Чукотская 14-я общевойсковая армия

Опубликовал: zampolit, 30-07-2020, 14:59, Путешествие в историю, 112, 0

14-я общевойсковая армия с 1941 года воевала в составе Карельского фронта. После выхода Финляндии из войны оставалась на Кольском полуострове, входя в состав Беломорского округа. 31 октября 1945 года была расформирована.

В состав 14-й армии входил 126-й лёгкий горнострелковый Краснознамённый ордена Богдана Хмельницкого корпус (лгск). В феврале 1945 года он был переброшен на 4-й Украинский фронт и завершил войну в Чехословакии. После этого дислоцировался в Прикарпатском военном округе. В августе 126 лгск (31, 32, 72-я отдельные горнострелковые бригады — огсбр) был переброшен на Дальний Восток и вошёл в состав 1-го Дальневосточного фронта. 72-я отдельная горнострелковая Краснознамённая бригада корпуса участвовала в боях на Южном Сахалине. В 1945 году 126 лгск был переведён на Чукотку.

К 1 октября 1947 года управление, части обеспечения корпуса и 72 огсбр дислоцировались в бухте Провидения, 31 гсбр в посёлке Анадырь, 32 гсбр и 901-й горно-артиллерийский полк — в посёлке Урелики. Задачей корпуса было прикрытие Чукотского побережья.

Появление крупных воинских частей на Чукотке создало для местных партийных и хозяйственных руководителей большие трудности, связанные с их обустройством и снабжением. Серьёзными проблемами были связь, слабое обеспечение аэродромов и нехватка самолётов.

В 1947 году в соответствии с приказом министра Морского флота основными направлениями воинских перевозок на Дальнем Востоке стали курильское и чукотско-анадырское. В крупнейших тихоокеанских портах предписывалось отремонтировать склады, а в портах Курильских островов и на Чукотке — организовать специальные команды для разгрузки судов. Руководство Владивостокского порта должно было выделить для этого необходимое количество специалистов и техники.

В 1948 году на базе 126 лгск началось формирование 14-й армии. Её командующим был назначен Герой Советского Союза генерал-лейтенант Н.Н. Олешев.

Согласно директиве штаба дальневосточного военного округа (ДВО) в п. Урелики дислоцировались полевое управление армии с частями обслуживания, 117-я стрелковая дивизия (сд) в составе 216, 272, 308-го стрелковых полков (сп) и 405-го артиллерийского полка (ап), а также 1221-й и 1222-й пушечные артполки (пап), 305-й и 465-й отдельные зенитные артдивизионы (озадн), инженерные части армии, 187-й отдельный батальон связи (обс). В п. Анадырь116 сд (209, 227, 270 сп и 403 ап); в п. Провидения121 сд (220, 305, 364 сп и 412 ап) и 622 озадн.

К 1 июля 1950 года была проведена передислокация частей. 116 сд переведена в п. Угольный — на противоположную сторону Анадырского лимана для защиты единственных угольных копей Чукотки. 121 сд — в п. Урелики, с западной в восточную часть бухты Провидения. Вместе со 117 сд она оказалась на ближайших подступах к Берингову проливу.


К 1950 году увеличилось число воинских частей и учреждений. В состав инженерных частей армии вошла 296-я отдельная понтонно-мостовая рота, в состав тыла — три взвода охраны складов, 143-я отдельная рота обслуживания армейской базы, два отряда буксирных катеров, выгрузочная база, 97-я танкоремонтная база. Выросло и число медицинских учреждений. Помимо двух полевых госпиталей на 100 коек каждый в 1950 году приступили к работе подвижной терапевтический госпиталь на 100 коек, подвижный рентгенкабинет и стоматологическая поликлиника, две подвижные санитарно-эпидемиологические лаборатории, военно-медицинский склад. Появились артиллерийский и инженерный склады, склад связи и ГСМ, квартирно-эксплуатационные части, судоремонтная база, хлебопекарня, три пошивочные мастерские и др. Начал функционировать гарнизонный Дом офицеров. Стала выходить армейская газета «Сталинское знамя», появились редакция и типография газет на японском и английском языках.

Штатом 1948 года в составе армии предусматривалось по одному танковому батальону в каждой дивизии. В 116 сд должен был входить 76-й отдельный танковый батальон (отб), в 117 сд — 86 отб, в 121 сд — 88 отб. Планировалось их прибытие по распоряжению главного командования войск Дальнего Востока (ГК ДВ). Но прибыл лишь один в 1952 году86 отб в состав 117 сд. Местом его дислокации стал п. Урелики.

В том же году наряду с 508-й полевой авторемонтной, 975-й танкоремонтной и 451-й подвижной тракторной ремонтной базами в состав армии вошли 119-й подвижной танкоремонтный завод, 230-й склад бронетанкового имущества, 1913-й армейский автомобильный склад, 77-я подвижная кислородная станция. Были организованы две метеорологические станции, при 187 обс созданы отдельный радиотехнический взвод и отдельная ионосферная станция, которая позволяла отслеживать ядерные испытания США. В медучреждениях появились два родильных отделения.
В таком составе армия находилась до расформирования согласно директиве Генерального штаба Вооружённых Сил СССР орг/1/569585 от 23 апреля 1953 года.

Кроме того, на Чукотке располагались 95-я смешанная авиационная дивизия (сад) в составе 911-го истребительного и 214-го транспортного полков и 96-я авиатехническая дивизия (атд). Чтобы обеспечить базирование сад, в марте 1948 года аэродромы Гражданского воздушного флота (ГВФ) на Чукотке — Омолоч, Пенжино. Марково, Танюрер, Анадырь — были переданы ВВС.

В числе многих трудностей группировки войск на Чукотке была плохая связь. Как следовало из акта проверки органов спецсвязи Хабаровского края от 11 января 1949 года, спецкорреспонденция для погранвойск и армейских частей из-за отсутствия рейсов авиации накапливалась и Анадыре. Её дальнейшее продвижение носило случайный характер, порой 1—2 раза в год Попытки командующего войсками округа решить эту проблему не увенчались успехом. Потребовалось указание начальника штаба главного командования войск Дальнего Востока генерала армии М А Пуркаева о доставке слецкорреспонденции самолётами.

Анализ документов показывает: никаких наступательных задач у 14-й армии не было. В архиве штаба ДВО (ныне — Восточного военного округа) не выявлено никаких документов о её наступательных задачах. То, что, они ограничивались обороной, подтверждает и организационно-штатная структура войск, дислоцированных на Чукотке.

Проведение армейской наступательной операции было невозможно без значительного количества танков. А их было мало — 31 в единственном танковом батальоне. И даже если бы их число в армии по решению ГК ДВ выросло до 93, этого количества было бы недостаточно для эффективного наступления.

В составе 95 сад не было бомбардировщиков, что также подтверждает отсутствие наступательных задач, а наличие лишь транспортного и истребительного полков в составе дивизии указывает на её оборонительное предназначение.

Об этом же говорят и результаты проверки частей и соединений армии и флота на Чукотке, проведенной в 1950 году группой руководящих работников Хабаровского краевого комитета ВКП(б) во главе с его первым секретарем А.П. Ефимовым. Цель проверки, указанная в документе, — обследование состояния обороны северо-востока СССР. О результатах было доложено лично главе советского правительства И.В. Сталину. Это позволяет утверждать, что инициатива проверки исходила от него и проводилась в связи с нарастанием военной угрозы и началом войны в Корее.

Проверка выявила много недостатков в обеспечении воинских частей на Чукотке. Их условно можно разделить на четыре группы.


К первой относится необеспеченность воинских частей жилыми и служебными помещениями. Так, в гарнизонах 14-й армии из 355 объектов было построено только 193. Особенно плохо шло строительство сооружений в авиасоединениях. Из-за нехватки жилья и служебных помещений, недостатка топлива, отсутствия электроэнергии личный состав ряда воинских соединений и частей находился в тяжёлых жилищно-бытовых условиях.

Вторая группа проблем связана с материально- техническим обеспечением, вещевым и продовольственным снабжением частей. Как отмечалось в докладе И.В. Сталину, оно было поставлено неудовлетворительно, без учёта природных особенностей Крайнего Севера и не обеспечивало необходимые нужды обороны, боевой подготовки, тормозило освоение войсками северных пограничных районов.

Прежде всего это касалось авиагруппировки. Комиссия отмечала, что необходимая аэродромная база на Чукотке не была создана. Полноценно функционировали только два аэродрома: Марково и Анадырь, но и они были способны выпускать и принимать лишь самолёты типа Ил-12. В пограничной полосе были крайне плохо обустроенные площадки, способные в хорошую погоду принимать только самолёты типа Ли-2.

Аэродромы не были оборудованы жилыми и служебными постройками, на них отсутствовали бензохранилища, не было необходимых средств связи, радиолокаторов, отсутствовали тяжёлые тракторы для укатки лётных полей, не хватало автомашин и т.д. Пункты ГСМ были размещены бездумно и не обеспечивали аэродромы необходимыми заправками. Состояние аэродромов и непродуманное размещение пунктов ГСМ усложняли боевую подготовку авиасоединений.

В связи с нарушениями госграницы на Чукотке американскими самолётами весной 1950 года был издан приказ, обязавший разместить на аэродромах посёлков Уэлен, Лаврентия и в районе мыса Чаплина по звену истребителей. Но оказалось, что аэродромы там не были готовы к приёму истребителей.

В докладе также отмечалось, что материальная часть авиационных и сухопутных частей оставляла желать лучшего. Так, обеспеченность 96 атд авиатехимуществом составляла 25 процентов положенного по штату, а укомплектованность частей 14-й армии автотранспортом и тракторами — 21 процентов. Имевшиеся в 116 сд колёсные арттягачи не могли буксировать артсистемы по тундре и снегу.

Кроме того, авиачасти на Чукотке в основном были укомплектованы иностранными самолётами, а также материальной частью, переданной из ГВФ. Из-за долгой эксплуатации, отсутствия запчастей и деталей, невозможности своевременного и полного ремонта вся эта техника приходила в негодность и делала авиатехнические части небоеспособными.

Большие перебои были в обеспечении личного состава продовольствием и обмундированием.

Третья группа проблем была связана с базированием кораблей. Военно-морское министерство должно было создать на Чукотке базу для кораблей 7-го флота. Формально такая база была создана, но в ней не было ничего, кроме одного катера. Командование 7-го флота не проявляло интереса к взаимодействию с сухопутными и авиационными частями, освоению Северного морского пути и не вело подготовку к возможным боевым действиям в условиях Крайнего Севера.

Четвёртая проблема была кадровой. Часть офицерского состава воспринимала службу на Чукотке как наказание. В войсках были распространены нарушения воинской дисциплины.
Комиссия сделала вывод: «Существующее положение не гарантирует в настоящее время безопасность пограничных с Америкой районов Крайнего Севера».


Военный совет ГК ДВ был ознакомлен с выводами комиссии и признал их правильными. Проверка поставила под вопрос возможность войск обеспечить оборону северо-востока СССР. Это заставило советское правительство принять ряд неотложных мер по созданию инфраструктуры Чукотки. В том же году было принято постановление Совета министров СССР по развитию Чукотского национального округа. Наряду с другими мерами оно предусматривало решение проблем, перечисленных в записке И.В. С талину по результатам проверки войск на Чукотке.

Угольные копи Чукотки передали Министерству угольной промышленности, на чём настаивали авторы записки. Министерству местной промышленности было приказано выделить Чукотке два комплекта оборудования для кирпичных заводов, один для лесопильного производства и начать их строительство. Увеличивалось до 1000 т в год производство извести на Синёвском месторождении Чукотки. Министерство Морского флота было обязано организовать регулярное сообщение вдоль всего восточного побережья Чукотки, выделив для этого пароход грузоподъёмностью 1000 т. 1.5 млн рублей выделялось для строительства аэродромов. Был также организован комплекс мероприятий по улучшению связи и телефонизации округа, улучшены продовольственное, промтоварное снабжение населения и жилищное строительство, принято решение о строительстве шоссейной дороги от п. Анадырь до аэропорта и узкоколейной железной дороги от угольных шахт до побережья залива. Правда, суровые условия и транспортные трудности затягивали сроки выполнения постановления. Так, к строительству кирпичных заводов приступили только в 1952 году.

Утверждённое Политбюро ЦК ВКП(б) 24 октября 1951 года постановление Совета министров СССР «Об оперативной сети аэродромов на воздушной трассе Москва — Хабаровск» предписывало закончить строительство аэродрома в бухте Провидения к концу 1952 года. Для этого требовалось перебросить рабочую силу, механизмы и строительные материалы к месту работы до конца навигации 1951 года. Строившиеся аэродромы должны были принимать самолёты Ту-4 и Ил-28.

Решались и вопросы, связанные с дополнительными льготами для военнослужащих. В соответствии с постановлением Совета министров СССР от 3 января 1952 года № 22-7с и приказом Военного министерства СССР № 042 от 29 февраля 1952 года с 1 января 1952 года должностные оклады генералам, офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы, проходившим службу в отдалённых местностях, в том числе на Чукотке, повышались на 15 процентов., а денежное довольствие военнослужащих срочной службы — в 4 раза. Был установлен срок службы офицеров и сверхсрочников в таких местностях — три года и надбавка в 5 процентов, за каждый год службы сверх положенного срока.

Таким образом, исследованные документы позволяют сделать однозначный вывод: советские войска на Чукотке были предназначены для обороны. Боевые возможности и состояние 14-й армии исключали её наступление вдоль Тихоокеанского побережья США.

В этом были уверены и американцы. В докладе Объединённого разведывательного комитета № 380/2 от 16 февраля 1948 года «Оценка намерений и возможностей СССР против континентальных Соединённых Штатов и связанные с этим подходы, 1948—1957 гг.» вероятные действия советских войск и сил в регионе Аляски оценивались прежде всего с точки зрения возможности захвата баз на Аляске, находившихся в радиусе действия советских транспортов. Отмечалась лишь возможность временного захвата советскими войсками незанятых островов Алеутской гряды. И с учётом более приоритетных задач советских морских и воздушных сил в докладе был сделан вывод, что в случае войны советские операции против Аляски и Алеутских островов будут ограничены бомбовыми ударами по основным военным объектам Аляски и рейдами военно-морских сил против американских баз.


Что же заставило И.В. Сталина усилить оборону Чукотки? На мой взгляд, обострение военно-политического противостояния в северной части Тихого океана. В результате войны с Японией на Аляске и Алеутских островах США создали значительное количество военных баз и аэродромов, прикрывших территорию страны с северо-западного направления. В годы войны там находились до 100 тыс. американских военнослужащих. За десять лет (1940—1950 гг.) население Аляски выросло с 74 до 112 тыс. человек. К 1949 году на Аляске и Алеутских островах были 8 действующих баз. На них, по неполным данным, находились около 20 тыс. американских военнослужащих и обслуживающего персонала.

Ещё в сентябре 1945 года заместитель директора Арктического института И.В. Максимов в записке членам Правительства СССР сообщал, что США начали выполнять широкую программу военного обустройства Сейера.

В 1946 году американские военные провели на Аляске полугодовые манёвры своих войск. Их целью было испытание различных видов оружия и техники при низких температурах. Были испытаны танки М-24, орудия калибра 75 мм, стрелковое оружие и арктическое обмундирование, совершён переход вездеходной техники по безлюдной канадской тайге и тундре протяжённостью более 5000 км. Началось создание отрядов резервистов из эскимосов общей численностью 1500 человек. Прошли учения американских подводных лодок в Беринговом и Чукотском морях под кодовым наименованием «Айсберг».

Одновременно шло усиление американских ВВС в зоне Аляски. 21 декабря 1945 года было организовано воздушное командование со штабом на авиабазе Дейвис. В 1946 году оно было разделено на два сектора: Алеутские острова и Юкон. В сектор Юкон вошла вся материковая территория. Вскоре штаб командования был передислоцирован на авиабазу Элмендорф. Летом 1947 года Алеутский сектор был расформирован. В 1948 году командование было реорганизовано 57-е авиационное крыло истребителей-перехватчиков на авиабазе Элмендорф получило в подчинение все части противовоздушной обороны и обслуживающие части на юге Аляски. На севере полуострова части, базировавшиеся на авиабазе Лэдд, были объединены в 5001-ю авиационную группу, самолёты с поршневыми двигателями в 1949—1950 гг. заменены реактивными истребителями F-80. Реорганизация и перевооружение продолжались и в последующие годы. Деятельность командования начала распространяться к побережью Берингова пролива и на внутренние районы Аляски, там были начаты строительство радиолокационных постов и восстановление взлётно-посадочных площадок. С 1947 года дальние американские бомбардировщики начали еженедельные полёты из Фербенкса на Аляске к Северному полюсу и обратно.

О расширении военного присутствия на Аляске 14 февраля 1948 года докладывал министр внутренних дел СССР С.Н. Круглов, которому в то время подчинялись пограничные войска. Он отмечал, что в течение 1947 года на участке 110-го пограничного отряда на Чукотском полуострове возросла активность американских авиации и морских сил. поэтому руководство отряда предприняло меры по организации приграничной разведки на побережье Аляски. Туда направлялась агентура из советских эскимосов и чукчей, совершавших упрощённые переходы для посещения родственников на Аляске. Они выявили строительство военных городков в городе Ном и на мысе Спенсер.

В августе 1947 года в Номе находились до 2000 военнослужащих, авиабаза, авиамастерские и значительные запасы горючего, на мысе Спенсер был построен военный городок (до 50 различных построек казарменного типа), который был электрифицирован и обеспечен телефонной связью. Там же были обнаружены две артиллерийские огневые точки.

Агентура также обнаружила шесть аэродромов и две посадочные площадки на юго-западном побережье полуострова Сьюард, островах Св. Лаврентия и Малый Диомид, а в окрестностях Нома — три аэродрома, на которых базировались самолёты различных типов. На одном из аэродромов было два подземных ангара, рассчитанных на 20 самолётов каждый. Агентура насчитала 127 самолётовылетов в течение десяти дней, до 15 ежедневно. Кроме того, в г. Ном разведка обнаружила строительство искусственной бухты, в которой были морские катера.

Отмечались усиление мер по сохранению в секрете американских военных приготовлений на Аляске, а также интерес американской разведки к советским частям на Чукотке. С этой целью на советскую территорию засылались группы американских эскимосов, усилилась воздушная и морская разведка Чукотского моря, Берингова пролива и побережья Чукотского полуострова.


На основании изложенной информации С.Н. Круглов сделал вывод о том, что на Аляске проводились подготовительные мероприятия для размещения сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил. В связи с этим пограничным войскам было дано указание усилить наблюдение за побережьем Аляски.

Исследованные документы позволяют утверждать: размещение 14-й армии на Чукотке было ответом СССР на военную угрозу со стороны США. Оценка возможностей группировки советских войск, а также их сравнение с силами американцев на Аляске показывают, что ни о каком нападении со стороны Советского Союза не могло быть и речи.

Источник: А.В. Самохин. 14-я армия на Севере-Востоке СССР. Военно-исторический журнал № 6 2014 г.

Следы армии ещё долго будут находить в безлюдных просторах от Якутии до Берингова пролива. В 1980-х годах военные инженеры обследовали наследие 14-й армии на Чукотке. Один из них позднее опишет свои впечатления от заброшенных укреплений: «Все объекты, возводившиеся тридцать лет назад на вечной мерзлоте, стояли, как египетские пирамиды, — без перекосов и трещин… Их строительство велось за счёт материалов, доставлявшихся за тысячи километров с материка. Везли всё, начиная с цемента и кирпича, кончая гвоздями и доской».

В отличие от военных объектов, жилые городки не сохранились. В 2012 году энтузиасты-краеведы из экспедиции «Потерянная Чукотка» осмотрели заброшенный военный посёлок Озёрный неподалёку от бухты Провидения: «В Озерном не сохранилось ни одного целого здания. Из разрушенных и полуразрушенных сооружений удалось идентифицировать клуб, прачечную, баню, столовую, пекарню, склады, гаражи. Из артефактов сохранились: армейская посуда, предметы быта (детские игрушки, велосипед), несколько кузовов автомашин, кирзовые сапоги, в большом количестве стеклотара (в основном битая).»

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Октябрь 2020 (17)
Сентябрь 2020 (25)
Август 2020 (30)
Июль 2020 (39)
Июнь 2020 (32)
Май 2020 (45)
Календарь
«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.

7210aeac9ee07fa16e96a9807b47ab4c9bdeec4c.txt