителем конкурса «учитель года - 93» стала В.Г. Чудаева - учитель химии Евсинской средней школы, принявшая участие в областном конкурсе «Учитель года».?

На августовской конференции учителей 1995 г. поздравили с присвоением звания «Заслуженный учитель РФ» В.Ф. Мелкозерову и В.И. Плаксину, 13 преподавателей школ района были представлены к званию «Отличник просвещения РФ».

На 1 сентября 1997 г. в районе имеется 54 школы, их них 17 средние, 3 девятилетних, 1 специальная и 33 малокомплектных. В них обучается 5433 учащихся. За прошедший учебный год 1526 учащихся окончили школу на 4 и 5 или 28%, а 7 учеников закончили с серебряной медалью. Из окончивших основную школу поступили в 10-е классы - 313 учеников, в ПТУ - 69, в высшие и средние учебные заведения - 26 учеников, устроились на работу - 10 и 3% подростков остались бесконтрольными.


Школа № 1 стала победительницей конкурса «Школа года», который проводился впервые. В школе № 1 имеется 14 призеров олимпиад, Усть-Ламенской - 7 призеров, по 4 призера в Боровлянской, Евсинской, Ражевской.

Без сомнения каждая школа в районе за свой период существования имеет свою историю, замечательных директоров, преподавателей. О них и выпускниках этих школ много написано. Много материалов есть в отдельных школьных музеях. Выпускники помнят школьные годы и часто встречаются в стенах родных классов со своими учителями.

В голышмановских школах училось 5 Героев Советского Союза, сотни выпускников были награждены орденами и медалями за свой труд, десятки имеют заслуженное звание. Среди директоров школ особое место занимает Иван Георгиевич Матвеев - 25 лет он руководил школой № 2. Под его руководством она строилась и перестраивалась. На быках возили кирпич, работали ученики, родители, строители. Вырастили сад, открыли столярную мастерскую, столовую, стадион. Создан коллектив замечательных преподавателей, многие отличники народного образования. В 1960 г. Ивану Георгиевичу присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», а затем, через 11 лет, вручен орден Ленина.

Голышмановская средняя школа № 1 ведет свою историю с 1934 г. и называется так не случайно: это было первое и единственное образовательное учреждение в районе в те времена. Первоначально называлась школа Катышенской, по названию поселка. Приказом № 146 по Голышмановскому РОНО от 24 августа 1934 г. ее директором был назначен И.А. Пономарев. Первыми учителями школы были: А.И. Звонарева, П.П. Питран, В.Д. Полухина, А.С. Рябчикова.

За прошедшие годы много умных, активных, талантливых, знающих учеников вышли во взрослую жизнь из стен школы. Среди них тюменский писатель Константин Лагунов, профессор Новосибирского Академгородка Юрий Пальянов, директор лесотехнического техникума Николай Смолин, полковник В.В. Усов.

В 1937-1943 гг. директором средней школы является Н.А. Багрин. За годы его руководства средней школе присвоен статус образцово-показательной.

С 1944 по 1952 гг. школу возглавляет С.А. Гусев. Под его руководством учащиеся посадили поселковый сад и деревья вдоль улиц, активно шло озеленение территории школы.

1956-1964 гг. школой руководит «Заслуженный учитель школ РСФСР», кавалер ордена Ленина Мария Николаевна Шабалина. Школа принимала активное участие во Всесоюзном и районном конкурсах по благоустройству и озеленению рабочего поселка, за что были получены грамоты и дипломы I степени.

Школой с 1965 г. руководил Хабаров Я.П., «Отличник народного просвещения». В то время в школе обучалось 1200 учащихся. Яков Прохорович ввел в школе кабинетную систему, за опытом работы ездил в Кемерово. Проектировал план новой школы в кирпичном исполнении. Его жизнь оборвалась неожиданно в 1969 году.

С 1969 по 1972 гг. школой руководил Иван Федорович Тюкавин. Это был грамотный методист. С его приходом в школу, стала совершенствоваться методическая работа.

С 1973 по 1976 гг. школу возглавлял Я.Т. Пимнев, в 1976-1987 гг. – директор - Владимир Федорович Мыльников. В годы его руководства уделяется внимание трудовому воспитанию, действуют ученические комбайновые звенья, производственные бригады на предприятиях поселка (птицефабрике, сельхозтехнике). Школа славилась художественной самодеятельностью, новинками в работе с учениками.

В 1988 г. директором школы назначен В.А. Шестаков, который до этого возглавлял Гладиловскую школу. В это время решается вопрос строительства нового здания, школе нужен был хозяин и им стал Владимир Афанасьевич. Ему пришлось вникать в вопросы строительства и оснащения оборудованием нового здания. Под его руководством осуществился переезд в современное здание школы. Именно в этот период начальная школа была выделена в самостоятельную школу.

На протяжении всей истории Голышмановской средней школы № 1 в ней работали профессионалы - педагоги. В начальных классах трудились Л.В. Подчувалова, З.М. Ванюкова, Т.В. Табакова, Р.И. Кашкарова. Б.А. Ямщикова, В.К. Чмель. Из их рук принимали детские коллективы и вели их дорогой знаний на средней и старшей ступенях обучения: Т.В. Хабарова, Г.С. Метлушко, Л.Б. Игнатович, Л.И. Шидловская, Л.Н. Ермалаева, М.Ф. Питран, В.Я. Федоренко, И.И. Грамматчикова, П.И. Колмагорова, В.В. Овсянникова, Е.Н. Мохова, В.Г. Попова, Г.И. Журавлева, Н.Я. Шалопанова, ГФ. Семочкина, Е.К. Исакова, Э.З. Гусева, Э.Д. Бачинина, К.П. Сафронова, Ю.С. Кармацких, Л.И. Головнева, М.А. Ермакова, Л.К. Суханова, ГВ. Чеглакова, А.И. Ренева, В.Г. Шестакова, В.И. Матвеенко и др.


За последние 5 лет школа выпустила из своих стен 563 ученика, из них золотые и серебряные медали получили 11 человек. Процент выпускников школы трех лет, поступивших в вузы, составил: 2006 г. - 58%. 2007 г. - 59%, 2008 г. - 66%. В 2008 г. школа (директор В.М. Будылдина) получила Диплом и грант Губернатора (500 тыс. руб.) за участие в конкурсе на лучшую инновационную школу. В 2008 г. - диплом Победителя Всероссийского конкурса школ, внедряющих инновационные программы обучения и грант Президента РФ (1 млн. руб.).

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (4)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.