Ориентирование по следам

Опубликовал: murashka, 15-08-2014, 12:45, Безопасность путешественника, 1 750, 0
Ориентирование по следам

Человек, у которого труд тесно связан с природой, обычно приобретает особую остроту зрения, наблюдательность и память, приучается обнаруживать незаметные для других особенности окружающих предметов. Признаки, по которым он читает природу, называются следами, а сам человек – следопытом.

Приемами следопытства в совершенстве владеют таежные охотники, степные чабаны, оленеводы, пограничники.

Учение о следах носит название трассологии (от французского слова «trace» - след) и рассматривает вопросы происхождения различных следов и изменения их от различных причин, правила их обнаружения и исследования.

Трассология различает три группы следов: объемные следы- оттиски, разрезы, пробоины; поверхностные следы- отпечатки и отслоения, возникающие в результате механического воздействия; объемные и поверхностные следы, являющиеся результатом химического и термического воздействия в силу способности соприкасающихся предметов вступать в реакции (например долго стоящий на материи горячий утюг оставляет на ней свою форму).

Ориентирование по следам

Следы ног позволяют судить о походке человека. Человек передает особенности своей походки отдельными дефектами обуви: один искривляет каблуки, другой протирает носки, третий пронашивает середину подметки и т.д.

Следы босых ног определяют примерный рост человека, так как длина ступни приблизительно равно 1/7 человеческого роста. По следам босых ног можно обнаружить особые признаки, присущие данному человеку: мозоль, рубец, плоскостопие и др.

При ясном отпечатке на земле следы могут дать представление о характерных признаках походки. Эти признаки составляют так называемую дорожку следов. Если центры пяток следов последовательно соединить, получится ломаная линия, называемая линией ходьбы, или походки.

Размер шага зависит от роста человека, его возраста, скорости ходьбы, груза, который он несет, и т.п. Походке стариков свойственны небольшие шаркающие шаги. У детей наряду с небольшими отпечатками стопы длина шага заметно короче шага взрослого человека.

Расстояние, измеренное между центрами пяток от одного отпечатка до следующего, называется длиной шага. Средняя его ширина, колеблющаяся в пределах 6-12 см, определяется по расстоянию между следами обеих ног.
Когда человек стоит, получаются следы, глубже вдавленные в каблуках.

При ходьбе человек последовательно оставляет следы каблуков, подошвенной части и носков, как бы перекатываясь с каблуков на носки. При беге остаются отпечатки только незначительной части стопы, чаще всего носка.

Определяя время появления следов, надо принимать во внимание различные побочные данные: степень затвердения следов на сыром грунте, степень высыхания окрашенных следов, когда прошел дождь или выпал снег и т.д.

Изучая следы ног человека, можно в ряде случаев сделать важные выводы о направлении и скорости движения человека, о его физическом состоянии (левша он или нет). Если человек не левша, то правый шаг у него длиннее левого, и обратная картина получается, если человек левша. У многих лиц физического труда, например у слесарей, плотников, столяров, может быть так называемое перекрестие, когда больше развиты правая рука и левая нога (или левая рука и правая нога). О непропорциональном сложении человека и его физических недостатках можно судить по длине шага, по сопутствующим следам ног, отпечаткам (следы палки, костылей, шнурков и т.д.) Особенности походки можно узнать по различию в длине левого и правого шагов.

Следы человека могут быть замаскированы, когда один идет строго по следу другого; когда выходят из леса и входят в него во время дождя, рассчитывая, что след будет смыт, или во время снегопада с расчетом, что след будет засыпан; когда идут по твердой каменистой почве, где следы почти не остаются.

Из описаний многих путешествий известно, что люди в условиях слабой освещенности, при трудном ориентировании, бродя без компаса в метели или в тумане, обычно описывают круги, дуги, спирали, считая при этом, что идут все время по прямой. Очень трудно также грести на море по прямой линии ночью или в тумане.

В Венеции на площади Св. Марка был проделан интересный опыт. Людям завязывали глаза, ставили их на расстояние 175 м против собора и предлагали дойти до его фасада шириной 82 м. Все подвергнутые испытанию уклонились в разные стороны от прямой и до собора не дошли. Полярные путешественники рассказывают, что при плохой видимости животные, запряженные в сани, ослепленные птицы, затравленный зверь описывают круги.

Неспособность человека и животный держаться прямого направления в условиях плохой видимости объясняется несимметричным строением тел. Человек делает одной ногой большие шаги, чем другой, лодочник гребет одной рукой сильнее вследствие разного развития мускулов. У животных неодинаковые шаги, а у птиц неравные по силе взмахи крыльев заносят их в сторону.
Ориентирование по следам

Изучение следов животных помогает человеку охотится, вести наблюдения за повадками дичи, накапливать данные о живой природе.

Большую роль в ориентировании играют отпечатки, оставляемые различными видами транспорта. Подавляющее большинство средств безрельсового транспорта оставляют следы, по которым можно установить направление движения и его скорость, вид транспорта и его марку. О направлении движения транспорта и его скорости судят по воронкообразным завихрениям на дне следа, острые углы которых направлены в сторону движения. Пыль, песок и грязь ложатся по обеим сторонам колеи в виде веера, как бы раскрытого в противоположную сторону от направления движения. При переезде через лужу высыхание следов, а также расположение брызг наблюдается в сторону движения. Концы раздавленных ветвей, прутиков, соломинок обращены всегда в сторону следования транспорта. В колеях, образуемых колесами, пыль оседает в форме зубцов пилы, направленных в сторону хода. Если колеса пересекли на дороге какую-либо цветную пыль или жидкость, то направление движения можно установить по постепенно ослабевающей краске следов.

Для того чтобы определить по следам вид транспорта, необходимо знать его классификацию по устройству ходовых частей. По этому признаку они подразделяются на одноосные, двухосные и трехосные (многоосные). На каждой оси может быть одно, два или четыре колеса (ската). Большинство транспортных средств оставляет след в виде колеи, состоящей из двух полос, которые могут быть одинарными, когда заднее колесо наезжает на след переднего, двойными при наличии двух коле на задней оси и раздвоенными при раздельном отпечатывании следов задних и передних колес.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июнь 2019 (25)
Май 2019 (50)
Апрель 2019 (127)
Март 2019 (62)
Февраль 2019 (106)
Январь 2019 (58)
Календарь
«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.