Стратегическое руководство вооруженных сил союзных стран в годы Второй мировой войны
В годы второй мировой войны получили развитие системы стратегического руководства вооруженными силами в США, Англии, Франции.
В Соединенных Штатах Америки перед войной система стратегического руководства создавалась с учетом того, что военные действия будут вестись вне пределов американского континента. США рассчитывали иметь достаточно времени для отмобилизования вооруженных сил и перестройки военного аппарата применительно к конкретным требованиям ведения войны.
Накануне второй мировой войны в США не было единого органа военного управления. Президент страны, будучи верховным главнокомандующим, руководил вооруженными силами через два министерства — военное и военно-морское. Координацией деятельности видов вооруженных сил занимался объединенный совет — совещательный орган, подчиненный одновременно военному и военно-морскому министрам С расширением фашистской агрессии в Европе правительство Ф. Рузвельта, приняло ряд мер по совершенствованию системы военного руководства.
После вступления США в войну в целях улучшения управления вооруженными силами был образован комитет начальников штабов, ставший высшим органом стратегического руководства (февраль 1942 г.). Этот комитет подчинялся непосредственно президенту и являлся его консультативным и исполнительным органом. Он разрабатывал предложения по общим вопросам военной стратегии, производству вооружения, распределению стратегического сырья, строительству и использованию вооруженных сил, организации взаимодействия сухопутных войск (армии), военно-морских сил и входившей в их состав авиации. На основе указаний президента комитет начальников штабов разрабатывал стратегические планы, издавал директивы и осуществлял руководство военными действиями на ТВД.
Постепенное подключение американских войск к военным действиям на Тихом океане, а затем в Северной Африке и Западной Европе выдвинуло новые задачи по управлению оперативно-стратегическими группировками. Оно осуществлялось из Вашингтона через главные командования американских войск, действовавших на театрах.
В 1942 г. в бассейне Тихого океана были созданы два командования: Тихоокеанское — в северной и центральной частях театра (главнокомандующий адмирал Ч. Нимиц) и Юго-Западного района Тихого океана (главнокомандующий генерал Д. Макартур). Каждый из них отвечал за действия подчиненных ему войск и сил флота не только перед комитетом начальников штабов, но и перед главнокомандующим своим видом вооруженных сил.
Стратегическая авиация США, выделенная в ходе войны в самостоятельный род сил, имела собственное командование, которое подчинялось командующему ВВС армии; при проведении воздушных операций против Германии и особенно против Японии она действовала зачастую независимо от главных командований на ТВД.
Американские группировки войск на Североафриканском, Средиземноморском и Западно-Европейском театрах военных действий входили в состав объединенных союзных командований. Если это командование возглавлял английский генерал, то американские представители видов вооруженных сил сохраняли прямые линии связи со своими вышестоящими штабами и, таким образом, пользовались относительной самостоятельностью. Подобный механизм управления нередко приводил к трениям и открытым спорам между двумя союзными армиями.
В целом в годы войны стратегическое руководство США приобрело определенный опыт в управлении боевыми действиями крупных группировок на различных театрах, удаленных от территории страны, в использовании стратегической авиации и материально-техническом обеспечении войск. Большое влияние на систему стратегического руководства оказала коалиционная стратегия. Полученный в ходе войны опыт был положен в основу строительства вооруженных сил в послевоенные годы.
В Англии система стратегического руководства накануне войны строилась под влиянием многовекового развития и особенностей географического положения этой колониальной державы. Поскольку главную угрозу безопасности Британским островам англичане видели в Германии, одной из задач стратегического руководства Англии являлось обеспечение защиты метрополии и морских коммуникаций. В случае войны предполагалось использовать войска всех доминионов и колоний под единым имперским стратегическим руководством.
Верховным главнокомандующим вооруженными силами Британской империи номинально считался король, фактически им был премьер-министр, стоявший во главе военного кабинета. Этот кабинет решал широкий круг вопросов руководства войной, в том числе организации работы военной промышленности, обороны метрополии, использования людских ресурсов, строительства вооруженных сил в доминионах и колониях. На местах его указания и решения осуществлялись соответствующими министерствами (армии, военно-морских и военно-воздушных сил) через генерал-губернаторов, а в Индии — через вице-короля.
Высшим органом стратегического руководства был комитет начальников штабов, который разрабатывал планы операций на театрах и осуществлял контроль за ходом военных действий. Его работой руководил премьер-министр (с мая 1940 г.— У. Черчилль). Решения комитета проводились в жизнь через штабы видов вооруженных сил, которые разрабатывали планы применения этих сил и непосредственно руководили их действиями.
Характерной чертой в английской системе стратегического руководства являлась слабая координация. «В течение всей второй мировой войны, — писал впоследствии английский военный теоретик Э. Кингстон-Макклори, — боевые действия трех видов вооруженных сил фактически представляли собой не совместные операции, преследующие единую цель, а обособленные, плохо скоординированные действия, не связанные общностью задач». Примером слабого взаимодействия явилась неудачная операция английских вооруженных сил в Норвегии весной 1940 г.
Руководство группировками войск осуществляли командования на ТВД (созданное в начале войны командование экспедиционных сил Великобритании в Европе, командование вооруженных сил на Ближнем и Среднем Востоке и др.).
Система стратегического руководства Франции складывалась под влиянием опыта первой мировой войны и с учетом того, что ее вооруженные силы должны были непосредственно противостоять крупным сухопутным и воздушным силам Германии. Вопросы подготовки страны к войне непосредственно решались в совете национальной обороны, в который входили все члены кабинета министров.
С началом войны был образован военный комитет под председательством президента республики, являвшегося верховным главнокомандующим вооруженными силами Франции. В него вошли премьер-министр, некоторые министры и главнокомандующие видами вооруженных сил. Основные решения по ведению войны принимал глава правительства, который с сентября 1939 г. одновременно являлся министром национальной обороны и министром армии. Координировать действия сухопутных сил, авиации и флота должен был генеральный штаб, но, ввиду того что главнокомандующие ВВС и ВМФ ему не подчинялись, он не смог обеспечить согласованность действий видов вооруженных сил. Вся эта система военного руководства рухнула в результате поражения Франции летом 1940 г.
Создание в июне 1943 г. Французского комитета национального освобождения означало одновременно учреждение верховного органа по руководству вооруженной борьбой. Сопредседателем, а затем председателем комитета стал генерал Ш. де Голль (главнокомандующий французской армией). Непосредственное руководство военными действиями формирований французской армии осуществлял главнокомандующий (с 1944 г. и председатель Временного правительства Французской Республики) через генеральный штаб.
Таким образом, системы стратегического руководства США, Англии и Франции в годы войны характеризовались централизацией не только политических, но и военных функций в руках главы государства (или главы правительства). При соблюдении общего принципа централизма в высших органах руководства допускалась некоторая автономность оперативно-стратегического звена. Однако в деятельности исполнительных органов часто нарушалась согласованность, проявлялась недостаточная оперативность в решении стратегических и оперативно-стратегических задач, допускались просчеты в планировании.
Источник: «Вторая Мировая война. Итоги и уроки», Москва, Военное издательство, 1985 г.