Как и когда цыгане пришли в Россию

Опубликовал: zampolit, 9-11-2020, 16:16, Путешествие в историю, 56, 0

В Россию цыгане приходили в самое разное время и самыми разными маршрутами. Даже в наши дни в районах Средней Азии можно встретить потомков цыган лури. Они — первые переселенцы. Следом за ними в нынешние пределы нашего государства пришли цыгане, которых местное население Закавказья до сих пор называет «боша» и «карачи».
Информация об этих цыганских группах очень скудна. Они малочисленны, их язык постепенно сливается с языком окружающих народов. Не исключено, что полная их ассимиляция — дело не такого уж далекого будущего.

Миновали века, прежде чем из придунайских областей цыганские таборы мощным потоком хлынули на юг России. Происходило это одновременно с появлением цыган в Европе, то есть в XV веке. По-видимому, это были беглецы из разоренной Византии. Один из актов литовского князя Александра (а в XIV—XVI веках литовские князья владели и Белоруссией), датированный 1501 годом, говорил о «давних правах» цыган. Именно этот документ позволил предположить, что в Белоруссии и южных районах России цыгане жили уже в XV веке. А позже, быть может в XVI или в XVII веке, цыгане прочно обосновались на Украине. Надо ясно понимать, что освоение цыганами новых территорий проходило постепенно. Процесс этот был неоднократным и длительным.

Два столетия спустя цыгане снова появились в России. В одной из московских рукописей XVII века можно прочитать: «Цыганы есть люди в Польши, а поидоша от немец, на татьбу и всякое зло хитры». Из цитаты видно, сколь наивными были представления об образе жизни цыган, кроме того, мы узнаем о маршруте, по которому цыгане пришли в центр и на север России. Со временем эти цыгане сформировали особую этногруппу, которую цыганологи назвали «русскими», или «севернорусскими», цыганами.

В их языке, в отличие от диалекта южных цыган, проникших в Россию непосредственно из Византии, было найдено немало слов немецкого, а еще больше польского происхождения. При этом какая-то часть цыган через Германию и Польшу двинулась в Литву и Латвию. Не исключено, что туда они попали даже несколько раньше, чем в Россию. И уж поскольку речь зашла о цыганах Прибалтики, надо сказать, что цыганские таборы проникали туда и с севера, двигаясь из Финляндии в Эстонию. Но происходило это, вероятно, не ранее XVIII века.

Первое упоминание о цыганах на Руси можно найти в именном указе и резолюции племянницы Петра I русской императрицы Анны Иоанновны от 7 июня и 5 июля 1733 года. Они были изданы по случаю учреждения слободских полков: Сумского, Ахтырского, Изюмского и других. Императрица повелела: «Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны. При сем случае в докладе Ген. лейт. Кн. Шаховского объяснено было, между прочим, что цыган в перепись писать было невозможно, потому что они дворами не живут».

Этот документ ценен не только потому, что в нем впервые упоминается о русских цыганах: он содержит и немало другой информации. В частности, любопытно, что императрица, пытаясь обложить цыган налогом, обращается к опыту Малороссии. Из указа ясно, что малороссийские цыгане к тому времени уже были переписаны и, по-видимому, жили оседло.

В 1733 году цыгане обратились с прошением в Сенат. А 13 сентября 1733 года издается сенатский указ, по которому цыганам «дозволено было в Ингерманландии жить и торговать лошадьми; а так, как они показали себя здешними уроженцами, то предписано было включить их в подушную перепись там, где жить пожелают, и положить в раскладку на Конной Гвардии полк». 

Что мы можем узнать из этого указа? Еще раз уточняется маршрут цыганских таборов, двигавшихся из Европы в Россию. Узнаем мы также, что излюбленным их занятием была торговля лошадьми, раскрывается и отношение к цыганам русских властей. Включение их в подушную перепись — это не что иное, как попытка закрепостить кочевой народ. А «раскладка на Конной Гвардии полк» — это все тот же воинский налог. Указы русских властей становятся все жестче. Так, в именном указе императрицы Елизаветы Петровны от 16 августа 1759 года говорится: «Цыганов в С.-Петербург и близ оного отнюдь не пускать и въезду им не дозволять». В течение некоторого времени продолжалась «борьба» служащих казенных учреждений с цыганами из-за недоимок. Из цыган выбирались «добрые сборщики», недоимщикам не выдавались паспорта.

В указах Сената от 24 января и 4 ноября 1784 года директору Московской Казенной Палаты предписывалось не выдавать цыганам паспорта «до времени их поселения» и «без паспортов, отлучившихся нигде их не терпеть». И так в течение полутора веков указы следовали один за другим. И суть каждого из них в том, чтобы закрепостить, обложить налогом, ввести в подушную перепись...

Выявляется даже забавная закономерность: хотя отношение всех русских правителей к цыганам было сравнительно мягким, оно как бы ужесточалось через одного; так, если Анна Иоанновна была к цыганам не столь строга, то Елизавета Петровна вела себя жестче, при Екатерине II — снова «оттепель» и так далее. Читаешь эту указы и будто наяву слышишь вопль какого-нибудь правительственного чиновника, жалующегося властям на то, например, что цыгане Екатеринославской губернии за 1791 год образовали недоимку в 14451 рубль 71/г копейки и т. д.

О действенности этих указов красноречиво говорит уже упоминавшийся нами эпизод. 18 февраля 1836 года был издан указ, целью которого было закрепись бессарабских цыган на отведенных землях. 752 цыганских семейства было водворено на земли Аккерманского уезда, им было дано 9902 десятины земли. «Из цыган образовались в Бессарабии селения: Каир, в коем 141 домик, и Фараоновка, в коей 146 домиков.,.» В воображении возникает идиллическая картина: жаждущие работать на земле цыгане сидят возле отданных им домиков... В жизни все было по-другому.

Акция была не продумана, не подготовлена, и естественно, что все государственные деньги пошли на ветер. Уже через четыре года инвентарь пришел в негодность, выделенный скот для работы не использовался, построенные жилища были безнадежно испорчены, земля практически не возделывалась, а те 32 рубля серебром на каждую семью, которые выдали для обзаведения, были просто-напросто проедены.

В дальнейшем правительство упорно проводило подобные мероприятия, но результат всегда был одним и тем же. Вот что пишет А. И. Герцен в произведении «Былое и думы»: «К Вятке прикочевал в 1836 году табор цыган и расположился на поле. Цыгане эти таскались до Тобольска и Ирбита, и продолжали с незапамятных времен свою вольную бродячую жизнь, с вечным ученым медведем и ничему не учеными детьми, с коновалами, гаданьем и мелким воровством. Они спокойно пели песни и крали кур, но вдруг губернатор получил высочайшее повеление, буде найдутся цыгане беспаспортные (ни у одного цыгана никогда не бывало паспорта, и это очень хорошо знали и Николай, и его люди), то дать им такой-то срок, чтоб они прописались там, где их застанет указ, к сельским, городским обществам. По прошествии же данного срока предписывалось всех годных к военной службе отдать в солдаты, остальных отправить на поселение, отобрав детей мужского пола.

Этот безумный указ, напоминающий библейские рассказы о избиениях и наказаниях целых пород... сконфузил самого Тюфяева. Он объявил цыганам нелепый указ, написал в Петербург о невозможности исполнения. Для того, чтобы прописываться, надобны деньги, надобны согласия обществ, которые тоже даром не захотят принять цыган, и притом следует еще предположить, что сами цыгане хотят ли тут поселиться. Взяв все это во внимание, Тюфяев, и тут нельзя ему не отдать справедливости, представлял министерству о том, чтоб им дать льготы и отсрочки. Министр отвечал предписанием по истечении срока привести в исполнение, навуходоносоровское распоряжение. Скрепя сердце, послал Тюфяев команду, которой велел окружить табор; когда это было сделано, явилась полиция с гарнизонным батальоном, и что тут, говорят, было — это трудно себе представить. Женщины с растрепанными волосами, с криком и слезами, в каком-то безумии бегали, валялись в ногах у полиции, седые старухи цеплялись за сыновей. Но порядок восторжествовал, и колчевский полицмейстер забрал детей, забрал рекрут, остальных отправили по этапам куда-то на поселение...» 

Далее А. И. Герцен пишет о том, что, когда забрали детей, выяснилось — девать их некуда, денег на их содержание нет. Тогда маленьких цыганят поместили в богадельню вместе с умирающими стариками и старухами, заставили детей дышать воздухом смерти.

Цитаты из правительственных постановлений показывают, что меры, принимаемые в Российской империи по отношению к цыганам, никогда не были крайними, в отличие от мер, принимаемых в государствах Западной Европы. Не будем обольщаться и объяснять это гуманизмом российского общества. Нет, тому были другие причины. Дело в том, что цыгане, попавшие в Россию, поначалу смогли «раствориться» в ее необъятных просторах. Поэтому и «вспомнили» о цыганах лишь в 1733 году, когда по Европе прокатилась волна Просвещения. Послепетровская Россия жила новыми устремлениями и идеалами. И хотя, как встарь, в борьбе за сферы влияния в междоусобных разорительных войнах гибли тысячи людей, указ, в котором бы черным по белому было написано: «Каждый встреченный на дороге цыган должен быть повешен», оказался бы «несозвучным эпохе».

Назовем еще одну причину, объясняющую либерализм русских властей. Дело в том, что цыганское музыкальное искусство дало да русской почве ярчайшие, удивительные всходы, оно привлекло внимание всех культурных слоев общества, в частности — высшего света, что несомненно повлияло на формирование позитивного общественного мнения.

Последняя мощная волна цыганской миграции в Россию приходится на конец XIX — начало XX века. Правда, цыгане устремились не только в Россию, но и в Европу, Африку, Америку, — мигрировали практически по всему миру. Но почему во второй половине XIX века в Банате произошел сильный социальный взрыв, разметавший цыган по всем уголкам земного шара? Найти этому хоть сколь-нибудь убедительное объяснение трудно. В Банате уже давно образовалась многочисленная группа так называемых кэлдэраров (от румынского «кэлдэрар» — котельщик, медник, лудильщик). И вдруг в сороковых годах прошлого века кэлдэрары стали покидать места своего исконного проживания и расселяться по всему миру. Некоторые цыганологи связывают это с изменением социально-экономических условий, с падением спроса на изделия и труд ремесленников. Однако вряд ли это была единственная и главная причина. Ведь и по сей день цыгане этой группы, где бы они ни находились, продолжают заниматься своим традиционным ремеслом, хотя порой — и это естественно! — приспосабливаются к конъюнктуре и меняют род занятий. Так, мы сами видели таборы кэлдэраров, занимающихся изготовлением мягкой кровли. Нет, вряд ли только по этой причине цыгане покинули Банат и распространились по всему свету.

Политическая обстановка в Европе в то время была относительно спокойной, до войны было еще несколько десятков лет, социальный фон был для цыган ничуть не мрачнее, чем сто, двести, триста лет назад. Между тем, как уже не раз бывало в цыганской истории, возник мощный импульс, влекущий к перемене мест. «Взрывная волна» миграции кэлдэрарских таборов увлекла и цыган венгерского этнического ареала, хотя и в меньшей степени. Этот взрыв продолжался в общей сложности чуть более полувека, но даже этого времени было достаточно, чтобы лудильщики из Баната заполнили весь мир. Ныне это самая многочисленная цыганская группа, в нее входит едва ли не половина всех живущих на земле цыган (а по некоторым оценкам и больше).

Нам удалось подробнейшим образом расспросить первых переселенцев из Румынии в Россию, как это происходило. Некоторые из них живы и сегодня. Из разговора с ними стало понятно, что привело в действие механизм цыганского движения.

Когда цыганологи исследуют причины цыганского кочевья, они почему-то не принимают во внимание структурные особенности цыганского общества, те процессы, которые в нем происходят. На наш взгляд, именно в них и кроется разгадка. Что же произошло у румынских цыган к сороковым годам прошлого века? В преданиях кэлдэраров, сохранившихся до наших дней, говорится о том, что в эти годы в цыганской среде образовались так называемые «барэ вицы», то есть большие роды, раздробившие доселе единое цыганское общество по патрилинейному признаку. Каждый стал называться по имени своего почитаемого прародителя. Так, от Ёно Кальдараса идет род цыган «ёнешти», от Мигая — род «мигэешти» и так далее.

Вот какую легенду о своем прародиче рассказывают цыгане «мигэешти»: «Когда-то давно жила одна бедная цыганка. Выдали ее родители замуж. Прошел год, и родился у цыганки сын. Дали мальчику прозвище Мигай. Подрос Мигай, и настала ему пора жениться. У нас ведь как? Женят уже лет в четырнадцать-пятнадцать. Мигай был парень красивый и трудолюбивый, а еще здоровый был — под два метра ростом. Раньше-то воздух чистым был: ни тебе заводов, ни фабрик. Вот люди здоровыми и росли, подолгу жили. В старые времена редко встречались богатые цыгане. Обычно даже на большой табор всего-то приходилось две- три богатые невесты. И случилось так, что пришлась Мигаю по душе как раз такая богатая невеста. И вот пошло сватовство. 

Собрались старики, стали отца невесты спрашивать, согласен ли он дочь за Мигая выдать. А тому что не соглашаться? Парень красивый, работать умеет, лошадей любит, сам не конокрад какой-нибудь. Вот он и согласился. А тогда, как и сегодня у некоторых народов мира, такой обычай был — за невесту выкуп давать. Даже сейчас кое-где у цыган этот обычай сохранился. И вот, когда разговор о выкупе зашел, спросил отец невесты столько денег, что Мигаю нечем было откупиться. И получилось так, что вроде та девушка и не невеста уже, но и не жена Мигаю. Тогда Мигай говорит: «Раз у меня денег не хватает, пойду я на лихое дело». 

Собрал он из бедняков человек десять и пошел в лес. С того дня стал он разбойником. Что он делал? Нападал на богатые обозы, грабил богатых людей, а бедных не трогал. Ни одного человека не убил Мигай, а брал только золото и драгоценности. И всегда с бедными делился. С тех пор, как что случится, цыгане говорят: «Это Мигай-поп сделал». Всех богатеев он «окрестил», и потому люди прозвали его Мигай- поп. Бедные не боялись его, а богатые дрожали, едва услышав его имя.

Промышлял так Мигай где-то года два или три. Стало теперь у него столько золота, что и царю не снилось. Тогда приходит он к своему тестю и отдает выкуп. А тесть его вот что сделал. Не стал он ждать, пока Мигай-поп выкуп принесет и жену заберет, а выдал дочь замуж за другого человека. 

Собрал Мигай табор, и стали старики судить, как поступить. С одной стороны, по цыганскому закону семью разрушать нельзя, а с другой — девушка-то засватана была. Получается, что целый год молодые живут, но как бы незаконно. Никогда такого не было у цыган. Вот и решили старики поступить так, как никогда не поступали. Обычно, когда цыганок замуж выдают, никто не спрашивает их согласия: как родители скажут, так и будет. А тут решили, чтобы цыганка сама выбирала свою судьбу. И та показала на Мигая, потому что давно любила его. Тем и закончился суд. 

Сыграли свадьбу. Отец невесты настолько боялся Мигая, что даже выкупа с него не взял. Стал Мигай жить со своей молодой женой. Бросил он лихое дело. Был он очень богатым человеком, но никогда ни в чем бедным не отказывал, всегда деньги давал, а обратно долги не брал. Прожил Мигай семьдесят два года. У него было двенадцать детей — семеро сыновей и пять дочерей: Ёргуло, Милош, Милява, Риста, Букоро, Дардияш — всех и не припомнишь. Так пошло наше племя — мигэешти. А начало нации нашей идет от Мигая-попа. Сейчас нас уже многие тысячи: и в Молдавии, и на Украине, и под Ленинградом, и в Туле, на Косой горе...» 

Поскольку ареал проживания цыган-лудильщиков не ограничивался Банатом, возникло и «географическое» расслоение цыган на «молдавских», «греческих», «венгерских» и т. д. Уже во втором поколении большие цыганские роды распались на малые. Формирование больших родов закончилось как раз в 40-е годы прошлого века, а расслоение на малые роды — чуть позже.

Сейчас трудно сказать, что послужило причиной расслоения. Однако известно, что между родами не было согласия, более того, существовал заметный антагонизм, который и «взорвал» цыган изнутри. Этот антагонизм нашел отражение и в цыганском фольклоре. Вот дословный перевод одной из народных песен:
Мигэештей было двадцать четыре,
А ёнештей было четыре.
Мы разнесли их шатры
И разодрали рубашки.
И грозятся те цыгане
Побить нас на дорогах.
Побьют они свою голову,
Свою голову глупую. 

В 70-е годы прошлого века первые кэлдэрарские таборы появились в России. В качестве «плацдарма» для проникновения они использовали территорию Молдавии, где исстари проживало немало цыган этой группы. Из русской истории известно, что Молдавия неоднократно переходила из рук в руки вместе с проживающими там цыганами. Таким образом, она стала своеобразной «помпой», перекачивающей цыган из Европы в Россию.

В наши дни цыган-кэлдэраров можно встретить по всей стране от Молдавии до Сибири. Этнографическая карта нынешнего цыганского населения России довольно пестра. Здесь живут разные этногруппы цыган, переселившихся сюда в разные исторические эпохи. По данным переписи 1979 года на территории СССР насчитывалось 209 тысяч цыган. 

Мы попытались собрать, соединить и осмыслить наиболее значимые факты их непростой истории, те, которые внушают доверие, и отбросили мифы, создавшие ореол загадочности вокруг этого народа. Когда речь заходила об образе жизни цыган, рождались поистине фантастические мифы. Вот один из образчиков таких мифов. Некий цыганолог прошлого, описывая казнь цыгана, высказывал предположение, что «...иногда ему (цыгану) в голову приходят шутливые мысли...». Что за «шутливые мысли» могут прийти в голову человека, когда его собираются повесить? Оказывается, цыган просит «повернуть его лицом в сторону от дороги, так как ему стыдно смотреть в глаза соплеменникам». 

Не менее оригинален русский краевед М. И. Пыляев. В своей книге «Старый Петербург» он, в частности, пишет: «Между цыганами есть немало и уродов. Это случается оттого, что супруги при ссоре дерутся детьми; отец берет малютку и бьет им жену, а жена хватает другого ребенка и отражает им удары». 

Чуть ниже он высказывает замечательно смелую гипотезу: «Современные физиологи уверяют, что потребность к бродяжничеству у них является следствием большого малокровия всей цыганской расы».

Казалось бы — полный бред. Да вот поди же! Любителей «жареных фактов» во все времена предостаточно. За примером далеко ходить не надо. Прочтите роман В. Пикуля «У последней черты», его «цыганские эпизоды».
В утреннем выпуске ленинградского органа «Красная газета» от 12 октября 1927 года был опубликован сенсационный материал: «Весной этого года в Словакии была обнаружена шайка цыган-бандитов, во главе которой стоял Александр Фильк. Шайка нападала на богатых горожан, грабила их, убивала, а трупы относила к себе в расположенный в лесу-табор. Там цыгане устраивали каннибальские пиры и съедали трупы убитых во время налетов горожан. Обглоданные кости они закапывали тут же в лесу». 

Если собрать и издать подобного рода «документы», получилась бы довольно объемистая книга душераздирающих историй. Подумаешь, чепуха! — скажет иной читатель. Такая ли уж это чепуха? Ведь именно на этих «фактах» зиждилось общественное мнение о цыганах. Будто и не люди они вовсе, по иным законам живут. А раз так, и отношение к ним соответствующее. Чаще всего — враждебное, в лучшем случае — настороженное. Цыгане своей замкнутостью помогали этому. Между тем истинная жизнь цыган полна красоты и мудрости, их традиции складывались веками, и, как нам кажется, даже цивилизованные народы могли бы у них кое-чему поучиться.

Источник: Друц Е., Гесслер А. «Цыгане: Очерки».— М.; Советский писатель, 1990-336 с.

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Декабрь 2020 (3)
Ноябрь 2020 (21)
Октябрь 2020 (21)
Сентябрь 2020 (25)
Август 2020 (30)
Июль 2020 (39)
Календарь
«    Декабрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.