Промышленные предприятия Курганской области в годы Великой Отечественной войны

Опубликовал: zampolit, 20-10-2020, 18:15, Великая Победа, 116, 0

В суровые годы Великой Отечественной войны машиностроение Зауралья получает мощнейший толчок в своем развитии. Из западных и юго-западных районов Советского Союза на территорию Курганской области эвакуируется большое количество промышленных предприятий, основную часть которых составляют машиностроительные предприятия.

В 1941-1942 годах из Москвы и Харькова, Днепропетровска и Гомеля, Запорожья и Юрюзани полностью или частично было эвакуировано 15 машиностроительных предприятий в города и поселки Зауралья.

В военные годы на территории современной Курганской области вступили в строй и стали действовать такие машиностроительные предприятии: в Шадринске - Шадринский автоагрегатный завод, телефонный завод, «Полиграфмаш», металлопрокатный; в Кургане - Курганский завод дорожных машин, ЗДС, механический завод № 603, электромеханический завод, а также Катайский насосный завод, Варгашинский завод противопожарного оборудования, Чумлякский завод противопожарного машиностроения, Шумихинский машиностроительный и Шумихинский ремонтно-подшипниковый.

В суровых условиях, в кратчайшие сроки они развернули производство и организовали выпуск военной продукции для обороны страны, такой как: огнеметы и минометы, мины, авиационные бомбы, узлы и детали к боеприпасам, огнетушители для танков и бензозаправщики, карбюраторы и другие узлы к автомобилям Миасского автозавода, военно-полевые телефоны и многое другое, что требовалось для фронта в то время.

В конце июля 1941 года в Курган прибыли из Белоруссии эшелоны с оборудованием Гомельского завода сельскохозяйственного оборудования, всего 1100 вагонов. Все это поступило на базу Курганского машиностроительного завода (ныне ОАО «Кургансельмаш»), производственная площадь которого в то время была во много раз меньше завода «Гомельмаш». Заводы объединились в одно предприятие - «Уралсельмаш», директором которого стал Анатолий Калманович Генкин. В сентябре 1941 года коллектив завода получил задание - организовать производство мин и минометов и уже через полтора месяца начал выпускать продукции по заданию.

В конце декабря в «Уралсельмаш» влился эвакуированный из Подмосковья цех люберецкого завода сельскохозяйственного машиностроения имени Ухтомского, а затем группа рабочих и часть оборудования кировоградского завода «Красная звезда».

То время памятно подвигом монтажников Гольдмана, Архипенко, Якушенко, Шнейдермана, которые в течение десяти суток не выходили из цеха и выполнили за это время четырехмесячный объем работы, смелостью начальника цеха В.Р. Набутовича, решившегося на перестановку оборудования по поточному методу без остановки производства, смекалкой шестнадцатилетнего Василия Яновича, установившего за счет рационализации труда абсолютный рекорд производительности труда - 20 норм за смену. Замечательно трудились комсомольско-молодежные бригады Нины Стрижевой, Сони Половиной, Веры Заевой, кузнецы П.Л. Лосев и В.Д. Ларионов, сварщик В.Р. Середняков и др.

За период войны было выпущено более 11 млн. мин и 1500 минометов, значительное количество деталей к снарядам легендарных «Катюш».

В 1942 году двадцать работников завода были награждены орденами и медалями СССР. Среди них директор А.К. Генкин, прессовщица Т.П. Шулякова, формовщик С.В. Якушенко, мастер П.М. Майсак. Более 800 человек получили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Более 800 работников защищали Родину с оружием в руках, многие отдали за нее свои жизни. 188 фамилий занесены на плиты мемориала Памяти у клуба предприятия.

В сентябре 1941 года в Курган эвакуируется Кременчугский завод бензозаправочных средств с оборудованием и некоторым имуществом. Завод разместили в обгоревшем здании театра. В фойе разместили сборочный цех и сварочный участок, справа разместился заготовительный, слева - механический участок. На втором этаже - служба техотдела, снабжения, механика, инструментальный участок, в тесном подвале - кузница.

В начале ноября 1941 года завод вошел в подчинение Наркомата минометного вооружения и получил свой литерный номер 761 (ныне ОАО «Кургандормаш»). Первым директором был назначен опытный организатор Маркин Александр Анисимович, главным инженером Порватов Николай Антонович.

Работали на заводе в основном женщины и подростки. Война привела на завод 16 ребят из магнитогорского ФЗО № 1. Навсегда запомнят в Кургане Василия и Александра Лариных, начинавших свою рабочую биографию в кузнице, электросварщиков Николая Горбунова и Николая Козакова. В пятнадцать лет они были уже намного опытнее своих сверстников, которым лишь предстояло учиться профессии. Молодежь, пришедшую на завод, учили и кременчугцы и приехавшие на помощь москвичи. Это знаток станочного оборудования Михаил Николаевич Степанов, кузнец Василий Ильич Горохов, Илья Михайлович Васильев.

В декабре 1941 года завод получил срочное задание: освоить производство и выпустить партию огнеметов системы инженера Клюева. Был создан специальный цех, который возглавил сам изобретатель, прибывший в Курган вместе с группой специалистов московского завода «Калибр». Сроки были предельно сжаты. Сутками не выходили люди за проходную из цеха, и через десять дней руководство завода телеграфировало в Москву о выполнении задания и отправке первой партии огнеметов.

В 1942 году завод получит задание на выпуск бензоцистерн и автотопливозаправщиков (БЗ-42) на шасси ГАЗ-А для заправки горючим самолетов и к концу года фронт получит 110 автозаправщиков, а всего за годы войны их было выпущено более тысячи штук.

В 1941-1945 гг. было освоено десять видов продукции: для фронта изготовлялись бензоконтейнеры и огнеметы, детали к орудиям и снаряды к гвардейскому миномету «Катюша». Объем продукции увеличился в шесть раз.
За этими цифрами будничный героизм людей, разных по возрасту, но единых в одном - в стремлении к победе. Первой встала за токарный станок Астафьева А.Г., ее примеру последовала Лидия Краснопольская - жена кадрового рабочего. Замечательно трудились члены бригады сборочно-заготовительного цеха, возглавляемые комсоргом Зинаидой Шетаковой (Епифановой). До сих пор вспоминают легендарного начальника сборочно-заготовительного цеха Петра Николаевича Богодиста. Любой из старожилов высоко оценит его порядочность и компетентность.

Еще одно легендарное имя в истории завода. Это начальник техотдела, а потом и главный инженер Павел Иванович Иванов. Если П.Н. Богодист был долгое время средоточием практического разума и сметки, то Иванов воплощал в себе техническую мысль, инженерное начало, от него ждали самых нестандартных решений. Ордена и медали СССР за труд в военное время будут вручены директору А.А. Маркину, главному инженеру Н.А. Порватову, П.Н. Богодисту, А.Г. Астафьевой, В.И. Горохову. 140 заводчан получат медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Из небольшого коллектива завода 28 человек уйдут на фронт, восемь из них не вернутся.

В августе 1941 года в Курган из украинского города Черкассы был эвакуирован завод имени Г.И. Петровского. Основная часть завода была размещена в недостроенном здании фабрики музыкальных инструментов (позднее площадка Завода деревообрабатывающих станков) по ул. Куйбышева и некоторых вспомогательных помещениях Богородице-Рождественского собора, которые еще сохранились к тому времени. Литейный цех завода был размещен в литейке бывшего завода С.А. Балакшина по ул. Пушкина. Другие службы завода (ОКС, бухгалтерия, ОРС) разместились в разных точках города.

Коллектив завода в короткое время установил оборудование и приступил к налаживанию производства и набору кадров. На конец 1941 года на заводе работало уже 608 человек. Вновь пришедшими были в основном и женщины, и подростки.

В годы войны завод входил в систему Наркомата минометного вооружения СССР и выпускал боеприпасы для Красной Армии. Первую продукцию литейный цех выдал в сентябре 1941 года, а механосборочное производство - в ноябре. В 1943 году решением Правительства заводу было присвоено литерное название «Завод - 709» (позднее Завод деревообрабатывающих станков), численность работающих в это время составляла 1513 человек.

За самоотверженный труд коллектив завода неоднократно удостаивался призовых мест в соревнованиях и награждался Красным Знаменем Государственного Комитета Обороны, Наркомата минометного вооружения, горкома КПСС и горисполкома. Литейщик Шилов Николай Павлович и токарь Пермитин Владимир Иванович были награждены орденом Трудового Красного Знамени.

В 1941-1942 гг. пришли на завод и работали на нем долгие годы: Иван Афанасьевич Григорьев, Галина Александровна Борисова, Александра Ивановна Палкина, Гертруда Максовна Филатова, Н.Г. Андреева, М.Н. Успеньева, М.А. Сафронова, Щекина, А.А. Предеина, Н.А. Калиникова.


В ноябре 1941 года на территории двух продовольственных складов было размещено оборудование харьковской артели «Производство весов». Вместе с оборудованием прибыло 16 рабочих и специалистов. Это стало основой ремонтно -механического цеха. А 2 января 1942 года в Курган отгружается около двухсот станков Харьковского металлоштамповочного завода № 308. Вместе с оборудованием прибывает 74 квалифицированных рабочих, инженеров и техников.

13 января 1942 года приказов Наркомата боеприпасов СССР Курганский механический завод № 603 (сейчас НПО «Курганприбор») объявляется действующим. Первыми руководителями завода были: директор Мишиев Шамай Мишиевич, главный инженер Трубников Петр Михайлович.

В конце февраля 1942 года завод расширился за счет эвакуированных цехов Московского станкостроительного завода им. С. Орджоникидзе. В Курган прибыло 14 рабочих и около 300 единиц различного оборудования, что составило основу автоматно-механического цеха.

В трудных условиях начинал свою деятельность завод. Не хватало квалифицированных рабочих, инженерно-технических работников. Рабочие кадры приходилось готовить на ходу из подростков и женщин. Отсутствовала собственная инструментальная база, специальный инструмент с большими перебоями привозили из Новосибирска, Томска и других городов. В марте 1942 года эта проблема в значительной степени решается. С Московского завода «Манометр» прибывает часть оборудования специального цеха, на базе которого был организован собственный инструментальный цех.

Наставниками были кадровые рабочие, костяк которых составляли харьковчане и москвичи. Нельзя не вспомнить таких замечательных людей, как термист И.С. Семисаженов, наладчик М. Титарев, контролер О.В. Гольдлюст, мастера М.Г. Фролов и К.А. Горох, слесарь- инструментальщик М.В. Митник, станочница М.Г. Савельева, строгальщица А.М. Меркурьева и другие.

Завод № 603 8-го Главного управления Наркомата боеприпасов с 1942 до 1944 года производил капсюльную втулку и гранаты РГД-33, РГД-42. В конце 1943 года гранатное производство было ликвидировано, и профиль завода определился производством капсюльной втулки КВ-4, капсюля воспламенителя от 30-мм до 100-мм калибра зенитного и пушечного выстрела.

Люди с завода постоянно уходили по призыву на фронт, но шло и постоянное пополнение коллектива вновь поступающими. Пополнение шло и за счет ремесленного училища № 2, находящегося при заводе, где обучалось 300 учеников.

Хранят в памяти заводчане имена погибших за независимость Родины диспетчера Н.Д. Кульбачного, начальника отдела кадров М.С. Уханова, слесаря М.В. Берц, автоматчика М.Г. Левингарца, инженера- технолога Кулиева Аферды-Оглы и других.

За самоотверженный труд в годы войны 1008 рабочих, ИТР и служащих механического завода были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

14 июня 1945 года группа работников указом Президиума Верховного Совета награждена орденами и медалями, это: директор Кузьмин Н.В., главный инженер Бердников Б.Ф., мастер Семисаженов П.С., главный механик Беклемищев М.Я., начальник автоматного цеха Каганцев Я.М., парторг Парансон Я.Г., представитель заказчика Синев А.Н. и другие.

Согласно решению Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 10 октября 1941 года Московский автозавод им. Сталина и его филиалы подлежали эвакуации в города: Ульяновск, Челябинск, Миасс и Шадринск. Имя зауральского городка стало интересовать работников арматурного, 2-го инструментального, деревообрабатывающих цехов, а также карбюраторного завода и завода вспомогательного оборудования.

Уже в конце октября 1941 года первые автозаводцы начали прибывать в Шадринск. Люди и оборудование прибывали одновременно и сразу без промедления приступали к разгрузке, транспортировке и монтажу оборудования. На транспортных и монтажных работах показывали образцы трудового героизма как эвакуированные москвичи, так и местные жители, в основном женщины и подростки. В Шадринск прибыло 1531 единица оборудования, 1689 рабочих и ИТР и 2500 членов их семей.
Новому заводу передается прядильно-ткацкая фабрика «Красный Октябрь», городская электростанция, здание типографии, школы механизации, гарнизонного клуба и горпромкомбината.

В первое время организуемый завод в Шадринске назывался «Филиал № 5 Московского автозавода». В ноябре приступает к своим обязанностям директор филиала - Пучков Леонид Яковлевич. 5 декабря 1941 года директор Московского автозавода И.А. Лихачев подписал приказ № 17, согласно которому филиал №5 выделяется в самостоятельное предприятие Шадринский автоагрегатный завод им. Сталина (сегодня ОАО «ШААЗ»).

Трудно было с кадрами. Только в 1942 году было подготовлено 1382 рабочих разных профессий. К началу 1943 года уже 76 процентов работающих составляли шадринцы, половина из них были женщины, четверть - подростки. Шадринский автоагрегатный завод предназначался для обеспечения Уральского автомобильного завода автоагрегатами и кабинами для автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-21. Инструментальный цех №2 занимался выпуском узлов боеприпасов.

Продукция завода в годы войны: карбюраторы, радиаторы, бензонасосы, воздухоочистители, кузова для машин, взрыватели для мин.

Упорно и самоотверженно трудились люди. В начале 1942 года пришлось проводить на фронт молодых ребят, достигших восемнадцатилетнего возраста, а на их место пришли новые подростки и женщины. Но инструментальный цех не снижал, а наращивал темпы выпуска боеприпасов. В этом огромная заслуга старших мастеров: А.С. Агейкина, В.С. Котова, М.О. Червы, В.П. Соловьева, мастеров В.Е. Грачева, Г.П. Воробьева, В.Г. Калинина, Б.Н. Юдина, братьев С.И. и И.И. Константиновых, технологов Л.В. Павлова, А.П. Лакузо, наладчиков и опытных рабочих П.П. Королева, С.С. Серикова, Е.Г. Алексеева, В.Д. Соколова и других.
Создавались комсомольско-молодежные бригады, которые боролись за право называться фронтовыми. В июле 1942 года на заводе было 10 таких бригад, а к концу войны их начитывалось 58.

В годы войны за образцовое и успешное выполнение правительственных заданий по освоению и выпуску необходимой стране и фронту продукции орденами и медалями награждено 20 человек, в том числе: главный инженер П.Н. Игнатьев, парторг З.Э. Зыслин, мастер В.С. Козырев, начальник инструментального цеха В.А. Каплунов и другие.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.» было награждено 1869 тружеников завода.


В начале сентября 1941 года Новоторжокский завод противопожарного оборудования в составе 209 рабочих, ИТР и служащих с семьями, оборудованием, имевшимися материалами был отправлен тремя эшелонами в пос. Варгаши Челябинской области. По прибытии в р.п. Варгаши завод был размещен на территории бывшей Варгашинской МТС.

Заводу было поручено организовать выпуск корпусов авиационных бомб. В течение октября - ноября 1941 года завод готовился к пуску, а в декабре начал выпуск продукции на новом месте. Так начал действовать новый в Зауралье Варгашинский завод (сегодня ОАО «Варгашинский завод ППСО»). Возглавлял работу прибывший вместе с заводом директор Яков Игнатьевич Стрижак.

К концу года сформировались и закрепились основные кадры, костяк которых составляли эвакуированные из Торжка рабочие, инженеры, служащие. Это были: контрольный мастер котельно-сварочного участка Ананьин В.И., модельщик литейного участка Зиновьев В.А., электросварщик котельно-сварочного участка Марулев В.А., мастер ремонтно-механического участка Бельчаков Е.А., начальник цеха Коршунов Н.А., кузнец Григорьев Н.М., жестянщик Васильев М.В. и другие.

В 1942 году потянулись на завод жители поселка Варгаши, в основном это были женщины и подростки. Среди них были: Подкорытова А.И., Ленева А.А., Лушникова Т.Н., Рожина А.Т., Перцева З.Д. и другие.

С конца 1943 года директором завода назначается Легков Александр Павлович. Главным инженером работает Александр Григорьевич Пузощатов. В 1944 году силами технического отдела под руководством Константинова Андрея Степановича была разработана техническая документация, и заводом был изготовлен опытный образец пожарной машины. Первой пожарной машине Варгашинского завода противопожарного оборудования была присвоена марка ПМЗ-7. В 1945 году завод приступил к серийному выпуску этой пожарной техники.

За ударный труд в военное время более 60 человек были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Шадринский телефонный завод был создан на базе эвакуированного в город Шадринск Московского радиозавода №18, выпускавшего ранее репродукторы «Рекорд» и вступил в строй действующих предприятий в 1941 году.

В течение ноября и декабря 1941 года в г. Шадринск прибыло оборудование и основные кадры этого завода: директор Попов Б.В., главный инженер Петров С.П., начальник сборочного цеха Шорина А.Ф., начальник производства Володин В.П., главный механик Цветков Н.Н., инженер-конструктор Мелехова М.Е., окрасчик Соболева А.И. и другие.

В течение трех месяцев завод был запущен, и праздник 1-е мая 1942 года был встречен выпуском первой партии военно-полевых телефонных аппаратов УНАФ-42, которые предназначались для обеспечения связью действующих воинских подразделений.

Всего в 1942 году было выпущено 2529 телефонных аппаратов. В 1943 году выпуск составил 18916 штук. В течение 1942-1945 годов завод выпустил 247 тысяч единиц аппаратуры.

В эти годы серьезных испытаний коллектив не только выстоял, но и сформировался как инициативный, технически, по тем временам, грамотный, способный решать сложные производственные задачи. Своим трудом он внес свой вклад в разгром фашистской Германии в Великой Отечественной войне. Многие работники завода за этот труд были удостоены правительственных наград.

В октябре 1941 года на базе двух эвакуированных заводов - Московского завода продовольственного машиностроения им. Калинина и Прилукского завода противопожарного оборудования - был организован Шадринский государственный завод противопожарного оборудования. В 1942 году он переименован в Шадринский государственный завод № 815 Наркомата минометного вооружения СССР (ныне ОАО «Шадринский завод транспортного машиностроения»).

Завод размещался на производственных площадях Шадринского моторемонтного завода имени Второй пятилетки.

Во время Великой Отечественной войны он занимался выпуском военной продукции для нужд фронта (взрыватели, мины, минометы).

В 1944 году завод приступил к освоению первых образцов тигельной печатной машины и токарно-операционного станка.

В ноябре 1941 года в город Шадринск был эвакуирован Юрюзанский металлозавод, который Приказом по Народному комиссариату местной промышленности был переименован и стал называться Шадринский металлозавод. Нужно было в самые сжатые сроки развернуть и наладить производство продукции, необходимой для фронта, для обороны. В ноябре 1941 года, работая в неприспособленных помещениях, а иногда и прямо под открытым небом, на морозе, рабочие, а в основном старики, женщины и подростки, совершили один из рядовых для военного времени подвигов: Шадринский завод начал выпуск продукции, и фронт получил первые подковы, шипы, гвозди для конницы, изготовленные в Шадринске.

Катайский насосный завод был создан на базе эвакуированного в сентябре 1941 года Мелитопольского насосно-компрессорного завода. В январе 1942 года цех № 1 выдал первую партию продукции для нужд фронта. Основной продукцией Катайского завода в годы войны были мины. Также завод производил насосы и компрессоры.

В июне 1944 года указом Президиума Верховного совета СССР орденами и медалями были награждены мастера И.Н. Глаголев, Дворецкий, директор завода Н.А. Шепелявый, секретарь парторганизации Л.А. Антропов.

В 1941 году с началом войны Петуховский литейно-механический завод перестраивается и начинает выпускать продукцию для фронта, работая под лозунгом: «Все для фронта, все для Победы». Более 300 заводчан ушло на фронт защищать Родину, а на смену им пришли женщины и подростки. Завод продолжает выпускать стрелочные переводы, вагонные печки, но сразу же начинается производство военной продукции. Предприятие приступило к выпуску корпусов осколочно- фугасных снарядов, ручных гранат Ф-1, корпусов мин.

В мае 1942 года решением Наркомата путей сообщения начальником завода был назначен Яков Иванович Недокунев, бывший до этого начальником ташкентского завода. Ему удалось сплотить коллектив завода и организовать его на выполнение непростых задач военного времени. Хорошо поставленная работа позволила увеличить выпуск боеприпасов для фронта, за что завод неоднократно получал благодарности и денежные премии Наркомата боеприпасов.


Заводчане активно участвовали в сборе средств для помощи фронту и изготовлении боевой техники для Красной Армии. За активный сбор средств коллектив завода получил благодарность от Председателя Государственного Комитета Обороны И.В. Сталина.

65 заводчан не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны, их имена увековечены на памятнике возле заводоуправления.

В августе 1941 года в Щучье были эвакуированы Брянский завод противопожарного оборудования и позднее Прилукский завод противопожарного оборудования. 29 августа на базе этих предприятий создается Щучанский завод противопожарного оборудования. Он был размещен на территории и в помещениях Щучанской машинно- тракторной станции.

В военное время на заводе выпускались специальные тетрохлорные огнетушители для танков и самолетов. Кроме огнетушителей завод занимался изготовлением для фронта «миномета-лопаты».

Эвакуированные рабочие и специалисты составляли ядро заводского коллектива, другую часть составляли женщины и подростки. Многие из эвакуированных работали всю войну, а затем так и остались на заводе. К таким относятся: Лебедева А.С., Тимохин А.К. и Тимохина Е.М., Пранько Е.В., Курнышева И.Т., Кононенко Е.С., Музыка А.Е., Задорожко Г.Т. Первым директором завода был назначен Бобылев Михаил Агеевич.

26 работников завода погибли в боях в годы Великой Отечественной войны. Их имена занесены в районную Книгу Памяти.

В конце 1941 года Московский ремонтно-подшипниковый завод было решено эвакуировать и разместить в небольшом пристанционном поселке Шумиха Челябинской области. Выбрали для него и здание - клуб П. Морозова.

Директором завода в Шумихе был назначен москвич, инженер Юрий Николаевич Богорад. В феврале 1942 года под его руководством и началось переоборудование под цех поселкового клуба и монтаж оборудования.

Вместе с заводом приехало и несколько москвичей: М.Г. Гришин, Н.Н. Гуськов, А. Гусев, М. Чуриков, Н.М. Чича, О.И. Шкандыбина и другие. С завода им. Войкова из Запорожья прибыл Н.П. Сердечный. Основная же рабочая сила - девчата и парни шестнадцати, семнадцати лет.

На трудных участках работали комсомольско-молодежные бригады. Одну из них возглавляла Оля Шкандыбина, другую Зинаида Галичина.

В июле 1942 года завод был пущен и приступил к изготовлению продукции. Первый подшипник был собран сборщицей А.Е. Пановой в августе месяце.

Небольшой коллектив Шумихинского ремонтно-подшипникового завода своим упорным трудом в суровые военные годы внес свой посильный вклад в дело приближения Великой Победы.

Источник: В.А. Бегма. «Вклад промышленных организаций Курганской области в разгром фашистской Германии в Великой Отечественной войне». Курган – 2010 г.

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Январь 2021 (7)
Декабрь 2020 (23)
Ноябрь 2020 (21)
Октябрь 2020 (21)
Сентябрь 2020 (25)
Август 2020 (30)
Календарь
«    Январь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.