Топ-100

Алапаевская узкоколейная - жизнь продолжается

Опубликовал: zampolit, 12-12-2019, 13:21, Маршруты путешествий, 690, 0

Щит у станции Алапаевск-2 (23 августа 2019 г.)

Алапаевская узкоколейная железная дорога (АУЖД) — одна из крупнейших узкоколейных железных дорог с шириной колеи 750 мм на территории России.

Дорога строилась Алапаевским железоделательным заводом, которому был необходим древесный уголь. Идея ее прокладки принадлежит французу А.Ю. Иллеро, бывшему в конце XIX века управляющим горным округом. В 1893 году он предложил правлению алапаевских заводов протянуть на 50 верст к северу от Алапаевска узкоколейку, и в тех краях организовать производство древесного угля, соединив также путями Верхнесинячихинский завод и рудники.

Уже весной следующего года начала работу изыскательская партия во главе с Владимиром Алексеевичем Поповым. Первым делом была построена линия, соединившая Нейво-Алапаевский завод с железорудным рудником Средние Ямы на окраине Алапаевска. Затем стальная колея пошла на северо-запад к станции Мугай. Строили ее жители окрестных деревень, и условия труда были адские.


Узкая колея 750 мм (23 августа 2019 г.)

Рабочее движение открылось уже в 1895 году, но официальным годом рождения АУЖД считается 1898-й. По рельсам поехали купленные за рубежом паровозы фирм Малетт и Краусс и ко. Первые были построены по проекту инженера Малетта, в котором паровой двигатель предусматривал прохождение пара через несколько стадий. Вторые были танк-паровозами, у которых отсутствовал тендер. В том же году был открыт исторический вокзал станции Алапаевск-II, в наши дни переставший выполнять свои функции.

Стройка не останавливалась после открытия первой очереди, вскоре она обросла небольшими ответвлениями к окрестным предприятиям по углежжению. Существовали планы подвести узкоколейку к Нижней Салде и ее металлургическому заводу, но в скором времени туда должна была прийти широкая колея, поэтому планы эти не свершились.

До революции появилась на свет современная главная магистраль АУЖД – Строкинская линия (до деревни Строкинка). Также ввели в строй Зыряновскую ветку (южное направление) и ответвление от Ельничной до Бобровского углевыжигательного заведения. Расширение железнодорожной сети было связано с коренной модернизацией производства на Верхнесинячихинском заводе, где старая домна была в 1912 году заменена на новую, что дало более чем троекратный рост выпуска чугуна к 1914 г.


Тепловоз ТУ-2 на станции Алапаевск-2 (23 августа 2019 г.)

В новом Советском государстве АУЖД связала воедино практически все заводы в пределах бывшей Алапаевской лесной дачи с точками производства древесного угля. К западу от Алапаевска в 1920-е годы замкнулось целое кольцо, соединившее Нейво-Шайтанский завод (станция Сусан) с Полуденкой и Красной-II, ставшей узловой и центральной станцией АУЖД. В те же годы открыта станция в Муратково, а Бобровская ветка продлена до Гаранинки.

Одним из поворотных моментов в истории Алапаевской дороги стала середина 1930-х годов, когда металлургические заводы окончательно перешли на использование каменного угля. Основным грузом АУЖД стал лес. Алапаевские заводы передали узкоколейку в ведение треста «Алапаевсклес», ставший ее собственником на долгие годы. С этого момента главной магистралью окончательно утвердилась строкинская линия, от нее потянулись тупиковые линии в окрестные леса.


Алапаевская УЖД - переезд на автодороге В. Синячиха - Н. Салда(57.969171, 61.573385)

В 1950-е годы на узкоколейке появились первые тепловозы ТУ2, впоследствии ставшие главной тяговой силой на магистральной линии. Один из них стал памятником в депо АУЖД (фото). Тогда же появилась станция Санкино в поселке на берегу Туры, ветка до Плантации и линия от Чернышевки до Березовки и дальше.

Своей крайней точки – деревни Калач – АУЖД достигла в 1967 году. Она тянулась и дальше, в сторону вымершей деревни Романовское еще на 10-15 километров от Калача. Таким образом, совсем крайние точки дороги находились в 160-165 километрах от Алапаевска.

Максимальная протяженность в 1970-е годы составляла от 500 до 600 километров. Главный расцвет АУЖД пришелся на 1970-80-е годы, когда только леса по ней перевозилось более 1 миллиона тонн в год.

Гигантские масштабы рубки леса вместе с перестройкой вызвали кризис и последующее закрытие треста «Алапаевсклес». Развал лесной промышленности предопределил дальнейшую печальную судьбу АУЖД: работы в поселках не стало, их жители стали разъезжаться кто куда. К тому же к крупным деревням стали медленно, тянуться автодороги. Так исчезли линии в Нейво-Шайтанский (2000), Зенковку (2008), Гаранинку (2013). Помимо разборки линий были ликвидированы многие станции, практически прекратилась вывозка леса. По состоянию на 2006 год протяженность составляла около 270 километров.

Сегодня на Алапаевской узкоколейной железной дороге выполняются регулярные пассажирские перевозки. Узкоколейная железная дорога служит основным средством сообщения с сельскими населенными пунктами: Ельничная, Строкинка, Муратково, Санкино, Калач. Действующий участок дороги от Муратково до Санкино построили в 1958-61 годы. Позже АУЖД пересекла реку Туру, возник поселок Калач.


Вокзал станции Угольная (24 февраля 2024 г.)

Основные грузовые перевозки производятся зимой, когда вывозится заготовленный лес (в основном из района Калача). Перевозят также грузы, необходимые для нужд населения.

Сейчас протяженность узкоколейки от Алапаевска до Калача составляет 149 километров, однако из-за переноса вокзала к депо фактически длина железной дороги теперь 146 километров.

АУЖД не имеет никакого отношения к РЖД, она является муниципальной собственностью и поддерживается властями Алапаевского района, как социально важная. Поэтому проехать по АУЖД просто. Паспорт не требуется, проезд по современным меркам стоит немного.

Железная дорога сильно изношена. Некоторые шпалы прогнили. Особенно плохое состояние дороги от Санкино до Калача, местами дорогу ремонтируют, меняют рельсы и шпалы.

В движении вагоны сильно раскачиваются. Во избежание аварий поезда ходят медленно – в среднем 15-20 км/ч, максимум до 30 км/ч.

Вагоны узкоколейной железной дороги, по сравнению с обычными, меньше по размерам. Пассажирские вагоны двух видов: с жесткими деревянными сидениями и плацкарт (из-за габаритов вагонов все полки в нем боковые). Также есть специальные туристические вагоны с диванами, которые присоединяют под заказ. До Санкино ходит состав в три вагона.

В 2014 году на Алапаевскую узкоколейную железную дорогу поступил новый подвижной состав — тепловоз ТУ7А-3367 и два плацкартных вагона.

По состоянию на 2018 год, действовали следующие маршруты поездов: № 1/2 Алапаевск — Санкино (3 вагона, 4 дня в неделю), № 3/4 Санкино — Калач (1 вагон), № 5/6 Алапаевск — Синячиха (в субботу).
В 2019 году расписание такое.

В 2014 году перевезено 17 тысяч пассажиров, в 2015 году — около 16 тысяч, в 2016 году - менее 13 тысяч пассажиров.

В Верхней Синячихе узкоколейка пересекает автомобильную дорогу. Переезд вручную закрывает и открывает едущий в поезде кондуктор.

Главное средство передвижения местных жителей – «пионерки». Это самодельные мотодрезины, ездящие по рельсам. Нередки случаи столкновений «пионерок» с поездами.

В отличие от других населенных пунктов АУЖД, Санкино связано «с землей» автомобильной дорогой. От Санкино до Калача ходит один вагон с печкой-буржуйкой посередине. Освещения в нем нет. Проводница ходит с фонариком. Обычно поезд приезжает быстрее, чем согласно расписанию.

Насыпь железной дороги идет и дальше Калача, но рельсы там уже сняты. Депо здесь закрыто в 2007 году. В Калаче много заброшенных домов.

Алапаевская узкоколейка стала привлекательным туристическим объектом. Прокатиться по ней приезжают не только уральцы, но и гости из других регионов страны, а иногда даже из-за рубежа. Проводницы до Санкино обычно приветливые, могут рассказать немало интересных случаев из жизни АУЖД. К туристам они относятся хорошо.

Путешествие по АУЖД начинается в Алапаевске. Вокзал и депо Алапаевской узкоколейной железной дороги находятся в стороне от центра города. Поездку по Алапаевской узкоколейке стали включать и в некоторые туры. В таких турах туристы ездят от Алапаевска до Верхней Синячихи.

Станция в Верхней Синячихе была ликвидирована в 2000 году, но в 2013 году восстановлена для туристических поездов.

Контактная информация ООО АУЖД МО Алапаевское. Свердловская область, г. Алапаевск, ул. Бочкарева, д. 73. Телефон: +7 (343) 4633290. Факс: +7 (34346) 33290. E-mail: augd-pr@mail.ru.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.