Казенный и Купеческий маршруты Московско - Сибирского тракта
Омское Прииртышье в сравнении со многими регионами России обладает некоторой спецификой в отношении Московско-Сибирского тракта. Здесь он в разные периоды истории имел несколько маршрутов: Казенный и Купеческий тракты. Работы по их прокладке были начаты в 1733 г. после сенатского указа об устройстве почт.
Казенный тракт. Для организации Казенного (Почтового) тракта на участке от г. Тобольска к г. Таре почтовые станы были организованы в деревнях по р. Вагаю и ее притоку р. Балахлей. Оттуда тракт поворачивал на ЮВ и шел через степь к Викуловской слободе, расположенной на р. Ишим, а от нее – на восток к р. Аев. Вдоль р. Аев дорога шла к Аевской, а затем – к Изюцкой слободе (позже – Знаменскому погосту), у которой выходила на маршрут старой дороги «по берегу Иртыша» и затем через дд. Бутакова, Юрлагину, Копейкину, Петрову шла на восток до г. Тары.
Для организации передвижения по этому пути на берегах р. Аев в период с 1710 по 1744 г. были основаны деревни: Уралы, Уки, Рыбина, Решетина, Зудилова. И.Г. Гмелин в августе 1741 г. зафиксировал на рассматриваемой дороге дд. Онаговская (или Малая Аевская слобода), Чаунино, Рыбино, Зудилово, Чернолуцкая (или Подволошная), Ачимово (или Подволошная), Калинино, Викуловская слобода. Расстояние по указанному тракту Тобольск–Тара составляло до 573 верст.
На «Дорожной карте Российской Империи…» 1809 г. дорога между Тобольском и Тарой обозначена в разряде «главные почтовые дороги». От Орлова городища (Викуловская слобода) она проходила через н.п. Базариха (23 версты), Ачимова (23 версты), Аевский волок (29 верст), Зудилова подстава (30 верст), Кожнаково (16 верст), Рыбина (20 верст), Баслянская (19 верст), Чаунино (около 30 верст), Аевская слобода (32 версты), Знаменская слобода (29 верст), Бутакова (18 верст), Тара (30 верст). Всего маршрут Орлово городище (Викуловская слобода) – г. Тара протянулся на 299 верст.
На протяжении 1730-х –1750-х гг. основным маршрутом, по которому передвигались по тракту от г. Тары на восток к г. Томску, была старая дорога вдоль р. Тары через Угуйский волок. Переправа через р. Иртыш располагалась у д. Шуева (в 47 верстах южнее г. Тары). От нее дорога направлялась на восток и через 30 верст выходила к Бергамацкой слободе, стоявшей на р. Таре, от которой шла в г. Каинск через Барабинскую степь.
И.Г. Гмелин, в 1741 г. возвращаясь из Восточной Сибири, «…в 7 верстах от Усть-Тартасского укрепления переправился на северный берег р. Оми и, оставив позади озера Тюсьменя, Утлу, Ярлу и другие, от озера Кумлу повернул на запад, добрался до р. Угуй, впадающей в одноименное озеро. От северо-западного берега озера Угуй столбовая дорога до Бергамацкой слободы шла влево, по большей части прямо на запад. Однако местные татары посоветовали Гмелину отправиться другим путем: на северо-восток, прямо к р. Таре, мимо озера Чичкан».
В 1755 г. прапорщику Я. Укусникову было поручено наметить трассу новой дороги от г. Тара до г. Каинска в обход болотистого Угуйского волока. Укусников определил, что новую дорогу можно будет проложить от д. Артынской Подволошной (правый берег р. Иртыш, напротив Татмыцкой слободы) на восток через болота до р. Тарки, притока р. Оми, и далее – до Усть-Тартасского форпоста. Активное использование «новой дороги через Барабинскую степь» началось в 1763 г., когда на дороге было устроено 6 зимовий (почтовых станов): Буторино, Резино, Новоселово, Назарово, Хохлово, Брязгово.
В 1764–1766 г. тракт был заселен «ссыльными в счет рекрут». По р. Оми в пределах Омского уезда была основана д. Еланская, в пределах Каинского уезда – дд. Усть-Тарская и Верхне-Омская. В 1769–1772 гг. более 800 ссыльных были размещены на заболоченной части тракта между Иртышом и Омью в зимовьях Копьевском и Резином, а также в дд. Мураши и Кушаги.
На «Новой Генеральной карте Российской Империи…» 1803 г. расстояние от г. Тары до Каинска по новой дороге составило 344 версты. На «Дорожной карте Российской Империи…» 1809 г. этот маршрут значился в разряде «главные почтовые дороги».
Таким образом, в 1833 г. на Казенном тракте, проходившем от Викуловской слободы на р. Ишим через г. Тару до д. Устарка на р. Омь в Барабе стояли: дд. Коточикова (21 верста), Ачимова (26 версты), Аевская на волоку (29 верст), Верхаевская (25 верст), Становка (23 версты), с. Рыбино (20 верст), с. Фирстово (21 верста), с. Чаунино (23 версты), с. Завьялово (26 верст), с. Знаменское (26 верст), с. Бутаково (27 верст), г. Тара (31 верста), дд. Секменева (31 верста), Мешкова (24 версты), сл. Татмытская (18 верст), дд. Артынская (29 версты), Копьево (19 версты), Резина (21 верста), Мурашева (24 версты), Устарка (около 30 верст).
В 1911 г. на Казенном (Почтовом) тракте появились новые поселения. Так, например, с. Озернинское и д. Малиновка – заселили пустынный Аевский волок. В начале XX в. тракт потерял свое значение почтовой дороги. Новые почтовые станции были размещены теперь уже на Купеческом (Коммерческом) тракте, шедшем из г. Ишима на г. Тюкалинск и далее – в г. Омск. От Омска почтовой дорогой служил Каинский тракт.
Купеческий (Коммерческий) тракт.
Еще в 1730-е гг. охотники из крестьян нашли и пользовались более прямой дорогой из Абацкой слободы на Чернолуцкую слободу и Омскую крепость. По ней возвращались крестьяне после взвоза дощаников в Верхне-Иртышские крепости, а потом военные «важивали провиант и припасы». Прокладка дороги через Абацкую степь, как в XVIII в. называли Ишимо-Иртышское лесостепное междуречье, в 1750–1760-е гг. стала возможной после строительства на юге Новой (Ново-Ишимской) линии военных укреплений. Указ генерала Шпрингера от 1758 г., прекративший использование Линейного тракта для связи Омской крепости с г. Тобольском, гласил: «За великою кривизною оставить, а вместо оной учредить прямой тракт от Мельничного редута через степь на Абацкую слободу».
Для «изыскания прямой дороги» и определения мест для расселения крестьян в Абацкую степь был послан с командою казаков поручик Бутенёв. Он указал 17 мест для поселения крестьян и наметил трассу будущей дороги. В 1759 г. продолжать работу было поручено прапорщику Я. Укусникову. В этом же году началось заселение станцев и деревень по новому тракту. Возникли станцы Замираловский, Бакшеевский, Андронкинский, Тюкалинский (в 1763 г. преобразованный в слободу), Колмаковский, Крутинский, Яманский и др.
На «Дорожной карте Российской Империи…» 1809 г. маршрут от г. Омска до д. Бекишево значится как «уездная дорога», а от д. Бекишево до слободы Абацкой – как «главная почтовая дорога». От слободы Абацкой она проходила на ЮВ через дд. Камышева (26 верст), Орловская (25 верст), Крутая (30 верст), Колмакова (23 версты), Тюкалинская (27 верст), Андроникова (27 верст), Бекишево (26 верст), Авлинская (40 верст), Кулачинская (25 верст), г. Омск (35 верст). Всего протяженность этого пути составляла 284 версты.
Новая дорога «Абацкое – Тюкалинский станец – Мельничный редут» отклонялась на юг к Омской крепости и таким образом удлиняла стратегический маршрут «г. Тобольск – г. Томск», что было не желательным. По этой причине в 1763 г. сибирская администрация поставила вахмистру Шапошникову задачу разведать местность от Тюкалинского станца на юго-восток к деревне Крутой, стоящей на восточном берегу Иртыша, а через Барабинскую степь вдоль р. Оми на д. Назарову и станец Тантурский. В ходе разведки нужно было определить места для расселения прибывавших из России ссыльных в счет рекрут и наметить новую дорогу севернее Омской крепости.
Шапошников справился с поставленной перед ним задачей, и в 1764–1765 гг. в намеченных местах ссыльные основали дд. Нагибину, Баженову, Саргатскую, Крупянскую и др. в пределах Барабинской степи. Через эти деревни и прошла новая дорога. Она сократила расстояние от г. Тобольска до г. Томска с 600 до 400 верст. Благодаря этому, новый тракт в XIX в. стал использоваться для перемещения коммерческих грузов и был назван «Купеческим» (поздний вариант – «Коммерческим»). На «Дорожной карте Российской Империи…» 1809 г. дорога от д. Бекишево, где она начиналась как ответвление от «дороги через Абацкую степь» до д. Копьево на западной окраине Барабинской степи, стоящей на маршруте Казенного (Почтового) тракта, шла с запада на восток через дд. Баженова (25 верст), Крупянская (27 верст), а далее – на север по правому берегу Иртыша через дд. Богданова (24 версты), Серебряная (20 верст), Пустынная (30 верст), от которой на восток направлялась к д. Копьево (28 верст).
В 1833 г. на Купеческом тракте, проходившем по территории Среднего Прииртышья с СЗ на ЮВ от слободы Абацкой на р. Ишим до д. Копьево, расположенной на Почтовом (Казенном) тракте, значились дд. Камышенская (23 версты), Орлова (25 версты), с. Крутое (29 верст), д. Колмакова (22 версты), г. Тюкалинск (23 версты), дд. Андронкина (26 верст), Бекишева (28 верст), Баженова (26 верст), с. Саргатское (23 версты), дд. Богданова (31 верст), Серебряная (25 верст), Пустынка (39 верст), Копьево (23 версты). Переправа через р. Иртыш находилась за с. Саргатское: у д. Кушайлы (левый берег), напротив д. Крупянка (правый берег).
К Купеческому тракту, отмеченному на карте 1833 г., относился и следующий маршрут: за д. Саргатка дорога не пересекала р. Иртыш, а шла по его левому берегу вниз по течению до Татмытской слободы, где соединялась с Почтовым трактом. В это время за с. Саргатским следующими на пути стояли дд. Саргатка Сибирская (около 20 верст), Черноозерная (20 верст), Посельская-Могильная (35 верст), Большерецкая (23 версты) и сл. Татмытская (39 верст).
В начале XX в. на участке между д. Орлова и с. Крутинское появилась д. Ерзовка, а тракт от г. Тюкалинска на пос. Саргатский прошел другим маршрутом: через села Нагибинское и Боженовское. За д. Сибирская Саргатка дорога шла через Посад Андреевский (7 верст), дд. Черноозерная (10 верст), Карасукская (10 верст), Ингалинская (6 верст), Могильно-Посельская (17 верст), Большерецкая (24 версты), слобода Татмытская (19 верст). В слободе Татмытской дорога выходила на Казенный тракт, который здесь переходил на правый берег р. Иртыш. Однако этот путь был длинным и неудобным. Поэтому на всем протяжении тракта от пос. Саргатского до сл. Татмытской существовали три ответвления, которые пересекали р. Иртыш у сел Крупянское, Серебрянское, Пустынное, расположенных на правом берегу Иртыша, и самостоятельно в разных местах выходили на Казенный тракт.
Первое, самое южное, ответвление тракта от пос. Саргатского направлялось сразу на восток по Кушайлинской гати за д. Кушайлы к переправе через Иртыш и правобережному с. Крупянскому (10 верст). Затем дорога шла на север по коренной террасе р. Иртыш к д. Богданова (26 верст) и с. Серебрянское (30 верст).
Второе ответвление начиналось от д. Черноозерная и пролегало по первой надпойменной террасе к переправе через р. Иртыш у современной д. Боровянка и правобережному с. Серебрянскому (23 версты). От с. Серебрянского, вероятно, существовала дорога к с. Пустынному и далее – к с. Копьевскому, однако на карте 1911 г. она не указана. Вместо этого, известного с начала XIX в. маршрута, указан другой. От с. Серебрянского «транспортная дорога» шла сразу на восток к д. Ситникова (31 верста), д. Епанчина (17 верст), с. Еланское (12 верст), где смыкалась с Каинским (Томским) трактом.
На территории Омского округа в 1850-е гг. именно эта дорога через заштатный г. Тюкалинск, д. Половинкину, с. Баженовское, д. Черную, с. Черноозерное, с. Серебрянное считалась основным маршрутом Купеческого тракта. В этом же статусе она отражена в картографических источниках 1919 и 1921 гг.
Третье, самое северное, ответвление Купеческого тракта начиналось от д. Могильно-Посельская и шло на восток к переправе на р. Иртыш и правобережное с. Пустынное (22 версты), с. Копьевское (26 верст). Этим путем в мае 1890 г. проехал А.П. Чехов. Именно этот маршрут выделял краевед А.П. Долгушин в качестве основной ветви тракта после 1758 г. Однако на карте 1919 г. это ответвление не обозначено даже как проселочная дорога.
Итак, в 1733–1760-х гг. на территории Омского Прииртышья проводились работы по устройству нового типа путей сообщения – трактов, являвшихся в самом полном смысле этого слова дорогами. Главным препятствием для них была р. Иртыш. По этой причине были организованы дорожные искусственные сооружения: взвозы на высокой террасе Иртыша и перевозы, оборудованные деревянными паромами и избушками для перевозчиков.
К середине XIX в. обычная проселочная дорога главных трактов значительно расширилась, была устроена в надлежащих местах мостами, гатями, перевозами, дорожными знаками, гражданскими дорожными строениями и приняла вид оживленной транспортной артерии. В конце XIX – начале XX в. через Омское Прииртышье прошли две ветки Транссибирской железной дороги, работа которых снизила объемы транспортного потока на маршрутах Московско-Сибирского тракта. Во время Русско-японской войны 1904–1905 гг. государство стало активно использовать тракт для переброски на восток военных грузов. Следующий рост транспортного потока по маршрутам Московско-Сибирского тракта начался в годы Гражданской войны. Тем не менее, именно в это время дорожное хозяйство Сибири пришло в упадок и смогло оправиться только к концу 1930-х гг.
Во второй половине XX в. многие участки Московско-Сибирского тракта перестали функционировать, поскольку администрация Омской области инициировала масштабные дорожные работы. В результате этих работ были трассированы, а затем построены новые автомагистрали, которые лишь отчасти задействовали маршруты прежних Казенного и Купеческого трактов. По этой причине перестали быть нужными дорожные сооружения тракта (гати, мосты, перевозы, взвозы), которые вскоре разрушились. Без функционирования этих сооружений использование значительного числа участков старого Московско-Сибирского тракта в качестве дорог местного значения стало невозможным.
Источник: В.Н. Демешко, А.В. Матвеев «Поиск маршрутов Московско-Сибирского тракта XVIII–XX вв. на территории Омского Прииртышья экспедицией Омского отделения РГО в 2013 г».