Опытная САУ СУ-100М с низким силуэтом
Первоначально на Харьковском заводе № 75 коллективом конструкторов (руководитель Ф.А. Мостовой) под индексом «Объект 416» разрабатывался принципиально новый танк, который должен был иметь максимальную защиту при минимальной массе. Технический проект танка «Объект 416» был закончен в 1950 году.
В 1951 году был изготовлен опытный образец. После проведения предварительных испытаний был выявлен ряд дефектов, из которых были такие, как ненадежность приводов управления и вращающихся контактных устройств, и многие другие. Из-за слишком низкой высоты боевого отделения сильно затруднялась работа экипажа. Из-за сложности одновременного управления движением и ведения огня, работы в направлении создания танка были прекращены, а сам «Объект 416» был переквалифицирован в самоходную артиллерийскую установку и получил обозначение СУ-100М.
В 1952 году САУ СУ-100М прошла государственные испытания, но на вооружение принята не была. Причиной стало то, что по многим параметрам СУ-100М соответствовала СУ-100П, а по некоторым была хуже, поэтому разворачивание серийного производства было нецелесообразно.
Тактико-технические характеристики:
Боевая масса, т 24..30,9
Экипаж, чел. 4
Годы производства 1951
Количество выпущенных, шт. 1
Размеры
Длина корпуса, мм 6200..6350
Длина с пушкой вперед, мм 7940..8500
Ширина, мм 3240
Высота, мм 1823..1825
Клиренс, мм 400
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. 60..75
Борт корпуса, мм/град. 45
Корма корпуса, мм/град. 45
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 20
Лоб башни, мм/град. 110
Маска орудия, мм/град. 110
Калибр и марка пушки 100-мм М-63
Тип пушки нарезная пушка
Длина ствола, калибров 58
Боекомплект пушки 35..48
Углы ВН, град. -5..+30
Углы ГН, град. 360
Дальность стрельбы, км до 16
Прицелы ТШ
Пулеметы 1 х 7,62-мм ДТМ
Подвижность
Тип двигателя
ДГ
дизельный, 12-и цилиндровый
Мощность двигателя, л. с. 400
Скорость по шоссе, км/ч 45..50
Удельная мощность, л. с./т 16,7
Самоходная артиллерийская установка СУ-100М имела сварной корпус из броневых листов и литую поворотную башню. В поворотной башне был размещен экипаж и орудие М-63. МТО размещалось в передней части корпуса.
Пушка М-63 была разработана в СКБ на Мотовилихинском заводе г. Перми. В качестве базовой конструкции была взята танковая пушка Д-10Т. Пушка была снабжена клиновым затвором. Для стабилизации и устойчивости орудия при стрельбе, на пушку был установлен дульный тормоз и снижена линия огня. Для снижения загазованности боевого отделения и повышения скорострельности на пушку был установлен эжектор.
В настоящее время единственный выпущенный и сохранившийся экземпляр находится в Танковом музее в городе Кубинка (парк «Патриот»).