Топ-100

Татары Западной Сибири

Опубликовал: zampolit, 4-12-2019, 16:06, Путешествие в историю, 593, 0

В конце XVII в., по данным Н.А. Томилова, все тюркские группы, относившиеся к сибирским татарам, насчитывали около 16 тыс. человек. По итогам Всеобщей переписи населения 1897 г. татар в Тобольской губернии насчитывалось 56900 человек. В общее число сибирских татар в 1897 г. было включено до 7,5 тыс. «пришлых» из разных районов страны, а также 11,3 тыс. бухарцев.

Значительные группы сибирских татар проживали в городах Тюмени, Тобольске, Омске, Таре, Томске и др. В этих городах на протяжении нескольких столетий татары жили в татарских слободах. Здесь же в XIX – начале ХХ в. оседали и многие волго-уральские татары.

До середины ХХ в. татарское население региона преимущественно проживало в сельских населенных пунктах – аулах, юртах. Для них характерны приречные и приозерные типы поселений. С сооружением дорог появились притрактовые селения. Почти в каждой татарской деревне была мечеть, обычно деревянная, иногда кирпичная (с. Тоболтуры, Ембаево и др.). В некоторых больших селениях (с. Тукуз, Ембаево и др.) было по две-три мечети.

Казанские татары пришли в Западную Сибирь задолго до появления русских. Связи между населением Поволжья и Сибири очень древние. Они носили постоянный характер и не прерывались в последующие периоды.

Сибирские татары являются древними автохтонными тюрками Западной Сибири. Складывалась эта группа в течение длительного времени, поскольку в их среду вливались новые волны тюрков, пришедших в Сибирь позднее. Таким образом, основу этногенеза сибирских татар составили тюркские племена. В конце XI – начале XII в. на р. Ишим было создано первое государство предков сибирских татар. Ставка правителя находилась в г. Кызыл Тура, недалеко от впадения Ишима в Иртыш. В 20-е гг. XIII в. образовалось второе государство сибирских татар – Тюменское ханство. В начале оно находилось в орбите хозяйственных, духовных и этнических связей с Золотой Ордой и в некоторой зависимости от него, однако скоро стало самостоятельным. Сибирское ханство, образованное в 1495 г., стало преемником Тюменского ханства.

Важное место занимает письменная культура, в развитии которой приняли участие: тоболяк А. Маметов (встречавшийся с А.Н. Радищевым); Н. Атнометов – составитель изданного в 1802 г. Букваря татарского и арабского письма, учитель Тобольского Главного народного училища; М. Юмачиков – учитель медресе юрт Ембаевских, издавший две книги на арабском языке; Ханифа Ниязова – учительница г. Тары, поэтесса, а также многие другие личности.

Пропагандой различных знаний занимался тоболяк Х. Ченбаев, переводивший с русского на татарский язык ряд научно-популярных брошюр и издававший их в 1911–1917 гг. Сибирский бухарец Г. Ибрагимов (1857–1944) был автором многих книг и брошюр, в том числе книги «Чулпан йолдызы» («Звезда Чулпан»), изданной в Стамбуле в 1895 г., а затем в 1907 г. в Петербурге, статей «Автономия или идар?им?хт?рият» («Автономия или самоуправление»), «М?хк?м?-и-ш?ргия» («Духовное собрание»), «Краткая программа думской мусульманской трудовой фракции», путевых заметок путешествия в Монголию, Маньчжурию, Японию, Корею, Китай, Турцию, изданных в Стамбуле в сборниках «Сираты Мустаким» и затем отдельной книгой «Мир ислама», принесший ее автору широкую известность в странах Востока и России.

В советский период произошли значительные изменения в культуре. С утратой части национальной культуры заметное развитие получили устное народное творчество, народно-декоративное искусство, народная музыка, хореография, народные знания, некоторые сферы профессиональной культуры.

Многие татары Западной Сибири прославились своей деятельностью в различных сферах. Талантливые сказителями были житель д. Яланкуль Омской области С.М. Зайнитдинов (1854–1927), родившийся в юртах Турбинских Тобольского округа В. Ярмухамедов (1884–1967), талант которого как сказителя и собирателя сказок расцвел в первой половине ХХ в. Из тоболо-иртышских татар (бухарцев) известны доктор архитектуры М.С. Булатов, исследователи в области истории, этнографии и фольклора татар доктора наук Ф.Т. Валеев, Х.Х. Ярмухаметов и другие ученые. Также прославилась талантливая балерина и выдающаяся исполнительница народных танцев народная артистка СССР Г.Б. Измайлова (Ташкент), дирижер оркестра Большого театра профессор Ф.Ш. Мансуров, чемпионка мира по художественной гимнастике Галима Шугурова (Омск), писатель Якуб Занкиев – автор романа «Иртыш та?нары» («Иртышские зори»), поэт Булат Сулейманов.

Культурное взаимообогащение особенно заметно у томских сельчан с казахами и поволжско-приуральскими татарами. Общие черты в культуре и быте татар Западной Сибири распространяются также благодаря процессам культурного влияния и взаимообогащения между ними и русскими. Наблюдаются распространение общих интегрированных черт европейской культуры, модернизация этнокультурного облика татар.

Система образования первоначально сложилась в форме обучения на дому. Учителями были муллы, грамотные сибирские татары либо пришельцы из европейских губерний, выдававшие себя за знатоков арабского языка. Во второй половине XIX в. дети в некоторых селах и деревнях учились в мусульманских начальных училищах (мектеб), в медресе, расположенных в отдельных городах Сибири (Томске и др.) и единичных крупных селах, например, в юртах Ембаевских Тюменского округа. Часть татарских детей обучалась в русских школах и гимназиях. В первые три десятилетия советского периода во всех татарских деревнях Западной Сибири действовали школы, обучение в которых проходило на татарском языке. Такие же школы были и в ряде городов: Таре, Тобольске, Тюмени, Томске и др. Существовали и татарские педагогические училища (в Томске, Тюмени, Тобольске и др.). В 1920-х гг. в Сибири выходили газеты на татарском языке, в городах и селениях открывались библиотеки, имевшие литературу на татарском языке. В последующие десятилетия увеличение знания русского языка, реальная возможность путем его владения повысить уровень своего образования и образования детей приводят к отказу томских селений от обучения детей на татарском языке. С середины 1980-х гг. начался пересмотр национально-языковой политики в системе образования и всей культуры татарского населения сибирского региона.

В просвещении сибирско-татарского населения немалую роль играют различные культурно-просветительные учреждения (клубы, библиотеки и др.), татарские центры культуры, татарская пресса. Появилась первая газета на татарском языке «Я?арыш» («Обновление») в Тюменской и Омской областях, ведутся передачи областного радиовещания на татарском языке.

После революционных событий 1917 г. представители мусульманского духовенства, которые до этого занимались обучением грамоте и имели большой опыт, были отстранены от учительской работы. Для подготовки учителей для татарских школ в 1930 г. в Тюмени было создано татарское педучилище, которое в 1934 г. было переведено в Тобольск. За время своего существования (до середины 50-х гг.) на базе училища было подготовлено более 1500 учителей. Тобольское татарское педучилище долгие годы было центром пропаганды и распространения татарской национальной культуры в Тюменском регионе.

В связи с расширением сети семилетних и средних татарских школ возникла необходимость в подготовке учителей с высшим образованием. Для этой цели в 1950–1953 гг. при Тюменском пединституте работал факультет по подготовке учителей русского и татарского языков и литературы с двухгодичным сроком обучения, который в 1953 г. был переведен в Тобольский пединститут и функционировал до начала 60-х гг. ХХ в. Во время «перестройки» воссоздаются в вузах Тюмени и Тобольска русско-татарские отделения, кафедры. Но в последние годы они были закрыты.

В некоторых районах Тюменской области (Тобольском, Вагайском) сохраняются территории компактного расселения татарского населения.

Во второй половине ХХ в. произошел значительный отток сельского населения в города, усилившийся в последние десятилетия. Жители сельских населенных пунктов переселяются обычно в близлежащие города. На сегодняшний день сибирские татары из преимущественно сельских жителей превратились в горожан, в основном, первого и второго поколений. Урбанизация в целом сопровождается отрывом от ценностей традиционной культуры, разрывом в культурном плане между поколениями, усилением тенденции к утрате родного языка.

У некоторых групп сибирских татар отмечается весенний праздник Амаль (в день весеннего равноденствия). К старинным праздникам относится праздник Карга путка (Карга туй), который проводился перед началом посевных работ во время прилета грачей. Жители села собирали крупу и другие продукты по дворам, затем в большом котле варили кашу, остатки трапезы оставляли в поле.

В засушливое летнее время проводили обряд вызывания дождя «шокрана», «кук корманнык». Жители села во главе с муллой обращались к Всевышнему с просьбой о дожде. В жертву приносили животное, из мяса которого готовили угощение для участников мероприятия, мулла читал молитву. Из народных праздников татары ежегодно отмечают Сабантуй, который исследователи считают заимствованным у поволжских татар.

Эффективные полевые исследования о суфийской литературе татар проведены философами (О.М. Иванова, Л.М. Билалова) и филологами (Ф.С. Сайфуллина). Результаты опубликованы в книге о Сибири как об идеальном мире в татарской литературе в период суфизма.

К духовному наследию сибирских татар относится разнообразный в жанровом отношении фольклор. Известны дастаны «Идегей», «Ильдан и Гольдан» и др., песни (йыр), баиты, сказки (йомак, акият), частушки (такмак) и др. Из традиционных музыкальных инструментов известны курай, кубыз, тумра.

Изучению процесса актуализации музеями Западной Сибири такой части нематериального культурного наследия, как традиционные религиозные верования сибирских татар, посвящена статья историков из Алтайской государственной педагогической академии. В работе исследована эксклюзивно-выставочная и культурно-образовательная деятельность шести музеев – Томска, Новосибирска, Омска, Тюмени. Авторами подчеркнута ограниченность информационного потенциала как следствие отсутствия монографий, научных статей и архивных документов, и взаимодействия музеев и национально-культурных объединений татар Западной Сибири в культурно-образовательной сфере.

Вопрос этнического самосознания и этнической идентичности стал предметом активной дискуссии, которая развернулась в общественных и научных умах в связи с переписью населения в 2002 г. С этого времени учеными (С.Н. Корусенко) выделено несколько уровней этнического самосознания. Произошла консолидация самосознания западносибирских татар. Большинство групп, относящихся к этнониму «татары», считают себя сибирскими, поскольку Сибирь является родиной, местом проживания и территорией деятельности, что усилило региональную идентичность и общность сибирских татар.

Источник: Р.Д. Зайдуллин «О татарах Западной Сибири»; Материалы Всероссийского (с международным участием) симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири: сибирские татары», посвященного 100-летию доктора исторических наук Фоата Тач-Ахметовича Валеева и 20-летию I Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (10–12 декабря 2018 г.); Тобольск 2019 г.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (41)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.