Вождение в колонне
Для перевозки сельскохозяйственных, военных и некоторых других грузов, а также личного состава создаются автомобильные колонны. Под словом колонна подразумевается группа автомобилей, выполняющих одно задание и следующих по заранее составленному графику, по одному маршруту под командой начальника колонны.
Движение автомобилей в колонне от обычного одиночного. Поэтому водитель должен хорошо знать основные правила вождения автомобилей в колоннах, быть особенно внимательным и дисциплинированным. Успешное выполнение задачи, поставленной перед всей автомобильной колонной, в значительной степени зависит от хорошей подготовки каждого водителя, а также технической исправности автомобиля.
Водитель, готовясь в рейс в составе колонны, должен хорошо уяснить поставленную задачу и маршрут движении я: заранее уточнить места для привалов, пункты заправки автомобиля горючим и технической помощи, правила и особенности погрузки, транспортировки и выгрузки грузов. Знать установленные сигналы управления, особые знаки и указатели, которые будут встречаться на пути движения, свое место в колонне, правильно оформить необходимые документы.
Подготовка автомобиля состоит в следующем. Для движения в колонне желательно отобрать лучшие автомобили, находящиеся в хорошем техническом состоянии. Накануне движение провести качественное техническое обслуживание, при необходимости установить на машинах светомаскировочные, противопожарные средства, а также средства повышения проходимости и крепления грузов, взять в дорогу запасные бачки и бидоны с горюче-смазочными материалами и комплектом запасных частей, брезент. Провести специальное дооборудование автомобилей.
Оно включает в себя подготовку сидений в кузовах автомобилей при перевозке людей. Если автомобили предназначены для перевозки зерна во время уборки урожая, то производится наращивание бортов кузовов на 25-30 см и герметизация кузовов.
Для перевозки больших масс и длинномерных грузов необходимо подготовить прицепы и полуприцепы, а если грузом будут специальные приборы и установки, оборудовать кузов автомобилей специальным креплением.
Чтобы облегчить контроль за порядком движения колонны, на каждом автомобиле (на левой дверце и заднем борту кузова) рекомендуется наносить дробное число, где числителем обозначен номер автомобильной колонны, а знаменателем – порядковый номер автомобиля в колонне.
На головной автомобиль назначается более опытный и дисциплинированный водитель, который заранее хорошо ознакомлен с дорогой.
Начальник колонны устанавливает очередность движения. В голову колонны обычно назначаются тяжелые автомобили, имеющие малые скорости движения. Это дает возможность избежать разрывов между автомобилями в движении и выдержать установленную дистанцию.
Дистанция между отдельными автомобилями устанавливается в зависимости от дорожных, климатических и метеорологических условий. Так, на дорогах с твердым покрытием обычно принимается дистанция 25-30 метров, на пыльной дороге до 50-60 метров, ночью и в условиях плохой видимости – 10-12 м.
В конце колонны обычно сосредотачиваются средства технической помощи.
Дистанция между автомобилями выдерживается в зависимости от скорости движения: с увеличением ее удлиняется и дистанция. Обычно принимают дистанцию в метрах между движущимися автомобилями, равной числовому значению скорости движения автомобиля км/ч. Рекомендуется принимать следующие скорости движения для колонны на дорогах с асфальтовым покрытием 35-40 км/ч, на щебеночных и грунтовых дорогах 20-25 км/ч, на плохих дорогах 10-15 км/ч, ночью 15-20 км/ч.
Для управления на марше колонной автомобилей начальник колонны подает команды голосом или флажками (белым, красным), а ночью с помощью трехцветного фонаря (белого, красного, зеленого). Команды и сигналы четко передаются по колонне. Каждый водитель обязан внимательно следить за сигналами начальника колонны и теми, которые передаются впереди движущимся автомобилем. При этом запрещается нарушать установленную дистанцию.
Вытягивание колонны осуществляется по команде «Марш!». Трогание автомобилей с места производится осторожно. В начале движения при первых 300-600 метрах скорость на головном автомобиле небольшая, около 10-15 км/ч, а затем постепенно, по мере того как вытянется на нормальные дистанции, она увеличивается до заданной начальником колонны скорости. Темп движения меняется в зависимости от условий местности (подъемы, спуски, развитые участки дороги, узкие мосты, повороты, переезды и т.п.)
При движении колонны ночью скорость автомобилей сокращается и дистанция между ними уменьшается до 10-20 м. В случае необходимости применяются светомаскировочные средства и приспособления или приборы ночного видения.
Встречаемые на маршруте движения колонны труднопроходимые участки дороги и водные рубежи рекомендуется преодолевать поочередно, дожидаясь, пока впереди идущий автомобиль проедет препятствие.
Во избежание заторов категорически запрещается производить развороты в обратном направлении.
Обычно на наиболее опасных участках дороги – крутых спусках и подъемах – движением руководит лично начальник колонны. В случае необходимости он принимает меры по обеспечению безопасности. Так, например, скользкие участки дороги посыпают песком, шлаком, очень заснеженную дорогу расчищают от снега и т.п.
Короткие подъемы целесообразнее всего преодолевать с разгона. Дистанция между автомобилями при этом увеличивается в 1,5 – 2 раза.
На длинных спусках скорость должна быть не больше 20 км/ч, а дистанция между автомобилями до 50-70 м. А если дорога скользкая или пыльная, необходимо увеличивать дистанцию до 100 м. Так безопаснее. Встречается нередко, когда длинные спуски ведут к мостам; в этих случаях движение через мосты должно быть с повышенной осторожностью. Автомобили с тяжелым грузом проходят через мосты с ограниченной грузоподъемностью поочередно, иначе может разрушиться мост. Останавливаться на мосту категорически запрещается. Перед мостом можно стоять, но не ближе 50 м, чтобы дать возможность для обгона другим автомобилям.
Останавливать самостоятельно, а также выезжать из колонны в движении не разрешается. Однако вынужденные остановки отдельных автомобилей не должны вызывать задержки всей колонны. В случае вынужденной остановки водитель ставит автомобиль на обочину дороги. Остановившийся автомобиль следует объезжать слева, уменьшив скорость движения. Шофер остановившегося автомобиля, начиная движение, не имеет права обгонять движущуюся колонну и превышать установленную предельную скорость. Он пристраивается к любой из колонн, или, догнав свою колонну, пристраивается в «хвост».
Водители отставших автомобилей занимают свое место в колонне на остановках или привалах и с разрешения органов регулирования движения или начальника колонны.
Для отдыха водителей и технического осмотра автомобилей, крепления грузов, подтягивания отставших автомобилей назначаются малые привалы в течение 20-30 мин, чрез каждые 2-3 ч непрерывного движения. Первый малый привал обычно бывает после 1 часа движения.
При движении колонны на расстояния, требующем больше 7-8 часов хода, назначается большой привал продолжительностью 2- 3 часа. Во время этого привала водители питаются, затем отдыхают. После чего организуется дозаправка и осмотр автомобилей и устраняются возникшие неисправности.
Следует отметить, что при остановках на привал не разрешается отдых в кабине автомобиля при работающем двигателе. Это может привести к отравлению водителей отработанными газами.
Овладеть искусством вождения автомобиля в составе колонны – сложная задача. Но она вполне решима для тех водителей, которые хорошо знают свои автомобили, мастерски управляют ими, дисциплинированны и физически выносливы.
Источник: Юрковский И.М. «Вождение автомобиля в сложных дорожных условиях». Изд. 2-е, перераб. и доп. М., ДОСААФ, 1976.