"Ягдтигр" - немецкая самоходная артиллерийская установка - истребитель танков
«Ягдтигр» — германская самоходная артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, класса истребителей танков. «Ягдтигр» был разработан в 1942—1944 годах на шасси тяжелого танка «Тигр II». «Ягдтигр» серийно производился с 1944 по 1945 год, однако, из-за перебоев с поставками материалов и разрушения заводов воздушными бомбардировками, было выпущено всего 79 САУ этого типа.
Из-за малочисленности выпущенных машин, их ненадежности и постоянной проблемы нехватки горючего для них, боевое применение «Ягдтигров» было ограниченным и не оказало влияния на ход войны, хотя те машины, которым все же довелось вступить в бой, продемонстрировали способность уверенно уничтожить любой из участвовавших в войне образцов бронетехники стран антигитлеровской коалиции, при этом оставаясь в лобовой проекции почти неуязвимым для их огня. Тем не менее, многие из этих САУ были попросту брошены экипажами после израсходования боеприпасов, топлива или после поломки.
Тактико-технические характеристики:
«Ягдтигр» имел компоновку с размещением моторного отделения в кормовой части, совмещенного трансмиссионного отделения и отделения управления — в лобовой части, а боевого отделения — в неподвижной рубке в средней части корпуса. Экипаж САУ состоял из шести человек: механика-водителя и стрелка-радиста, располагавшихся в отделении управления и наводчика, командира и двух заряжающих, находившихся в боевом отделении.
Корпус практически полностью был заимствован от танка «Королевский тигр», с удлинением на 300 мм из-за больших размеров рубки. Защита корпуса была внушительной — верхний лобовой лист имел толщину 150 мм при наклоне в 50 градусов, нижний — 120 мм с таким же наклоном. Толщина бортов и кормы была существенно ниже, впрочем, если учесть, что «Ягдтигру» вменялось в задачу практически всегда быть обращённым к противнику мощной лобовой броней, это обстоятельство можно было не принимать во внимание.
Вместо вращающейся башни на «Ягдтигр» ставили массивную неподвижную рубку. Лобовой броневой лист довоенного изготовления, взятый из запасов Кригсмарине, имел толщину 250 мм с наклоном 15 градусов от вертикали, что делало его практически неуязвимым для всех танковых и противотанковых орудий противника. Из-за огромной массы орудия с маской была применена уникальная схема его монтажа — вместо того, чтобы закрепить орудие на шарнире в лобовом бронелисте рубки, как это характерно для «классических» самоходок, конструкторы создали особый подъемно-поворотный механизм, который монтировался на полике боевого отделения. Таким образом, броневая рубка как бы строилась «вокруг» орудия и экипажа, не входя с орудием в непосредственное зацепление. Пушка оснащалась конической маской типа Saukopf («свиная голова»).
В лобовом броневом листе рубки устанавливалась 128-мм нарезная пушка Pak.44 с длиной ствола 55 калибров, позже переименованная в 12,8 cm Pak. 80 (12,8 cm Panzerj?gerkanone 80). Из-за огромной же отдачи, которая разрушающе воздействовала на ходовую часть, машина вела огонь преимущественно с места. Боекомплект состоял из 38—40 бронебойных и фугасных выстрелов раздельного заряжания и 2925 патронов к курсовому пулемету, размещенному в верхнем лобовом листе корпуса. Масса бронебойного снаряда — 28 кг, фугасного — 25,6 кг.
По некоторым данным, на часть машин устанавливались зенитные пулеметы MG-42.
Для механика-водителя был установлен бинокулярный перископ Fahrerfernrohr K.F.F. 2 с полем зрения в 65° и кратностью в 1х. Для лобового пулемёта применялся монокулярный прицел K.Z.F. 2 с полем зрения 18° и кратностью увеличения 1,8х. Для орудия использовался монокулярный прицел Winkelzielfernohr (W.Z.F.) 2/7 либо 2/1 с кратностью 10х и полем зрения 7°.
Ни двигателем, ни трансмиссией «Ягдтигр» не отличался от линейного танка, оснащённого 12-цилиндровым бензиновым двигателем Maybach HL 230 P30 мощностью 700 л. с. при 3000 об/мин.
Ходовая часть практически полностью была заимствована у базового танка и применительно к одному борту состояла из ведущего колеса переднего расположения, пяти двойных катков с опорой на внешнюю часть гусеницы, четырех двойных опорных катков с опорой на внутреннюю часть гусеницы и направляющего колеса. Правда, в отличие от танка, у которого половинки направляющего колеса частично перекрывали девятый опорный каток, из-за увеличившейся длины корпуса направляющее колесо было отнесено назад. Ширина гусеницы составляла 800 мм.
«Ягдтигры» поступали на вооружение отдельных тяжелых противотанковых батальонов. Планировалось, что они заменят в этих подразделениях САУ «Фердинанд». Однако из-за сложности в производстве и постоянных бомбежек авиации союзников удалось выпустить сравнительно небольшое количество машин, и этим планам не суждено было сбыться. В результате «Ягдтиграми» было вооружено по две из трех рот в двух тяжелых противотанковых батальонах — 653-м и 654-м.
Впервые «Ягдтигры» были использованы в боях на Западном фронте в марте 1945 года. Они уверенно поражали американские «Шерманы» в любую проекцию с расстояния 2500—3000 м. В начале апреля 1945 года в боевых частях на Западном фронте насчитывалось 24 «Ягдтигра». Все произведенные «Ягдтигры» составляли два батальона. Один батальон дислоцировался на Западном фронте, другой участвовал в марте 1945 года в операции «Весеннее пробуждение» в Венгрии.
Батальон САУ, действовавших на Западном фронте, участвовал в боях в Рурском районе и оказался в окружении в Рурском котле. После нескольких дней боев, когда германские войска в Рурском мешке сдались, почти вся техника была уничтожена самими немцами, чтобы та не досталась противнику.
«Ягдтигр» в противотанковых возможностях превосходил все танки и САУ и антигитлеровской коалиции, и Третьего рейха. Как минимум до 1948 года в мире не имелось танка, который мог бы выдержать выстрел этой машины даже в лоб. Пушка PaK 44 с длиной ствола в 55 калибров, созданная на базе зенитки, позволяла поражать любой танк на всех разумных дистанциях боя.
Вместе с тем, самоходка обладала целым набором существенных недостатков, самыми важными из которых были следующие:
Ходовая часть «Ягдтигра» была крайне перегруженной, что привело к очень низкой надежности машины. По этой причине в конструкцию САУ штатно входили два стационарных подрывных заряда для её уничтожения в случае технической неисправности. Один заряд размещался под двигателем, второй — под казенником пушки.
Мощность двигателя в 700 л. с. для машины массой 75 тонн была явно недостаточной. Следствием этого была плохая подвижность САУ, что уменьшало преимущества мощнейшего лобового бронирования и вооружения. Для сравнения, аналогичный двигатель был установлен на танке «Пантера», который весил на 30 тонн меньше. По этой причине самоходка в основном использовалась в укрытиях на стационарных позициях, где ее низкие ходовые качества особой роли не играли.
При отсутствии вращающейся башни и невысокой скорострельности из-за раздельного заряжания при численном превосходстве противника, атака во фланг «Ягдтигру» становилась очень вероятной. В 1944—1945 гг. его бортовая броня не обеспечивала надежной защиты от современных танковых и противотанковых пушек стран антигитлеровской коалиции. Это же делало машину уязвимой для атак пехоты со средствами ближнего противотанкового боя — гранатометами «Базука» или трофейными фаустпатронами.
САУ была крайне тяжела, вязла на мягком грунте (распаханной пашне) и не могла проехать по ряду мостов из-за большой массы.
Таким образом, САУ в известной мере повторила судьбу французских средних танков Somua S35, не оказавших значительного влияния на ход войны, несмотря на техническое превосходство над ранними немецкими танками. В результате число выпущенных машин было невелико, и они не оказали сколько-нибудь значительного влияния на исход боевых действий.