Топ-100

Вокзал и станция Бийск

Опубликовал: zampolit, 29-09-2021, 21:05, Путешествие в историю, 633, 0

Вокзал в Бийске (27 июля 2021 г.)

Сегодня Бийск — станция Западно-Сибирской железной дороги, находящаяся в городе Бийске Алтайского края. Станция является конечной на линии от узловой станции Алтайская.

В начале ХХ столетия стало возможным возить товары от Бийска до Монголии - торговые отношения значительно улучшились, но купцы понимали, что для доставки крупных партий товаров необходима железная дорога до Новониколаевска (Новосибирска).

19 декабря 1908 года барнаульская городская Дума, обсуждая вопрос о необходимости соединения Барнаула с Транссибирской магистралью, признала, что для Барнаула наиболее выгодным является проектируемая инженером Ивановым линия Семипалатинск — Барнаул — Обь. На совещаниях комиссии 4 — 5 января 1909 года рассматривались три варианта Алтайской железной дороги: Барнаул — Тайга; Семипалатинск — Павлодар — Омск с веткой Павлодар — Барнаул; Семипалатинск — Барнаул — Новониколаевск. Совещание постановило ходатайствовать перед правительством о строительстве Алтайской железной дороги в направлении Семипалатинск — Барнаул — Новониколаевск, дополнив его продолжением линии от Барнаула на Бийск.

В 1909 году Бийская городская Дума в свою очередь рассмотрела вопрос о строительстве железной дороги, и началась работа по согласованию с государственными ведомствами. Государство поддержало инициативу бийчан, учитывая расширение торговли с Монголией и надвигавшуюся Первую мировую войну.


Вокзал с колоннами (2021 г.)

В марте 1911 года межведомственная комиссия о постройке новых дорог при министерстве финансов рассмотрела в числе других и проект сооружения железной дороги в Алтайском крае. В феврале 1912 года Совет министров признал необходимым строить Алтайскую железную дорогу в направлении Новониколаевск — Барнаул — Семипалатинск с ответвлением на Бийск. Сооружение Алтайской железной дороги было одобрено государственным советом 14 марта 1912 года, а в начале июня последовало высочайшее утверждение этого проекта.

Торжественное открытие начала работ по сооружению Алтайской железной дороги состоялось 1 июня 1913 года в Семипалатинске при закладке здания вокзала. Для прокладки железнодорожных линий отводились земли в пределах Барнаульского, Бийского, Змеиногорского уездов Томской губернии и в Семипалатинской области, строились корпуса главных железнодорожных мастерских. Работы велись одновременно со стороны Новониколаевска, Семипалатинска и Бийска.

С началом Первой мировой войны в тяжелом положении оказался транспорт, уже в октябре 1914 года правление общества Алтайской железной дороги направило главному инженеру предписание по сокращению расходов на строительство линии. Однако строительные работы не только не приостановились, но были ускорены за счет привлечения труда военнопленных — чехов, словаков, румын. Зимой 1914 года укладывались последние рельсы на участке Овчинниково — Бийск, форсированными темпами велось строительство Обского моста.

28 мая 1914 года состоялась закладка железнодорожного вокзала в Бийске, а к декабрю строительные работы были уже завершены. Вокзал был торжественно открыт и освящен епископом Бийским Иннокентием (Соколовым) в мае 1915 года.


Зал ожидания с лентами от короновируса (2021 г.)

Вокзал представлял собой небольшое одноэтажное здание, в котором располагались билетные кассы, кабинеты дежурного и начальника железнодорожной станции. Оно даже не могло вместить всех пассажиров, тем более встречающих и провожающих. В этом же году по рекам Оби и Бие в город переправили первый паровоз.

15 января 1915 года между Новониколаевском и Бийском открылось временное движение. Пассажирское движение от станции Алтайская до Бийска было открыто в последних числах августа того же года. Ввиду недополучения вагонов высшего класса на пассажирских перевозках использовались вагоны только 3-го класса.

21 и 22 августа 1915 года управление Алтайской железной дороги опубликовало в газете «Жизнь Алтая» объявление, в котором сообщалось, что в 20-х числах предполагается открытие временного товарного движения. Лицам, желающим ознакомиться с тарифами и условиями перевозки, начальником станции бесплатно выдавались соответствующие брошюры. Здесь же сообщалось об открытии временного коммерческого движения на участке Новониколаевск — Алтайская — Бийск и приводились сведения об оплате: детям до 5 лет проезд обходился бесплатно; с 5 до 10 лет — половина взрослой стоимости; старше 10 лет — за плату, установленную для взрослых пассажиров. За провоз собак, других комнатных животных и птиц за одну версту взималась плата — копейка за штуку. Здесь же, в газете, была приведена таблица тарифных расстояний между станциями, а также правила провозки пассажиров и багажа. Желающих ехать предупреждали, что из-за неготовности пассажирских платформ посадка и высадка на всех станциях временно производится непосредственно на путях, носильщиков нет и буфетов на станциях не имеется. Товарные вагоны 4-го класса были также приспособлены для перевозки пассажиров.


Книжный обменник

Движение пассажирских поездов до Барнаула было открыто только в 1916 году. Состав поезда состоял из двухосных, четырехосных классных вагонов и отправлялся из Бийска один раз в два дня и не всегда успевал возвратиться обратно для отправления по расписанию.

В 1934 году в паровозном депо была ликвидирована обезличка локомотивов. Локомотивщики первыми на узле включились в стахановское движение. Машинисты стахановцы Беляев, Тернов, Смородинов стали инициаторами вождения тяжеловесных поездов.

Первой стахановской сменой стал коллектив дежурного по станции А.И. Чайкина. Развивалось и хозяйство узла. В 1935 году на станции был построен вагоноремонтный пункт, уложены новые станционные и подъездные пути.

В конце 1936 года был создан узловой партийный комитет. объединивший более 100 коммунистов. Секретарем узлового парткома был избран Светличный, до этого возглавлявший партийную организацию паровозного депо. Были также созданы узловые комитеты комсомола и профсоюза.


Актуальное расписание на 2021 г.

Война потребовала немедленной перестройки работы всех подразделений. Изменился характер организации перевозок. Прибытие эвакуированных предприятий, сокращение поставок топлива, материалов, запасных частей подключение паровозного-депо и вагоноремонтного пункта к выпуску военной продукции требовало поисков новых резервов.

Большинство паровозов было переведено на дровяное отопление. Вагонники готовили подвижной состав для перевозки воинских частей. В первые же дни войны большинство работников ведущих профессий ушли на фронт. Сменили их молодежь и женщины. В паровозном депо и в вагонном хозяйстве на ремонтных работах трудились подростки. Среди них был Николай Москвин, будущий начальник вокзала, Петр Чувякин, в последствии мастер водоснабжения, Анатолий Рехтин, работавший токарем на котельном заводе.

На смену ушедшим защищать Родину пришли женщины Беньковская, Кубасова, Щербакова, Медведева, Резникова, Горбачева, Трофимова, Останина, Яблокова и многие другие.


Фотовыставка 50 лет "Печкам-лавочкам" в зале ожидания

В 1953 году вокзал был реконструирован с надстройкой правого крыла и второго этажа. В новых помещениях были расположены комната матери и ребенка, две комнаты отдыха локомотивных бригад, дополнительные кассы, ресторан. Это привело к усилению нагрузки на фундамент, что при природных катаклизмах было опасно. Поэтому с середины 1970-х гг. начинаются переговоры с управлением Западно — Сибирской железной дороги по созданию проекта нового вокзала. Затем шло документальное его оформление, но финансирование вскоре было прекращено.

Летом 1971 года на бийском вокзале В.М. Шукшин вместе с оператором Анатолием Заболоцким снимал эпизоды фильма «Печки-лавочки». Это стало важным событием в культурной жизни города. Дежурные по вокзалу, сотрудники транспортной полиции, билетные кассиры на время стали актерами. Многие и сейчас вспоминают знаменитого писателя-земляка и, конечно, себя в эпизодах фильма.

В 1972 году комнаты отдыха локомотивных бригад переоборудованы под кассы и кассовый зал. В этом же году был оборудован диспетчерский круг, позволивший в 12 раз увеличить продажу прямых плацкарт дальнего следования пассажирам.

25 июля 1991 г. на здании вокзала была открыта мемориальная доска с барельефом Василия Макаровича Шукшина.


Железнодорожные кассы (2021 г.)

Вокзал г. Бийска встречал и провожал многих известных людей. Среди них Александр Солженицын, Михаил Евдокимов, Владимир Жириновский, Валерий Золотухин.

1 июля 1995 г. вокзал был выведен из подчинения железнодорожной станции и вошел в состав Алтайской дирекции по обслуживанию пассажиров Западно — Сибирской железной дороги.

В 1995 году произведен капитальный ремонт вокзала с отделкой внутренних помещений (холла, зала ожидания, кассового зала) белым и красным мрамором.

В 1997 году построен новый перрон, произведен капитальный ремонт фасада здания — отделка цокольной части гранитом, стен — мраморной крошкой с покрытием. Улучшились условия труда работников, качество обслуживания пассажиров. Полностью автоматизирована работа билетных кассиров.

1 октября 2003 г. все вокзалы Алтайской дирекции вошли в состав Западно — Сибирской дирекции по обслуживанию пассажиров, которая в свою очередь с 1 апреля 2007 г. стала структурным подразделением дирекции железнодорожных вокзалов ОАО РЖД.

В 2008 году в Бийске началось строительство нового железнодорожного вокзала, который открыли к 300-летию города 5 сентября 2009 года. Вокзал, возведенный по оригинальному проекту института «Сибжелдорпроект», построен в рекордные сроки – в течение года. Площадь нового вокзала 3500 квадратных метров – в два с половиной раза больше, чем у старого. Пропускная способность – 1000 пассажиров в сутки. В двухэтажном здании 2 зала ожидания, один из которых повышенной комфортности, комнаты отдыха на 18 мест, кассовый зал с 5-ю кассами, сервис-центр с туристическим бюро и авиакассой, камера хранения, кафе-бар, комфортные служебные помещения. При строительстве учтена повышенная сейсмоопасность региона – здание может выдержать землетрясение мощностью до 9 баллов. Преобразилась и площадь перед вокзалом она стала носить имя Василия Шукшина.

Адрес: 659303, Россия, Алтайский край, г. Бийск, пл. Шукшина, 9

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (39)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.