Топ-100

Пехотный штурмовой танк для борьбы с партизанами

Опубликовал: zampolit, 15-12-2019, 13:15, Техника и вооружение , 666, 0

Panzerkampfwagen I Ausf. F — германский танк периода Второй мировой войны был создан в 1938—1939 годах на роль тяжелого штурмового танка, предназначенного для штурма укрепленных линий. В 1942 году было выпущено 30 единиц. С 1943 года он использовался в противопартизанских операциях на Восточном фронте и в Югославии.

Шасси для VK 1801, разработанное фирмой Krauss-Maffei, по сути представляло собой адаптацию более раннего проекта, созданного еще в начале 1930-х гг. для полугусеничных машин. В определнной мере шахматная подвеска уменьшала удельное давление на грунт, улучшая тем самым проходимость танка. Но были и серьезные минусы, заключавшиеся в сложности изготовления и обслуживания такого шасси. Кроме того, пространство между опорными катками часто забивалось грязью, что в ряде случаев приводило к полному обездвиживанию танка. И все же, Управление вооружений выбрало именно этот вариант.

Применительно на один борт ходовая часть VK 1801 состояла из следующих компонентов:
— пять одинарных литых опорных катков расположенных в шахматном порядке (три во внутреннем ряду и два на внешнем) с индивидуальной торсионной подвеской;
— переднее ведущее колесо;
— заднее направляющее колесо;
— мелкозвенчатая гусеница набранная из стальных траков шириной 540 мм.

Главной целью создателей VK 1801 была максимально возможная защищенность – и вот тут немецкие инженеры не подвели. Достаточно сказать, что толщина всех вертикальных бронелистов корпуса была доведена до 80 мм. Не каждый тяжелый танк выпуска 1942 года обладал подобной бронезащитой. Компоновка корпуса была стандартной для немецких танков. У прототипа в носовой части корпуса располагалась механическая трансмиссия и коробка передач ZF SSG 47. Далее находилось место водителя и органы управления. В отличии от VK 6.01 водитель имел в своем распоряжении только один, но очень хорошо защищенный смотровой прибор, установленный в лобовом листе надстройки. Боевое отделение размещалось в средней части корпуса. В крыше надстройки был сделан круглый вырез под башенный погон.

Еще одной, весьма яркой отличительной чертой VK 1801, были круглый эвакуационные люки, выполненные в бортах корпуса непосредственно под башней. Из-за их расположения и размеров пришлось «располовинить» надгусеничные полки. В боевом отделении также устанавливалась радиостанция FuG 5 со штыревой антенной выведенной на правый борт корпуса за башней.

Вооружение, состоявшее из двух 7,92-мм пулеметов MG34 с бинокулярным телескопическим прицелом TZF 8, монтировалось в единой маске, которая устанавливалась в башне на крыше корпуса. Углы вертикального наведения составляли от 10°до +20°. Обслуживал пулеметную установку командир танка.

Командирская башенка отсутствовала, но недостаток обзорности компенсировался пятью смотровыми приборами, расположенными на крыше башни. Интересной была конструкция башни – цилиндрическая по сути, снаружи она имела коническую форму за счет пустотелой «юбки». Вращение башни осуществлялось с помощью механического механизма поворота.

Моторный отсек находился на корме и защищался сверху массивной надмоторной плитой с прорезями для системы вентиляции. В качестве силовой установки использовался двигатель Maybach HL 45P (150 л.с.), оснащенный жидкостной системой охлаждения. Расход топлива при движении по шоссе составлял 150 литров на 100 км. Уже на раннем этапе проектирования стало очевидно, что вписаться по массе в требуемые 18 тонн, при 60-80 мм бронировании, совершенно не удастся. После обсуждения этого вопроса с Управлением вооружений было достигнуто компромиссное решение – масса танка теперь ограничивалась 21 тонной. В остальном проект особых нареканий не вызывал.

Тактико-технические характеристики:


Испытания первого прототипа VK 1801, собранного к 17 июня 1940 года, прошли успешно. Положительные отзывы получила высокая проходимость по пересеченной местности, достигнутая за счет широких гусеничных траков. Вместе с тем, динамические характеристики танка оказались не на высоте. При том, что аналогичный мотор также устанавливался на VK 601, его мощности хватало лишь для разгона танка до скорости 24-25 км\ч.

Производство танков VK 1801, которым уже присвоили армейское обозначение Pz.Kpfw.I Ausf.F, планировали развернуть с зимы 1941 года. Темп производства предполагался следующий: январь — 10, февраль — 25, март — 50, апрель — 140, май — 250. Выпуск Pz.Kpfw.I Ausf.F удалось организовать лишь в конце 1941 года, чему в определенной степени способствовало увеличение активности партизан на оккупированных территориях. Серийные танки не имели отличий от прототипа VK 1801, за исключением мелких доработок и четырехскоростной КПП (4+1) с предварительным выбором передач Maybach VG 15319. В общей сложности удалось собрать только 30 машин, выпуск которых продолжался с апреля по декабрь 1942 года.

В 1943 году 8 танков проходили войсковые испытания в 1-й танковой дивизии. Кроме того, по некоторым данным, на 1 июля 1943 года 7 машин имелось в составе 12-й танковой дивизии. Остальные танки применялись в противопартизанских действиях в ходе советско-германской войны. Три танка захватила Красная армия.

В музеях сохранилось два экземпляра Panzerkampfwagen I Ausf.F:
Россия — бронетанковый музей в Кубинке.
Сербия — военный музей в Белграде.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (40)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.