Бронированный малый охотник проекта 194
Летом 1942 года командование Краснознаменным Балтийским флотом ставит перед судостроителями города задачу — в минимально возможный срок создать быстроходный, хорошо вооруженный бронированный катер, способный действовать против подводных лодок противника, участвовать в высадке десантов и в конвоировании кораблей.
Такой корабль был - морской охотник МО-4. Однако практика показала, что катеру не хватает защищенности, деревянные охотники становились легкой добычей самолетов, вооруженных пулеметами.
Учитывая, в каком положении оказался запертый в Финском заливе флот, таких кораблей нужно было много. Проект бронированного морского охотника (БМО) был разработан всего за 15 дней группой конструкторов под руководством Александры Николаевны Донченко, Ю. Деревянко, В. Мудрова.
Корабль спроектировали с упрощенными прямолинейными обводами, максимально упростив всю конструкцию. Заодно исключив горячую гибку металла, которую в осажденном Ленинграде было просто невозможно осуществить.
Корпус охотника был разбит на три блока и выполнялся сварным. На его среднюю (бронированную) часть и боевую рубку пошли броневые листы, предназначенные для легких танков. Толщина брони составляла от 8 до 12 миллиметров.
Спуск головного корабля на воду состоялся 5 ноября 1942 года при 95% готовности. Ходовые испытания БМО проходили в Финском заливе в конце ноября 1942 года. Однако залив так забило льдом, что программу государственных испытаний до конца 1942 года завершить не удалось, заканчивали весной следующего года.
Испытания головного охотника позволили скорректировать рабочие чертежи, и в 1943 году началось серийное производство.
Катер имел несколько вариантов вооружения, на ранних БМО вместо 1x1 45-мм 21-КМ в корме устанавливалась спарка ДШК или 1х2-12,7 Кольт-Браунинг на тумбовых установках, на некоторых кораблях в турели на рубке устанавливали один ДШК вместо спарки.
Катера строились в 1943—1945 годах на Ленинградских верфях, всего было построено 66 БМО. Службу несли только в составе Балтийского флота.
Из 66-ти охотников во время войны погибло 9. На минах было потеряно 6 кораблей. Два погибли от артиллерийского огня противника при высадке десанта 14.02.1944 г. в районе Мерекюла.
Один корабль (БМО-524 «Балтиец») обеспечивал траление в Нарвском заливе 4 августа 1944 года, был атакован 24 Ю-87 и 8 ФВ-190. Экипажем был сбит 1 самолет Ю-87, но корабль от разрывов бомб получил значительные повреждения и затонул.
ТТХ БМО проекта 194
За создание и постройку кораблей проекта 194 Александра Николаевна Донченко была награждена орденом Красной Звезды. После войны она принимала участие во многих проектах. Пиком ее работы стало участие в создании атомной подводной лодки К-27 в качестве главного наблюдающего специалиста.
В 2015 году в Музее военной техники УГМК в Верхней Пышме появился новый экспонат. Это полноразмерный макет бронированного малого охотника за подводными лодками (БМО) проекта 194. Экспонат является точной копией одного из известнейших боевых кораблей Балтийского флота СССР времён Великой Отечественной войны.
До наших дней бронированные малые охотники проекта 194 практически не сохранились – в 60-70-е годы XX века почти все уцелевшие в боях корабли этой серии были отправлены на металлолом. Поскольку нет возможности найти оригинальный БМО, то было решено создать его полномасштабный макет.
В Российском государственном архиве военно-морского флота нашли оригинальные чертежи кораблей этой серии, но сделать по ним макет оказалось невозможно: сейчас другие материалы, оборудование, технологии. Пришлось старую документацию перерабатывать. Макет по частям изготавливали в Перми, а собирали на открытой площадке музея в Пышме. От начала поиска чертежей до сборки готового экспоната прошло около года.
Как отмечают специалисты Музея военной техники УГМК, у БМО был ряд особенностей. Помимо брони, толщина которой варьировалась от 8 до 12 миллиметров, корабли обладали внушительным вооружением: двумя пушками – 45-миллиметровой основной и 37-миллиметровой зенитной, а также двумя спаренными пулемётами, глубинными бомбами или минами. Для кораблей столь небольших размеров – длина корпуса составляла чуть менее 25 метров, а высота борта – чуть более 2 метров, – такой набор вооружения был очень солидным.
Макет БМО в Музее УГМК, в первую очередь памятник женщине-корабелу Александре Николаевне Донченко, и кораблестроителям блокадного Ленинграда.