Курганские строители в годы Великой Отечественной войны

Опубликовал: zampolit, 11-08-2020, 19:17, Великая Победа, 65, 0

На момент образования Курганской области строительство здесь велось в основном хозяйственным способом силами промышленных предприятий, машинно-тракторных станций, рабочими колхозов и совхозов. Только особо важные объекты строили подрядные организации, входящие в состав Уральского окружного военно-строительного управления Главвоенстроя при Совете народных комиссаров СССР.

Это были:
- Участок военно-строительных работ № 294 (УВСР-294), располагавшийся на станции Чумляк Южно-Уральской железной дороги.
- Участок военно-строительных работ № 296 (УВСР-296), базировавшийся на станции Просвет.
- Участок военно-строительных работ № 299 (УВСР-299), организованный в Кургане.

В Шадринске была организована объединенная строительно-монтажная часть № 70 (ОСМЧ-70) в составе СУ № 2 Наркомата строительства и воинские подразделения - строительные колонны №№ 1395, 1396 и 33 OCР.

После создания области военстрои, располагавшиеся на ее территории, были собраны в одну организацию под «крышей» УВСР-299. Она и стала первой крупной по тем временам подрядной хозрасчетной строительной организацией, положившей начало строительной отрасли Зауралья.

С переходом экономики страны на мирные рельсы из названия организации исчезло слово «военное», изменилась и нумерация, и с марта 1948 года она стала Управлением начальника работ № 236 (УНР-236).

А вскоре на основании приказа № 484 Министерства строительства предприятий машиностроения СССР от 4 ноября 1950 года и в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 30 октября 1950 года на базе УНР-236 был организован строительный трест № 74, который сегодня носит название Открытого акционерного общества «Промстрой».

Первой «точкой приложения» сил УВСР-299 в 1942 году стало строительство Курганского механического завода № 603 Наркомата боеприпасов СССР. 10 марта 1942 года - в день издания приказа о создании новой подрядной организации - в Курган прибыл интендант первого ранга П.Н. Алехин, назначенный начальником, а следом за ним - группа строителей из 183 человек.

Начинать военным строителям пришлось на голом месте. Никакой базы не было и в помине. В спешном порядке приступили к оборудованию площадки для складирования прибывавшего оборудования эвакуированного из-под бомбежек предприятия. Затем сразу навалился груз первоочередных дел, ни одно из которых отложить было нельзя: устройство надежного ограждения, проходных, оборудование систем освещения, отопления, вентиляции, водопровода, овощехранилища и туалетов.

В первый год своего существования УВСР-299 выполнило строительно-монтажных работ на 2657,7 тысячи рублей, из них 1794,8 тыс. рублей - на строительстве завода № 603, 739,8 тыс. рублей - склада-мастерских № 138 и 82,6 тыс. рублей - на собственных объектах. Ввод в эксплуатацию новых площадей составил 1074 кв. метра и 4231 кв. метр производственных площадей был реконструирован.

Балансовая комиссия Уральского окружного строительно-монтажного управления Военпромстроя СССР признала работу новой организации неудовлетворительной, однако отметила хорошее качество введенных в эксплуатацию объектов. Иными словами, коллектив сработал неплохо, но от него по условиям сурового военного времени требовали большего. Через три месяца после создания области на областном совещании работников промышленности, транспорта и строительства была поставлена задача: «Время не терять, строить быстрее, лучше, экономнее».

Уже в этом страшном для страны 1942 году была поставлена цель возводить важнейшие объекты скоростным методом. Задача сокращения сроков строительства была поставлена перед коллективами УВСР-299, УВСР-296 и ОСМЧ-70, возводившими предприятия, выпускавшие продукцию для фронта.

От людей требовали невозможных в другое время темпов и повышенной работоспособности, и они отдавали все, что могли, рискуя своим здоровьем, стремились отыграть у торопливого времени хоть день, хоть час.

На этой волне крепко закрученного энтузиазма военного времени поднялись и главные города области - Курган и Шадринск.

До 1940 года Курган был незаметным городком Челябинской области. Его потенциал представляли машиностроительный завод (ныне ОАО «Кургансельмаш») - старейшее предприятие города, имевшее статус флагмана курганской промышленности; спиртзавод, пивоваренный, кожевенный, ликероводочный заводы, мясокомбинат и райпромкомбинат.

От того, что в 1941 и 1942 годах сюда были эвакуированы из центра страны 10 промышленных предприятий (из них 8 - с коллективами), во главе которых стояли сильные руководители и опытнейшие инженерно-технические работники, Курган получил не только дополнительный объем тяжелейшей работы, но и импульс для развития собственной промышленности. То, что в военные годы объем промышленного производства в целом по области возрос в пять раз по сравнению с 1940 годом, автоматически перевело Курган и область из сельскохозяйственных в промышленные.

В 1945 году в Кургане было уже 30 предприятий с численностью работающих 8038 человек, то есть количество предприятий выросло вдвое, а численность работающих - вчетверо. Удельный вес продукции предприятий оборонной промышленности с 32,9 процента в 1941 году к 1944 году вырос до 85,1 процента. Только в течение 1941 года в Кургане были размещены, достроены и запущены в эксплуатацию шесть «номерных» предприятий Наркомата обороны - №№ 603, 707, 709, 761, склад-мастерские № 138 и десять предприятий разных ведомств, поставлявших на фронт обмундирование, лекарства, продовольствие.

Эвакуированные люди дали импульс не только к развитию в области собственной промышленности, но и породили тягу к образованию. Поэтому к 1944 году в Кургане число школ увеличилось на две единицы (22), был открыт сельхозинститут, агрозоотехникум, медшкола, партшкола, школа ФЗО и три ремесленных, а также железнодорожное училище.

Но война «подтянула» лишь промышленность Кургана. Социальное же его обустройство хромало на обе ноги: улицы находились в непроезжем состоянии, особенно в весеннюю и осеннюю распутицу, водопровод и канализация отсутствовали, не было и тротуаров. В таком же состоянии находился и Шадринск.

Все это свидетельствует о том, что у строителей в послевоенное время работы было - край непочатый. Ведь предстояло заново отстроить и захиревшие в годы военного лихолетья села области.

В 1942 году в Шадринске насчитывалось 18 промышленных предприятий и 9 промышленно-кустарных артелей. Кроме того, заработали шесть эвакуированных и размещенных здесь заводов, которые уже в первом полугодии 1942 года дали продукции на 24727,9 тысячи рублей в то время, как все остальные предприятия - лишь на 14423,8 тыс. рублей.

Шадринское городское хозяйство имело одну баню, 7 парикмахерских на 26 кресел, одну прачечную на семь корыт, строительную контору и городскую больницу на 250 коек, в которой в годы войны разместился военный госпиталь № 3108. Кроме того, в городе имелся роддом на 50 коек, 9 здравпунктов (4 - в городе и 5 - заводских), кожно-венерический и туберкулезный диспансеры, 2 санбаклаборатории. Система образования была представлена двумя институтами - педагогическим и филиалом Уральского политехнического и двумя техникумами - финансовым и машиностроительным с общим числом студентов 837.

За время войны в Шадринске было построено новых и реконструированных под новое производство промышленных площадей 27759 кв. метров и 13289 кв. метров жилья.

И здесь все шло по тому же «сценарию», что и в Кургане: у задавленной войной страны сил хватало только на промышленность, которая вооружала, обмундировывала и кормила фронт. Поэтому к первой мирной весне 1945 года городское хозяйство Шадринска представляло собой очень грустную картину: заборы, тротуары, мостики через болота обрушились, остальное благоустройство находилось практически на нулевой отметке.

За 2 года существования области статус городов получили районные центры Шумиха, Петухово, Катайск, а райцентры Далматово, Лебяжье, Макушино, Варгаши, Куртамыш, Юргамыш, Мишкино стали рабочими поселками. Они тоже требовали к себе внимания строителей.

Поэтому строителям предстояло выполнить значительные объемы работ на расширении мощностей промышленных предприятий, возведении жилья, объектов коммунального хозяйства, благоустройстве городов, рабочих поселков, сел и деревень. Народ хотел ходить в кино и театры, в магазины, рожать детей, учить и воспитывать их. Поэтому нужны были и роддомы, и больницы, и школы, и магазины, и столовые.

Масштаб задач был так велик, что, поскольку профессиональных строителей не хватало, в их качестве выступали все. Курганский завод № 707 хозяйственным способом, то есть силами своих рабочих, построил цех сельскохозяйственного машиностроения площадью 2460 кв. метров, кузнечный цех (1020 кв. м), раскройный (382 кв. м) и обрубочный (810 кв. м) цеха. Кроме того, этим же коллективом были выполнены пристрои к цехам № 1,2,3 (2550 кв. м), построен железнодорожный путь (1км), 5,5 км линий электропередачи, общежитие (1284 кв. м), заводоуправление и столовая (668 кв. м). Курганский завод № 709 своими силами расширил производственные площади на 1798 кв. метров, кроме того, восстановил 1877 кв. метров старых площадей.

На пущенной в эксплуатацию в 1937 году Курганской ТЭЦ за годы войны были введены в эксплуатацию котлы №№ 3 и 4, брызгальный бассейн № 2 и турбина СК-35 мощностью 3500 киловольт. Были построены и высоковольтные линии, что позже позволило запитать электроэнергией эвакуированные из центра страны заводы, которые впоследствии стали основой промышленности области.

За железнодорожным полотном в северной части Кургана в годы войны вырос новый, хорошо оснащенный по тем временам, Курганский механический завод № 603 с жилым поселком и социальными объектами, построенными коллективом УВСР-299.

За 1942-1944 годы Военстроем-299, как его называли в городе, на заводе № 603 были возведены 10 цехов общей площадью 12000 кв. метров, 5300 кв. метров жилья для заводчан, столовая, клуб, баня и другие объекты соцкультбыта.

Наряду с заводом № 603 огромное значение придавалось и строительству эвакуированного в Курган склада-мастерских № 138 Наркомата обороны, разместившегося на территории ликероводочного завода (до недавнего времени здесь был «прописан» Курганский завод дорожных машин). В годы войны склад-мастерская № 138 выпускал для фронта противогазы. Участвуя в размещении и расширении площадей этого непривычного для Кургана предприятия, УВСР-299 построил для него хранилища и проходные, оборудовал пожарные водоемы, провел реконструкцию цеха, размещавшегося на трех этажах.

Комплектующие для этого предприятия поставляли курганские артели «Новость», «Новый быт», «Универсал», которые шили сумки для противогазов. Часть комплектующих поставляло Главное управление химобороны СССР.

Кроме этих двух курганских заводов, УВСР-299 строило объекты Наркомата обороны на станциях Иковка, Просвет, Чумляк, где работали коллективы строительных площадок с опытными инженерами и руководителями.

В Шадринске военные строители в годы войны на площадке Шадринского автоагрегатного завода имени Сталина сдали 13332 кв. метра промышленных площадей, кроме того, реконструировали помещения для размещения прибывавшего из центра страны оборудования.

В одном из архивных документов, относящемся к 1943 году, приведен перечень объектов, которые предстояло построить на автоагрегатном заводе:
- закончить и сдать под монтаж оборудования литейный цех;
- закончить строительство термического цеха с котельной;
- закончить строительство деревообделочного цеха;
- закончить строительство железнодорожной ветки Шадринской ГЭС от станции Шадринск до ШААЗа;
- выполнить работы по строительству котельной, подстанции и перегородок;
- выполнить канализацию, электромонтаж и отделку радиаторного цеха;
- вести работы на строительстве главного корпуса, склада спецвеществ и здания ОТК.

Все эти объекты были построены за два военных года. Кроме того, были введены сборочный цех на Варгашинском заводе противопожарного оборудования, новые электростанции на Петуховском литейно-механическом, Катайском насосном и Шумихинском машиностроительном заводах.

Итак, промышленность городов развивалась, а коммунальное хозяйство городов и сел за годы войны пришло в упадок.

Но, создавая в 1943 году облстройтрест, Министерство жилищно-гражданского строительства РСФСР опять-таки делало ставку на строительство крупных промышленных объектов и объектов социальной сферы. Организовав в Кургане строительный трест, министерство и местные власти возлагали на него большие надежды. Считалось, что он один решит все проблемы региона, причем сразу. Однако этого не произошло. Во-первых, из-за недостаточной мощности самого министерства, которое не сумело обеспечить новоиспеченному тресту ни базы, ни кадров инженерно-технических работников, ни сети строительных подразделений, ведающих комплектацией и строительством объектов. Всем этим пришлось заниматься «на марше», в ходе выполнения нереальных планов для организации, не имеющей возможности работать в заданном министерством ритме.

Все кончилось тем, что он стал заниматься лишь ремонтными работами помещений для областных и городских организаций в Кургане.

Строительная организация, которая, подобно Атланту, взвалит на себя основной объем строительства в области и послужит родоначальницей всех других подрядных организаций Зауралья, будет создана только в 1950 году.

Но и облстройтрест, созданный в 1943 году, много сделал для развития Кургана и области, хоть и не стал, как мыслили его создатели, ключевой фигурой в формировании строительной отрасли Зауралья.

До 1954 года облстройтрест находился в ведении министерства жилищно-гражданского строительства РСФСР, к тому времени он уже именовался трестом «Кургангражданстрой».


Затем приказом по министерству от 5 октября 1954 года трест «Кургангражданстрой» стал именоваться трестом «Курганстрой» и перешел в подчинение министерства городского и сельского строительства РСФСР.

С названиями строительных организаций и растасовкой их по ведомствам была полная неразбериха. Не зря ОАО «Промстрой» убрало из своего названия все «привязки» к местности, потому что одно и то же название в разные годы носили разные организации. Например, «Кургангражданстрой» был в названиях и специализированного на ремонте облстройтреста, и строившего в областном центре жилье и объекты соцкультбыта треста, который «родился» на полтора десятилетия позже своего полного «тезки». Название «Курганстрой» в разные годы носили тоже по крайней мере 4 организации, последняя из них - территориальное строительное объединение «Курганстрой». То же самое касается и названия «Курганпромстрой». Его носили три организации, имевшие разные точки приложения своих сил и работавшие в разные годы.
На переименовании облстройтреста, ставшего «Курганстроем», его путешествие по министерствам и ведомствам не закончилось. С 1957 г. по 1962 г. он находился в подчинении Курганского облисполкома. В 1963 году его «забрал» Главюжуралстрой министерства строительства РСФСР, а в 1964 году передал его министерству сельского строительства РСФСР. «Следы» «Курганстроя» теряются на пороге Курганского управления сельского строительства, в состав которого коллектив влился в 1967 году.

Сохранился план работы облстройтреста на второй квартал 1944 года, который составлял 650 тысяч рублей, и набор работ, и список объектов, на которых предстояло работать. Среди них указаны: реконструкция здания бывшей столовой под кинотеатр, окончание строительства здания школы ФЗО № 2, 6-квартирный дом на углу улиц Володарского-Горького, здание по улице Гоголевской, ремонт здания горкома ВКП(б), объекты собственного строительства (общежитие, стройдвор, участок для ремонта транспорта и инвентаря).

Этот документ подтверждает большой вклад облстройтреста в ремонт и строительство непромышленных объектов, основную часть которых составляли те, что служили непосредственно людям, делали их жизнь более благоустроенной. В большинстве случаев это были здания-времянки, но они честно служили людям и скрашивали жизнь в самое тяжелое для страны и каждого ее гражданина время.

Существует приемо-сдаточный акт от 27 февраля 1945 года, в котором зафиксирована сдача в эксплуатацию облстройтрестом в Кургане здания на участке № 47 по улице Куйбышева, которое было приспособлено под театр. В акте указано, что строительство театра было начато в августе 1944 года. Полезная площадь здания составляла 1769 кв. метров, фундаменты были выполнены из бутового камня, полы были настелены деревянные, перегородки тоже выполнили из дерева, засыпав пустоты шлаком. Отопление было водяное по системе «Стребель» с прокладкой 35 метров ребристых труб. В составе комиссии были главный инженер треста В.М. Иванов, начальник ПТО В.Н. Васильев, прораб В. И. Ярлыков. Объект принимал директор драмтеатра Л. Д. Михайлов.

Рождению Курганского театра драмы, тоже способствовали эвакуированные. 22 октября 1941 года в Челябинск был эвакуирован Московский Художественный Академический Малый Театр, который занял помещение Челябинского областного драматического театра. «Выселенные» челябинцы разместились в Шадринске. 1 февраля 1942 г. - дата рождения драматической труппы, которая с организацией Курганской области из Шадринска была переведена в Курган и положила начало областному театру драмы. Вот для этих талантливых людей и построил облстройтрест временное здание театра. Шадринск тоже не остался без своего театра, который тоже получил свое здание и открылся в 1945 году.

Кроме театра, в 1945 году облстройтрест сдал каркасно-засыпные дома на земельном участке № 80 по улице Пролетарской. Это было хоть временное, но все-таки решение жилищной проблемы.

В этом же году среди строящихся объектов значились пристрой к облисполкому, ремонт здания обкома ВКП(б) и НКГБ. Все это тоже были здания-времянки. «На века» мы начнем строить значительно позже.

Итак, в военные годы социальную сферу городов пытались улучшить за счет возведения временных сооружений. Под это отпускались значительные средства, но облстройтрест их освоить не мог, поскольку не обладал достаточными мощностями. Такими возможностями обладали военстрои, но они были заняты на возведении оборонных объектов.

Поэтому в марте 1945 года секретарь обкома ВКП(б) С. А. Дерябин на областной партконференции оценивал работу по благоустройству городов очень критически. «При образовании Курганской области, - говорил он, - правительство нам отпустило 20 миллионов рублей капвложений для того, чтобы улучшить облик наших городов. Но за эти два года жизнь населения в наших городах мало изменилась. Из 20 миллионов рублей капвложений использовано только 5 миллионов, или 25 процентов. В 1943 году в Кургане должны были построить 10 жилых домов площадью 6 тысяч квадратных метров, гостиницу на 80 номеров, общежитие ФЗО и другие объекты. Ничего из этих объектов в течение года построено не было. В 1944 году снова были выделены средства и материалы для строительства гостиницы, 6-квартирного каменного дома, двух 18-квартирных деревянных домов и двух сборно-щитовых домов. И снова - ничего. За эти два года удалось лишь реконструировать и приспособить два здания - под облисполком и обком ВКП(б), разместить областной драмтеатр, кинотеатр, построить небольшой дом по улице Гоголя, проложить 8,3 км водопровода. Плохо справился со своей задачей облстройтрест, который из 7 миллионов рублей освоил всего 2 миллиона рублей, или 29 процентов».

На областной партконференции среди задач на 1945 год строителям облстройтреста вменили в обязанность построить хирургическое отделение областной больницы, 8-квартирный деревянный дом, 6-квартирный щитовой дом, гостиницу, удлинить городской водопровод на 3,5 километра.

В порядке помощи облстройтресту Курганскому горисполкому предлагалось в марте-апреле 1945 года организовать мощную ремонтно-строительную контору, чтобы оставить тресту только строительство, освободив его от ремонта.

Кроме того, городские власти предприняли меры по улучшению оснащенности треста. За ним закрепили 30 грузовых автомашин, выделили автомастерские. Коллектив построил и оборудовал свою контору, общежитие, столовую, магазин. Был организован ОРС. Для транспортных нужд тресту выделили 100 лошадей. Был укреплен руководящий состав организации, провели и набор рабочих. Решился вопрос с поставкой необходимых материалов, на добывание и доставку которых мобилизовали 20 советских и партийных работников, которые с этой целью выехали в соседние области.

Большой радостью для горожан был ввод в действие кинотеатра имени Ленинского комсомола. Городские киноманы теперь имели два кинотеатра (вместе с «Прогрессом») и с удовольствием ходили на сеансы, пробираясь по грязным неосвещенным улицам Кургана.

За 1943-1944 годы в области была построена линия связи Курган - Кособродск - Чаша, что связывало Курган с Шадринском напрямую. Это была очень трудоемкая работа, включившая прокладку 274 км магистральных линий связи и 480 км - разводящих сетей. И данная новостройка сразу же отразилась на деловой жизни области - теперь все вопросы решались не со скоростью конной повозки, с трудом пробиравшейся по плохим дорогам, а со скоростью, с которой оператор связи соединял двух абонентов.

Объекты строились в трудное время, с большим напряжением, а иногда - и с явным нежеланием. Например, вопрос о строительстве драматического театра по улице Куйбышева не раз заслушивали на заседаниях горкома партии и горисполкома, отмечали слабую работу облстройтреста (управляющий трестом Морозов) на этом объекте и всем миром помогали - отвлекали с «оборонки» военных строителей, забирали специалистов из других ремонтных контор, привлекали в качестве подсобных рабочих людей с предприятий и из организаций города.

Словом, города области потихоньку строились. И уже на этом начальном этапе отмечалась нехватка специалистов строительного дела. Поэтому комплектацию облстройтреста взяли в свои руки местные власти. Они объявили мобилизацию в Кургане с тем, чтобы привлечь на стройки областного центра 50 специалистов и 100 разнорабочих. В районах области планировалось собрать 75 специалистов и 150 разнорабочих. Привлекались к работе на стройках города и заключенные (75 человек). В школе ФЗО намечалось подготовить 150 специалистов- строителей.

Очень много зависело от транспортных организаций. Ведь за исключением леса и кирпича все строительные материалы шли в область из других регионов. Поэтому в качестве одной из задач по наращиванию объемов строительства в области была организация бесперебойной разгрузки железнодорожных вагонов со строительными грузами.

Строители старались в меру сил и умения, но власти проявляли нетерпение, им хотелось более высоких темпов. 22 сентября 1944 года Курганский горком партии, заслушав отчет заведующего горкомхозом Апанасенко о ходе работ по благоустройству Кургана, отметило недостатки:

«Работы по подключению городского водопровода к продольному железнодорожному водопроводу не ведутся. Дороги и тротуары приводят в порядок медленно, дорожная техника вышла из строя и не ремонтируется. Ремонт электросетей города ведется неудовлетворительно, центральные улицы города не освещены, за исключением улицы Советской».

Поэтому было принято решение:
«Благоустроить со сплошной подсыпкой шлаком улицу Советскую - от Красноармейской до Савельева, улицу Гоголя - от Ленина до Красноармейской, улицу Красноармейскую от улицы Гоголя до улицы Куйбышева, один квартал улицы 1-й Заводской и два квартала улицы Пичугина».

Торопливость и напор властей на строителей были вполне понятны: до 1944 года в Кургане из 60 км улиц пригодны для проезда были только 3 км. Помимо этого, улицы были заболочены, завалены хламом и навозом, который годами не убирался. Тротуаров, по существу, не было.

В тылу не затихавшей войны после постановления ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР от 1 сентября 1942 года начали восстанавливать заводы сельскохозяйственного машиностроения и строить новые.

В 1942 году на базе завода № 707 «Уралсельмаш» в Кургане (ныне «Кугансельмаш») развернулось строительство нового завода общим строительным объемом 20 млн. рублей. Открылась вторая грандиозная по тем временам строительная площадка в 38 тысяч квадратных метров и мощностью 28 тысяч единиц машин в год. Основной продукцией нового предприятия намечалось сделать выпуск сортировок «Клейтон», конных молотилок и кормозапарников. Проектом предусматривалось строительство заводской ТЭЦ мощностью 2000 квт.

Правительственным заданием устанавливалось до июня 1944 года выполнить высоковольтные линии электропередачи протяженностью 2 км. Деревообрабатывающий цех с сушильными камерами предстояло запустить в июле 1944 года. В том же месяце необходимо было сдать корпус вспомогательных цехов площадью 2800 кв. метров. В августе намечалось построить заводской водопровод протяженностью 1 км, механический и кузнечно-прессовый цеха. В сентябре предстояло завершить строительство механосборочного и литейного цехов, системы заводской канализации (1 км), железнодорожной ветки (1 км) и безрельсовых дорог 1,5 км. В ноябре первый ток должна была дать Центральная заводская станция с котельной. Все это следовало сделать в оговоренные сроки с тем, чтобы со второго полугодия 1945 года до конца года выпустить 5 тысяч сортировок и 1500 молотилок, а в 1946 году выйти на проектную мощность.

Такой огромный объем работ должен был базироваться на хорошем снабжении строительными материалами. Поэтому постановлением ЦК ВКП (б) и Совнаркома Курганский облисполком обязали в первоочередном порядке комплектовать этот объект местными строительными материалами. Наркомату путей сообщения было приказано сформировать «вертушку» из 30 вагонов для перевозки материалов на строительство завода.

В соответствии с этим постановлением 10 января 1944 года начальник Главвоенстроя при СНК СССР Прокофьев, в чьем ведении был УВСР-299, и нарком минометного вооружения СССР Першин, в чьем ведении был завод № 707, приняли совместное решение по обеспечению строительства завода № 707.

Генеральным подрядчиком по строительству объектов завода № 707 был утвержден курганский участок военно-строительных работ № 299 (УВСР-299) Уральского окружного военно-строительного управления Главвоенпромстроя при Совете Народных Комиссаров СССР.

19 марта 1944 года генподрядчик получил от заказчика первые чертежи - на устройство фундаментов деревообделочного цеха - и начал работу два дня спустя - 21 марта 1944 года.

К моменту выдачи строителям технической документации на возведение первого объекта завода № 707 коллектив УВСР-299 уже многое сделал для развития своей производственной базы в районе деревни Галкино, приближенной к строительству завода. Военные строители нашли подходящие здания и приспособили их для столовой на 700 «едоков» и общежития на 350 мест. Кроме того, люди были размещены в двух каркасно-засыпных помещениях, с общей вместимостью 500 человек. Для хранения материалов были построены центральные материальные склады и склады для сыпучих материалов. К базе подвели высоковольтную электролинию и установили трансформатор на 100 кВ. Для разгрузки материалов, прибывших в адрес УВСР-299, была подведена железнодорожная ветка протяженностью 450 метров. Вдобавок под начало строителей был на договорных началах передан кирпичный завод «Гигант», расположенный в Глинках.

Начинали строительство завода № 707 352 работника УВСР-299 с «автопарком» в 4 автомашины и 14 лошадей. Позже в коллектив влились 500 человек, мобилизованных на стройку по линии областного военкомата, и 117, собранных из районов области облисполкомом. Благодаря такой солидной подпитке был укомплектован специалистами аппарат строительства, организованы лесозаготовки и вывозка леса на строительство завода.

За 1944 год на строительстве завода № 707 был выполнен объем работ на 2462 тысячи рублей при плане 4500 тысяч рублей, или 55 процентов от плана. То есть были созданы предпосылки для срыва правительственного задания.

Основной причиной этого было отсутствие скоординированности в работе всех звеньев строительного механизма, неумение принимать нужные управленческие решения и работать со смежниками. В связи с этим проводили различные совещания, шла «оживленная» переписка на уровне Госплана и СНК СССР.

31 марта 1945 года по строительству завода № 707 прошло совещание, на котором присутствовал начальник управления капитального строительства Наркомата минометного вооружения СССР С.И. Зайцев. Разговор о ходе работ и о проблемах стройки вели директор завода № 707 А. К. Генкин и начальник ОКСа этого предприятия Л.А. Кацович, старший инженер-диспетчер Уральского окружного военно-строительного управления Главвоенпромстроя при СНК СССР Заложнев, начальник Курганского УВСР-299 С.С. Завин и начальник производственно-технического отдела этой организации В.Д. Клюев.

Поскольку практика одновременной работы на всех объектах промышленного комплекса себя не оправдала из-за недостатка материалов, автотранспорта и несвоевременной поставки проектно-сметной документации, на совещании была определена очередность строительства отдельных цехов и служб. В 1945 году строителям УВСР-299 совместно с заказчиком предстояло обеспечить безусловную сдачу в эксплуатацию 19 тысяч квадратных метров производственных площадей и 8 тысяч квадратных метров жилья.


Строителей за невыполнение правительственного решения «утюжили» на всех совещаниях и во всех инстанциях. Сохранилась объяснительная записка начальника УВСР-299 С.С. Завина от 6 апреля 1945 года, которую он направлял на имя уполномоченного комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) Варниковского с разъяснением причин затягивания работ.

А дело было в том, что задействованные в строительстве завода № 707 представители различных ведомств никаким образом строителям не подчинялись и не выполняли своих заданий. Так, не было выполнено распоряжение СНК СССР от 6 февраля 1944 года о поставке из карьеров наркомата путей сообщения СССР шести тысяч кубометров щебня и десяти тысяч кубометров песка. Горюче-смазочных материалов было получено 9 тонн, а требовалось по 20 тонн ежемесячно. Не обеспечивали строителей механизмами, автотранспортом и запасными частями. Отсутствовала проектная документация.

Для ускорения темпов работ, прежде всего, требовалось, чтобы штаб стройки, в лице партийных и советских органов, сумел преодолеть ведомственную разобщенность участников строительства и нацелить всех на выполнение главной задачи - своевременное выполнение графика строительства объектов.

Именно этому и была посвящена часть объяснительной записки начальника УВСР-299 С.С. Завина. Он просил сформировать вторую «вертушку» для доставки строительных грузов в Курган. Предлагал обязать Наркомат путей сообщения СССР отгрузить с его карьеров в Челябинской и Свердловской областях 8 тысяч кубометров щебня и 16 тысяч кубометров песка. Кроме того, начальник УВСР-299 просил разрешения подключить водопровод строящегося завода № 707 к Курганскому продольному водопроводу Южно-Уральской железной дороги с тем, чтобы обеспечить потребность завода в воде. Ставил С.С. Завин и вопрос о подключении завода к железнодорожной ТЭЦ до решения вопроса о строительстве заводской ТЭЦ. А последним пунктом своей записки предлагал на начатой новой площадке создать новую дирекцию по строительству нового завода, потому что в то время она базировалась на старой площадке, расположенной на расстоянии семи километров. По сути дела, начальник УВСР-299 предвосхитил деление завода № 707 на два самостоятельных предприятия, которое произойдет пять лет спустя.

Разумеется, всего, что требовал, начальник УВСР-299 не получил, но вопросы стали решаться полегче. Хотя, каждому ясно: время было нелегкое, многие вопросы «шли» тяжело, тем более в новорожденной Курганской области.

Уже в последний год войны правительство принимало меры для восстановления разрушенного войной народного хозяйства. Вышло в свет постановление Совнаркома СССР (№ 2219 от 29 августа 1945 года), в котором было записано: «Считать обеспечение машинно- тракторных станций, совхозов и колхозов сельскохозяйственными машинами важнейшей народно-хозяйственной задачей». Под решение ее на строительство и восстановление заводов сельскохозяйственного машиностроения страны на 4 квартал 1945 года было отпущено 27,8 миллиона рублей и 180 миллионов рублей - на 1946 год. Среди особо важных строек этой отрасли вместе с «Ростсельмашем», «Узбексельмашем», известными всей стране предприятиями «Коммуна» и имени Октябрьской революции был назван и курганский завод «Уралсельмаш».

Совнарком СССР обязывал этим своим постановлением наркоматы черной металлургии, путей сообщения, обороны, минометного вооружения, нефти, Совнарком Украины и начальников окружных военно-строительных управлений системы Главвоенпромстроя СССР решать все вопросы строительства объектов сельхозмашиностроения.
В результате в 1945 году в Кургане на новой площадке были построены деревообделочный и кузнечно-прессовый цеха, временная котельная и два жилых дома в новом заводском поселке. Продолжались работы на строительстве литейного, механосборочного, блока вспомогательных цехов, прокладке водопровода и других объектов, ввод которых был осуществлен уже в первые послевоенные годы.

Усилиями строителей Курганский завод сельхозмашиностроения на западной окраине Кургана приобретал все более внушительные масштабы. А деревня Галкино превращалась в поселок городского типа.
Говоря о роли коллектива УВСР-299 в развитии производства сельскохозяйственных машин в областном центре и Курганской области, не следует забывать и о том, что эта работа шла параллельно со строительством предприятий оборонного значения - Курганского механического завода № 603, склада-мастерских № 138, а также оборонных объектов на станциях Иковка, Просвет, Чумляк Южно-Уральской железной дороги.

28 июня 1945 года заместитель начальника окружного военно-строительного управления, утверждая планы строительства объектов Наркомата обороны на третий квартал 1945 года, солидную часть этой программы отводил Курганскому УВСР-299.

В 1945 году в составе Курганского УВСР-299 насчитывалось 7 строительных площадок с общей численностью работающих 1403 человека. Площадки № 1,2, 3, 5 вели строительство объектов в Кургане, площадка № 4 - на станции Чумляк, площадка № 6 - на станции Просвет, площадка № 7 - на станции Иковка.

Вот список «штаба» УВСР-299 на 1 июля 1945 года: начальник организации С.С. Завин, главный инженер И.С. Фурсаев, главный механик 3.Т. Фель, главный бухгалтер С.М. Спевак, инспектор спецработ А.Ф. Спевак, начальник техотдела В.Д. Клюев, начальник планового отдела А.А. Левинский, инженер-экономист А.Г. Соколова, начальник отдела кадров Сокуренко. Аппарат линейных работников УВСР- 299 состоял из старших прорабов Шилькрота, Девяткина, Федорова, Каминского и Мушера, прорабов Дворникова, Журавлева, Ступака, Ахтмана, Ужегова, Каснировича, десятников Ждановского, Смирнова, Китаева, Горшенева, Яковлева, Ременцевой, Мельника, Усачева, Срымова, нормировщиков Шкрабова, Фельдмана, бухгалтера Сажаевой, табельщиков Соскова, Вершана, Мальцевой, Бояра, Кузовниковой.

Обеспечивали работу строительных площадок начальник отдела снабжения Фирсов, старший товаровед Чесноков, заведующий складом Нахман, кладовщик Сазонов, начальник гаража Бегма, заведующий конным парком Федотов, управдом Колимиченко, заведующие мастерскими Зварковский и Давыдов, мастер Барышников, начальник шлакоблочной мастерской Кострицкий, зав. производством Малиновского и Зыряновского лесоучастков Рухлядев и Подкорытов, мастера лесоучастков Тихомиров, Белоглазов, Глазырин, завпроизводством кирпичного завода Кумецкий, мастер Степанов, счетовод Сорокина.

24 мая 1945 года вышло постановление Курганского обкома ВКП(б) и облисполкома «О жилищном строительстве организациями, учреждениями и промышленными предприятиями Кургана в 1945 году». В документе отмечалось, что в Кургане сложилось крайне тяжелое положение с обеспечением жильем. Поэтому была разработана и утверждена областная жилищная программа. Основной объем домов предстояло построить хозяйственным способом - силами предприятий и организаций.

По три дома должны были построить паровозная служба, управление промкооперации и пивзавод, 4 дома - областное управление НКВД. По одному - Автотракторсбыт и Зернотрест, Главвторчермет, Облместпром, ЛМЗ, Облпотребсоюз, Главснаблес, ТЭЦ, Заготскот, трест Маслопром, Союзсовхозтранс, Трудовые резервы, кожзавод, мельзавод, Союзсовхозтранс, служба движения ЮУЖД, Управление малых рек, Главнефтесбыт, Облптицепром, областное управление связи, Облтоп, Облпищепром, спиртзавод, мясокомбинат, Облкоопинсоюз, Гортоп, трикотажная фабрика, Рыбтрест, Облкурганторг, Облжилснаб, Росснабсбыт, ОблЗО, Сельхозснаб, Кургантранслес, Облвоенкомат, Облторготдел, Облживтрест, Облздравотдел, ОблОНО, отдел искусств, сельхозинститут, Заготживсырье, Уполнаркомзаг, Заготсено, Полиграфтрест, Госбанк, Облфо, Скотооткорм.

Этим постановлением обязывались работавшие в те годы строительные организации - УВСР-299, облстройтрест и дорстройучасток ЮУЖД участвовать в осуществлении программы жилищного строительства.
В ходе развертывания жилищной программы выяснилось, что местные заводы стройиндустрии не в силах дать строителям жилья даже тот небольшой объем продукции, что им был запланирован. Только в 1943-1944 годах строителям было недодано 10 миллионов штук кирпича, 1500 тонн извести, алебастра и других материалов.

Строители УВСР-299 давно уже поняли всю безнадежность решения проблемы снабжения строек материалами с местных заводов и спешно строили свои мини-предприятия. В этом случае хоть за качество продукции можно было ручаться. В 1944 году УВСР-299 ввел в эксплуатацию собственный шлакоблочный завод мощностью 600 штук в смену и лесопильный завод производительностью 100 кубометров пиломатериала в смену. Был организован собственный лесозаготовительный участок с годовой программой добычи 40 тыс. куб. метров древесины. В помощь этим производствам был оборудован стройдвор и построены мастерские.

Все это, конечно, ускоряло ход строительства, но не настолько, насколько требовалось: ведь труд строителя продолжал оставаться ручным, а потому - низкопроизводительным. Кроме того, стройки испытывали жесточайший голод в квалифицированной рабочей силе. Ведь долгих пять лет страна готовила только солдат, а не строителей, инженеров и врачей.

Первую школу по обучению строительным специальностям (ФЗО № 2) открыли в августе 1943 года при УВСР-299 - единственном в то время коллективе, где было чему поучиться начинающим строителям. Первые 160 новоиспеченных строителей были выпущены в 1944 году и переданы для работы в УВСР-299.

В военные годы УВСР-299 не только строило жилье, размещало на новых площадках эвакуированные из центра страны заводы и переводило их на производство военной продукции. Коллектив решал вопросы обеспечения всем необходимым не только своих рабочих, но и семей фронтовиков, живших в Кургане. Имея свое подсобное хозяйство, коллектив выращивал зерно, овощи, картофель, держал скот - и как гужевой транспорт, и как источник молока и мяса. Только в 1944 году подсобные хозяйства УВСР-299 заготовили 310 тонн картофеля, 133 тонны овощей. Работавшим на стройках военнослужащим было выдано 1520 пар белья, 335 одеял, 945 костюмов, 610 пар валенок, 1684 пары ботинок. За апрель было собрано 60 тысяч рублей в фонд помощи фронту, выдано семьям фронтовиков 32 пары детских валенок, 39 трусов, 37 рейтузов, 10 домашних сорочек, 13 юбок, 2500 кг картофеля. Были организованы горячие обеды для школьников через столовые УВСР-299 и кирпичного завода «Гигант», выдавались детские продовольственные пайки.

А подсобное хозяйство облстройтреста в 1945 году сдало государству 370 центнеров озимой ржи, 135 центнеров пшеницы, 161 центнер ячменя, 32 центнера круп, 435 центнеров картофеля.

Подсобное хозяйство Шадринской ОСМЧ-70 выращивало и сдавало в фонд фронта просо, свеклу, капусту, морковь, помидоры, рожь.

В этот период коллектив рабочих, ИТР и служащих УВСР-299 на своем собрании принял решение собрать средства для открытия детского дома, в котором бы воспитывались дети, чьи родители, работавшие в системе Военстроя, погибли на фронте.

Коллективы строителей активно участвовали во Всесоюзном соцсоревновании, принимали конкретные обязательства по оказанию помощи фронту для того, чтобы приблизить день победы над немецким фашизмом. В Курганском УВСР-299 для подведения итогов соревнования было утверждено жюри под председательством главного инженера Креммера. В его состав входили начальник производственного отдела Кузьмин, начальник планового отдела Левинский, заместители начальника УВСР Андреев и Матюшин.

При подведении итогов соревнования чаще других отмечалась передовая бригада каменщиков Ивана Васильевича Канарского. Бригады Рокова и Шуканова из цеха по изготовлению блоков ежемесячно перевыполняли производственное задание, которое и так было очень напряженным. Эти бригады приказом были объявлены фронтовыми.

Среди передовиков производства УВСР-299 в годы войны значились бригадиры Яков Антонович Степанов, Федор Яковлевич Огурцов, Василий Алексеевич Кравец, Александр Семенович Баранов, Василий Алексеевич Медведев, Умер Гершевич Варнер, Иван Никитович Находь, Николай Васильевич Голышин, Николай Ануфриевич Манзюк, шофер Алексей Иванович Скоморохов, слесари Ярослав Андреевич Спринский и Григорий Иванович Богданов, каменщик Серафим Павлович Ушаков, лесоруб Иосиф Якимович Савенко, конюх Сальфудин Хисмединов, печник Иван Дмитриевич Козулин, шорник Андрей Павлович Севосин, столяры Иосиф Иванович Сухий и Дмитрий Николаевич Гладуш, жестянщик Василий Маркович Яворский, тракторист Иван Терентьевич Галинский, плотник Иван Дмитриевич Михайлов, бетонщик Иван Михайлович Ткачук, десятник Вениамин Кондратьевич Яковлев, рабочие столовой Анастасия Ивановна Скипина и Ираида Милентьевна Семыкина.

По итогам Всероссийского соревнования за 1944 год коллектив площадки УВСР-299, ведущей строительство объектов завода № 707, выполнил задание на 109 процентов и был удостоен третьей премии Наркомата минометного вооружения СССР. Денежные премии получили начальники площадок М. П. Шилькрот и М. А. Мушер, прораб И. П. Журавлев, десятники Г. П. Ждановский и И. Л. Тихомиров, лучшие рабочие У. С. Шарафутдинов, Ф. Я. Огурцов, А. С. Баранов, И. Д. Козулин, Я. А. Спринский, И. А. Юровский, А. С. Волчатников и другие.


А за декабрь 1944 года коллективу УВСР-299 было присуждено второе место с вручением второй премии по Уральскому окружному военно-строительному управлению. В числе премированных денежными премиями были названы Г. Н. Евдокимов, К. М. Слугин, И. Д. Козулин, А. С. Баранов и другие. А руководители площадок Шилькрот, Девяткин, начальник шлакоблочного завода Кострицкий, начальник транспорта Бегма были премированы отрезами на костюмы.

Несмотря на тяжелое военное время, в УВСР-299 ни на один месяц не затухало техническое творчество коллектива. Рабочими и инженерами в этот период было придумано много приспособлений и изменения технологии работ, внедрение которых способствовало повышению качества строительства, ускорению работ, экономии материалов. Приказом по Уральскому военному округу за эту работу работникам УВСР-299 - главному механику Фелю и старшему прорабу Дворникову - в июле 1945 года была выплачена премия.

У шадринских военных строителей были свои передовики, и прежде всего - в коллективе ОСМЧ-70 - начальник участка Борис Викторович Иванов, плотник Иван Константинович Крапивин, шоферы Федор Петрович Можеровский и Василий Лукьянович Боликов, бетонщик Самат Тимендорович Мусин, которым в 1943 году было присвоено знание стахановцев.

В 1945 году в честь завершения Великой Отечественной войны были организованы так называемые сталинские трудовые вахты имени Победы. При подведении итогов в ноябре 1945 года победителем была признана бригада плотников Федора Яковлевича Огурцова из УВСР-299, ежедневно выполнявшая норму на 127-174 процента при хорошем качестве работ.

В приказе по УВСР-299 от 5 ноября 1945 года, изданном в ознаменование победы советского народа над немецким фашизмом и японским милитаризмом и в честь 28-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции, названы фамилии людей, всю войну не жалевших сил для выполнения особо важных государственных заданий по строительству оборонных предприятий. Среди них уже знакомые нам люди и коллективы - площадки Шилькрота, Каминского, Девяткина, автотранспортники Бегмы, работники леспромхоза с начальником Подкорытовым, кирпичный завод «Гигант» с директором Кумецким, каменщики Семенов, Гопкалов, Потаскуев, Ушаков, плотники Огурцов, Баранов, Рябой, Слугин, Волчатников, Белозеров, шоферы Краневский, Ершов, токарь Паршуков, слесарь Кортиков, штукатуры Шарафутдинов, Кармазенюк.

Итак, война закончилась. Были подведены итоги работы строителей Курганской области в годы войны, названы лучшие коллективы. А впереди у строителей были огромные по масштабам задачи. Предстояло поднять захиревшее в годы Великой Отечественной войны хозяйство тыловых городов, где в течение четырех лет все держалось на слабых руках женщин и подростков. Необходимо было строить машиностроительные предприятия для подъема экономики страны в целом.

Источник: В.В. Миронов. «Строители Зауралья в годы войны». Вклад Зауралья в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Шадринск. 2010.

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Сентябрь 2020 (23)
Август 2020 (30)
Июль 2020 (39)
Июнь 2020 (32)
Май 2020 (45)
Апрель 2020 (39)
Календарь
«    Сентябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.

7210aeac9ee07fa16e96a9807b47ab4c9bdeec4c.txt