Буксировка неисправного автомобиля
Для вывода автомобиля из аварийного положения, если он застрял на дороге и самостоятельно выехать не может, обычно используют другой автомобиль. Операция эта называется буксировкой, очень важно, чтобы было обеспечено хорошее сцепление колес буксирующего автомобиля с грунтом. При этом направление движения колес должно совпадать с продольной осью вытаскиваемого автомобиля.
Буксировка автомобиля может производится с помощью мягкой и жесткой сцепки, а также в полугруженном состоянии.
При буксировке на мягкой сцепке у буксируемого автомобиля должны быть исправны рулевое управление, звуковой сигнал и тормоза, включено освещение (переднее и заднее). В качестве связывающего звена можно применять цепь, стальной трос, канат. Длина звена устанавливается в пределах 4-6 м. Звено прочно закрепляют за оба крюка буксируемого автомобиля. Для лучшей видимости его обозначают так: днем навешивают красные лоскуты, а ночью – белые и на них направляют свет буксирующего автомобиля. Скорость движения при буксировке не должна быть больше 20 км/ч. Нельзя резко тормозить и изменять скорость, так как возможен обрыв троса.
Буксировать с помощью мягкой сцепки можно только один автомобиль. От водителей ведущего и ведомого автомобилей требуется повышенная внимательность и хорошая связь друг с другом.
В движении водитель буксируемого автомобиля обязан постоянно наблюдать за буксирным тросом и если сцепное звено ослабевает, то рекомендуется притормаживать автомобиль. Трос должен быть всегда слегка натянут. Буксировать автомобиль в гололедицу запрещено Правилами дорожного движения.
Автомобиль буксируемый на жесткой сцепке, должен иметь исправное рулевое управление, а с наступлением темноты включенный задний фонарь. В качестве жесткого буксира применяется металлическая полая труба диаметром 75-100 мм, длиной 1,5-2,5 м (но не более 4 м) и с петлями на концах крепления.
Скорость автомобилей на жесткой сцепке зависит от дороги и ограничивается только общими правилами движения.
Буксировка в полупогруженном состоянии производится тогда, когда у автомобиля неисправны рулевое управление, передняя ось или передний ведущий мост, ступицы, диски и барабаны колес, а также в случаях отсутствия водителя. Буксируемый автомобиль надежно закрепляют на платформе буксирующей машины проволокой. При этом нельзя допускать перемещения передней оси неисправного автомобиля в бок, назад и вперед. Для предохранения бортов кузова от поломки и предотвращения смещения колес неисправного автомобиля в кузове буксирующего автомобиля между его бортами и колесами неисправной оси укладывают и закрепляют деревянные прокладки. При таком способе буксировки водителю буксируемого автомобиля запрещается находится в кабине.
Буксировка автомобиля в полупогруженном состоянии приемлема на дорогах с твердым покрытием. Но она связана с трудностями при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и не оправдывает себя при движении по бездорожью, так как дорожный просвет между задним брусом кузова буксируемого автомобиля и поверхностью земли очень мал. Кроме того, в условиях бездорожья очень затруднена буксировка, и водителям нужно быть особенно осторожными.
Источник: Юрковский И.М. «Вождение автомобиля в сложных дорожных условиях». Изд. 2-е, перераб. и доп. М., ДОСААФ, 1976.
В современных ПДД другие названия буксировки и требования к ней, поэтому статья не может быть использована для подготовки к сдаче экзаменов, а опубликована в информационных целях.