Топ-100

Курганские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны

Опубликовал: zampolit, 11-08-2020, 10:04, Великая Победа, 837, 0

Отечественная война потребовала от курганских железнодорожников предельного напряжения сил; на смену сотням опытных работников мужчин, ушедших на фронт, пришли женщины и подростки.
Паровозные машинисты, помощники и кочегары брали на себя обязательства водить тяжеловесные поезда с высокими скоростями, экономить топливо, выполнять промывочный ремонт локомотивов своими силами. Ремонтники депо старались всемерно сокращать время на экипировку машин, экономить горюче-смазочные материалы.

Старший машинист депо Курган Иван Петрович Блинов явился одним из инициаторов вождения тяжеловесных поездов, движения машинистов-пятисотников, добивавшихся среднесуточного пробега паровозов 500 километров. Он довел пробег паровоза без подъемочного ремонта до 121 тысячи километров. За эти выдающиеся трудовые успехи И.П. Блинову в ноябре 1943 года было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Бригада машиниста Александра Михайловича Утюмова перевезла за 1943 год сверх весовой нормы 153 тысячи тонн груза. Мастерами вождения тяжеловесов зарекомендовали себя десятки машинистов депо, приложивших немало сил и смекалки, чтобы техника, боеприпасы и все необходимое быстрее доставлялось к фронту. Среди них курганские машинисты: А.П. Куприянов, А.В. Зенков, К.А. Лопатин, A.А. Коршик, Н.Н. Иванов, И.Т. Морозов, П.Л. Коломиец; шадринские машинисты: А.С. Дериглазов, Ф.А. Сорокин, А.Г. Шабаров, П.В. Попков.

Продолжили вождение тяжеловесов молодые курганские машинисты: ученик И.П. Блинова - Борис Петрович Карпеш, тоже удостоенный звания Героя Социалистического Труда, Анатолий Мунгалов, Михаил Чернышев, Яков Наумов, Дмитрий Калашников и многие другие.

Успешное продвижение по узлу небывалого количества грузов военного значения могло быть осуществлено благодаря четкой слаженной работе всех курганских железнодорожников.

Наряду с паровозниками героически трудились для фронта диспетчеры, дежурные по станциям, составители поездов, которые добивались ускоренного продвижения поездов, и в первую очередь, воинских, безупречно формировали составы, как можно полнее использовали грузоподъемность вагонов, ускоряли погрузку и выгрузку.

В обязанностях движенцев было предусмотрено соблюдение особой бдительности при маневрах. Диспетчеры Кокин М. А., Чуриков B.Т., Чурикова 3.Т. своевременно формировали на станциях Макушино и Шумиха поезда с двойным весом и, заблаговременно договорившись с машинистами, пропускали их «по-зеленому». Обеспечивали безостановочный пропуск таких поездов работники станции Курган: Носовец М.Н., Лаврентьева Е.Г. - дежурные центрального поста, Носков Н.Д. и Миронов Е.Т. - дежурные по парку, Недобух А.Д., Сорокина В.А., Иванова Е.Ф. - стрелочники, Копылова М.И. и Ступина Е.Д. - чистильщики стрелок.

За слаженную, безаварийную работу коллектив станции Курган в 1943-1944 году подряд занимал первые и вторые места в дорожном соревновании.

Коллективу паровозного депо Курган, неоднократному победителю во Всесоюзном социалистическом соревновании в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. было передано на постоянное хранение переходящее Красное знамя Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов и Народного Комиссариата путей сообщения.

Путейцы внимательно следили за состоянием пути, искусственных сооружений и мостов, образцово содержали и ремонтировали их, обеспечивая безопасность движения поездов. Маяком среди них была мостовой мастер Шадринской дистанции пути, лауреат Государственной премии Мальцева Екатерина Ивановна.

Путевой обходчик Шумихинской дистанции пути Полунин Андрей Яковлевич за предотвращение аварии военного эшелона, следующего на фронт с бойцами Красной Армии в 1942 году, был награжден орденом Ленина.

Конкретные обязательства принимались вагонниками, связистами, энергетиками. Лучшими из них, как отмечалось в многотиражке курганских железнодорожников «Гудок на рельсах», были связисты - Баев А.Г., Соколов Н.И., Яковлев А.Я., Нохрин Н.П., Максимов И.А.; энергетики - Шакин И.А., Понамарев С.С., Батиков Н.Г., Мельников В.Р. и Мельникова П.А.; вагонники - Бушуева М.Е., Веселова А.Т., Гляделов А.Я., Зюзин Г.В., Мальчук М.Д.

Под стать работникам ведущих профессий, добросовестно трудились в годы войны многие работники и других железнодорожных профессий. Лучшими из них были:
- работники ОРСа - Полухина О. М., заведующая столовой, и Зубакова Т. И., пекарь;
- работники дистанции гражданских сооружений - Акимова Л.В., маляр, и Шевякова Н.В., начальник дистанции;
- работники железнодорожной больницы - Шумилкина Н.А. и Соболева В.И., врачи-хирурги, Орлова Н. И. и Тарасова М. И.;
- работники продольного водопровода - Черняев А.М. - старший машинист, Пьянов Н.С. - слесарь аварийно-восстановительных работ, Мошкина 3.С. - дежурный по щиту управления и Бозина В.Г.- дежурный инженер;
- работники военизированной охраны и пожарной части - Засыпкин А.Н. - пожарник, Самокрутов Н.А. и Шаврин Г. А. - стрелки по охране особо важных объектов;
- работник линейного отдела милиции - Ефремов В. Д. оперуполномоченный;
- работники железнодорожной школы № 30 - Кустова Екатерина Николаевна, учительницу начальных классов, Лукиных Павла Ефимовна, учительницу русского языка и литературы, и Кузьминых Нина Константиновна, заведующая школой;
- работники дошкольных учреждений - Иванова М. А., воспитательница детского сада № 1 ст. Курган, и Горшкова М.И., няня детского сада ст. Шумиха;
- работники железнодорожного училища № 5 ст. Курган - Григорьева Антонина Ульяновна, мастер производственного обучения, Черникова Наталья Кузьминична, воспитатель, Афанасьев А.К., директор училища, Фомина У. П., гардеробщица и Анисимова М.А., комендант общежития.


Вспоминая о самоотверженной работе курганских железнодорожников в годы войны, нельзя не рассказать о женщинах, заменивших мужей, братьев, сыновей, ушедших на фронт. Среди них: Клавдия Сергеевна Мальцева работала поездным вагонным мастером. В пути следования у одной из платформ с углем сопровождаемого ею поезда стала греться букса, а это, если ничего не предпринять, - остановка поезда, смена подшипника, т. е. его задержка на длительное время. Мальцева перебралась на эту платформу и на ходу поезда, рискуя жизнью, произвела дозаправку греющейся буксы из своей масленки. Поезд не был остановлен и по графику прибыл в пункт назначения.

Все годы войны проработали в паровозном депо, выполняя мужскую работу, Худорожкова М. П., Мысликова А. А., Григорьева А. Г., Лоскутникова П. Д., Кутенина 3. Е., Федорова Г. И. - кочегарами паровоза, Заева А. В. и Малышева А. И. - помощниками машинистов паровоза, Морозова Д. и Кочурова М. - слесарями по ремонту паровозов.

Домохозяйки, жены машинистов - Юшкова А. В., Зенкова А. А., Радионова В. и Сугробова А. на общественных началах все годы войны работали в пошивочной мастерской, созданной в депо. За время работы они выполнили 1487 платных заказов на сумму 12661 рубль. Все заработанные деньги были перечислены в фонд обороны. Эти четыре женщины оказали неоценимую услугу для депо, так как полностью чинили всю спецодежду.

Большую помощь фронту в годы войны оказали курганские железнодорожники, отдавая свои личные сбережения на строительство военной техники. В 1943 году ими в фонд обороны на строительство бронепоезда «Железнодорожник Южного Урала» перечислено 2 млн. 62 тыс. 227 рублей.

В благодарность за эту помощь курганским железнодорожникам в апреле 1943 года была направлена телеграмма И.В. Сталина.

Молодежь Курганского узла передала на строительство боевых военных кораблей 37 тыс. 336 рублей.

Трудовые подвиги совершались нередко. В январе 1943 года в сильный мороз на паровозе, прицепленном к воинскому эшелону, произошло повреждение, но заменить паровоз было нечем. Помощник машиниста Палкин, забросав огонь мокрым углем, проник в топку и стал устранять повреждение, но, к несчастью, оно было сложным, и ему пришлось спускаться в топку четыре раза. Только на четвертый заход повреждение было устранено, паровоз остался под поездом и через полчаса был отправлен в рейс на запад к фронту. («Гудок на рельсах», 26.01.1943 г., № 18).

Бригадир котельного цеха депо Курган К. Иванов отремонтировал за годы войны 76 паровозов без охлаждения и без отцепки их от состава.

Движимые чувством патриотизма, многие из ветеранов- железнодорожников, находившиеся на пенсии, в тяжелый для страны час вернулись на производство и оказали транспорту большую помощь. Среди них машинист-ветеран депо Курган С. И. Гаврилов, который в годы войны наездил на своем паровозе миллион километров.

Мужество героев фронта, самоотверженность патриотов тыла позволили победить нашему народу в одной из самых жестоких войн. И вместе со всем советским народом железнодорожники вписали блестящую страницу в летопись Великой Отечественной войны.

Источник: Ю.И. Найданов. «Курганские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Вклад Зауралья в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Шадринск. 2010.

Достопримечательностью не только привокзальной площади, но и всего города Кургана является установленный на вечную стоянку красавец-паровоз ФД- 20-2697. Он стал памятником героическому труду курганских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.

О подвиге и работе железнодорожников мы рассказали на страницах сайта:
о тюменских;
об ялуторовских железнодорожниках;
об эвакуации населения в Западную Сибирь по железной дороге;
Шлиссельбургская магистраль или «Коридор смерти»;
Железнодорожники станции Маслянская в годы войны;
Тюменские памятники железнодорожникам – фронтовикам;
Персональные звания железнодорожников в годы войны;
Тюменский памятник железнодорожникам фронта и тыла;

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.