О церквях Верхотурья

Опубликовал: zampolit, 28-06-2020, 18:44, Путешествие в историю, 32, 0

Город Верхотурье создали, сотворили и воздвигли личности. И не может того быть, что сегодняшние поколения не унаследовали от богатых духом предков хоть самую малую частицу жажды духовного подвига во имя и во славу поруганного, обезличенного во многом народа, когда молитва его пошла вкривь и вкось.

В кресте, символе веры, кроме двух перекладин, есть еще одна «косая». Это как бы повод подсказать взирающему на символ: ты вправе сделать выбор - или вознестись душой, или сверзиться разумом ближе к твари скотоподобной, смотря куда пойдешь в мыслях по этой «косой» перекладине - вверх или вниз. Первым поколениям верхотурцев удалось по этой «косой» вознести свой дух «в самое ангельское поднебесье».

Основание города относится к 1595-1598 годам, когда Тобольск в Сибири уже существовал. В 1598 году заложена первая деревянная соборная церковь - Свято-Троицкий собор «во имя Пресвятыя, Живоначальныя Троицы с одним приделом во имя святого мученика Федора Стратилата. В 1607 году пристроен еще придел - в честь Рождества Христова.

Известно, что царем Алексеем Михайловичем церковь вместе с штатом «была обложена денежною и хлебною ругою для священнослужителей», то есть население понуждалось к оказанию помощи причту. А после от него же, царя, по челобитью соборного протоиерея Ивана Михайлова, церковь пожалована иконами, книгами, прочими предметами священнодейства. Сам же Михайлов привез из Москвы кадило серебряное под золотом, весом 1 фунт 50 золотников, с чеканной надписью: «сие кадило построил в соборную церковь Пресвятой Живоначальной Троицы, что на Верхотурье, пожаловал Великий Государь, царь и Великий князь Алексей Михайлович, всея Руси Самодержец в лето 7148 (1640) года ...» Еще привез Михайлов напрестольный крест серебряный чеканной работы, осьмиконечный, внутри его 12 частиц от мощей разных святых.

Главный же дар царя - икона с изображением Троицы в образе трех странников, посетивших Авраама. Высота иконы 2 аршина и два с половиной верщка, при ширине 2 аршина. Внизу дарственная надпись: «Сей Пресвятыя и Живоначальныя Троицы образ благоволением и помощию того самого Отца и Сына и Святого Духа, Истинного Бога нашего и повелением Благочестивейшего и Христолюбивого Великого государя нашего, царя и Великого князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца написан в царствующем и Богоспасаемом граде Москве иконописцем Григорием Аврамовым и поставлен в Богоспасаемом граде Верхотурье в сей соборной церкви во славу Пресвятого и Великолепного ея имени в лето от создания мира 7178 года, а от воплощения Единосущного Безначальному Отцу слова в 1670 году при протопопе тоя святыя церкви Иоанне Михайлове».


Но исторический тот храм уничтожен пожаром в 1683 году, хотя вся церковная утварь была спасена. О построении нового собора Иоанн Михайлов лично ходатайствовал перед царем, и 25 февраля 1684 года дана грамота воеводе Григорию Нарышкину о постройке церкви на месте сгоревшей. И эта церковь была деревянной, освящена в 1691 году по благословенной грамоте митрополита Сибирского н Тобольского Павла. Церковь просуществовала недолго. По повелениям Петра Великого в 1699 и 1700 годах велено на Верхотурье построить вместе с каменным городом и каменную соборную церковь, коя и была заложена настоятелем Верхотурского монастыря архимандритом Израилем в 1703 году. Постройка ее обошлась в 5253 рубля - «при воспоможении градских и уездных людей».

В 1738 году собор во время страшного пожара сгорел, но через год возобновлен и освящен. А сто лет спустя в Верхотурье родился человек, оказавший городу и его святыням огромную помощь. Разрешите представить: Мухлынин Иван Александрович. Фамилия эта ведет свою родословную от выкликинцев Ямской пригородной слободы Верхотурья, где селились выходцы из поморских городов Руси. Отсюда же, кстати, вышел и строитель Богословских заводов, многих церквей и домов М. М. Походяшин.

Ямских слобожан называли, видимо, потому, что они привезли с собой древние, с языческих времен, обычаи - выкликать, например, незнамо откуда весну или просо, чтоб оно щедрее уродилось. Выкликали и порчу из беснующихся баб.

Иван Александрович унаследовал от отца купеческий капитал и очень скоро приумножил его. В 1869 году он был избран первым городским головой и нес эту обязанность в течение трех четырехлетий. По избрании своем он прежде всего озаботился открытием городской общественной библиотеки, о чем до этого в Верхотурье и не помышляли. По его же инициативе в 1875 году открыто трехклассное женское училищах, а в существовавших уже училищах введены классы ремесленного труда.

Иждивением Ивана Александровича реставрирован придел в Троицком соборе, что обошлось в 7 тысяч рублей. Заведены серебряные оклады для икон, паникадила, дорогие облачения. Соборному причту пожертвован капитал в 3 тысячи рублей, проценты с которого шли на содержание причта. Для беднейшего населения города Иван Александрович оставил капитал в 3220 рублей, процент с которого выдавался безвозмездно в виде пособий тем, кто строил для себя дома.


Двенадцати летняя служба в должности городского головы была для И.А. Мухлынина безвозмездной: жалованье он оставлял в кассе, и оно расходовалось на пособия бедным служащим и жителям города.

Общественная деятельность И. А. Мухлынина была оценена современниками: верхотурцы присвоили ему звание почетного гражданина города, портрет его поместили в присутствии городской Думы. В ответ Иван Александрович в завещании пожертвовал 5 тысяч рублей на призрение бедных и столько же на санитарные нужды. Супруга его Мария Андреевна по смерти своей оставила капитал в 3 тысячи на детский приют в Верхотурье.

На соборы и на жизнь бедных пожертвовали многие. Тут и четыре поколения Мухлыниных, и Поповы, и Походяшины. А красноярский почетный гражданин Василий Никифорович Власьевский подарил церкви колокол весом около 110 пудов, позолоченный потир с прибором к нему и капитал на поминовение в 500 рублей.

Но постепенно славу Верхотурья отнимают города Ирбит и Екатеринбург. Теперь путь в Сибирь лежит по новому тракту. К началу ХХ века Верхотурье – уездный город Пермской губернии, бедный и немноголюдный, в нем чуть более 3 тысяч жителей, промышленности почти нет, торговля ничтожна. Дома почти все деревянные. Часть мещан занимается хлебопашеством, другие скупают в таежной глубинке дичь, кедровые орехи, бруснику и клюкву, звериные шкуры, сбывая все это по ярмаркам, прежде всего в Ирбите. Оживление в городе бывает с Великого поста, на Пасху и до середины сентября, когда сюда на богомолье наезжают тысячи паломников – поклониться мощам святого Симеона, кои покоятся тут с 12 сентября 1704 года.

В 1915 и 1916 годах Верхотурье посетил Григорий Распутин, жил в доме купчихи В. И. Мухлыниной. Он отстоял обедню в Кресто-Воздвиженском соборе, приложился к мощам Симеона, был с почестями принят архимандритом Ксенофонтом и пьянствовал, дебоширил, врывался в женский монастырь, как утверждает краевед, житель Верхотурья; ныне покойный Н.М. Лиханов.

Разорение монастыря началось с августа 1917 года во время правления А.Ф. Керенского. Первый красногвардейский отряд в Верхотурье потеснил монахов и занял часть монастырской гостиницы. Но в октябре 1918 года в город пришел белогвардейский отряд, один из «Северной боевой колонны правительственных войск», под командованием капитана Казагранди. Штаб его расположился в апартаментах настоятельского корпуса.

В июле 1919 года полк регулярной Красной Армии под командованием И.В. Боряева освободил город от белых, заняв под свой штаб все тот же настоятельский корпус. В монастыре сразу объявилась пропажа - белые, отступая, увезли серебряную раку, наполнив ее монастырскими драгоценностями. Гроб с мощами остался в соборе.

Отряд красногвардейцев догнал хитников на Сибирском тракте и отбил драгоценности. В 1921 году, в голодное время, рака и другие ценности были проданы иностранцам, и на эти деньги куплен хлеб. Теперь, по некоторым данным, рака находится в американском городе Джорданвилле, в центре русского зарубежного православия.
В 1920 году монастыри были ликвидированы, монахи и монахини выселены, наиболее враждебно настроенные из них «строго наказаны», в том числе и последний архимандрит Ксенофонт.

Новая власть разместила в Покровском женском монастыре детдом № 1 для школьников, в Успенском женском монастыре детдом № 2 для дошкольников. Николаевский монастырь частично отдан детдому № 3 для детей старшего возраста и юношества. Помещения монастырей и городских церквей переоборудованы и перестроены.

В них - клуб, районные библиотеки для взрослых и детей, спортивный зал, промышленные мастерские, гараж, мельница, пекарня, городская баня (работает и по сей день), котельная, складские помещения. В филиалах женского монастыря расположились предприятия лесной промышленности, в филиале мужского - один из лучших домов отдыха на Урале «Актай».

Заречная церковь и все часовни за ненадобностью снесены и вместо них построены жилые дома и торговые помещения. А в 1921 году в Николаевском монастыре разместили 96-е пехотные командные курсы. На куполах вместо крестов - красные флаги. На зубцах западной стены огромными буквами выложен лозунг-призыв: «Только красный командир из числа рабочих и крестьян поведет Красную Армию от одной победы к другой!». На южной стороне монастырской стены тоже на каждом зубце по букве: «Третий коммунистический Интернационал подписал смертный приговор капиталу всего мира!».

В Николаевском соборе курсанты организовали свой клуб. Естественно, бывший алтарь - сцена. Первая постановка в клубе - «На дне» по пьесе М. Горького.

С начала 30-х годов Николаевский монастырь переоборудован под исправительно-трудовую колонию для несовершеннолетних. На куполах уже нет флагов, с монастырской стены исчезли лозунги-гиганты, над зубцами ряды колючей проволоки. Голод в стране был и в двадцатых, и в тридцатых годах, а в детской беспредельной зоне - всегда. И в 1934 году дети взбунтовались, забаррикадировались в Кресто-Воздвиженском соборе (где недавно звенело: «Человек - это звучит гордо!»). Пожарными брандспойтами были выбиты все стекла, покалечены рамы. Бунт подавлен.

При первом знакомстве сегодняшнее Верхотурье поражает величием храмов и подавляет запредельной убогостью гражданского уклада жизни: много «дорежимного» ветхого жилья, современные неуютные двухэтажные бараки.


В 1988 году исправительно-трудовая колония расформировалась. Опустели братские корпуса и другие жилые постройки. По настоятельной просьбе Владыки Свердловского, Челябинского и Курганского Мелхиседека монастырь передан общине верующих. Наместником назначен молодой иеромонах Тихон. Отец Тихон уступил нашей просьбе и провел в Кресто-Воздвиженский собор.

В оконных проемах кое-где сохранились ветхие рамы, кованые решетки. Кругом кучи мусора, битого кирпича. Поднимаю метлахскую восьмиугольную плитку серого спокойного цвета, на обороте - загадочное слово латинским шрифтом «Merzig». Такой плиткой были выстланы когда-то полы. Купола и крыша собора, крытая чистейшим листовым цинком, возводилась совместно с английской фирмой «Георг Поль». Теперь часть листов кровли утрачена, просвечивает обрешетка деревянного каркаса. Стены, своды, кажется, на самой недосягаемой высоте исписаны черной краской: «Василек, Мурзин, Кеша». «Ушак, Назар, ВИЗ», «Н. Тагил, Тимофей братан Маранин, ст. 108, срок 3 года». Здесь не разруха и надругательство подавляет, здесь слетает фальшивое величие человека, и он чувствует себя ничтожеством.

В былое время в соборе одновременно могли молиться 10 тысяч человек. Сюда приходили исправлять себя люди даже из Благовещенска. Пешком, в лапотках, с котомочкой за плечами, в коей запасная обувь да, может быть, «Баташовский» пузатенький дорожный самовар на пять стаканов ... Шли иногда не одно, а два лета: ходок ходоку не ровня. А уж последнюю версту иные доползали на коленках, добравшись до надвратной церкви, долго целовали обетованную землю - привел-таки Господь поклониться мощам Симеона Праведного, Верхотурского святого.

Немного о Симеоне. Николаевский монастырь основан почти одновременно с городом - в 1602-1604 годах чернецом Ионой, а построен в 1621 году. Очевидно, Симеон был наслышан о новом монастыре и ушел из Руси за Урал. Полагают, что он был выходец из бедной дворянской семьи. Шел пешком до Соликамска, а оттуда по старой Бабиновской дороге, через старинное ямское село Ростес, Николо-Правдинский завод, село Караул пришел в Верхотурье, но облюбовал место не в самом городе, а в тихой деревне Меркушиной на реке Туре. В пешем пути и на новом месте жительства Симеон добывал себе пропитание рыбалкой и швейным ремеслом. Исцелял людей.

Умер в 1642 году, дожив до 40 лет с небольшим, погребен в Михаило-Архангельской церкви. Тело его лежало в земле д. Меркушиной ровно 50 лет, до 1692 года, и при митрополите Сибирском Игнатии его нетленные останки были перенесены в Верхотурский монастырь, где находились сначала в Преображенском соборе, а по окончании строительства Kpecтo-Воздвиженского собора перенесены в него.

Собор этот был заложен в честь грядущего юбилея- 300-летия царствующего дома Романовых, который отмечался летом 1913 года. Царь Николай II сделал для собора подарок - сень для раки с мощами святого Симеона.

Сень представляла собой точную копию трона царя Ивана Грозного, что находится в Москве в одном из соборов Кремля. Она была доставлена в Верхотурье, но царская семья не смогла приехать, т. к: приближалась первая мировая война. В торжественной обстановке при огромном стечении народа рака с мощами была перенесена в новую сень величественного собора.

Рака - это ящик с крышкой, служащий вместилищем для гроба с мощами. Сделана она из серебра. Длина примерно 2 метра, ширина около 90 см. Серебра в ней 10 пудов, 8 фунтов, т. е. 160 килограммов. Украшена золотом и драгоценностями, а стоила рака - в ценах 1846 года 1457 рублей. Когда пермскому архиепископу Аркадию доложили, что фактическая стоимость раки превышает сметную, он на докладе наложил резолюцию: «Для святых мощей никакое благолепие не мешает», - и приказал сделать доплату.


В 1904 году рака была обновлена, к ней прибавили еще украшений, дорогих каменьев, и великолепие раки способно было потрясти воображение любого человека, тем более бедного, живущего на медные деньги. Тихим ходом идет реставрация в Николаевском монастыре. Не хватает средств, материалов, квалифицированной рабочей силы. За три года удалось восстановить надвратную церковь да иконную лавку при ней, удалось кое-что сделать в Преображенском соборе и почти ничего - в Кресто-Воздвиженском храме-великане, разве что повесить колокола - современного, но достаточно добротного литья.

Источник: О. Лузянинов «Да исправиться молитва моя!», «Уральский следопыт» № 2 1991 г.

Нашим читателям мы рекомендуем к чтению рассказы о Верхотурье и истории населенного пункта: о памятнике «Отдавшим жизнь»;о Троицком соборе; о Верхотурском кремле; о Покровском женском монастыре; о Крестовоздвиженском соборе ; об истории Верхотурья; о Спасо-Воскресенской церкви; о Свято-Николаевском монастыре; о государственных амбарах Верхотурья.

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июль 2020 (9)
Июнь 2020 (32)
Май 2020 (45)
Апрель 2020 (39)
Март 2020 (36)
Февраль 2020 (41)
Календарь
«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.