Топ-100

От Беляковской слободы до села Беляковского

Опубликовал: murashka, 22-01-2020, 12:18, Путешествие в историю, 1 832, 0

Село Беляковское расположено на правом берегу реки Пышма, ниже устья реки Ельница на расстоянии 30 километров к югу от города Талица. Беляковка – одно самых древних русских поселений на территории Тугулымского района.

Поселение было основано в 1646 году казаками и переселенцами из казанских мест, и называлось Беляковская слобода. Одним из основателей слободы был Максим Васильев. Свое название слобода получила от реки Беляковка (правый приток реки Пышма), впадающей ниже села в 10 километрах.

В 1676 году в царском указе сообщалось, что «та земля порожняя вверх по Беляковке» … «лежит впусте изстари»…

«Впусте» - это не совсем точно, потому что археологические раскопки возле деревни Мохиревой (татарское городище) установили следы древних поселенцев, живших здесь более двух тысяч лет тому назад. Позднее жили в Зауралье древние народы «югра» («угра») и их прямые потомки ханты, манси, кочевали башкиры и в свое время калмыки («колмыки»), обитали и татары до покорения их Ермаком.

Но совершенно точно, что русских поселений «с усть речки Булаира по Пышма реке вверх до речки Подуна, да по другой стороне Пышмы с усть речки Ретина, по Пышме же вверх до речки Большие Ирячи» не было, а также сказано, что вверх по речке Беляковке «на усть-Бутки речки до большой проезжей Казанской дороги, а от той Казанской дороги до озера Теренкуля, а с Теренкуля до озера Беркуль, а с Беркуля озера на верх Речелги, а с верх Речелги на Арамильскую вершину… земля порожняя, и русские люди и татарове на той земле непредь сего не живали…»

В XVII веке на русские слободы в Зауралье делали набеги башкиры, татары, вогулы, калмыки и другие «воровские люди». О них писал в 1662 году «прикащик Беляковской слободы Протопопов» в Тюмень: «и дворы выжгли без остатку, и остроги взяли, и церкви разорили, и людей погубили…»

А тобольский сын боярский Степан Черницын сообщал: «пришли де воровские воинские люди под Беляковскую слободу, и крестьян и многих побили и деревни пожгли…, приходили под Беляковские деревни, под деревню Юдину, да под деревню Коркину, под деревню Заворуеву, да под деревню Юровскую (Яровскую)… выжгли в тех деревнях семь дворов казачьих и крестьянских, и скот де из тех деревень отогнали, а иной прикололи…»

Беляковская слобода по численности населения долгое время превышала другие зауральские слободы. По росписи 1686 года в Шадринской слободе было 137 дворов, в Катайской 126 (это были крупные слободы), а в Беляковской 146 дворов.

В 1700 году в селе существовала церковь, которая упоминалась в росписках за 1700 год и последующие годы. В 1805 году во время пожара первый храм сгорел и на этом месте была построена часовня, в которой находились два каменных памятника.

Для защиты от набегов в слободах строили остроги. В 1742 году в Беляковке имелось пятиугольное деревянное укрепление, состоявшее из палисада, стен «из лежачих бревен», пяти башен, рва «глубиною половину и полторы сажени в ширину», по наружную сторону которого имелись надолбы и рогатки. Внутри острога имелась церковь, избы, магазины (склады), дома и другие постройки.

Академик Фальк в 1771 году упомянул Беляковскую, в которой проживало 1439 душ «мужского пола», и Камышловскую, в которой в то время проживало только 1033 души мужского и 1009 женского пола.

Во время крестьянской войны 1773-1775 годов под руководством Пугачева крестьяне Куяровской, Уецкой, Буткинской слобод и работные люди Ертарского и Буткинско-Боровлянского винокуренного заводов присоединились к пугачевцам.

Правительственный комиссар Федор Загурский 18 февраля 1774 года доносит из Беляковской слободы в Тюменскую воеводскую канцелярию о том, что слободе от пугачевских отрядов «видитца великая опасность» и просит «о защищении слободы». В тот же день тюменский комендант Устьянцев сообщает генералу Деколонгу, усмирителю пугачевцев: «Мятежные подзаводские крестьяне по почтовой дороге заняли многие слободы, дошли до Беляковской слободы, население которой присовокупилось к их воровскому сообществу…».

21 августа 1805 года была заложена каменная, двухпрестольная церковь, главный храм, который был заложен в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в 1807 году, а придел был освящен во имя святого Николая, архиепископа Мирликийского. В 1889 году в холодном храме было совершено освящение вновь устроенного иконостаса, а в 1900 году холодный храм был переделан в теплый.

Храм каменный, двухпрестольный, одноэтажный с колокольней, построенный в стиле позднего барокко. Обнесен железной оградой, со столбами из кирпичной кладки. В начале XX века причт церкви состоял из двух священников и двух псаломщиков. В начале XX века в селе существовало две часовни: одна на месте сгоревшего храма, другая к западу от храма – во имя мучеников Флора и Лавра.

Жители в основном занимались земледельем, снабжая хлебом не только самих себя, но и районы Сибири и горнозаводского Урала. Сеяли рожь, озимую и ярицу (яровую), овес, ячмень, гречу, используемую для удобрения земли прежде всего, пшеницу, полбу, лен, коноплю. Из овса делали толокно. В огородах выращивали редьку, капусту, морковь, лук, огурцы, тыкву и даже дыни и арбузы. В начале XIX века стали выращивать и картофель.

Крестьяне издавна занимались различными промыслами: кожевенным, кузнечным, мукомольным, переработкой древесины и т.д. Изготовляли сапоги, коты, швали, вачеги, шели, узды, чарошники, бочки, дуги, сундуки, лагушки, деревянные чашки, блюдья и многое другое «к дому принадлежащее».

Гнали жители тех времен деготь, смолу, изготовляли поташ. Женщины «упражнялись в домашних рукоделиях», пряли лен, ткали холсты, сукно, шили зипуны, сермяги. Пышма была судоходной. Беляковцы на дощаниках человек по двадцати возили хлеб через Тобольск до Верхиртышских крепостей. Отправлялся хлеб на барках, щитиках, яликах и других гребных суднах, но чаще всего на дощаниках, которые строились «казной» специально для этой цели в зауральских слободах.

Крестьяне Беляковской слободы направляли свой, а также собранный со всей округи хлеб в южносибирские русские поселения. «На казенных дощаниках с провиантом до Тобольска, - писали они, - а из Тобольска до Верх-Иртышских крепостей работных ходят человек по двадцати и более».

Жаловались на трудности, которые они испытывали, выполняя наложенную на них властями повинность: «а которые на судах походят в апреле месяце, а выходят в ноябре и декабре месяцах», - так долго отрывались они от дома. Писали они в жалобе, что работа эта опасная «по быстроте реки и каменных порогов» и трудная, так как «на каждом десятке верст на порогах их перегружают».

«А Пышма разлеваетца в большие воды верст на шесть, а менее вода бывает на четыре версты, и онные перевозы содержат крестьянским коштом, весною в разлеве воды на обоих сторонах стоят в карауле восемнадцать человек по пяти и по шести недель, пока вода не взберетца с лугов», - пишут они.

С XVII века усиливается значение дорог Шадринск – Бутка - Беляковка; Куярова – Беляковка - Тюмень; Беляковка – Байкалово - Ирбит. Возрастает и значение Беляковской слободы. В 1710 году в ней проживало 1276 жителей. Это больше, чем в других слободах края (в Буткинской - 610, Уецкой - 221).

В дальнейшем Беляковская слобода стала центром волости Камышловского уезда – селом Беляковским. В XIX веке значение Беляковской падает, она оказалась в стороне от Большого Сибирского тракта, прошедшего севернее, но продолжает оставаться крупным населенным пунктом. В 1872 году в ней открыто одно из первых в округе училищ.

Дороги от села в сторону Бутки и Ницинских слобод захирели, река Пышма перестала быть судоходной. Беляковское оказалось глубинным селом, изолированным от основных путей, но тем не менее сохранило свое значение центра волости, которая одно время называлась Рамыльской.


По Всероссийской переписи 1908 года в селе Беляковском, центре Рамыльской волости, указана церковь, земская школа, народная библиотека, фельдшерский и ветеринарный пункты. В 129 дворах поживало 457 мужчин и 487 женщин.

В приход Беляковской Богородицкой церкви входило 24 деревни, поэтом причт этой церкви всегда состоял из двух священников и двух псаломщиков. Население прихода, в основном русское, но и немало раскольников особенно в селе Яланском (Елань), Малом и Большом Рамыле, Деминой, Яру. В народе их называли двоеданами, а по церковному уважению – раскольниками, они относились к глаголемым старообрядцам. Позже многие их них перешли в единоверие и вошли в приход Вознесенской единоверческой церкви села Елани.

В начале XX века с раскольниками активно работал окружной миссионер священник Иоанн Богомолов, он же являлся и настоятелем Беляковского храма. В отчете по миссии о. Иоанн докладывал епархиальному начальству, что глаголемые старообрядцы твердо держаться старой веры и, что наставник рамыльских старообрядцев именем Никита устроил у себя дома молельную, якобы по случаю увеличения семейства, отмечает также, что «глаголемые сторонники свободного брак и пользуются этим, чтобы обойти закон. Так, в деревне Большой Рамыл крестьянин Е. Зайков женат два раза. От первого брака два сына, которые отбыли воинскую повинность под фамилией Зайковых, нынче у него призывается третий сын от второго брака. По закону, как третий сын, он льготы не имеет, но Зайков представил его не своим сыном, а сыном своей сожительницы по свободному браку Арефьевым. Как единственный сын у матери, он остался, несмотря на то, что до призыва он пользовался земельным наделом под фамилией Зайков» - негодует священник.

Первого августа 1914 года началась первая мировая война. По всей России была объявлена мобилизация. Мобилизация прошлась по Беляковке, Озерной, Грозиной, Бельковой. Ушли на войну: Бушманов Николай Петрович, Бушманов Иван Терентьевич, Бушманов Александр Терентьевич, Вяткин Михаил Николаевич, Вяткин Георгий Павлович, Вяткин Виталий Павлович, Грозин Егор Игнатьевич, Грозин Никита Кондратьевич, Грозин Максим Яковлевич, Грозин Всеволод Васильевич, Грозин Василий Максимович (погиб), Грозин Иван Федорович, Долгушин Михаил Григорьевич, Двоников Степан Данилович, Липухин Николая Яковлевич, Могильников Федор Федорович, Мохирев Александр Афанасьевич, Новопашин Иван Степанович, Грозин Иван Максимович, Грозин Иван Степанович.

Летом 1918 года из Сибири на запад наступали белогвардейцы. Части белых заходили в село Беляковское. Они заходили пешком, но часть солдат ехала на подводах. Подвод было много, за некоторыми подводами шли привязанные лошади, быки. В повозках лежали вещи, продукты питания. Через бывших старосту и сотских все местное население белые собрали к зданию Рамыльской волости в центре Беляковки. Прапорщик казацкой сотни обратился к гражданам Беляковки, чтобы они добровольно несли продукты питания белым. Просили все: хлеб, муку, масло, зерно для лошадей и даже огурцы. Кто не принесет, обещали строго наказывать. Лошади под казаками были крепкими, выносливыми. Они брали их тоже у населения. Когда уходили, то в нескольких дворах оставили своих слабых лошадей, взамен взяли хороших.

Белое командование начало в деревнях Грозиной, Озерной, Бельковой и в селе Беляковке мобилизацию. Многие мужчины разбежались по лесам. Брали молодых мужчин, бывших солдат и унтер-офицеров царской армии. Мобилизовали Вяткина Е.М., Мохирева А.Ф., Бушмакова И.Т., Новопашина И.С., Степанова А.С., Бушмакова Д.Г., Бушманова А.К., Вяткина В.П. и других.

Мобилизованные солдаты ходили в Рамыльскую волость, чтобы писарь Ширинкин дал справку, подтверждающую, что они идут в белую армию не по своему желанию, но Ширинкин спрятался от них.

Некоторые из белой армии убегали, хотя знали, что, если поймают при попытке к бегству – расстреляют на месте. Убежали Вяткин Егор Михайлович, Прохоров Н.Т. Мобилизованные солдаты вместе с колчаковцами двинулись на город Камышлов, а затем в Екатеринбург.

Летом 1919 года Красная Армия освободила Урал и территорию района от белогвардейцев. Богатые пустили слух, что красные остроголовые (носили шлемы) поголовно всех режут. Купец Грозин Сидор Иванович, купец Затыкин Иван Дмитриевич уехали с белыми. Некоторые крестьяне, испугавшись красных, тоже сложили свои вещи на подводы и поехали из Беляковки и Грозиной. Доехали до Юшалы, некоторые до Тюмени, а затем вернулись домой.

В августе 1919 года в Талице, в здании школы-интерната (дом Поклевского-Козелл) была сформирована 51-я стрелковая дивизия под командованием Василия Константиновича Блюхера. В ноябре-декабре находится штаб 3-й армии Восточного фронта.

В 51-й стрелковой дивизии сражались и жители Беляковки. Вот их имена: Вяткин Александр Павловича, Вяткин Викентий Павлович, Тегенцев Павел Дмитриевич (коммунист), Мохирев Иван Афанасьевич (коммунист), Онучин Иван Григорьевич, Дворников Иван Дмитриевич, Змановский Константин Михайлович, Федотов Николай Андреевич, Бардаков Петр Кириллович, Козлов Иван Максимович, Тегенцев Флегонт Дмитриевич, Грозин Всеволод Васильевич, Змановский Василий Павлович.

Последним священником Беляковской Богородицкой церкви был о. Венедикт (Змановский Василий Иванович), уроженец этого села. Рано осиротев, поступил послушником в монастырь, принял постриг. Служил в Быньгах, потом сменил священника Андриановского в Богородицкой церкви. Отец Венедикт служил в тяжелое время. Постоянно уполномоченные из района то запрещали служение, то разрешали. Он крадучись, крести и отпевал.

В мае 1921 года со стороны тулугымской деревни Яр двухтысячный отряд мятежников, выступивший против Советской власти под руководством шатровцев Байкалова и Вараксина, подступил к селу. Ертарский военком сумел объединить советских активистов и организованно отойти из села на двадцати подводах, но пять человек не успели уйти. Мятежники схватили их и зверски замучили. Их похоронили в братской могиле: Салтанов Арсений Николаевич, Салтанов Иван Николаевич, Красильников, Бердников Андрей Степанович, Прохоров Иван Трофимович. В 1965 году жертвы кулацкого мятежа были перезахоронены в центре села, а над могилой установили памятник.

6 октября 1919 года в селе образована первая волостная большевистская ячейка, которая сыграла большую роль в создании нового уклада жизни. Руководитель ячейки П. Тегенцев избирался в 1923 году делегатом уездной конференции и членом Талицкого райкома партии. Он был первым председателем Беляковского сельсовета в 1924 году, когда образовался Талицкий район.

В 1928 году в Беляковском насчитывалось 183 двора и 750 жителей. В этот год беляковцы первый раз увидели трактор, на нем из Тарасовской коммуны приезжал тракторист.

Осенью 1929 года в период коллективизации сельского хозяйства в селе Беляковском образовалась сельхозартель имени Карла Маркса, объединившая 281 двор жителей Беляковского, деревень Озерной, Грозиной, Бельковой.

В 1930 году на собрании, которое вел председатель сельсовета Измайлов, выступил уполномоченный от райкома партии Чеканников, он поставил вопрос об образовании колхозов на территории сельсовета. Было создано 4 колхоза:
- в Беляковке – колхоз имени Карла Маркса (председатель Гришин);
- в Озерной – колхоз имени Молотова (председатель Тегенцев Иван Степанович);
- в Грозиной – колхоз имени Калинина (председатель, первый из Поклевской, второй Грозин Андрей Николаевич);
- в Бильковой – колхоз имени Сталина (председатель Тегенцев Павел Дмитриевич).
Колхоз имени Сталина существовал недолго, его присоединили к колхозу имени Калинина.

С 1930 по 1935 год проходило раскулачивание. Имущество конфисковали и продали населению на базаре. Выселили Тегенцева Ивана Васильевича, Змановских Михаила Ивановича, Бардаковых Федора и Петра, Дворникова Ивана.

Активное участие в раскулачивании принимали участие Мохирев Иван Афанасьевич, Прохоров Иван Андреевич, Балашова Дарья, Тегенцева Антонина Алексеевна, Новопашина Арина Петровна. Возглавлял работу председатель сельсовета Пиманов, при участии уполномоченного Мандрыгина и милиционера Белоусова.


Реквизированный скот и сельхозинвентарь разместили в ограде Дворникова Ивана (самый большой двор). Вскоре скот и инвентарь сгорели. За этот пожар милиция арестовала сына Дворникова, но он опрадался, и его выпустили.

С 1927 по 1935 годы в Богородицкой церкви служил священник Андриановский Николай Николаевич. Он родился в 1895 году в семье священника Андриановского Николая Васильевича, окончил духовную семинарию в Перми и первый курс юридического факультета Пермского университета. Был благочинным Пышминского округа. Потом служил в Иоанно-Предтеченском соборе Свердловска.

Во время войны в короткий срок организовал сбор средств на оборону, организовал епархиальный свечной завод. Награжден митрой, медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг». Умер 29 июля 1957 года, погребен на Ивановском кладбище Свердловска. Оставил о себе в селе добрую память. Прихожане в те трудные и тяжелые годы любили его и уважали.

В 1942 году в здании церкви разместился сельский клуб, была разобрана колокольня.

Адрес: Свердловская область, Талицкий городской округ, село Беляковское. Координаты: 56.989561, 64.192344

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • +5
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (40)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.