Мечеть в Янтыке - в соответствии с мусульманскими традициями
Мечеть «место поклонения» — мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение. Мечеть служит местом сбора мусульман для совершения коллективных молитв. Кроме этого, мечети могут являться местами собрания народа, обучения основам исламской религии и т. д.
Первой мечетью была Кааба. По словам пророка Мухаммада, после Каабы была построена мечеть аль-Акса в Кудсе (Иерусалиме). Эти две мечети, а также мечеть Пророка в Медине являются местами паломничества мусульман. В первые годы зарождения ислама мусульмане совершали молитвы в специально отведенных для этого местах и зданиях в отдаленных районах Мекки. Сам Пророк совершал молитвы и в окрестностях Каабы. Затем центром мусульманской общины Мекки был дом аль-Аркама. После того, как Умар ибн аль-Хаттаб принял ислам, мусульмане получили возможность совершения намазов у Каабы.
По сложившейся постепенно традиции, мечеть представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор. Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам). Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращенная к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом, в которой молится имам. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной и праздничной молитвы. При мечетях, как правило, работают школы-медресе.
У всех мусульманских культовых сооружений есть одна общая черта — они ориентированы строго на Каабу в Мекке. Это направление на Каабу называется кибла. От него получила своё название и задняя, обращенная к Каабе, стена любого молитвенного здания в исламе, которая тоже называется кибла.
В зависимости от архитектуры мечети делятся на следующие типы:
Мечеть с угловой постановкой минарета — в зодчестве казанских татар наиболее распространена в городской черте;
Мечеть с двумя минаретами — купольное здание с главным входом, фланкированными двумя высокими цилиндрическими минаретами. Более характерна для Ближнего Востока и Средней Европы.
Обычно мечети представляют собой одно или двухэтажное здание с куполом и минаретами. Внутри мечетей устанавливаются минбары и михрабы. Недалеко от мечетей находятся общественные туалеты и специальные комнаты для совершения омовений (вуду).
Михраб — ориентированная на Каабу ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или конхой и вставленная в раму;
Аназа («стрела») — стена, резная мраморная доска или деревянная ниша вблизи от входа в мечеть, своего рода михраб во дворе;
Минбар — отличительный признак соборной мечети — кафедра, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит пятничную проповедь, аналог амвона в раннехристианской и византийской базилике;
Максура — ее появление было обусловлено присутствием в мечети правителя или представителей административной власти. Это — квадратное в плане, отгороженное резным деревянным или металлическим простенком от основного пространства помещение в непосредственной близости от михраба и минбара;
Дикка — специальные платформы, стоя на которых, муэдзины повторяют движения имама и тем самым направляют движения верующих;
Необходимость совершать перед входом в мечеть ритуальные омовения привела к появлению специально предназначенных для этого зал, помещений за пределами мечети или фонтанов во дворе, называемых хаузы.
Этикет посещения мечети:
Если одежда посетителя не соответствует предписаниям ислама, мужчине могут предложить надеть халат, а женщине — хиджаб.
Перед входом в молитвенный зал снимают обувь.
Перед намазом надо обязательно совершить ритуальное омовение.
Перед тем как присесть, мусульмане должны совершить намаз тахият аль-масджид (молитва приветствия мечети) или любой другой намаз.
В первые десятилетия после присоединения Сибири к Московскому государству мусульмане не испытывали притеснений, о чем свидетельствуют записки западноевропейских путешественников. В частности, из сочинения датского путешественника, побывавшего в Сибири в середине XVII в. следует, что татары «живут свободно, никому ничего не платят, продают много зерна, масла, рыбы, а также уток и других птиц, которых они ловят на реках силками и удочками». Сибирские бухарцы, информирует датчанин, не снимают шапки даже перед воеводой.
По указу царицы Елизаветы Петровны от 1744 года сибирским мусульманам запрещалось иметь мечети в населенных пунктах со смешенным населением, в результате чего были закрыты 66 из 89 мечетей в Тобольском уезде и 19 из 32 – в Тюменском уезде.
В период правления Екатерины Второй, со становлением политики веротерпимости, в Тобольской губернии вновь строятся мечети и медресе. Во второй половине XIX в., возникшее в Поволжье движение джадидизма охватывает и мусульманское население Тобольской губернии. По инициативе купца-мецената Нигматуллы Кармышакова-Сейдукова обучение в самом известном в крае Ембаевском медресе осуществлялось по джадидскому методу. Преподавателями в Юртах Ембаевских работали высокообразованные выпускники медресе Казани, Уфы, Оренбурга, Стамбула. В 1862 году в Тобольской губернии насчитывалось 139 мечетей.
В начале XX века мечети имелись во всех татарских аулах (юртах), а после издания царского положения «Об укреплении начал веротерпимости» в 1905 году мечеть появилась и в Тюмени. Свой двухэтажный дом по улице Спасская, 9 в пользу «Градо Тюменской мечети» пожертвовал бухарец Сулкарнай Речапов. В Государственном архиве Тюменской области сохранился документ по передаче имущества.
Почти все мечети прекратили существование в годы Советской власти. В годы Великой Отечественной войны партийные органы дали согласие на возобновление служб в ряде сельских мечетей, но в 50-е годы и они были ликвидированы в связи с новой волной антирелигиозной пропаганды. Последнюю мечеть, действовавшую в селе Чикча Тюменского района, партийным органам удалось закрыть только к середине 1960-х годов.
Первые после долгих лет государственного атеизма мусульманские молитвенные дома в Тюмени и Тобольске открылись в 1981 году. Первая мечеть была построена в селе Новоатьялово Ялуторовского района в 1990 году. Начиная с 1991 года мечети вновь стали возводиться на тюменской земле. Сегодня в регионе насчитывается около 100 мечетей.
Одна из них расположена в деревне Янтык. Первая мечеть была построена здесь в 1903 году, открылось медресе. Каждое новое строительство в Янтыковских юртах начиналось с разрешения старейшин на отведенном месте. Каждый мальчик должен был обучаться в медресе. Каждый дом, двор должен содержаться в чистоте и порядке. В годы Советской власти мечеть была разрушена.
В 1994 году была построена новая мечеть из кирпича с высоким минаретом. Теперь, как и 100 лет назад жителей Янтыка зовут на молитву в мечеть.
Адрес: Тюменская область, Тюменский район, деревня Янтык, Первый переулок, 14. Координаты: 57.322243, 65.868091