Актуальные политические и территориальные вопросы послевоенного мироустройства

Опубликовал: zampolit, 19-02-2020, 09:25, Великая Победа, 53, 0

По влиянию на международные процессы победа вошла в мировую историю как одно из важнейших событий XX века. В результате разгрома германского фашизма, а затем японского милитаризма создались благоприятные условия для борьбы трудящихся за национальное и социальное освобождение. Ускорился процесс распада колониальной системы империализма, завершившийся ее крахом.

Исход войны повысил международный авторитет СССР, воочию убедил, что на любых, самых крутых поворотах и изломах истории Советский Союз всегда защитник свободы и независимости народов, мировой цивилизации.

Борьба с фашизмом, победа над ним послужили мощным толчком к национально-освободительному движению в колониальных и зависимых странах, народы которых (в первую очередь Кореи, Вьетнама, Индии, Бирмы, Малайи, Сирии, Ливана) воспользовались благоприятными условиями для завоевания свободы. Процесс распада колониальной системы империализма и возникновения новых независимых государств значительно ускорился после Второй мировой войны. Только за первое послевоенное пятнадцатилетие на политической карте мира появились 22 новые независимые страны. Однако решающим оказалось второе послевоенное пятнадцатилетие (1960— 1975 гг.): на месте бывших колоний и полуколоний образовалось 62 независимых государства. В 1970-е годы крупные колониальные империи отошли в область истории.

На завершающем этапе войны, когда исход ее был предрешен, а также после ее окончания странами-победительницами были взаимосогласованы на справедливой международно-правовой основе актуальные политические и территориальные вопросы. Они касались главным образом государств фашистско-милитаристского блока: в ЕвропеГермании, Италии, Финляндии, Румынии, Венгрии и Болгарии; в Азии — Японии. Существенной чертой принятых решений является применение к побежденным странам политических санкций, в том числе территориального характера, за международные преступления.

Относительно Германии СССР добивался принятия таких решений, которые позволили бы осуществить демократизацию страны, вырвать корни милитаризма и реваншизма, способствовать созданию внутренних условий, которые и в будущем не позволили бы ей встать на путь новых захватов. Страны-победительницы договорились о необходимости «уничтожить национал-социалистскую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду».

На Крымской и Берлинской конференциях глав правительств СССР, США и Великобритании обсуждался также вопрос о выработке плана такого устройства Германии, при котором не смогла бы возродиться военная мощь страны. Территория ее временно была разделена на четыре зоны оккупации: американскую, английскую, французскую и советскую. В контрольный механизм, согласованные решения которого распространялись на всю Германию, вошли Контрольный совет в составе главнокомандующих оккупационными войсками СССР, США, Англии и Франции, координационный комитет и контрольный аппарат, состоявшие из представителей союзных государств. Территориальные вопросы были согласованы следующим образом. Земли к востоку от рек Одер и Западная Нейсе, отторгнутые Пруссией, в соответствии с решением Берлинской конференции возвращались исконному владельцу — Польше. Территория к западу от Одера и Западной Нейсе оставалась в составе Германии. Город Кенигсберг (ныне Калининград) с прилегающим районом был передан Советскому Союзу. 25 февраля 1947 г. Контрольный совет в Германии принял решение о ликвидации прусского государства. Эльзас и Лотарингия, аннексированные Германией в 1940 г., были воссоединены с Францией.

СССР постоянно добивался, чтобы отношения с бывшими участниками фашистского блока стали действительно справедливыми, демократическими. Благодаря усилиям Советского Союза соглашения и мирные договоры с Италией, Финляндией, Румынией, Болгарией, Венгрией предусматривали восстановление и расширение демократических прав и свобод, уничтоженных или попранных в период господства фашистских режимов. Принятые решения и санкции объективно благоприятствовали развитию этих государств по демократическому пути.

В основу послевоенной границы Италии была положена линия, существовавшая на 1 января 1938 года. Произошли лишь частичные ее изменения в пользу Франции, Югославии и Греции. Италия лишилась всех прав на свои бывшие колонии: Ливию, Эритрею, юго-восточную часть Сомали.

По заключенному в сентябре 1944 г. перемирию между СССР и Финляндией восстанавливалось, с некоторыми изменениями, действие мирного договора от 12 марта 1940 г. Финляндия возвращала Советскому Союзу область Печенга (Петсамо), а СССР отказывался от прав на аренду полуострова Ханко взамен на предоставление ему на правах аренды сроком на 50 лет территории и водных пространств в районе Порккала-Удд. В связи с укреплением дружественных отношений с Финляндией СССР в 1956 г. отказался от прав на использование этого района.

В соответствии с мирными договорами границы Болгарии и Румынии были установлены по состоянию на 1 января 1941 г., а Венгрии — на 1 января 1938 г. Румыно-венгерская граница восстанавливалась такой, какой она была на 1 января 1938 г.

Границы Польши были определены соглашением от 22 июля 1944 г. между Советским правительством и Польским комитетом национального освобождения, а также решениями Крымской и Берлинской конференций. На Берлинской конференции советская делегация полностью поддержала требования польского Временного правительства национального единства об установлении западной границы Польши по Одеру и Западной Нейсе.

Важным шагом на пути укрепления дружественных отношений между народной Польшей и СССР явилось подписание договора от 16 августа 1945 г. По этому договору советско-польская граница прошла по линии Керзона с отступлением от 5 до 8 км в пользу Полыни. К ней отошли город Белосток с областью, город Перемышль (Пшемысль) с прилегающими районами и часть Беловежской пущи. Граница Польши на западе начиналась от Балтийского моря чуть западнее Свинемюнде и оттуда шла вдоль реки Одер до слияния с рекой Западная Нейсе, далее вдоль реки Западная Нейсе до Чехословакии. Польско-чехословацкая граница установлена в соответствии с договором 1947 г.

Чехословакии возвращались Судетская область и ряд других приграничных районов, которые были присоединены к Германии по мюнхенскому сговору 1938 г., а также южные районы Словакии, аннексированные тогда же хортистской Венгрией. После освобождения Закарпатской Украины на состоявшемся 26 ноября 1944 г. в городе Мукачево Первом съезде делегатов народных комитетов был принят исторический манифест, выразивший волю трудящихся Закарпатья воссоединиться с Советской Украиной. Идя навстречу этому желанию, СССР и Чехословакия 29 июня 1945 г. подписали соответствующий договор.

Вопрос о границе Югославии с Италией решался в ходе длительных переговоров. Советский Союз последовательно защищал право Югославии на всю территорию в районе полуострова Истрия (Юлийская Крайна), включая и Триест, населенную в основном славянами и попавшую под власть Италии после первой мировой войны. В результате удалось добиться передачи Югославии большей части полуострова Истрия. Однако в отношении города Триест и непосредственно прилегающих к нему земель было принято компромиссное решение о создании «Свободной территории Триест» под контролем Организации Объединенных Наций. В 1954 г. на основе договоренности между Югославией и Италией эта территория была разделена между ними. Наконец, в ноябре 1975 г. по итало-югославскому договору зоны, отошедшие к Югославии и Италии, окончательно закреплялись в составе этих государств.

В принятой на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Англии в октябре 1943 г. «Декларации об Австрии» объявлялась несуществующей и недействительной аннексия 1938 г., выражалось желание великих держав видеть Австрию свободной и независимой. Одновременно подчеркивалась ответственность этой страны за участие в войне на стороне фашистской Германии. После окончания войны территория Австрии была разделена на четыре зоны оккупации. В отношениях с этой страной нашла яркое выражение неизменная политика Советского правительства, направленная на восстановление национального суверенитета государств, освобождаемых от гитлеровских захватчиков. Правительство СССР способствовало возрождению на освобожденной советскими войсками части страны австрийской национальной власти. По инициативе Советского Союза в мае 1955 г. представители СССР, США, Англии, Франции и Австрии подписали в Вене государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии.


Победа, над милитаристской Японией поставила на повестку дня решение сложных проблем в Азии. По японской проблеме четко обозначились две противоположные позиции — Советского Союза, с одной стороны, и Соединенных Штатов Америки — с другой. СССР видел закрепление победы в демилитаризации и демократизации страны, заключении с Японией мирного договора. Это открывало перед ней перспективу мирного и независимого развития, исключения и в будущем возможности проведения агрессивной политики. Такая позиция Советского Союза в отношении Японии соответствовала договоренностям великих держав на Крымской и Берлинской конференциях.

США стремились превратить Японию в опору своего влияния на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана, воспрепятствовать ее развитию по прогрессивному пути. Свою политику американское правительство проводило фактически сепаратно, не считаясь с совместными решениями союзных держав. В итоге американские войска оккупировали Японию. И все-таки возросшая после войны активность японского народа вынудила вашингтонскую администрацию пообещать проведение демократических реформ, создать условия для демилитаризации страны, искоренить идеи милитаризма и обеспечить развитие мирной экономики. Но, как показала жизнь, эти обещания так и остались на бумаге.

В итоге войны возникли благоприятные условия для мирного урегулирования в Юго-Восточной Азии. Участие Советских Вооруженных Сил в разгроме Японии явилось новым мощным импульсом для развития борьбы народов Азии за национальное и социальное освобождение.

Перед народом Кореи открылись перспективы революционных преобразований. Серьезным препятствием на этом пути стал раскол страны. Берлинская конференция приняла решение считать 38-ю параллель разграничительной линией между американскими и советскими войсками, которые предполагалось дислоцировать соответственно в Южной и Северной Корее. Цель временного раздела состояла лишь в том, чтобы принять капитуляцию японских войск. Однако в Южной Корее стараниями американского правительства и местной реакции в мае 1948 г. было создано марионеточное правительство, что, по сути, означало превращение Южной Кореи в американскую стратегическую базу на Дальнем Востоке. Через четыре месяца в Северной Корее была провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика.

Китай вступил в послевоенный мир в числе постоянных членов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Но между официальным статусом великой державы и фактическим положением страны в то время было существенное различие. Опутанный кабальными политическими, экономическими, финансовыми и военными соглашениями с империалистическими государствами, Китай, по существу, оказался в положении зависимой страны.

Согласно решениям Крымской конференции СССР возвращались исконно русские земли: южная часть Сахалина и прилегающие к ней острова, а также Курильские острова. Кроме того, в соответствии с советско-китайскими договорами и соглашениями от 14 августа 1945 г. и 14 февраля 1950 г. были восстановлены принадлежащие России права, нарушенные Японией в 1904 г., на совместную с Китаем эксплуатацию Китайской Чанчуньской железной дороги. Порт-Артур стал военно-морской базой, открытой для военных кораблей и торговых судов СССР и Китая. Порт Дальний (Далянь) превращался в свободный порт, открытый для торговли и судоходства всех стран. Советский Союз, следуя своей интернациональной политике, в 1955 г. вывел войска из Порт-Артура и передал безвозмездно правительству Китайской Народной Республики все права на Китайскую Чанчуньскую железную дорогу со всем принадлежащим дороге имуществом.

По условиям соглашения от 14 февраля 1950 г. бывшие Китайско-Восточная и Южно-Маньчжурская железные дороги переходили в собственность СССР и Китая в качестве коммерческого транспортного предприятия под суверенитетом Китая с совместным советско-китайским управлением.

Успешно был решен вопрос о признании статута Монгольской Народной Республики в качестве независимого государства. Большинство стран мира признали МНР в существующих границах и установили с ней дипломатические отношения. Монголия активно включилась в работу многих международных организаций.

Конечно, решение актуальных политических и территориальных вопросов было лишь частью послевоенного мирного урегулирования. Многие проблемы закрепления итогов победы еще предстояло решить, преодолевая разного рода препятствия, создаваемые империалистическими государствами.

И все же, несмотря на «холодную войну», провокации со стороны реваншистов и неофашистов, в середине 70-х годов в результате длительной борьбы стран социалистического содружества, всех прогрессивных сил были подведены политические итоги войны, осуществлено их окончательное международно-правовое закрепление. Это получило отражение в Заключительном акте общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в Хельсинки в 1975 году.

Источник: «Вторая мировая война. Итоги и уроки». Москва. Военное издание. 1985 г.

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2020 (13)
Март 2020 (36)
Февраль 2020 (41)
Январь 2020 (31)
Декабрь 2019 (72)
Ноябрь 2019 (74)
Календарь
«    Апрель 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.