Состав русской православной церкви Московского патриархата

Опубликовал: harlov, 21-05-2020, 19:14, Статьи, 110, 0

Как собрание верующих в Иисуса Христа, православная церковь состоит из клира и мирян. В клир (от греч. «жребий», «часть наследства») входят все священно- и церковнослужители. Священнослужителями в православной церкви могут быть только мужчины. Все священнослужители делятся на белое и черное духовенство.

Белое духовенство формируется из женатых (находящихся в первом браке) или вдовствующих на момент рукоположения в священство мужчин. Белое духовенство несет свою службу, главным образом, на приходах. К белому духовенству относятся также немногочисленные клирики-целибаты (от лат. «безбрачие мужчины»), такие как, например, известный современный миссионер Андрей Кураев.

Черное духовенство формируется из монахов. Монахи-священнослужители составляют высшее руководство церкви. Духовенство признается в качестве наделенного благодатью посредника между богом и людьми.

Выделяется три степени (чина) иерархии священнослужителей. Высшую из них занимают епископы (от греч. «надзиратель», «блюститель») — главы крупных церковно-административных территориальных единиц (митрополий, епархий и т. д.). Иерархия епископов представлена снизу-вверх следующими степенями:

- викарный епископ (викарий) (от лат. «заместитель», «наместник») — первоначально — наместник правящего епископа, позже — помощник митрополита или архиепископа по управлению большой епархией. Титул викарного епископа образуется от названия одного из городов епархии или митрополии и полного названия епархии (например, «епископ Домодедовский, викарий Московской епархии»);

- правящий епископ осуществляет духовное и административное управление вверенной ему епархией и является прямым начальником для клириков епархии. Правящий епископ не может вмешиваться в дела другой епархии. В отличие от викарных епископов, правящие епископы, как правило, имеют двойной титул (например, «епископ Курганский и Шадринский»);

- архиепископ — первоначально — старший епископ, глава епархии; в настоящее время — почетный титул, который присваивается епископам в качестве награды за заслуги перед церковью;

- митрополит — первоначально — епископ главного города провинции или области (от греч. «главный город»). В настоящее время митрополиты — главы самостоятельных церквей в составе РПЦ (Украинской православной церкви, Белорусской православной церкви, Православной церкви в Молдове, Японской автономной церкви). Титул митрополита носят также правящие епископы, например: Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, Митрополит Крутицкий и Коломенский, Митрополит Смоленский и Калининградский;

- патриарх (от греч. «отец» и «управляю») — высший епископский сан; как правило, им обладает глава поместной церкви.

Согласно Уставу РПЦ, патриарх управляет церковью совместно со Священным синодом и представляет церковь перед государством. Патриарх подотчетен только Поместному и Архиерейскому соборам. С 2009 года Патриарх Московский и всея Руси — Кирилл (Гундяев).

Неофициально епископы всех степеней называются архиереями (от греч. «старший (главный) священнослужитель»). Архиереи имеют полномочия (благодать) совершать все таинства (в т. ч. рукоположение) и руководить церковной жизнью. Согласно учению церкви, апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереям от самых апостольских времен, и таким образом в церкви осуществляется благодатная преемственность.

К архиереям принято обращаться: к епископу — «Ваше Преосвященство», «Преосвященнейший Владыка» или просто «Владыка» (на практике часто используется звательный падеж старославянского языка: «Владыко»); к архиепископу и митрополиту«Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвященнейший Владыка»; к патриарху«Ваше Святейшество» (к некоторым восточным патриархам, в титуле которых содержится эпитет «Блаженнейший» — «Ваше Блаженство»).

Средняя степень священнослужителей представлена священниками. Священники, в отличие от епископов, могут быть как монахами, так и семейными людьми. При этом, согласно каноническим нормам, заключение брака возможно только до совершения рукоположения в священный сан. Овдовевший священник не имеет права на вступление в повторный брак.

Иерархия священников снизу-вверх состоит из следующих чинов:
- иерей (от греч. «священный») — официальное название священника;
- протоиерей (от греч. protos «первый» и «священный») — старший священник (главный среди священников данной церкви), обычно — настоятель храма. Звание протоиерея дается в качестве награды;
- протопресвитер (от греч. «первый» и «старейшина») — первоначально высшая степень белого духовенства, в настоящее время присваивается в единичных случаях священникам как награда за особые заслуги.

Монашествующий священник называется иеромонахом. За успешную работу иеромонах может быть возведен в сан игумена (от греч. «идущий впереди, ведущий»). Первоначально игумен — начальник монастыря. В настоящее время игуменство дается в награждение монашествующему священству (соответствует протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывается с участием в управлении монастырем.

Высшим саном для священника-монаха является сан архимандрита (от греч. «главный», «старший» и «ограда»; буквально — «старший над оградой», т. е. монастырем), соответствующий протопресвитеру в белом духовенстве.

Священники имеют полномочия (благодать) совершать все таинства (кроме рукоположения). Поставление в священники совершается архиереем через рукоположение. К священнику принято обращаться: «Ваше преподобие» или «отец (имя)»; «Ваше высокопреподобие» (к протоиерею); к иеромонаху«Ваше преподобие», к игумену или архимандриту — «Ваше Высокопреподобие». Неофициальное обращение — «батюшка».

Низшую степень в православной иерархии занимают дьяконы (от греч. «служитель») — священнослужители, которые, не имея права самостоятельно совершать таинства (кроме крещения, которое могут при необходимости совершать и миряне), помогают при их совершении священникам и епископам. Как и священники, дьяконы могут быть как монахами, так и семейными людьми. Дьякон, не являющийся монахом, за безупречную службу может быть возведен в сан протодьякона. Монашествующий дьякон называется иеродьяконом, он за успехи в своем служении может быть награжден званием архидьякона.

Поставление в священнослужители высшей и средней степеней осуществляется посредством хиротонии (от греч. «голосование путем поднятия рук», в более поздней интерпретации — «рукоположение»). Рукоположение совершается в дьяконы (из иподьяконов), в священники (из дьяконов) и в архиереи (из священников). Соответственно, существуют три чина рукоположения.

В дьяконы и священники совершать рукоположение может один архиерей; в архиереи рукоположение совершается собором архиереев (по крайней мере, двумя архиереями).

Церковнослужителями в православной церкви являются не возведенные в духовный сан миряне, помогающие священнослужителям в совершении церковных служб и обрядов. В зависимости от выполняемых функций церковнослужители подразделяются на чтецов (чтение религиозных богослужебных текстов), регентов (от лат. regens «правящий»), управляющих церковным хором, алтарников, помогающих священнослужителям в алтаре, просвирней, выпекающих просвиры, звонарей, певчих и т. д.

Зачастую один и тот же церковнослужитель выполняет несколько функций, таких церковнослужителей обычно называют пономарями. Особое место среди церковнослужителей занимает иподьякон — в его обязанности входит прислуживать во время богослужения архиерею. Поставление в иподьяконы (иногда и в чтецы) осуществляется посредством хиротесии (от греч. «руковозложение»), совершаемой архиереем. На прочие церковнослужительские должности назначение осуществляется по благословению (разрешению) настоятеля храма.

Сообщество мирян образуют верующие, не являющиеся священно- и церковнослужителями и не принявшие монашеские обеты. Согласно церковной традиции, миряне подразделяются на верных, кающихся и оглашенных. К верным мирянам относятся прихожане данного храма, регулярно участвующие в богослужениях и таинствах покаяния и причащения, не находящиеся в данный момент под епитимией (духовно-исправительным наказанием, чаще всего заключающемся в посте, усиленной молитве и т. п.). Миряне, находящиеся под епитимией, называются кающимися. Верных и кающихся в настоящее время чаще именуют воцерковленными верующими. Оглашенными называются лица, прошедшие «оглашение проповедью слова божия», но еще не принявшие таинства крещения.

Поскольку «оглашение» перед принятием крещения (т. е. ознакомление желающих принять христианство с его вероучением) все еще не стало нормативной практикой в современной РПЦ, то выделение группы оглашенных является весьма условным.

Идеалом верующего человека для РПЦ является человек воцерковленный, т. е. такой, который не ограничивается лишь заявлением себя в качестве приверженца православной веры, но «живет церковной жизнью» – является прихожанином какого?либо храма и регулярно посещает богослужения. Приобщение к «церковной жизни» происходит посредством целого ряда культовых практик, важнейшими из которых являются церковные праздники.

Источник: Государственно-конфессиональные отношения и религиозные объединения в Тюменской области: Справочник / Под ред. В. П. Клюевой. – Тюмень, 2009. – 304 с.

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Ноябрь 2020 (20)
Октябрь 2020 (21)
Сентябрь 2020 (25)
Август 2020 (30)
Июль 2020 (39)
Июнь 2020 (32)
Календарь
«    Ноябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.