Топ-100

Органы сибирской полиции в начале ХХ века

Опубликовал: zampolit, 17-09-2020, 09:47, Путешествие в историю, 746, 0

Ускоренные темпы социально-экономического развития страны на рубеже XIX-XX вв. поставили вперед правительством вопрос о переустройстве всей системы полицейского управления применительно к новым условиям жизни. Причем поиск оптимальных форм и методов обеспечения безопасности государства, защиты прав и свобод граждан и в целом правопорядка продолжался вплоть до 1917 г.

В 1902 г. МВД создает комиссию «для пересмотра правил и штата полиции в губерниях … и о преобразовании сельской полиции». В 19 сибирских городах (282 тыс. жителей) на полицейской службе состоял в общем 431 городовой. Один городовой приходился в среднем на 655 душ обоего пола, что не отвечало нормативам: 1 на каждые 500 чел. (табл. 1).


С 1902 г. в Тобольской и Томской губерниях началась реорганизация местной полиции: в уездах учреждалась полицейская стража – конно-полицейские урядники с жалованием 250 руб. в год (в Сибири введение реформы затянулась до 1916 г.); в городах – частные приставы и околоточные надзиратели. Конно-полицейская стража имела ряд преимуществ в сравнении с пешей. Она оперативно являлась на места беспорядков и быстро их устраняла. Так, тобольский губернатор 5 апреля 1902 г. предложил Тюменской городской думе перестроить местную полицию, ввести вместо 6-ти полицейских надзирателей 3-х частных приставов (по частям города) и 8 околоточных надзирателей (по участкам). С 1 июля 1903 г. в городе действовала команда конных полицейских. При этом 14 стражников должны были быть уволены.

Кроме того, 19 марта 1904 г. МВД представило в Госсовет проект об изменении состава полиции в городах сибирских губерний. В мае 1904 г. император утвердил новые положения. В частности, распоряжение последовало в отношении полиции Новониколаевска, получившего статус безуездного города 28 декабря 1903 г. По штатам, утвержденным еще 12 июня 1867 г., упразднялись: 1) в Тобольске – 6 помощников приставов; 2) в Тюмени – 1 пристав, содержавшийся городом и 4 полицейских надзирателя; 3) в Кургане 2 полицейских надзирателя; 4) в Туринске, Таре, Ялуторовске и Березове по 1 надзирателю.

Взамен решено учредить:
1) в Тобольске – 7 околоточных надзирателей по 400 руб. каждому + 40 руб. квартирных в год;
2) в Тюмени – 3 полицейских приставов по 1340 руб. в год каждому (300 руб. жалование + 300 столовые + 200 квартирные + 300 канцелярия + 240 разъездные) + 8 околоточных надзирателей с окладом 445 руб. в год каждому (в т.ч. 45 квартирные);
3) в Кургане – 2 полицейских приставов по 1200 руб. в год каждому (300 жалование + 300 столовые + 180 квартирные + 300 канцелярия + 120 разъездные) + 4 околоточных надзирателей по 440 руб. в год каждому (40 квартирные). Общий расход в 14660 руб. в год относился на средства казны, из них 8050 руб. от упразднения прежних должностей; остальная сумма – возмещалась ежегодным пособием казне из бюджетов городов: Тобольска – 520 руб.; Тюмени – 4340 руб.; Кургана – 1750 руб.

Революция 1905-1907 гг. заметно усилила противоречия в обществе, вызвав рост числа правонарушений в сибирских поселениях. Волна терроризма и дерзких преступлений захлестнула города региона. Причем тенденция роста преступности сохранялась довольно устойчиво, даже после относительной стабилизации ситуации к 1907 г. Скажем, 18 января 1905 г. в Томске произошли беспорядки. Учащаяся молодежь вышла около часа дня на демонстрацию. Участники размахивали красными флагами с революционными надписями. На требование полиции разойтись, демонстранты открыли огонь из револьверов, ранив 6 полицейских. Для устранения волнений были вызваны до 50 казаков, которые также были встречены выстрелами. Чины полиции и казаки применили ответный огонь, и толпа рассеялась. В ходе операции был задержан 121 человек, из них 23 получили ранения, и один скончался.

Революционные события привели к растерянности центральной власти, что сказалось на работе полиции на местах. Погромы, беспорядки и бездействие полиции вызывали потребность в организации охраны из местного населения. Скажем, тюменский уездный исправник в октябре 1905 г. поддержал такое предложение городской управы. В дружину записалось свыше 200 человек. Однако губернатор не разрешил самоорганизацию «городской милиции», не подчиненной полиции. По распоряжению МВД устройство охранных дружин «отнюдь не должно быть допускаемо», дозволялось лишь усиливать состав действующих полицейских команд. Исправник сообщал управе: «за последнее время в Тюмени было несколько случаев убийства ночных караульных и вообще увеличилось число преступных покушений на личность и имущество граждан». Дума решила ассигновать на наем 10-ти конных городовых 500 руб., чтобы они несли службу по охране города только в ночное время.

После подавления революции начался поиск новых путей укрепления полицейских структур. Согласно высочайше утвержденному мнению Госсовета от 31 января 1906 г., изданному в изменение составов полиции, установленных положением от 14 апреля 1887 г., в городах вводились новые штаты полицейских команд из расчета 1 городовой на 400 жителей, что так и не было достигнуто (табл. 2).


На местах остро встал вопрос их финансирования. Циркуляром от 24 мая 1908 г. МВД довело до сведения губернаторов, что расходы по содержанию городовых возлагались на местные бюджеты. МВД же обязалось оказывать помощь в виде пособий в 1906-1908 гг. В обязанности городов входило квартирное довольствие, вооружение и лечение полицейских.

Центральная власть приступила также к организации сыскного дела в империи. Совет министров 28 декабря 1907 г. рассмотрев проект МВД, внес в него ряд изменений, разделив города на 4 разряда (вместо 3-х). К 3-му и 4-му разрядам были отнесены Томск и Тобольск соответственно (в пропорции к числу жителей). Штат отделения 4-го разряда состоял из: начальник отделения с окладом 1000 руб. в год, 2 полицейских надзирателя (по 500 руб. каждому); 3 городовых (по 360 руб.) + сыскные и канцелярские расходы. Очевидно, что два сыскных отделения с малочисленным кадровым составом не справлялись с оперативно-розыскной работой на громадной территории региона.

Организационно-штатные проблемы устройства полиции особо остро стояли в быстроразвивающихся городах, находящихся на узлах Транссиба (Барнаул, Курган, Новониколаевск), куда неизменно прибывали переселенцы, военные, ссыльные и преступные элементы. В Новониколаевске штат полиции состоял из заведующего полицейской частью, пристава, его помощника и 20 стражников. В городе проживало более 28 тыс. населения (т.е. 1 городовой на 1200). Он стал центром хлебной торговли, промышленности, скотоводства и маслоделия. Проходящие военные части имели здесь дневки. Целый ряд убийств жителей, грабежей и погромов их домов стали обычным явлением. С открытием летней навигации увеличивалось транспортное движение.

В этой связи томский губернатор ходатайствовал об изменении штата полиции Новониколаевска. Начальник губернии отмечал недостаток средств у города и его невозможность содержать полицию. МВД и Минфин рассмотрели проект преобразования полиции и отметили, что, несмотря на недавнее введение Городового положения, местный бюджет уже в 1906 г. достиг 91152 руб. Такой быстрый подъем города ведет к дальнейшему росту его доходов, поэтому нет оснований для освобождения города от издержек по содержанию полиции. С 1 мая 1908 г. в городе вводился штат полиции из 60 лиц: полицмейстер (жалование 1000 руб. + 1000 руб. столовых в год); секретарь (300+300); 2 участковых пристава (по 500 + 500 руб. каждому); 6 околоточных надзирателей (по 500 руб. каждому); 10 старших городовых (по 275 руб. каждому) и 40 младших городовых (по 215 руб. каждому), с общим расходом в 22580 руб. Содержание полиции в 6980 руб. взяла казна, 15600 руб. – город.


Отсутствие полиции или ничтожная численность городовых в малых поселениях, где на службе их состояло от 3-х до 5 (Нарым, Кузнецк, Березов), также вызывали беспокойство губернских властей. Скажем, общественная жизнь в Сургуте (1265 жителей) была мало развита, но отсутствие нижних чинов полиции, часто ставило местное начальство в сложное положение при производстве разных дел, при делах мировой подсудности, уплате инородцами ясака и др. Здесь нет воинской команды, а кроме исправника и его помощника других должностей не учреждено. По крайней бедности города содержать полицию он не мог. Доходов не хватало на покрытие «обязательных» расходов. Тобольский губернатор направил ходатайство в МВД об образовании полицейской команды за счет казны из 1 старшего (300 руб. в год) и 3-х младших городовых (по 240 руб. в год каждому) + 25 руб. на обмундирование, а всего – 1020 руб. С 1 июля 1908 г. МВД утвердило штат местной полиции на счет казны в составе 1 старшего (275 руб.) и 2 младших (по 215 руб. каждому) + 25 руб. на обмундирование каждому, а всего 780 руб.

За 7 лет (1904-1910 гг.) штаты полицейских команд в городах выросли в среднем на 45 % (табл. 2). При этом нормативная пропорция фактически не снизилась: 1 городовой на 630 жителей (1903 г. – 1 на 655). В то же время, на Сибирь распространялся закон об учреждении полицейских должностей на частные средства. МВД разрешало по ходатайству частных лиц и за их счет добавлять в составы отдельных служащих. Этим правом воспользовались предприниматели для охраны частных банков, пристаней, складов, магазинов и др.

Например, 13 августа 1913 г. МВД по прошению ТД «Братья Агафуровы» учредило 2 должности городовых в составе полиции г. Тюмени с возмещением казне 480 руб. в год из средств ТД; 6 мая 1914 г. введен городовой с компенсацией казне 199 руб. в год из средств ТД «И.Н. Колокольникова Н-ки». Помимо организационно-штатных перестановок, фактически не решалась проблема профессиональной подготовки полицейских кадров, а в ряде городов речь шла подчас об элементарной грамотности и благонадежности городовых. На нижние чины набирались лица по вольному найму. Руководство подбиралось за счет отставных военных и чиновников других ведомств.

Для претендентов на вакансии полицейских была разработана анкета, с указанием сведений о нравственных качествах кандидата, его прежней судимости, политической благонадежности, воинском звании, физическом состоянии и др. Но эти формальности не соблюдались. Из-за дефицита кадров часто возникали трудности комплектования составов полиции, поэтому «требование о наборе в городовые грамотных людей оставалось в Сибири лишь пожеланием».

Полицейская служба привлекала, прежде всего, лиц, не имевших должного образования, чинов и званий, а, следовательно, тех, у кого не было возможности заниматься иной профессиональной деятельностью. В полицию также устраивались переселенцы и выходцы из других регионов, которые рассчитывали в Сибири добиться быстрого карьерного роста. А небольшое жалование полицейских приводило к текучести кадров, халатному отношению к службе, а также развитию коррупции в их среде. Один из писателей считал местных полицейских «плохо подготовленными, подчас малоразвитыми, с эластической нравственностью, допускавшей их делать вопиющие злоупотребления».

Можно заключить, что реформы 1902-1914 гг. не дали ощутимого эффекта. Полиция в городах региона в связи с не укомплектованностью кадрами, отсутствием системы профессиональной подготовки служащих и низким уровнем их социальной защищенности, не справлялась с поставленными перед ней задачами.

Источник: Храмцов А.Б. «Реформирование полиции в городах Западной Сибири в начале ХХ века».

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Октябрь 2024 (12)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (39)
Июль 2024 (49)
Июнь 2024 (33)
Май 2024 (42)
Календарь
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.