Первоначальный путь в Сибирь
Начав в 1579 году занятие Сибири с северо-запада, русские через сто с небольшим лет, т. е. к концу XVII века, имели в своих руках почти всю нынешнюю Сибирь без Степного края, Алтайской губернии и Амурской области. Как во время завоевания Сибири, так и долгое время после него сообщение в русской Сибири происходило главным образом по рекам Оби, Енисею, Лене и их притокам, верховья которых близко подходили друг к другу, разделяясь лишь незначительными волоками.
Первоначальная обычная дорога из Европейской России в Тобольск, основанный в 1587 г., шла через г. Чердынь на р. Колве, притоке Камы, Растесный Камень, по рекам Лозьве, Тавде и Тоболу. Но эта северная и довольно длинная и извилистая дорога просуществовала не долго, около 10 лет. Вместо нее в 1597 году был открыт для сношения с Тобольском новый, более южный, путь. Он проходил из Соликамска на левом берегу р. Камы через Верхотурье, Туринск и Тюмень до г. Тобольска. Из Москвы в Соликамск товары обыкновенно перевозились водою: из Соликамска же их перевозили или к Ирбитской слободе (г. Ирбиту Пермской губ.), или к Верхотурью, а из последних они направлялись на Туринск, Тюмень и Тобольск.
Новая дорога просуществовала до 1763 года, т. е. 166 лет, так как она представляла большее удобства для правительства при сборе пошлин: по обеим сторонам ее находились непроходимые топи и болота, вследствие чего она была безопасна от тайного провоза заповедных товаров. На ней была учреждена в г. Верхотурье таможня, через которую, должны были проходить все, не исключая воевод и митрополитов.
Когда новая дорога портилась, направлявшиеся наспех из Верхотурья в Москву гонцы еще до 1640 года, когда была составлена «Роспись сибирскимъ городамъ и острогамъ», переезжали Уральские горы южнее, на Строгановские городки. Из Верхотурья они ехали сухим путем, в течение трех дней до Подволочья на р. Чусовой, а из Подволочья они спускались в течение трех дней водою по реке Чусовой до Камы, т. е. к нынешней Перми, где их ждала суда и гребцы, присланные для такого случая из Соликамска.
В обратном направлении, т.е. от Москвы и Казани в Верхотурье, гонцы чусовским волоком не пользовались, так как на Чусовой не было отдельного яма, а Строгановы не давали подвод, судов и гребцов. Судя по 6 и 8 листу «Чертежной книги Сибири» С. Ремезова, этот временный путь проходил через слободу Нейвинскую и Аятскую, севернее Аятского озера, пересекал верховье р. Нейвы, Урал, р. Шишим, а затем от Чусовской слободы спускался по р. Чусовой вниз через деревню Мартемьянову, р. Каменку к Сулемской слободе (Утке?) вблизи устья р. Утки. Менее вероятно, что из этого объездного пути, выработался современный тракт из Верхотурья в Осу через Кунгур, вдоль р. Серебрянки и через Кушвинский завод. Об этом, по видимому, пути идет речь в грамоте 22 февраля 1657 года, предписывающей Верхотурскому воеводе поставить заставы на летних дорогах из Осы и Уфы по случаю морового поветрия.
От Тобольска более обычная дорога на восток Сибири шла зимою и летом по рекам Иртышу, Оби и Кети, затем сухопутно до Енисейска, от которого опять водою по Ангаре до устья р. Илима. Здесь дорога делилась на две ветви, северо-восточную и юго-восточную. Северо - восточная проходила через Усть-Кут, по реке Лене до Якутска и далее. Юго - восточная шла по Ангаре, через Байкал, на Баргузинск и на Иргенский острог на р. Хилке (с. озеро Иргень у Читы) и Нерчинск.
С этой главной дороги, связывавшей запад и восток Сибири, сворачивали да север и на юг, пользуясь, как судами, так и лошадьми и собаками.
Источник: А.Д. Григорьев. «Устройство и заселение Московского тракта в Сибири с точки зрения изучения русских говоров». Известия института исследования Сибири № 6; Труды историко-этнографического отдела № 1. Издание Томского Губернского отделения Государственного Издательства. 1921 г.