Тюменские беспризорники и безнадзорники в годы войны

Опубликовал: lomsecret, 24-08-2020, 13:31, Путешествие в историю, 644, 0

В годы Великой Отечественной войны одной из основных проблем, как для города Тюмени, так и для всей страны являлась детская безнадзорность и беспризорность. По данным органов народного просвещения, только за два первых военных года связь с родителями вследствие эвакуации потеряли почти 200 тыс. детей. К концу войны насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без родителей, а после войны общая численность осиротевших детей достигла 3 млн. человек.

Данная ситуация привела к увеличению количества преступлений, совершённых подростками по всей стране. Так, по сравнению с 1941 г, в 1942 г.. оно увеличилось на 61%, в 1943 г. – на 180,6%, в 1944 г. – на 192,3%.

В октябре 1941 г. Исполнительный комитет Тюменского городского Совета отметил рост беспризорности и безнадзорности в городе. Было решено обязать заведующую Гороно, директоров школ, предприятий и культурных учреждений (кинотеатр «Темп» и драмтеатр) расширить учебно-воспитательную и культурно-просветительскую работу среди несовершеннолетних в школе и за её пределами.

В январе 1942 г. вышло постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», которое придало этой проблеме государственный статус. Согласно ему, создавались специальные органы по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью – комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей. На общесоюзном уровне ее руководителем стал А.Н. Косыгин.

Ответственность за ситуацию с беспризорностью была возложена на председателей исполкомов городских Советов, которые должны были обеспечить устройство детей, оставшихся сиротами или потерявших родителей при переезде в другую местность. Одним из способов устройства детей было патронирование их со стороны предприятий города. Но не все предприятия, взяв на себя обязательства, справлялись с ними. Так, в докладной записке председателю Тюменского горисполкома Загриняеву, датированной 27 апреля 1943 г., отмечалось, что воспитанники лесозавода «Республиканец» и кирпичного завода «Труд» жили в плохих условиях, а вследствие разбазаривания средств директором ФЗО № 4 в 1943 г. из училища бежали 135 человек.

В сентябре 1942 г. на заседании бюро Тюменского горкома ВЛКСМ был принят целый ряд практических решений, направленных на борьбу с беспризорностью и безнадзорностью. Были созданы 3 бригады по борьбе с этими проблемами. Их задача заключалась в систематическом наблюдении и обходе, вместе с сотрудниками милиции, мест скопления беспризорников и безнадзорников. Они должны были обеспечивать доставку подростков в детприёмник НКВД, работу которого они тоже должны были проверять и, если необходимо, оказывать практическую помощь. Но работа этих организаций налаживалась медленно.

С беспризорниками справлялись с трудом. Известно, что в Тюмени они часто проникали в столовую, открытую для детей фронтовиков, где занимались тем, что обижали столующихся детей и воровали у них талоны на еду. Это была месть за собственное голодное состояние.

20 января 1943 г. вышел приказ СНК РСФСР «О сети детских комнат при органах милиции НКВД СССР на 1943 год». Теперь в этих детских комнатах должна была быть сосредоточена работа по регистрации беспризорных, их устройству, поиску родителей. В Тюмени, не смотря на крайнюю срочность организации детской комнаты, она была открыта только в феврале 1943 г., а функционировать начала ещё позже из-за сложностей с переоборудованием выделенных помещений.

Согласно уже упоминавшейся выше докладной записке Загриняеву за период с 15 марта по 15 апреля 1943 г. сотрудниками был доставлен в детскую комнату 101 несовершеннолетний, при этом 41 подросток являлся беспризорным, а 39 детей учились в школе. Это означает, что учебными заведениями ещё не была выработана система внешкольных и внеклассных мероприятий, которые бы формировали досуг подростков.

Летом ситуация серьезно усугублялась. Данные архива показывают, что несовершеннолетние бежали чаще всего вдвоем. Большинство из них являлись эвакуированными, их родители находились на фронте, а других родственников у них не было. Так, в августе 1942 г. сотрудники милиции неоднократно задерживали несовершеннолетних беспризорников на тюменском колхозном рынке, где можно было добыть еду, в том числе и с помощью воровства.

С 1942 г. ситуация начинает ухудшаться. Значительно увеличивается количество заявлений в органы милиции по поводу поиска и ареста несовершеннолетних преступников. Самым распространённым видом правонарушения среди подростков являлась кража, а вызвано это было реалиями военного времени, когда продукты питания становились самым ценным товаром. Поэтому воров интересовали хлебные карточки и деньги, а всё остальное (документы, вещи, одежда) не имело для них большого значения.

Согласно данным городского отдела НКВД в Тюмени в период с июня по октябрь 1942 г. было зарегистрировано 28 преступлений, в которых непосредственное участие принимали не только беспризорники, но и дети, имеющие родителей и место жительства. В основном, правонарушения совершали подростки, родившиеся в 1926–1927 гг., но также зафиксирован случай, когда виновником был 10-летний ребенок.

К августу 1942 г. сформировалась картина мест, где в Тюмени орудовали несовершеннолетние карманные воры: сад им. Ленина; кассы кинотеатра «Темп»; колхозный рынок; сад им. Шверника. Случались кражи в магазинах, на почте.
Намного меньше краж было с государственных предприятий и учреждений. На них чаще всего воровали продукты питания, одежду или спирт, которые потом либо продавали, либо оставляли себе для личного пользования.

Что касается других видов преступлений (убийства, занятие проституцией, грабежи и др.), где были бы замешаны подростки, то с июня по октябрь 1942 г. был зарегистрирован только 1 случай: 7 июля 1942 г. две девочки 1926 года рождения, взломав квартиру, ограбили ее.

Характер и тяжесть преступлений значительно изменились в 1943 году. Теперь объектами краж всё чаще становились государственные предприятия и учреждения, поэтому значительно возросло количество краж с взломом и грабежей.
В многочисленных докладных записках председателю горисполкома Загриняеву говорится о задержании несовершеннолетних воров, ранее судимых, которые объединялись в группы от 3 до 6 человек и занимались подобного рода делами. Участниками таких преступных объединений становились как коренные жители Тюмени, так и уроженцы других городов, например, Ленинграда.

В докладной записке Загриняеву «О преступности среди несовершеннолетних по городу Тюмени по состоянию на 20 августа 1943 г.» приведена основная статистика этой проблемы. Во II-м квартале 1943 г. было изъято с улицы 295 беспризорных и безнадзорных детей. Из них 35 человек были привлечены к уголовной ответственности, в основном за кражи (21 случай). В III-м квартале было выявлено 184 безнадзорных ребёнка, из которых к уголовной ответственности было привлечено 57 человек.

Самым главным видом правонарушений у несовершеннолетних продолжают оставаться кражи, другие же разновидности уголовных преступлений представлены единичными случаями, в частности, хулиганством. Связано это, прежде всего, с тем, что целью беспризорников являлась добыча продуктов питания, денег, а в преддверии осени и зимы ещё и тёплых вещей.
В донесениях говорится о попытках немедленно продать краденое на базаре, что говорит о вынужденном характере кражи для приобретения необходимых товаров. Большое количество неудачных попыток продать краденые вещи свидетельствует, прежде всего, о непрофессионализме воров и об усилении контроля милиции над возможными точками сбыта такой продукции.

В 1944 г. ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Но, при этом, согласно документам, сохранившимся в архиве, проблемы беспризорности и безнадзорности всё ещё оставались актуальными. Так, на заседании исполкомов Тюменского городского и районного Советов в феврале того же года отмечалось, что в городе наблюдается большое количество безнадзорных (134) и беспризорных детей (22). Все несовершеннолетние согласно учёту, произведённому Гороно, нуждались в одежде и обуви.

Участились и детские приводы в милицию, так, за январь 1944 г. было зафиксировано 102 таких случая. По результатам расследований правонарушений, совершённых подростками, к ответственности было привлечено 39 человек. Поэтому, в конце, заседания, были приняты решения, направленные на ликвидацию этих явлений: Во-первых, планировалось усилить работу по организации детского досуга. Для этого же было принято решение об открытии к 1 марта 1944 г. в Тюмени Дома пионеров.

Во-вторых, предписывалось обеспечить своевременное устройство, в том числе и трудоустройство, всех несовершеннолетних, оставшихся без родителей, не допуская оставления детей безнадзорными. Согласно этому же решению руководители предприятий должны принимать на работу детей с 14-летнего возраста, выпускаемых из детдомов или детприёмников и обеспечивать их общежитием.

В-третьих, намечалось организовать справочный стол, где будут в обязательном порядке регистрироваться все беспризорные и безнадзорные дети, с целью помощи поиска родителей.

Этот документ свидетельствует о том, что меры, которые были приняты годами ранее, не принесли положительных результатов. По-прежнему существовали проблемы с трудоустройством детей, улучшением их жилищных и бытовых условий, профилактикой подростковых преступлений и т.д. Однако в ходе массовой реэвакуации шёл процесс сокращения населения, в том числе и детей. Так, на 1 апреля 1943 г. в Западной Сибири насчитывалось 359,9 тыс. эвакуированных детей. В Омской области их числилось на это время 106,9 человек. К 1 января 1944 г. их численность составляла уже 66,4 тысячи. В силу этого значительно ослабевало перенаселение края и, в частности, нашего города. Теперь, благодаря уменьшению количества жителей и отсутствию новой волны эвакуации, ослабевали многие проблемы, в том числе и такие как беспризорность и безнадзорность.

Документы свидетельствуют о существовании проблем безнадзорности и преступности среди коренных тюменцев. Но в воспоминаниях тюменских детей фронтовой поры сохранилось представление о полном отсутствии беспризорности и безнадзорности: «И тогда, в тех условиях, ведь не было бездомных, попрошаек и т.д. Открывались детские дома, все были пристроены», – вспоминала В. Н. Кубочкина.

Местные дети в годы войны чаще оказывались объектами коллективного воспитания сослуживцев родителей, соседей. Вспоминала жительница Тюмени Л. П. Прокофьева: "Когда мама с учениками уезжала на уборочную, у меня дома дежурили учителя. Они приходили на ночь или брали меня к себе, и я до сих пор, проходя мимо того или иного дома, вспоминаю, что меня здесь кормили (не помню чем, но помню, что кормили)".

Таким образом, в силу ряда причин в Тюмени в годы войны значительно вырос уровень беспризорности и безнадзорности, наивысшей точкой которого является 1943 год. Местные власти смогли улучшить ситуацию только с 1944 года. Увеличение беспризорности и безнадзорности привело и к росту детской и подростковой преступности. Главным видом правонарушений являлась кража, которую совершали из-за тяжёлых материальных условий. Со временем они стали объединяться в преступные группы для совершения грабежей и краж с взломом. Начавшийся процесс реэвакуации позволил местным властям более эффективно бороться с беспризорностью и безнадзорностью.

Источник: Д.А. Вычеров. «Проблема детской беспризорности и безнадзорности в годы Великой Отечественной войны (на материалах Тюмени)»

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2023 (54)
Февраль 2023 (45)
Январь 2023 (21)
Декабрь 2022 (20)
Ноябрь 2022 (39)
Октябрь 2022 (4)
Календарь
«    Март 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.