Полугусеничный бронетранспортер М3
Полугусеничный американский бронетранспортер M3 создан в 1940—1941 годах параллельно с полугусеничным бронированным артиллерийским тягачом M2. Серийное производство M3 продолжалось с 1940 по 1945 год, всего выпущено 31176 бронетранспортеров М3 и бронированных тягачей М2 этого типа, не считая нескольких тысяч машин специального назначения на их базе.
Во время Второй мировой войны M3 и машины на его базе в значительных количествах поставлялись союзникам США по ленд-лизу.
M3 имел классическую капотную автомобильную компоновку, с передним размещением моторно-трансмиссионного отделения, центральным — отделения управления и кормовым — десантного отделения. Штатный экипаж включавший десант, составлял 13 человек.
M3 имел легкое противопульное бронирование. Корпус бронетранспортера собирался из катаных листов поверхностно закаленной броневой стали, в основном толщиной 6,35 мм, за исключением лобового листа отделения управления, чья толщина составляла 12,7 мм. Форма корпуса в целом повторяла форму грузового автомобиля и не имела рациональных углов наклона. Борта и корма корпуса были вертикальными, лобовой лист моторного отделения, состоявший в основном из жалюзи воздухозаборника, имел наклон 26° к вертикали, а лобовой лист отделения управления — 25°. Крыша над десантным отделением и отделением управления отсутствовала, за исключением козырька над лобовой частью последнего, имевшего наклон 83°. Бронирования днища бронетранспортёр не имел. Посадка и высадка экипажа осуществлялась в две двери в бортах отделения управления и дверь для десанта в кормовом листе корпуса.
Вооружение БТР составляло: пулемёт Браунинг M2HB калибра 12,7 мм. Смонтирован на станке M25 между сиденьями водителя и командира; пулемет Браунинг M1919A4 калибра 7,62 мм. Установлен на таком же станке в корме машины; реактивный гранатомет Базука.
Возимый боекомплект: 700 патронов калибра 12,7 мм, 4000 патронов калибра 7,62 мм, 540 патронов калибра 9 мм, 22 гранаты, 26 противотанковых мин.
На бронетранспортёре установлен карбюраторный двигатель Уайт 160 AX.
Число/расположение цилиндров — 6/рядное
рабочий объем — 6322,5 см?
мощность — 93,4 кВт (127 л.с.) при 3000 об/мин.
Трансмиссия: 4-х скоростная механическая, 2-х скоростной демультипликатор в одном блоке с раздаточной коробкой, однодисковое сухое сцепление с механическим приводом.
В ходовой части используются автомобильные мосты «Тимкен». Ведущий передний мост Тимкен F-35-HX-1. Подвеска — рессорная совместно с гидравлическими амортизаторами (двумя).
Гусеничный движитель — задний мост Тимкен 56410-BX-67, ведущие колеса — передние, направляющие колеса с натяжным механизмом — задние, один поддерживающий каток на борт, 4 сдвоенных обрезиненных опорных катка на борт, гусеница — резинометаллическая шириной 300 мм с грунтозацепами. Подвеска балансирная с буферными пружинами.
Модификации БТР:
М3А1 — бронетранспортёр с турельной установкой с бронещитом М49 с пулемётом Браунинг M2HB. Монтировалась над сиденьем командира.
М3А1Е1 — установлен дизельный двигатель.
М3А1Е2 — установлена бронированная крыша боевого отделения.
М3А1Е3 — бронетранспортер с 37-мм противотанковой пушкой.
М3А1 command car — машина управления с усиленным бронированием.
М3А2 — разработан для замены бронетранспортеров М3, М3А1, М2, М2А1. Десантное отделение переоборудовано.
M3 был основным бронетранспортёром войск США во Второй мировой войне. В СССР поставлено по ленд-лизу 2 экземпляра, иногда его путают с колёсным М3 Скаут Кар, который стал самым массовым и популярным бронетранспортером Красной Армии. После окончания Второй мировой войны оставался на вооружении США до 1950-х годов, поставлялся странам-союзникам США по программам военной помощи. Использовался в войне в Корее, Алжире, Индокитае и в армии Израиля в войнах 1948, 1956, 1976 и 1982 годов.
Один из бронетранспортеров М3 можно посмотреть в Музее техники Вадима Задорожного.