Малый речной бронекатер проекта 1125

Опубликовал: zampolit, 9-06-2021, 19:41, Техника и вооружение , 257, 1

12 ноября 1931 года командование РККФ утвердило техническое задание на создание двух типов бронекатеров. Большой бронекатер, создававшийся для Амура, предполагали вооружить двумя 76-мм пушками в двух башнях от танков, а малый бронекатер — одной 76-мм пушкой в танковой башне.

В то же время на бронекатера планировали установить по две малые башенки с пулемётами винтовочного калибра. Максимальную осадку большого бронекатера планировали до 0,7 м, а малого — до 0,45 м. Катера должны были вмещаться в железнодорожные габариты СССР для возможности перевозок по железным дорогам.

22 июня 1932 года техническое задание было выдано организации «Ленречсудопроект». Для бронекатеров были выбраны башни и пушки от танка Т-28 и бензиновые двигатели ГАМ-34.

В октябре 1932 года «Ленречсудопроект» закончил проектирование катеров. Большой бронекатер наименован «Проект 1124»; малый — «Проект 1125». Эти катера были схожи по конструкции.

Постройку бронекатеров пр. 1125 перед Великой Отечественной войной начали на Красноармейской верфи в Сталинграде, заводе № 300 в Киеве, Ижорском заводе, Пермском заводе № 344, заводе № 264 в Сталинграде и № 340 в Зеленодольске. К началу войны верфи передали ВМФ и погранохране НКВД 75 бронекатеров трех проектов – 1124, 1125 и С-40.

ТТХ малого речного бронекатера пр. 1125


В годы Великой Отечественной войны бронекатера стали незаменимым подспорьем для советских дивизий и целых армий. Они не только подавляли огневые точки и живую силу гитлеровцев – им приходилось возить провиант, медикаменты, боеприпасы и спасать раненых. Так в самые тяжелые годы войны «речные танки» помогали изнемогающим под натиском немцев пехотинцам и краснофлотцам. За такую смелость, расторопность и вездесущность бронекатерам и экипажам зачастую приходилось платить своими жизнями. Немногие из этих судов дожили до наших дней. Те, что уцелели – стали памятниками, экспонатами музеев и героями фильмов.

По мнению специалистов, до наших дней сохранилось с десяток БКА пр. 1125. Остальные погибли от артогня и бомб германской авиации и сейчас лежат на дне рек и озер. Часть других пустили на слом уже после войны или переоборудовали в гражданские катера. Еще один 1125 захватили финны, и после восстановления под индексом VTV-1 он вошел в состав финского флота. Судьба его неизвестна.

В сильно измененном виде сохранился БКА постройки Молотовского завода 1943 года. Под именем «Адмирал Бакаев» он до сих пор служит в городском детском центре Уфы.

Бронекатера проекта 1125 установлены в качестве памятников в следующих городах:
Благовещенск
Волгоград - БК-13 на Центральной набережной. В 2018 году шел ремонт поднятого с дна Волги БК-31, потопленного 9 октября 1942 года. Его планировали установить в 2020 году, но из за пандемии мероприятие было перенесено.
Зеленодольск (БКА-75 «Калюжный» установлен на площади перед заводом, на котором выпускали бронекатера проекта 1125.
Измаил (БК-134) Носил имя (БКА-134) «Герой Советского Союза Красносельский»
Канев
Киев (макет)
Констанца
Пермь (АК-454)
Пинск (БКА-92)
Приморско-Ахтарск (БКА-124) «Герой Советского Союза Иван Голубец»
Хабаровск (БКА-302)
Херсон (БКА-301)

Музейные экспонаты^
Музейный комплекс УГМК, г. Верхняя Пышма, Свердловская область.

Всего в Сталинградской битве участвовали двенадцать БКА пр. 1125. В отличие от своего двухбашенного собрата пр. 1124, его отличали меньшие размеры, большая мобильность и способность перемещаться практически у самого берега. Умело маскируясь складками местности и береговой растительностью, речники спасались от немецких летчиков и артиллеристов.

С учетом натиска и масштаба немецкого наступления активно действовать БКА приходилось по ночам – днем гладь Волги полностью простреливалась, что не давало речникам никаких шансов на результативные вылазки. К этому следует добавить тяготы и лишения, которые терпели экипажи бронекатеров. Малые размеры и осадка вынуждали матросов жить и воевать в адских условиях – внутри БКА даже не было возможности выпрямиться в полный рост. В свою очередь артиллерийские расчеты танковых башен не имели права покидать легкие суда даже зимой. Чтобы не замерзнуть, палубу и жилые отсеки приходилось дополнительно к нехитрому штатному обогреву утеплять опилками.

Конструкторы учли главное в плане выживаемости – матросы могли пробраться вдоль корпуса всего катера, не поднимаясь на палубу под огнем неприятеля. Для этого все отсеки судна предусмотрительно сообщались друг с другом.
Самое полное и наглядное на сегодняшний день представление о боевой работе малых бронекатеров и фронтовом быте экипажей дает единственный в советский художественный фильм 1969 года «Где 042?». Его главным героем является реально переживший войну БКА пр. 1125, который по сюжету пытается из немецкого окружения вырваться по реке к морю и за это время берет на борт разношерстную компанию людей. В картине подробно показаны способы маскировки, которые в войну использовали советские речники. Сюжет изобилует форс-мажорными обстоятельствами: когда у киношного бронекатера кончалось горючее, экипаж буксировал его на плечах, как это в XIX веке делали волжские бурлаки.

Активно БКА действовали на Волге до ноября 1942 года. Затем на начался ледостав. Лед стал повреждать бронекорпуса, которые подвергались преждевременной коррозии. Тогда разработчики из Ленинграда придумали «одевать» легкие суда в защитный деревянный пояс. Доски толщиной 40–50 мм защищали днище и борта БКА, что позволило продлить их использование. Благодаря этому 21 ноября 1942 года БКА № 12, 13 и 61 доставили отрезанной 138-й стрелковой дивизии полковника Ивана Людникова 300 бойцов и 40 тонн боеприпасов, еды и медикаментов. Речники не просто прошли вдоль занятого немцами берега и разгрузились под шквальным огнем, но уничтожили также 10 вражеских огневых точек и склад боеприпасов.
Окончательно в лед БКА вмерзли в декабре 1942 года, но даже тогда они продолжали обстреливать немцев из главных калибров. В результате за боевые заслуги в Сталинградской битве в марте 1943 года соединение преобразовали в 1-й гвардейский дивизион бронекатеров Волжской военной флотилии.

Катер, сегодня являющийся экспонатом Музея УГМК был заложен в Зеленодольске под заводским номером 221, и введен в строй в августе 1942 года. Носил бортовые номера 76, 74, 34.

30 октября 1942 года был потоплен при налете немецкой авиации во время выгрузки раненых у Северного причала (в районе 62-й переправы). Он получил три прямых попадания немецких мин, загорелся и затонул, погрузившись кормой на грунт. Из одиннадцати членов экипажа выжило только четверо. Затонувшее судно исключили из списков Волжской военной флотилии 12 ноября 1942 года. Поднят 2 марта 1944 года. Через десятки лет началась вторая жизнь бронекатера № 76. В 1961 году его отремонтировали, оснастили ограждениями и сиденьями, дали имя «Волгоградец» и отправили катать по Волге обывателей.

На слом «Волгоградца» списали уже в 90-е годы XX века. От утилизации его спасли уральские металлурги. Узнав о столь редком артефакте, музей УГМК решил его восстановить и включить в раздел своей флотской экспозиции. Так началась третья жизнь бронекатера № 76. За условный прототип реставраторы взяли катер № 387, который вышел со стапелей Зеленодольского завода в 1942 году.

Корпус судна (как и броня) оригинален на 100%, палубные надстройки – боевую рубку, пулеметные башни, пулеметы ДШК и 76- мм орудие башни главного калибра изготовляли на АО «Уралэлектромедь». Водруженная на законное место на палубе катера башня танка Т-34-76 оригинальна и также прошла войну 1941–1945 годов.

скачать dle 12.1



Похожие публикации

Обсуждения

  1. №34 (с 18.09.1942 г. №103, с 16.11.1942 г. №51, с 12.12.1942 г. №44, с 7.03.1944 "БК-44")
    Зав. №387. Заложен в 1941 г. (Зеленодольск), спущен весной 1942 г., вст. в строй осенью 1942 г. и 27.10.1942 г. вошел в состав Волжской флотилии. 14.09.1943 г. перечислен в Днепровскую флотилию. Участвовал в обороне Сталинграда, Белорусской 23.06 - 29.08.1944 г. и Берлинской 16.04 - 8.05.1945 г. наступательных операциях. 7.04.1956 г. исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества. 21.11.1958 г. переоборудован в водолазный рейдовый бот и получил обозначение "ВРД-363". После вывода из эксплуатации установлен в качестве памятника в г. Жданов (Мариуполь).

     

    Источник: http://sovnavy-ww2.ho.ua/small/typ_1125.htm#1125_24

    фото: http://sovnavy-ww2.ho.ua/small/bk44_1.htm#1125_24

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июнь 2022 (22)
Май 2022 (34)
Апрель 2022 (22)
Март 2022 (40)
Февраль 2022 (46)
Январь 2022 (47)
Календарь
«    Июнь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.