Топ-100

Влияние железнодорожной дороги на культурную жизнь в Сибири в конце XIX- начале XX в.

Опубликовал: zampolit, 17-06-2021, 20:11, Путешествие в историю, 452, 0

Значительные сдвиги в социокультурном развитии Сибири в конце XIX — начале XX вв. были вызваны строительством и дальнейшей эксплуатацией Транссибирской магистрали. Строительство началось в 1891 г., и уже 25 августа 1894 г. первый поезд прибыл в Омск, а в 1896 г. в число действующих была введена дорога от Челябинска до Оби, в 1898 г. она дошла до Иркутска.

Только сибирский участок дороги (от Челябинска до Иркутска) составил более 3200 км. Резко возрос поток переселенцев в Сибирь: с 1900 по 1916 гг. он составил 4423 тыс. чел., что в четыре раза выше числа переселенцев, перебравшихся в Сибирь с 1880 по 1900 гг. Численность населения Сибири возросла с 7,6 млн человек в 1900 г. до 12,6 млн человек в 1912 г. Социокультурная функция Транссиба мощно проявилась в образовании и развитии сибирских городов, поселков, железнодорожных станций. С 1892 по 1917 гг. только на юге Восточной Сибири сформировалось 10 городов и 18 поселков.

Эти изменения, пришедшие в Сибирь с железной дорогой, которая стала главным вектором развития, обусловили рост потребностей в квалифицированных кадрах для различных отраслей экономики, сферы образования, здравоохранения, культуры. В результате в культурном пространстве Сибири заметно возрастает роль общеобразовательной школы и профессиональных учебных заведений. Нельзя сказать, что в этой сфере ничего не делалось до конца XIX в. В 1789—1790 гг. в Тюмени, Таре, Туринске, Томске открываются «малые народные училища». В 1810 г. в Тобольске начинает действовать первая гимназия, а в Омске с 1813 г. — войсковое казачье училище (с 1846 г. — кадетский корпус). Однако количество обучаемых в них было крайне недостаточным для огромной территории Сибири. Так, в 1853 г. в Кузнецком уездном училище числилось чуть более 40 учащихся, а в 1866 г. во всех трех гимназиях Западной Сибири обучался 331 человек. Ситуация начинает меняться со строительством Сибирской железной дороги. «Постройка Великого Сибирского железнодорожного пути открыла новые горизонты развития промышленности в Азиатской части России и естественным образом потребовала значительного количества образованных людей, в которых ощущался недостаток по всей огромной линии от Урала до Великого океана». Поскольку новая дорога требовала большое количество людей, имеющих образование, Министерство путей сообщений выдвигает программу развития образования на местах.

В Сибири происходит быстрый рост учебных заведений разного типа и числа учащихся в них. Только число средних учебных заведений увеличилось с 3 в 1891 г. (625 учащихся) до 36 в 1908 г. (10 300 учащихся) и до 49 в 1914 г. (13967 учащихся). Создается сеть учебных заведений по подготовке педагогических кадров. Логическим завершением процесса школьного строительства становится открытие в Томске университета (1888 г.) и технологического института (1900 г.), в которых в 1907 г. обучалось около 3 тыс. студентов.

Постройка железной дороги привлекла в регион большое количество интеллигентного населения из Центральной России, что, в свою очередь, способствовало развитию образования в сибирских городах. В наиболее крупных, прежде всего губернских, к началу XX в. появляется разветвленная сеть образовательных учреждений. Так, в Томске в 1910 г. их насчитывалось 104, в том числе 11 средних и 90 начальных с общим числом обучаемых в 14 тыс. человек; в Тобольске в 1911 г. их действовало 2, а общее число учащихся в средних и профессиональных учебных заведениях Омска в 1910 г. достигло 4,6 тыс. человек. Стоит отметить, что разноуровневая (начальная и средняя профессиональная) система образования имелась только в наиболее крупных городах (свыше 10 тыс. чел.). Малонаселенные города располагали только начальными учебными заведениями. Так, в Колывани их насчитывалось 7, а в Кузнецке — 2. Ряд городских самоуправлений (Омск, Новониколаевск, Барнаул, Томск, Тюмень), учитывая возрастание численности горожан начали интенсивную подготовку для введения всеобщего начального образования (строительство школьных зданий, закупка учебников и оборудования, финансирование фонда заработной платы педагогов). Преподаватели и учащиеся активно включаются в общественно-политическую и культурную жизнь городов.

С появлением железнодорожного транспорта принципиально новым моментом в развитии инфраструктуры западносибирских городов становится открытие библиотек, книготорговля, активизация книгоиздательской деятельности. Первые частные платные библиотеки возникают еще в 1857 г. в Барнауле и в 1859 г. — в Тобольске. Благодаря пожертвованиям местных предпринимателей и финансовой поддержке муниципалитетов в конце XIX в. начинают возникать общественные (бесплатные) книгохранилища.


Одним из направлений по реализации программы развития образования на местах являлись библиотеки. Организация библиотечного дела на Сибирской железной дороге началась с открытием первой железнодорожной библиотеки в Томском технологическом институте. Мотивом к дальнейшему развитию библиотечного дела послужило мнение железнодорожных служащих, что «все те учреждения, которые способствуют в той или иной степени образованию состава служащих на железных дорогах, действуют в целях непосредственной выгоды этих дорог». Развитие библиотечного дела происходило не только по инициативе служащих, но и администрации дороги. Так, уже в 1900 г. при министерстве путей сообщения был организован первый комитет железнодорожной библиотеки. По его плану было намечено открытие библиотек на всех главных станциях. В итоге за десять лет их появилось порядка 23 в таких центрах Сибирской дороги, как Курган, Омск, Красноярск. Однако в конце XIX— начале XX вв. специально обученных библиотекарей не было, их должность зачастую замещали чиновники упомянутых учреждений в свободное от основной работы время.

Кроме того, собственные библиотеки имели многие учебные заведения. К 1910 г. в Омске действовало 7 общественных библиотек и читален, а с учетом учебных заведений их число достигало 40. В Тобольске их насчитывалось 6, в Барнауле — 5, Бийске — 3. Что касается Томска, то здесь в 1914 г. имелось 17 книгохранилищ, с фондом в 400 тыс. экз., а число читателей приближалось к 6 тыс. «Организация новых библиотек, — замечает Л. К. Петрик, — сказалась на социальном составе читателей. В 1909 г. в Барнаульской городской общественной библиотеке, например, из 300 подписчиков было: служащих — 55,5 %, торговцев — 13,9, приказчиков — 10,8, учителей — 8,4, учащихся — 9,8, рабочих — 2,4, военных — 2,1, других профессий — 0,7 %».

Следует отметить, что развитие библиотечного дела по территории Сибирской железной дороги шло неравномерно. Этому способствовал ряд факторов: отдаленность от основных культурных центров, недостаточная инициатива администрации, неравномерное выделение финансирования на развитие библиотечного дела в разных областях. Так, в наилучшем положении находилась Центральная железнодорожная библиотека в Томске, инвентарная запись которой составляла 53410 томов. Отсюда и деятельность ее достигала широких масштабов. Она имела до 682 подписчиков, выписывала до 204 периодических изданий общего характера и 55 технического. В год производила порядка 65 тысяч выдач из фундаментального отдела и 21 тысячу из журнального. Все это свидетельствовало о росте масштабов деятельности самой крупной центральной библиотеки Сибирской железной дороги, ее способности удовлетворять запросы своих читателей.

Интерес к библиотеке на центральных станциях заметно вырос, там формировались определенные культурные запросы. Число читателей центральной железнодорожной библиотеки Новониколаевска составляло около 44 % от общего количества служащих в управлении (1552 человека). В передвижных библиотеках число читателей достигало 142 человека.
Помимо развития библиотечного дела в крупных центрах, необходимо было удовлетворять культурные потребности на отдаленных станциях. В связи с этим по инициативе железнодорожных служащих организовывались небольшие библиотечки-читальни при дежурных комнатах кондукторских и паровозных бригад. По данным 1910 г. в железнодорожной библиотеке на ст. Иннокентьевская насчитывалось 622 тома, а количество читателей составляло 82 человека. Библиотека ст. Тулун имела 1075 томов и 32 читателя, а библиотека ст. Тайшет 1310 томов и 15 постоянных читателей.

Значимым фактом жизни сибирских людей становится книжная культура. В стране в целом к 1894 г. насчитывалось свыше 1000 типографий, выросли темпы книгопечатания, тиражи популярных книг в несколько тысяч экземпляров стали обычным делом, число книжных магазинов выросло до 2 тысяч. Более всего в ходу были лубочные книжки: различные «Сонники», «Оракулы» и тому подобное, а также дешевая низкопробная занимательно- художественная литература. С проведением Сибирской железной дороги увеличился не только приток новой литературы в Сибирь, но и началась целенаправленная работа по вытеснению с сибирского книжного рынка «плохих» книжек более качественной литературой издательств Калмыковой, Поповой, Вольфа, Павленкова, Маркса, Сытина, а также фирмы «Посредник». Популярность последнего издательства трактовалась выпуском народных книг. Это были рассказы Короленко, Л. Толстого, Н. Лескова и других известных авторов.


Появление магистрали не только привлекло большое количество интеллигенции в регион, но и позволило, благодаря транспортной коммуникации, удовлетворять их культурные потребности. Так, строительство Сибирской железной дороги помимо развития литературной культуры в регионе дало импульс к развитию театральной жизни Сибири. В связи с тем, что в регионе к кощу XIX в. еще не сложились постоянные театральные коллективы, зачастую действовали постоянно переезжающие из города в город отдельные труппы и любительские коллективы, которые сыграли немалую роль в пропаганде театрального искусства и развитии культурной жизни Сибири. Особой популярностью пользовались классические пьесы, такие как «Ревизор», «Плоды просвещения», «Власть тьмы», «Не все коту масленица», «Бедность не порок», а так же пьесы «Тяжкая доля» Е. Карпова, «Дети Ванюшина» Найденoва, «Чужие» Пoтапенкo, «Цена жизни» Немирoвича-Данченкo, «На дне» Горького и другие. Почти четвертую часть зрителей составляли неграмотные. Кроме того, рассылались бесплатные билеты для «недостаточных учеников гимназий и училищ».

В 1885 г. сооружается каменное здание театра в Томске с залом на 1 тыс. зрителей. В 1905 г. театральное здание вводится в эксплуатацию в Омске. В 1898 г. возводится двухэтажная народная аудитория в Тобольске, в 1901 г. — народный дом в Барнауле, в 1915 г. в Бийске. При этом нередко центром трансляции театральной культуры становились здания железнодорожных вокзалов. Так, в здании вокзала станции Омск товариществу драматических артистов было разрешено проводить спектакли на основании постановления начальника Омского жандармского полицейского управления железной дороги «О разрешении собраний, чтений, бесед, публичных зрелищ, увеселений, благотворительных сборов, церковных служб и постановок на станциях и в вагонах различными общественными учреждениями».

С конца XIX века все большую роль в культурной жизни городов Сибири начинают играть музеи. Благодаря постройке Транссибирской магистрали, в регионе увеличивается численность населения, что напрямую увеличило количество посетителей и потребность в музеях. Так, в Томске на базе университета возникают научные музеи — анатомический, ботанический, минералогический, палеонтологический, зоологический, археологический с историческим и этнографическим — содержали много интересных коллекций и были открыты для публики с разрешения заведующих ими лиц, преимущественно по воскресным дням. Кроме того, в Томске были открыты педагогический музей учебных пособий, музей прикладных знаний при Обществе попечения о народном образовании.

Резкий скачок в транспортной коммуникации посредством железной дороги, несомненно, повлиял и на музыкальную культуру Сибири. Песенное богатство Европейской России было привнесено в Сибирь первыми переселенцами. Возросло влияние русской народной песни на всю последующую музыкальную культуру Сибири: она составляла основу музыкального быта, питала творчество местных композиторов, наконец, она утверждалась на концертной эстраде, формируя национально ориентированную аудиторию. Столь же естественно был воспринят Сибирью многовековой опыт профессионального русского музыкального искусства и образования: возникали общества любителей музыки, рождались театры, в Сибирь по железной дороге устремлялись гастролеры, знакомя местную публику с новыми музыкальными сочинениями и инновациями культурной жизни. Зачастую, в связи с отсутствием концертных площадок, выступления происходили в здании железнодорожных вокзалов. Это способствовало наполнению музыкальной атмосферой сибирских городов, позволяя жителям сибирской провинции не чувствовать себя в стороне от мощного потока музыкальной культуры Европейской части России.

Постройка Великого Сибирского пути позволила русскому композитору шведского происхождения Вильгельму Напoлеoнoвичу Гартевельду провести уникальное путешествие в первом десятилетии XX в. по Сибири от Урала до Нерчинска. Целью путешествия являлось «исследовать область, сoвершеннo покрытую мраком, а именно музыкальную литературу сибирских бродяг, беглых и каторжников». Коллекция В. Н. Гартевельда состояла из русских песен инородцев — бурят, айносов, остяков, киргизов. Он не просто составил обширную коллекцию сибирских песен что само по себе чрезвычайно важно, но впоследствии активно пропагандировал собранный материал, обрабатывая его для концертной эстрады, организовывая концертные турне по городам России. Так Сибирская железнодорожная магистраль не только помогла собрать образцы песенного творчества народов Сибири, но и способствовала их трансляции во многие города Центральной России.


Благодаря Сибирской железной дороге одним из любимых развлечений горожан становится цирк. Большинство цирков переезжали из города в город, с ярмарки на ярмарку, поэтому к кощу XIX века практически вся страна, в том числе и Сибирь, знала лучшие коллективы: цирки Сулье, Сура, Труцци, Саламонского, братьев Никитиных и другие. Согласно некоторым подсчетам, к кощу XIX в. в России работало до трех десятков цирков. Железная дорога значительно расширила возможности привлечения на цирковые представления сибирских зрителей. Трансляция в Сибирь своеобразий цирковой культуры Европейской части России способствовала формированию культурного облика сибиряков, расширяло их круг культурных интересов.

Таким образом, строительство Сибирской железной дороги оказало существенное влияние на формирование и конфигурацию культурного пространства Сибирского региона конца XIX — начала XX вв., что отчетливо выразилось в изменениях в сфере образования, просвещения и досуга жителей городов Сибирского региона. Со строительством железнодорожной магистрали ускорилось усвоение российских культурных ценностей жителями Сибири. Железная дорога оказала существенное влияние на формирование культурного пространства Сибири, ускорила процесс формирования единого культурного пространства России.

Источник: А.В. Кирьяш «Роль железнодорожного транспорта в формировании культурного пространства Сибири в 1890-1917 гг», «Омский научный вестник» № 5 (101) 2011 г.

Фотографии: С.М. Прокудин-Горский

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (32)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.